III. Серые поверхности и образы



 

35. Значительная часть хроматических опытов нуждается в умеренном свете. Осуществить его мы всегда можем с помощью более или менее серых поверхностей, и потому нам надо заблаговременно ознакомиться с серым цветом, причем едва ли нужно Замечать, что во многих случаях стоящая в тени или полусвете белая поверхность может сойти за серую.

36. Так как серая поверхность занимает промежуточное положение между светлым и темным, то приведенное выше (29) в качестве Феномепа может быть поднято до удобного эксперимента.

37. Подержите черный кружок перед серой поверхностью и; отняв его, продолжайте пристально смотреть на то же место, которое он занимал; опо покажется много светлее. Подержите таким же образом белый кружок, и это место покажется потом темнее остальной поверхности. Если переводить глаза взад и вперед по поверхности, то в обоих случаях образы будут тоже как бы двигаться по ней туда и сюда.

38. Серый кружок па черном поле кажется гораздо светлее, чем тот же кружок на белом поле. Если поставить оба случая рядом, то с трудом можно убедить себя в том, что оба кружка окрашены одной краской. Мы думаем, что здесь снова сказывается большая подвижность сетчатки и то молчаливое противодействие, которое принуждепо проявлять все живое, когда ему навязывается какое – либо определенное состояние. Так, вдыхание уже предполагает выдыхание и наоборот; каждая систола – свою диастолу. Это – вечная Формула жпзпи, проявляющаяся и здесь. Раз глазу навязывается темное, он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и тем самым проявляет свою жизненность, свое право охватить об’ект, – порождая нечто, противоположное об’екту.

 

IV. Ослепительный неокрашенный образ

 

39. Когда смотришь на ослепительный, совершенно неокрашенный образ, он производит сильное и длительное впечатление, и замирание (Abklingen) его сопровождается цветовым Эффектом.

40. Пусть в возможно затемненной комнате имеется в ставне круглое отверстие, дюйма три в диаметре, которое можно по желанию открывать и закрывать; впустите через него солнечный свет, примите его на белую бумагу и пристально посмотрите с некоторого расстояния на освещенный кружок; закройте затем отверстие и смотрите в самое темное место комнаты: вы увидите парящее перед вами круглое световое явление. Средина кружка представится вам светлой, бесцветной, желтоватой, края же сразу станут пурпуровыми.

Пройдет некоторое время, пока этот пурпуровый цвет не распространится извне, закрывая весь кружок и вытеспяя, наконец, светлый центр. Но лишь только весь кружок окажется пурпуровым, край начинает синеть, и синий цвет мало – по – малу вытесняет, распространяясь внутрь, пурпур. Когда кружок становится совершенно синим, край делается темным и бесцветным. Проходит долгое время, пока бесцветный край не вытеснит совершенно синеву и весь кружок не станет бесцветным. После Этого образ мало – по – малу убывает, становясь одновременно и бледнее и меньше. Здесь мы снова видим, как сетчатка рядом последовательных колебаний мало – по – малу восстановляется после властного внешнего впечатления (25, 26).

41. Соотпошепия длительности этого явления я нашел для своих глаз – одинаково при многих опытах – в следующем впде.

На ослепительный кружок я смотрел пять секунд, затем закрывал заслонку; я видел тогда парящее цветное марево (Schein‑ bild), и через тринадцать секунд оно оказывалось совершенно пурпуровым. Затем проходило снова двадцать девять секунд, пока весь кружок не представлялся синим, и сорок восемь, пока он не становился серым. Закрывая и открывая глаза, я все спова оживлял этот образ (27), так что он исчез совершенно лишь по истечении семи минут.

Будущие наблюдатели найдут эти промежутки короче или длиннее, смотря по тому, сильнее или слабее их глаза (23). Но было бы очень замечательно, если – бы, тем пе меиее, можно было открыть при этом известное постоянное числепное отношение.

42. Но едва этот удивительный Феномен успел возбудить наше внимание, как мы замечаем уже новое его видоизменение.

