Комплектование первых фондов Музея древностей



Для прекращения практики расхищения археологических памятников и распыления по частным собраниям боспорских древностей херсонский военный генерал-губернатор герцог А. Э. Ришелье, называвший Россию своей новой родиной, «распорядился проводить изыскания и раскопки и основать в Керчи хранилище всех предметов искусства, обнаруженных на этой древней земле», но в 1814 г. «политические события, отозвавшие графа на родину, приостановили воплощение этого плана», - вспоминал Р. Скасси. По распоряжению А. Э. Ришелье проведение раскопок и сбор древностей для будущего музея в Керчи осуществлял именно П. Дюбрюкс, собиравший памятники в собственном доме.

Снедаемый скукой в провинциальной Керчи, Дюбрюкс с 1811 г. приступил к эпизодическим раскопкам. Видимо, первоначально его работы проводились с целью коллекционирования древностей и пополнения не только будущего музея, но и собственного бюджета продажей найденных вещей антиквариям, путешественникам и вельможным меценатам. О его раскопках 1811-1815 гг., проведенных по поручению А. Э. Ришелье, практически ничего неизвестно.

Многие памятники, найденные в Керчи, оказывались в частных собраниях и вывозились в музеи Николаева, Харькова, а с 1811 г. и Феодосии, благодаря дружеским связям П. Дюбрюкса с С. М. Броневским. Недаром А. А. Скальковский писал, что П. Дюбрюкс являлся «наставником» в археологических изысканиях С. М. Броневского «и они вместе положили основание Феодосийскому музею - первообразу Керченского и Одесского музеев. Впоследствии он был учителем, так сказать, и наставником в этом деле... археолога И. А. Стемпковского» [3, с.45].

В музей были перенесены все доступные лапидарные памятники Феодосии, в том числе «мраморная колонна, стоявшая прежде в главной феодосийской мечети» Султан Селим, «обращенной из древней греческой церкви», с греческой надгробной надписью 819 г.  

Этот путешественник предположил, что памятник был привезен в Феодосию из Анатолии (ил. 44). Затем столб как стоящий в преддверии главной феодосийской мечети был описан П. И. Сумароковым и Э. Д. Кларком [15], ...

...а как отлепков в малом размере» (терракоты), фрагменты «этрусских» (расписных и рельефных) ваз, 4 «малые вазы лакриматорные, каковые нередко отыскиваются в крымских курганах» (лекифы и алабастры), 1 «лампа» (светильник), более 200 античных монет, найденных в Феодосии, Керчи, Херсонесе, Еникале, на Тамани, а также привезенные из Синопы и Анатолии. Эту опись Феодосийского музея впервые опубликовал В. Б. Латышев, обнаружив ее копию в бумагах президента Академии художеств А. Н. Оленина, но без указания точной даты ее составления [26].

В Феодосийский музей, помимо надгробных камней без надписей, поступили боспорские и херсонесские памятники.

Комплектование музея палеонтологическими и минералогическими материалами свидетельствует об интересе просвещенных слоев феодосийского общества к древнейшему прошлому и природе южных наместничеств империи. Сам С. М. Броневский совершил специальные поездки, в том числе в Севастополь на руины Херсонеса, откуда привез обломки нескольких надписей, часть которых впоследствии в описях музея утратила паспортизацию. В одном из реестров упомянуто «подножие мраморное вышиною в 3 фута с половиною [0.7 м], найденное в Керче; бывшая на одной стороне оного пространная надпись стерта от небрежения или от времени; по оставшимся только некоторым буквам, весьма хорошей формы, догадываться можно, что сей памятник принадлежит к изящной древности» [5] П. И. Кёппен описал его как «камень (в виде алтаря), найденный на развалинах нового Херсониса <...> Длинная надпись [20 строк, ил. 141. - И. Т.] весьма неразборчива». Е. Е. Кё'лер, А. Бек и В. В. Латышев также были уверены, что надпись вывезена из Херсонеса [7, с. 39].

