МИЦВА (др. – евр.; мн.: мицвот)



Заповедь.

МИШНА (др. – евр.)

Свод иудейских законов, составленный первыми раввинами (тан‑найм). Установления Мишны делятся на шесть крупных частей и шестьдесят три малых. Мишна является основой законодательных положений и комментариев Талмуда.

МУСЛИМ (араб.)

Мусульманин, т. е. исповедующий ислам, – тот, кто вверил себя Богу.

МУТАЗИЛИТЫ (араб.)

Исламская секта, представители которой сводили богословскую проблематику к рационалистическому толкованию Корана.

НИРВАНА (инд.)

Букв. «угасание», исчезновение. Буддийское понятие, обозначающее высшую реальность, цель и завершение человеческой жизни, прекращение страданий. Нирвана, как и Бог (высшая цель монотеизма), недоступна определению в рациональных категориях, поскольку относится к принципиально иному измерению.

ОЙКУМЕНА (греч.)

Цивилизованный мир.

ОМОУСИЯ (греч.)

Единосущность (греч. homousion – букв. «сделанный из того же вещества»). Заведомо парадоксальное понятие, введенное Афанасием и его сподвижниками, которые выражали с его помощью убежденность в том, что Иисус имеет ту же сущность (усию; см.), что и Бог Отец, и потому в той же мере есть Божество.

ОРТОДОКСИЯ (греч.)

Букв. «правильное учение», православие. Этим понятием греко‑христиане закрепили отличие приверженцев церковной доктрины от еретиков (например, ариан или несториан). Ортодоксальным провозглашает себя также традиционный иудаизм, где исповедуется строжайшее соблюдение Закона.

ОСЕВАЯ ЭПОХА (ОСЕВОЕ ВРЕМЯ)

Принятое у историков название переломного периода с 800 по 200 г. до н. э., когда в цивилизованном мире появились и начали развиваться мировые религии.

ПАРЦУФ (др. – евр.; мн.: парцуфим)

Лик; внешний облик; то же, что лицо в Троице. По учению отдельных школ каббалы, непостижимый Бог раскрывает Себя человеку различными «ликами», каждый из которых обладает своими характерными свойствами.

ПАТРИАРХИ

Авраам, Исаак и Иаков, прародители израильтян.

ПИР (араб.)

Духовный наставник в мусульманском мистицизме.

ПРЕМУДРОСТЬ др. – евр.: Хохма; греч.: София.

В Св. Писании: персонификация Божьего Замысла. Форма описания деятельности Бога в нашем мире, доступная человеческому постижению (в отличие от недосягаемого естества Самого Бога).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ МИСТИЦИЗМ

Ранняя форма иудейского мистицизма, главной темой которого были рассуждения о Меркаве (Меркабе) – Небесной Колеснице, явившейся в видении пророку Иезекиилю. По образному содержанию – воображаемое восхождение чрез многочисленные залы (гехалот) Божьего чертога к Его небесному трону.

РАЗРУШЕНИЕ СОСУДОВ

Исходное понятие в космологии каббалиста Исаака Лурии: предвечная катастрофа, вследствие которой искры Божественного Света ниспали в мир земной и увязли в материи.

РИГВЕДА

Сборник гимнов, сложившийся в 1500–900 гг. до н. э. и выражавший религиозные представления ариев, которые вторглись в долину Инда и навязали коренным жителям Индийского полуострова свои верования.

СВЯТОЙ ДУХ

Понятие, обозначающее присутствие Бога на земле; в иудаизме нередко фигурирует как синоним Шехины. Средство различения между Богом, каким мы Его воспринимаем и знаем, и Божеством, которое принципиально недоступно постижению. В христианстве Святой Дух стал третьим Лицом Троицы.

СВЯТОСТЬ

В древнееврейском: каддош. Чужеродность Бога, его кардинальное отличие от всего постижимого, непреодолимая пропасть между Божеством и простыми смертными.

СЕФАРДЫ

Испанские евреи.

СЕФИРА (др. – евр.; множ. ч.: сефирот)

«Исчисление». В каббале – десять этапов самораскрытия Бога:

Кетер Элион – «Высший Венец»

Хохма – «Мудрость»

Бина – «Разум»

Хесед – «Любовь‑милосердие»

Дин – «Правосудие‑воздаяние»

Тиферет – «Красота»

Нецах – «Стойкость»

Ход – «Величие»

Йесод – «Основание»

Малкут – «Царство» (синоним: Шехина ).

СИЛЫ (греч. dynameis)

«Силы» или «Власти» – богословское понятие, обозначающее деятельность Бога в тварном мире; Бог как эмпирически постигаемая деятельная инстанция, которая принципиально отличается от Его непостижимой сущности.

СУННА (араб.)

Благочестивый образ жизни. Освященные традицией правила, установленные в подражание поступкам и привычкам Пророка Мухаммада.

СУННИЗМ

Араб. ахл ал‑сунна – «народ сунны » – общепринятое название большинства мусульман, чей ислам основан на Коране, хадисах, сунне и шариате – в отличие от шиитов, поклоняющихся имамам.

СУФИЗМ

Мистическое течение в исламе. По одной из версий, название происходит от того, что первые суфии носили грубые плащи из шерсти (араб. С‑В‑Ф) – обычную одежду Мухаммада и его сподвижников.

ТАВИЛ (араб.)

Символическое, мистическое толкование Корана, которое отстаивали некоторые эзотерические секты, главным образом исмаилиты.

ТАЛМУД (др. – евр.)

Букв. «изучение». Составленное раввинами строго‑ортодоксальное толкование древнего свода иудейского Закона. См. также Мишна.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!