Восприняв глазом, как было указано выше, световое впечатление, и взглянув в умеренно освещенной комнате на светлосерый предмет, мы опять увидим перед собою кружок, но уже темный, который мало – по – малу окаймляется извне зеленым краем, и последний, так же, как раньше пурпуровый, распространяется внутрь на весь кружок. Когда это произошло, появляется грязножелтый цвет, который, подобно сипему цвету предыдущего опыта, заполняет весь круг, и, в конце концов, поглощается бесцветностью…

44. Как – то я находился под нечер в кузнице, когда раскаленная масса как раз подводилась под молот. Я пристальпо посмотрел на нее, обернулся н случайно взглянул на стоявший открытым угольный сарай. Огромный пурпуровый образ предстал моим глазам, а когда я перевел взор с темного отверстия на светлую перегородку, то образ представился мне наполовину зеленым, наполовину пурпуровым, в зависимости от более темного или более светлого Фона. Как это явление замирало, я тогда не заметил.

45. Подобно замиранию ограниченного яркого образа происходит и замирание общего ослепления сетчатки. Сюда относится пурпуровый цвет, какой видят ослепленные снегом, а также необыкновенно красивый зеленый цвет темных предметов, какой они имеют, после того, как долго смотришь на белую бумагу, освещенную солнцем. Как в частности обстоит здесь дело, это исследуют в будущем те, юношеские глаза которых еще могут вынести кое – что ради науки.

46. Сюда же относятся и черные буквы, кажущиеся при вечернем освещении красными. Быть может, сюда относится и история о том, как на столе, за который сели для игры в кости Генрих IY с герцогом Годом, показались капли крови.

 

V. Цветные образы

 

48. Как от бесцветных образов, так и от цветных впечатление остается в глазу, с той только разницей, что жизненность сетчатки, побужденная к реакции и путем противоположности создающая цельность, становится здесь нагляднее.

49. Подержите маленький кусок ярко окрашенной бумаги или шелковой материи перед умеренно освещенной белой доской, посмотрите пристальпо на маленькую окрашенную поверхность и через некоторое время уберите се, пе переводя взора: вы увидите на белой доске пятно другого цвета. Можно также оставить цветную бумагу на месте и перевести глаз на другое место белой доски, где мы TOHte увидим это цветовое явлепие: оно возникает из образа, принадлежащего уже глазу.

50. Чтобы отметить вкратце, какие же именно цвета вызываются этой реакцией, можно пользоваться раскрашенным цветовым кругом наших таблиц, который вообще устроен сообразно естественным свойствам и здесь тоже может сослужить хорошую службу: его диаметрально противоположные цвета и являются теми, которые взаимно вызывают друг друга в глазе. Желтый цвет вызывает Фиолетовый, оранжевый – голубой, пурпуровый – зеленый, и наоборот. Так все оттенки взаимно вызывают друг друга, более простой цвет вызывает более сложный, и наоборот.

51. Относящиеся сюда случаи встречаются нам в жизни чаще, чем мы думаем, и внимательный наблюдатель везде увидит эти явления; между тем неосведомленными людьми, как и нашими предками, они принимаются за мимолетные ошибки, иногда даже возбуждают серьезные онасеиия, точно это предвестники глазных болезней. Приведу здесь несколько значительных случаев.

52. Когда я под вечер зашел в одпу гостиницу, и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно – белым лицом, черными волосами и яркокрасным корсажем, я пристально посмотрел па нее, стоявшую в некотором расстоянии от меня, в полумраке. И вот после того, как она двинулась дальше, я увидел на расположенной против меня белой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной Фигуры казалась прекрасного изумрудного цвета.

53. Среди оптических приспособлений имеются портреты в красках и оттенках, обратпых тем, какие дает природа, и, посмотрев на пих некоторое время, можпо в довольно естествеииых красках увидеть миимый образ. Это само по себе правильно и сообразно опыту: в вышеприведенном случае арапка в белом платке вызвала бы белое лицо, обрамленное черным; только у этих, обыкновенно в малом виде нарнсованиых картинок, не каждому посчастливится воспринять части мнимой Фигуры.

