Основание и открытие музея. Первые проблемы и трудности



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Раздел 1. Создание и первые годы деятельности Феодосийского музея древностей (1811-1848) 5

1.1. Основание и открытие музея. Первые проблемы и трудности. 5

1.2. Комплектование первых фондов Музея древностей. 8

1.3. Первые посетители. 12

Раздел 2. Второй период истории Музея древностей 1850 - 1871 гг. 15

2.1. Создание и первые годы деятельности Феодосийского музея древностей (1811-1848)Одесское общество истории и древностей и Феодосийский музей древностей. 15

2.2. Первые исследователи в музее. 17

Раздел 3. Третий этап истории Музея древностей. 19

3.1. Музей древностей в конце XIX в. 19

3.2. Музей древностей в XX веке. 20

3.3. Археологическая деятельность Музея древностей. 21

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 26

Приложение. 28

 

 


Введение

 

Курсовая работа освещает историю создания и развития Феодосийского музея древностей.

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что становление и развитие Феодосийского музея древностей явилось важным фактором сохранения исторического наследия региона, который не утратил свою важность и сейчас.

Кардинальные демографические перемены, происходившие на фоне оживления экономики Феодосии в XIX веке, приводили к столь же ощутимому изменению ее облика. Старый город быстро уступал место новому. Вместе с ним уходила в небытие и сама история.

Феодосийский Музей Древностей был основан 13 (25) мая 1811 года по инициативе Семена Михайловича Броневского, занимавшего в то время пост градоначальника. Уже в 1828 году феодосийское музейное собрание считалось, наравне с одесским, николаевским и эрмитажным, одним из самых значительных в России.

Историографическая база исследования. В литературе о Феодосии выделяются три монографии. Первая - «История генуэзских поселений в Крыму» Николая Николаевича Мурзакевича - издана в Одессе в 1837 году [12, c.9], книга Василия Ксенофонтовича Виноградова «Феодосия (Исторический очерк)», выдержавшая три издания (Феодосия, 1884, 1915; Екатеринодар, 1902) [5, c. 10].

Следующее капитальное исследование прошлого города было представлено Эрнестом Романовичем Штерном в книге «Феодосия и ее керамика», выпущенной в Одессе в 1906 году. Эти ученые являлись членами Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, созданного в 1839 году с целью изучения южных территорий России. Одесское общество истории и древностей (ООИД) проявляло живой интерес к Феодосии, заказывая чертежи старых строений, рисунки найденных здесь предметов, копии текстов строительных надписей. Полученная таким образом информация публиковалась в Записках ООИД, которые регулярно выходили из печати, начиная с 1844 года [5, c. 12].

Позднее (1887) в Крыму была учреждена Таврическая Ученая Архивная Комиссия (ТУАК), ставившая перед собой задачу охраны древностей, сбор археографических и иных памятников, отражающих историю губернии. Комиссия систематически выпускала Известия ТУАК. Это издание прославилось серией блестящих статей Людовика Петровича Колли, посвященных Каффе и до сих пор не потерявших значения для науки [12, c.11].

Объект исследования. Феодосийский музей древностей.

Предмет исследования. Становление и развитие Феодосийского музея древностей.

Цель работы - изучить историю становления и развития Феодосийского музея древностей в XIX веке.

Задачи в работе:

1. Изучить процесс создания и первые годы деятельности Феодосийского музея древностей (1811- 1848);

2. Проанализировать взаимоотношения Одесского общества истории и древностей и Феодосийского музея древностей;

3. Проследить историю Музея древностей в конце XIX в и в XX веке;

4. Рассмотреть археологическую деятельность Музея древностей.

Методом исследования в работе является является описательный метод - метод историко-генетический. Он состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории объекта. Этот метод направлен на анализ развития, т.е. к фиксированию некоей временной данности исторических явлений и процессов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Раздел 1. Создание и первые годы деятельности Феодосийского музея древностей (1811-1848)

Основание и открытие музея. Первые проблемы и трудности

С. М. Броневский, приступив к обязанностям феодосийского градоначальника, уже в сентябре 1810 г. писал в Министерство полиции, что, «обозревая город Феодосию, нашел в городских стенах, в ломку назначенных, надписи и барельефы, в камне и мраморных досках иссеченные, многие такие же камни из стен выломанные, иные между развалинами лежащие, другие уже вошедшие в новые строения, и хотя сии надписи частью описанные путешественниками, частично вовсе неизвестные и суть остатки глубокой древности, будучи нисаны готическими буквами и, следовательно, принадлежат к временам владычествовали здесь генуэзцев, <...> желая сохранить сии памятники, сделал запрещение употреблять их в строения, а для хранения их назначил одну из пустых мечетей, приказав складывать их в оную по мере как будут отыскиваемы между развалинами». С. М. Броненский просил позволить ему «находящиеся в Керчи и Еникале подобные камни с греческими надписями присовокупить к собираемым в Феодосии, дабы составить здесь по времени музей» [1].

Министр полиции доложил записку С. М. Броневского императору Александру 1, который нашел предложение градоначальника «полезным» и утвердил его 8 ноября 1810 г. Полгода спустя, Феодосийская городская дума постановила создать музей.

«1811 года мая 31 дня. Среда. Феодосийская дума по предложенному от городскою главы по предписанию г. феодосийского градоначальника и кавалера музеуме, приказали: что как составление сдесь музеума может быть к пользе города, привлекая вояжиров, украшением по ученой части, то и нужно употреблять старание для умножения вещей, и Дума, полагая, что сие интересное и полезное заведение будет весьма ограничено собранием только материалов своих от феодосийских развалин, которые содержат одни генуэзские надписи, маловажные по недавности времени владения в Крыму сего народа.