Другой херсонесский памятник — посвятительная надпись Демократа сына Аристогена, изданная Е. Е. Кёлером, Д. Рауль-Рошеттом (по заметкам И. А. Стемпковского), П. И. Кёппеном, А. Беком (по копии Ф. Дюбуа де Монпере), известна и по спискам Н. Н. Мурзакевича (ил. 142-143). В музей был доставлен постамент с надписью, найденный в 1820 г. между Гурзуфом и Никитой, которую П. И. Кёппен в 1833 г. описал так: «Длина камня 14 вершков [0.62 м], толщина той стороны, на коей надпись, 4 вершка [0.18 м]. Над первым словом заметно начертание букв, вероятно, входивших в состав другой древней надписи, которая могла быть счищена для помещения на камне надписи новой».

С. М. Броневский отправился также в занятую русскими войсками крепость Анапу (античная Гогриппия), где были найдены две древнегреческие надписи, украсившие музей. Это мраморная доска с фрагментом перечня имен из 22 строк (КБН 1 140, ил. 148) - до нас дошли копии из сборника А. Я. Фабра (ил. 149), П. И. Кёппена 1827 г. и 1829 г. [40] (ил. 150-151), Ф. Дюбуа де Монпере 19 февраля 1833 г. (ил. 152-153) и Н. Н. Мурзакевича (ил. 154). Впоследствии надпись попала в Центральный музей Тавриды. Второй памятник - мраморный пьедестал статуи с посвятительной надписью Аристоники, дочери Ксенокрита (КБН 14, ил. 155), второй половины IV в. до н. э. - «Аристоника, жрица Деметры, дочь Ксенокрита, посвятила Деметре за свою дочь Деметрию», известной в ряде списков (ил. 156-159). И. А. Стемпковский писал об этой надписи: «Несколько лет тому назад был найден в Анапе, хранящийся ныне в Феодосийском музее мраморный памятник, воздвигнутый, как из надписи видно, Церере, жрицею сей богини Арисгоникою. Сие заставляет думать, что в тех местах существовал храм, Церере посвященный» [14, с.31].

По заметкам И. А. Стемпковского надпись была издана Д. Рауль-Рошеттом. П. И. Кёппен в 1827 г. описал пьедестал как «мрамор с следующею надписью, говорят, найден в Анапе, или по крайней мере оттуда получен. И сия надпись иссечена на боку мрамора, на коего верхней стороне иссечена стопа». Надпись известна также в копиях Ф. Дюбуа де Монпере, который отправил в Берлин А. Беку ее список, и Н. Н. Мурзакевича.  

Таким образом, сборами древностей в Феодосии и других городах, покупками и пожертвованиями частных лиц было положено начало археологическим коллекциям музея древностей. Благодаря хлопотам феодосийских и керченских антиквариев многие памятники были спасены от уничтожения, опубликованы путешественниками и вошли в научный оборот.

Феодосийский музей финансировался городской Думой, его фактическим руководителем оставался городской голова А. Галлера.

Первые посетители

 

27 сентября 1817 г. великий князь Михаил Павлович приехал Феодосию и «отправился в музеум, составленный из разных редкостей» [44].

Почти год спустя, 12 мая 1818 г., Феодосийский музей посетил император Александр I в сопровождении адъютанта А. Н. Михаиловского - Данилевского. Военный историк писал, что «музеум можно разделить на две части; в одной хранятся вещи, найденные в Феодосии, а в другой предметы, которые поступили из разных мест. Первые состоят почти все из мраморных досок с надписями и гербами Генуи и различных дворянских фамилий сей республики. Также есть несколько ваз, которые приличнее можно назвать большими кувшинами: они совершенно подобны тем, которые видны в погребах Помпеи.

Царь подарил музею золотую монету фракийского царя Лисимаха, скорее всего, поднесенную ему в Керчи П. Дюбрюксом [46].