54. Одио явление, уже раньше возбуждавшее вниманне естествоиспытателей, можно, я убежден, тоже вывести из этих явлений.

Рассказывают, что известные цветы в летние вечера как – бы сверкают, фосфоресцируют или излучают мгновенный свет. Некоторые наблюдатели точнее передают эти Факты.

Я часто пытался увидеть это явление и производил даже искусственные опыты, чтобы вызвать его.

19‑го нюпя 1799 г., прогуливаясь с одним из моих друзей по саду в сумерки, переходившие в ясную ночь, мы очень яспо заметили, что рядом с цветами восточного мака, выделяющегося из других своим ярко красным цветом, появляется что – то пламепеподобпое. Мы остановились перед клумбами, стали внимательно смотреть па пих, но не могли ничего заметить, пока, наконец, снова прогуливаясь мимо клумбы, мы пе паучи‑ лись вызывать это яплепие сколько – угодно раз, искоса смотря на цветы. Обнаружилось, что это – Физиологическое цветовое явление, и что мннмос сверкание является собственно мнимым образом цветка в дополнительном сине – зеленом цвете.

Когда смотришь па цветок прямо, явление это по имеет места; но опо должно бы наступить и тогда, ко^да мы охватываем цветок колеблющимся взглядом. Если же коситься на него, возникает мгновенное двоякое явление, в котором мнимый образ представляется сразу подле действительного.

Сумерки являются причиной того, что глаз вполне отдохнул и восприимчив, а цвет мака достаточно ярок, чтобы в летние сумерки самых длинных дней оказывать еще полное действие и вызывать дополнительный образ…

Тот, кто хочет подготовиться к наблюдению этого явлепня в природе, пусть приучит себя, проходя по саду, пристальпо всматриваться в красочные цветы и тотчас же переводить взор на дорожку; последняя представится тогда усеянной пятпами противоположного цвета. Это явление удается наблюдать при облачном пебе, но также и при самом ярком солнечном свете, который, повышая яркость цветка, дает ему возможность вызвать настолько яркий дополнительный цвет, что его можпо заметить даже при ослепительном свете. Так, пионы вызывают прекрасные зеленые, ноготки – яркие синие образы.

55. Как при опытах с цветпыми образами на отдельных частях сетчатки законосообразно возникает смена цветов, так это же самое происходит и тогда, когда вся сетчатка возбуждена одним цветом. В этом мы можем убедиться, поднеся к глазам цветные стеклышки. Посмотрите некоторое время сквозь синее стекло, и мир. представится потом свободному глазу словно освещенный солнцем, хотя бы день был серый и местность осевне‑ бесцветная. Точно так же, сняв зеленые очки, мы видим предметы в красповатом отблеске. Мне думается, поэтому, что нехо‑ рошо пользоваться для сбережения глаз зелеными стеклами или зеленой бумагой: каждая цветовая спецификация причиняет глазу насилие и вынуждает орган к реакции.

56. Если до сих пор мы видели, как противоположные цвета последовательно вызывают друг друга на сетчатке, то нам остается‑ еще узпать, что это закономерное вызывание может иметь место и одновременно. Когда на одной части сетчатки появляется цветной образ, остальная часть тотчас же оказывается расположенной производить замеченные соответственные цвета. Если продолжать вышеуказанные опыты и, например, смотреть на желтый кусок бумаги, держа его перед белой поверхностью, то остальная часть глаза уже склонна порождать па этой бесцветной поверхности Фиолетовый цвет. Однако, желтый цвет в таком незначительном количестве слишком слаб, чтобы вызвать заметное действие. Но если поместить на желтую стену белые бумажки, то они представятся в Фиолетовом топе.