Торговые связи Феодосии со всеми берегами Черного моря, прежде [основанные] греческими колониями, также дают верный способ достать от разных мест многие редкости, медали и надписи греческие и отчасти вещи для коллекции натуральной истории, особливо минералами Малой Азии и Мингрелии изобильными, и приведя сие в действо составить можно малыми иждивениями важное собрание редкостей, служить могущих по части естественной истории, род депо для снабжения некоторых пещей другим в России находящимся кабинетам.

Для скорейшего достижения сей цели нужно пригласить служащих при таможнях и карантинах подведомственных Феодосии чиновникам, и скупить при удобных случаях таковые вещи в Керчи,   от развалин на Таманском полуострове и в Закубанских местах находящихся, также в Севастополе и Балаклаве от остатков Херсонеса, что все и предать на благоусмотрение господину] феодосийскому градоначальнику и кавалеру. Ознакомив сеже думою собрание разных редкостей у здешнего купца Дживарджи при рапорте представить с сочиненным реестром и при том доложить, что цена оным тысяча двести пятьдесят рублей.

1. Мраморная женская головка обыкновенной величины. 2. Глиняная фигурка, изображающая женщину, обернутою маптою [гиматисм. - И. Т.]. 13 головок глиняных разных. 4 глиняных бюстов. 5 тоже без голов. 5 глиняных барельефов из базусов. 2 звериных голов. 1 отломок головы. 1 ламп, 5 маленьких глиняных амфоры и разные отломки вазусов. 1 вазус. 34 серебряные медали греческие и римские. 100 медных разной величины римские медали.

Все расходы, какие произойдут на исправление мечети для хранения памятников древности, градоначальником предложено думе (6 июля 1811 г. N0 1499) обратить на счет городской суммы» [2].

Первым приобретением музея стало собрание древностей феодосийского купца Дживарджи (или Джеварджи), купленное думой за 1250 руб. Оно включало мраморную женскую головку, женскую терракотовую статуэтку, 13 глиняных головок, 4 глиняных бюста (скорее всего, протомы), 5 терракот без голов, 5 глиняных барельефов «из базусов» (вероятно, фигурные сосуды), 2 «звериные головки», 1 «обломок головы» (возможно, терракоты), 1 светильник, 5 «малых глиняных амфор и разные обломки» ваз, 1 вазу, 34 серебряные греческие и римские монеты, 100 медных римских монет.

В записке о своей службе, адресованной министру полиции гр. А. Д. Балашёву в ноябре 1811 г., С. М. Броневский сообщал: «Учрежденный по моему представлению музеум для хранения памятников древности обращает уже на себя внимание любопытствующих посетителей. (Опись музеума не представлена еще потому, что многие вещи ожидаются из Керчь-Ениколя, Фанагории и Севастополя. Он заключает в себе камней с надписями греческими и генуэзскими, с барельефами, вазов, торсов, надгробных памятников и других огромной величины редкостей числом 42 штуки; глиняных обломков от статуй, вазов, ламп, лакриматорий и прочего 38 штук. Медалей греческих, римских, босфорских и понтийских 231 серебряных и бронзовых. Все это стоит казне не более ста рублей за перевозку вещей)» [3].

Музей разместился в «упраздненной» и пустующей «малой» четырехугольной каменной турецкой мечети в центре города, «влево от площади» (ил. 66) [4]. Непонятно, почему Е. Ч. Скржинская и Э. Б. Петрова приписывают музею совершенно другие здания: первая помещает его в христианском храме в виде базилики [5], вторая - сначала в старой мечети на карантине [6], куда городские власти в 1860-х гг. планировали переместить музей, но этот перевод не состоялся (см. гл. 4), затем с 1871 г. в той же церкви, что и Е. Ч. Скржинская.

Расходы на ремонт и содержание музея С. М. Броневский предложил думе обратить на счет городского бюджета. Городским головой Феодосии был в то время дворянин Анжело Галлера [7], ставший его первым заведующим (хранителем), которому «для собирания и описания разных предметов древности, для составления в Феодосии музеума» и на археологическую поездку в Керчь и Еникале было отпущено 100 руб. А. Галлера повелел сломать «каменную перегородку» в здании мечети, предназначенной для музея, «по сломке которой оказалось три кубических сажени дикого камня, которые он взял себе, взаимообразно» [8].

Не только А. Галлера способствовал перевозке в музей боспорских памятников. С. М. Броневский в 1811 г. поручил «отцу боспорской археологии» Полю Дюбрюксу, в то время надзирателю Керченской таможенной заставы, собрать в Керчи и на Таманском полуострове и перевезти в музей мраморы и другие древности [9] с целью пополнения фондов Феодосийского музея. Видимо, по протекции С. М. Броневского, 24 июля 1813 г. П. Дюбрюкс был переведен из Керчи в Феодосийскую портовую карантинную контору комиссаром 1-го квартала, где служил вплоть до 13 сентября того же года. Это ведомство играло важнейшую роль в жизни портов: опустошительная чума 1812 г. превратила многие пункты юга России, в частности, Одессу, в «гробницы», где царствовала «скорбная тишина».

«Здесь, — говорится в формуляре П. Дюбркса, — употребляем был феодосийским градоначальником по делам моровой язвы и за отличное исполнение порученное удостоен Высочайшего благоволения» [10]. Со времен службы в Феодосии дружеские связи П. Дюбрюкса и С. М. Броневского с годами лишь крепли.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!