А. Галлера предоставил И. М. Муравьеву-Апостолу, объехавшему юг России и Крым осенью 1820 г., планы развалин древних стен Херсонеса Таврического и феодосийского карантина, которые были опубликованы путешественником. Автор дает высокую оценку хранителю А. Галлере, «коего познания о Тавриде, особливо относительно к временам, когда соотчичи его генуэзцы обладали Каффою, занимательны столько же, сколько общество его привлекательно по вежливости и образованности, коими он отличается» [8б с 33].

Скромное в то время собрание Феодосийского музея древностей вызывало сильное разочарование у многих путешественников. Жившая с 1816 по 1820 гг. в Крыму англичанка Мэри Холдернесс писала, что в Феодосийском музее нет ничего, заслуживающего внимания, так как он «подвергся ограблению» - это первое документальное свидетельство об утратах в его фондах. С ней был солидарен и И. М. Муравьев-Апостол: «Громкое имя Музеум! в Феодосии, хранилище древних памятников Тавриды: но это название подобно заглавиям многих книг, в которых редко кто имеет терпение читать далее четырех первых страниц.

Я ожидал найти что-нибудь драгоценное из уцелевших древностей Херсона или Пантикапея; тут ничего этого нет: вокруг стен надгробные и обетные камни поздних времен, ничего достопамятного не имеющие; посреди залы стол большой и на нем весьма мало; несколько медалей и то по большей части римских; кое-какие обломки металлические и другие вещицы, найденные в гробницах керченских. Из сих последних всего любопытнее мне показалось два или три пената глиняные, лепные: они прекрасной греческой работы. Вообще мало тут было пищи нашему любопытству...» [5, с.58].

И. А. Стемпковский, писал, что «Феодосия, бывшая при генуэзцах и турках знатным и многолюдным торговым городом, беднее всех прочих крымских городов остатками греческой древности» и «то, что разновременно открыто в сем городе, наиболее принадлежит к эпохе владычества генуэзцев в Крыму» [5, с. 60]. Действительно, в начале XIX в. была известна лишь одна надгробная надпись из Феодосии, описанная П. И. Сумароковым как найденная в стене разрушенной греческой церкви в деревне Козы вблизи Феодосии, ныне утраченная.

Так как Феодосийский музей финансировался городской Думой, его фактическим руководителем оставался городской голова А. Галлера. Он был страстным нумизматом и составил значительную коллекцию древностей, каталог которой, скорее всего через И. А. Стемпковского, он представил французскому ученому Д. Рауль-Рошстту [5, с. 23]. П. И. Кёппен также использовал это собрание при работе над книгой о древностях северного берега Понта [5, с. 24].

Хранитель практиковал продажу отдельных вещей собственной коллекции музеям - в частности, Феодосийскому музею он продал привезенные из Трапезунда и приобретенные им «мраморную лицевую часть женской головы древней изящной работы» (в описи И. И. Граперона сказано, что эта мраморная женская голова привезена из Синопы) и древнегреческую терракотовую женскую статуэтку в пепле ". Позднее свое нумизматическое собрание севернопричерноморских монет Галлера продал Королевскому нумизматическому кабинету в Париже.

Таким образом, мы изучили процесс создания и первые годы деятельности Феодосийского музея древностей (1811-1848). Музей древностей был основан 13 (25) мая 1811 года по инициативе Семена Михайловича Броневского, занимавшего в то время пост градоначальника.  Сборами древностей в Феодосии и других городах, покупками и пожертвованиями частных лиц было положено начало археологическим коллекциям музея древностей. Благодаря хлопотам феодосийских и керченских антиквариев многие памятники были спасены от уничтожения, опубликованы путешественниками и вошли в научный оборот.

Феодосийский музей финансировался городской Думой, его фактическим руководителем оставался городской голова А. Галлера.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!