57. Хотя эти опыты можно проделать со всеми цветами, однако, особенно хороши для этого зеленый и пурпуровый, так как эти цвета замечательпо вызывают друг друга. Также н в жизни эти случаи часто встречаются. Если зеленая бумага просвечивает сквозь муслин в полосках или цветочках, то последние покажутся красноватыми. Серый дом, если смотреть па него сквозь зеленые жалюзи, кажется тоже красноватым. Пурпуровый цвет подвижного моря – тоже дополнительный цвет. Освещенная часть волн является в собственном, зеленом цвете, затененная же – в противоположном пурпуровом… Впрочем, внимательному наблюдателю эти явления будут встречаться повсюду, и подчас даже становятся неудобными для него.

58. Если мы ознакомились до сих нор с этими одновременными действиями в их прямой Форме, мы можем обнаружить их и в обращенном виде. Держа ярко – оранжевый кусочек бумаги перед белой поверхностью и пристально всматриваясь в пего, вы едва ли увидите на остальной поверхности дополнительный голубой цвет. Но если отнять оранжевую бумагу, и на ее месте появится мнимый образ голубого цвета, то в тот момент, когда последний вполне активен, остальная поверхность покроется, словно зарницей, красновато – желтым сиянием н в живой пагляд‑ ности откроет наблюдателю продуктивное порождение (Forderung) этой закономерности.

59. Как вызываемые цвета легко появляются там, где их пет, рядом с вызывающими и после ник, так они усиливаются там, где имеются. В одном дворе, вымощенном серым известняком и поросшем травой, последняя приняла необыкновенно красивый зеленый цвет, когда вечерние облака отбросили на мостовую едва заметный красноватый отблеск. Обратно, кто при умеренно – освещенном небе бредет по лугам и видит перед собою только зелень, тому стволы деревьев и дороги представляются часто в красноватом сиянии. У пейзажистов, особенно у тех, которые работают акварелью, этот тон часто встречается. Вероятно, опи видят его в природе, бессознательно подражают ему, и вот работа их порицается как неестественная.

60. Эти явления чрезвычайно важны, так как указывают нам на законы зрения и дают необходимую подготовку для будущего изучения цветов. Глаз при этом требует, собственно, цельности и сам в себе замыкает цветовой круг. В вызванном желтым Фиолетовом цвете заключаются красный и голубой; в оранжевом – желтый и красный, ему соответствует голубой; зеленый соединяет синий и желтый и вызывает красный, и так во всех оттенках разнообразнейших смешений. Что в этом случае мы вынуждены припять три главных цвета, это уже раньше отмечалось наблюдателями…

 

VI. Цветные тени

 

62. Однако, прежде чем идти дальше, мы должны еще остановиться на весьма замечательных случаях этих энергично вызьь ваемых, стоящих рядом цветов, именно, направив наше внимание на цветные тени. Чтобы перейти к последним, мы сначала обратимся к рассмотрению бесцветных теней.

63. Тень, брошенная солнцем на белую поверхность, не дает нам ощущения цвета, пока солнце действует с полной энергией. Она кажется черной или, если в нее проникает встречный свет, полуосвещенной, серой.

64. Для цветных теней нужны два условия: во – первых, чтобы действенный свет каким – нибудь образом окрасил белую поверхность, во – вторых, чтобы какой – нибудь встречный свет до некоторой степени осветил отброшенную тень.

65. Поставьте в сумерки на белую бумагу свечу с низким пламенем; между нею и убывающим дневным светом поставьте вертикально карандаш, так чтобы тень, отбрасываемая свечой, освещалась, но не уничтожалась слабым дневным светом: тень окрасится в чудесный голубой цвет.

66. Что эта тень голубая, это сразу заметно; но лишь внимательное наблюдение может убедить нас, что белая бумага действует как красновато – желтая поверхность, и этим отблеском и вызывается в глазу голубой цвет.

67. При всех цветных тенях пужно поэтому предполагать на плоскости, на которую они отбрасываются, вызванный цвет, который при более внимательном наблюдении можно и обнаружить. Но сначала можно убедиться в этом следующим опытом.

68. Возьмите ночью две горящих свечи и поставьте их друг против друга па белой поверхности; поместите между пими в вертикальном положении тонкую палочку, так чтобы получились две тени; возьмите цветное стекло и держите его перед одной свечой, так чтобы белая поверхность оказалась окрашенной, – и в то же мгновение тень, отбрасываемая окрашивающей теперь свечой и освещенная другой, неокрашенной, обнаружит дополнительный цвет.

69. Здесь можпо вставить важное замечание, к которому мы будем еще часто возвращаться. Цвет сам по себе есть нечто теневое (oxitpov); Кирхер вполне прав, поэтому, назвав его lumen opacatum (затепенный свет); и, как родственный тени, он охотно и соединяется с нею, охотно является нам в ней и через нее, как только к этому представится случай; и вот по поводу цветных теней мы должны упомянуть также о явлеппи, выведение и развитие которого будет предпринято лишь впоследствии.

70. Выберите в сумерках момент, когда попадающий внутрь дневной свет еще в состоянии отбрасывать тень, которую не может совершенно заглушить пламя свечи, так что падают две тени – от свечи по направлению к небу и от небесного света по направлению к свече. Если первая голубая, вторая представится ярко – желтой. Но эта яркая желтизна является, собственно, только исходящим от света свечи и разлитым по всей бумаге желто‑ краспым сиянием, которое в тени делается видимым…

72. Итак, можно легко вывести явление цветных теней, которое до сих пор доставляло столько хлопот наблюдателям. Пусть каждый, заметив впредь цветные тени, обратит только внимание па то, каким цветом отливает светлая поверхность, на которой они являются. Да, можно даже рассматривать цвет тени как хроматоскоп освещенных поверхностей: цвет, противостоящий цвету тени, можно предполагать па поверхности и при более внимательном рассмотрении в каждом случае обнаружить…

75. Однажды, путешествуя зимой по Гарцу, я спускался под вечер с Брокена; широкие поверхности вверху и внизу были покрыты снегом, раввина тоже, все разбросанные там и сям деревья и выступающие утесы, все группы деревьев и скал были совершеппо одеты инеем, солнце как раз склонялось к Одерским прудам.

Если днем, при желтоватом тоне снега, были уже заметные чуть – чуть Фиолетовые тени, то теперь, когда от освещеппых частей отражался повышенный желтый цвет, тени пужпо было признать яркоголубыми.

Когда же солнце, наконец, приблизилось к своему закату и луч его, значительно ослабленный более сильными испарениями, облил весь окружавший меня мир чудеснейшим пурпуровым цветом, тогда цвет тепи превратился в зеленый, который по ясности можно было сравнить с бирюзовым, по красоте – со смарагдовым. Эффект этот делался все живее; казалось, что находишься в Феерическом мире – так все оделось в две живых и столь чудесно гармонирующих краски, пока, наконец, с заходом солнца дивное явление пе перешло в серые сумерки и мало – помалу в лунную и звездную ночь.

76. Один из прекрасных случаев цветных теней можпо наблюдать в полволуппс. Свет свечи и луны можпо привести в полное равновесие. Обе тени можпо сделать одинаково сильными и отчетливыми, так что оба цвета вполне уравновешивают друг друга. Выставьте доску на лунный свет, поместите свечу немного в стороне и па надлежащем расстоянии держите перед доской непрозрачное тело, тогда возникнет двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и освещает свеча, будет сильно окрашена в красножелтый цвет и, наоборот, тень, отбрасываемая свечой и освещенная луной, представится самого чудесного голубого цвета. Где обе тени сходятся и сливаются в одну, там эта тень черного цвета. Желтую тепь, быть может, никаким другим способом пе представить так ясно. Непосредственная близость голубой тени, вступающая между ппмп черная делают эффскт тем более приятпым…

77. Здесь уместпо заметить, что необходим, вероятпо, некоторый промежуток времени, чтобы вызвать дополнительный цвет. Сетчатка должна сначала быть как следует возбуждена вызывающим цветом, прежде чем вызванный цвет станет ясно заметным.

78. Когда водолазы паходятся под водою и солнечный свет попадает в их колокол, – все освещенное, что их окружает, бывает пурпурового цвета (причина чего будет приведена впоследствии); тени же выглядят зелеными. То же самое явление, которое я воспринял на высокой горе (7S), они замечают в глубине моря; так природа везде сама себя подтверждает…

 

VII. Слабодействующий свет

 

81. Энергичный свет представляется чисто белым; это впечатление оп производит и при высшей степени ослепления. Свет, действующий пе с полной силой, может еще при различных условиях оставаться неокрашенным. Некоторые естествоиспытатели и математики пытались измерить его степени. Ламберт, Буге (Bouguer), РемФорд.

82. Однако, при слабее действующем свете вскоре наступает окрашивание в виде замирающих образов.

83. Какой – либо свет действует слабее либо тогда, когда уменьшается – в силу чего бы то пи было – его энергия, либо тогда, когда глаз теряет способность в полной мере испытывать его действие. Явления первого рода, которые можно назвать об’ек‑ тивными, паходят свое место в области Физических цветов. Упомянем здесь только о переходе раскаленного железа от белого к красному калению. Точно так же мы замечаем, что свечи, также и ночью, по мере удаления от глаза кажутся краснее.

84. Свет свечи действует ночью вблизи как желтый свет; мы можем заметить это по действию, которое оп производит на остальные цвета. Бледножелтый цвет мало отличим ночью от белого; синий приближается к зеленому, розовый к оранжевому.

85. В сумерках свет свечи действует как яркий желтый свет, что лучше всего доказывают голубые тейп, вызываемые в этом случае в глазу.

86. Сетчатка может быть так раздражена сильным светом, что более слабый свет она пе в состоянии различить (11). Если же она различает его, он представляется ей цветным; вот почему пламя свечи выглядит днем красноватым, оно выступает как замирающий свет; и даже ночью, если долго и пристальпо смотреть на него, оно кажется все краснее.

87. Существует слабодействующий свет, производящий, тем не менее, на сетчатку белое или светложелтое впечатление, как совершенно ясный свет луны. Гнплое дерево обладает даже особого рода сиповатым сиянием. Все это в будущем снова станет предметом рассмотрения…

 

VIII. Субъективные венцы

 

89. Венцы можпо разделить на суб’сктивныс и об’ективпые. Последние будут рассматриваться среди Физических цветов, только первые относятся сюда. Они отличаются от об’ективных тем, что исчезают, когда заслоняют светящийся предмет, вызывающий (дх на сетчатке.

90. Мы видели выше впечатление светящегося образа на сетчатку, видели, как он увеличивается на ней; по этим действие еще не завершается. Оп выходит за свои пределы пе только как образ, но и как энергия; оп распространяется из центра к периферии.

91. Что такое слияние вызывается нашим глазом вокруг светящегося образа, это лучше всего можно видеть в темной комнате, если смотреть через умеренно большое отверстие в ставне. Светлый образ окружен здесь круглым туманным сиянием.

Такое тумаппое сияние я видел с окаймляющим его желтым и желтокрасным кругом, когда я проводил несколько ночей в спальной повозке и по утрам па рассвете раскрывал глаза.

92. Венды бывают всего живее, когда глаз отдохнул и восприимчив. Равным образом – на темпом фопс. И то, и другое об’ясняет, почему мы видим их так ярко, когда просыпаемся ночью и к нам приближаются со свечей. Оба эти условия былп налицо и тогда, когда Декарт, сидя, спал па корабле и заметил вокруг пламени такое живое цветное сияние.

93. Свет должен быть умеренным, чтобы возбудить в глазу вепец; во всяком случае веппов ослепительного света нельзя было бы заметить. Мы видим такой блестящий венец вокруг солнца, отражающегося от водной поверхности.

94. Тщательное наблюдение показывает, что такойвепецобладает па краях желтой каймой. Но и здесь пе кончается это энергичное действие, оно как будто двигается дальше в переменчивых кругах.

95. Есть много случаев, указывающих на кругообразное действие сетчатки, – вызывается ли оно круглой Формой глаза и его различных частей или каким – либо иным путем.

96. Если хотя бы слегка надавить глаз со стороны внутреннего угла, то возникают более темные или более светлые круги. Ночью можно иногда и без давления подметить последовательный ряд таких кругов, где одни развиваются из других, поглощаются другими.

97. Мы видели уже желтый край вокруг освещенного близко поставленной свечой белого пространства. Это – своего рода об’ективный венец.

98. субъективные венцы мы можем представить себе как конфликт света с живым пространством. Из конфликта движущего с движимым возникает волнообразное движение. Можно обратиться за сравнением к кругам в воде. Брошенный камень гонит воду во все стороны, действие это достигает высшей ступени, замирает и уходит в противоположном направлении, в глубину. Действие идет дальше, снова кульминирует, и так эти круги повторяются. Если мы вспомним концентрические кольца, возникающие в наполненном водою бокале, когда пытаются вызвать ток трением его края, если мы примем во внимание перемежающиеся колебания при зампрапии звука колоколов, то в представлении мы, пожалуй, приблизимся к тому, что происходит на сетчатке, когда она поражается светящимся предметом, но только она, как живая, обладает уже в своей организации известной кругообразной склонностью.

99. Показывающаяся вокруг светящегося образа светлая круговая поверхность бывает желтой с красными краями. Далее следует зеленоватый круг, заканчивающийся красным краем. Таково, повидимому, обычное явление при известной величипе светящегося тела. Эти венцы становятся тем больше, чем дальше отходишь от светящегося образа.

100. Однако, венцы могут являться также в глазу бесконечно малыми и многообразными, если первый импульс был мал и силой. Лучше всего сделать опыт с лежащей иа земле, освещенной солнцем золотой блесткой. В этих случаях венцы предстают в пестрых лучах. То пестрое явлепие, которое вызывает в глазу солнце, пропикающее сквозь листву деревьев, относится, я думаю, тоже сюда.

 

 

Чувственно‑нравственное действие цвета

 

758. Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает очепь высокое место, в определенном многообразии заполняя предназначенный ему простой круг, то пас пе удивит то обстоятельство, что в своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и Формы того матерьяла, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочеп, а через него и на душу. Это действие бывает специфическое, если оп взят в отдельности, гармоническое или негармоническое, часто также характеристическое, если сопоставлено несколько цветов, по всегда определенное и значительное, и оно примыкает непосредственно к сфере нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям.

759. Цвет вообще вызывает в людях большую радость. Глаз нуждается в нем, как оп нуждается в свете. Как оживляет нас, когда в пасмурный день солнце осветит отдельную часть местности с ее красками! Если цветным благородным камням приписывали целебные силы, то это могло возникнуть из глубокого чувства этого невыразимого удовольствия.

758. Цвета, видимые иамп па предметах, пе являются для глаза каким – то совершенно чуждым элементом, который как бы впервые определяет глаз к такому – то ощущению. Нет, этот орган всегда расположен сам производить цвета и испытывает приятное ощущение, когда извне приходит печто сообразное его собственной природе, когда его определяемость получает знаменательное определение в известную сторопу.

759. Из идеи контраста данного явления, нз приобретенного нами знакомства с его особыми определениями мы можем заключить, что отдельные цветовые впечатления не могут быть сме‑ шапы, что онн должны действовать специфически и вызывать в живом органе безусловно специфические состояния.

760. То же самое и в душе. Опыт учпт пас, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения. Об одном остроумном Французе рассказывают: он уверял, что топ его беседы с madame изменился с тех пор, как она заменила голубую окраску мебели своего кабинета на кармазинную.

761. Чтобы получить полиое ощущение от этих единичных значительных действий, нужно окружить глаза всецело одним цветом, например, находиться в одноцветной комнате, смотреть сквозь цветное стекло. Тогда отожествляешь себя с цветом; он настраивает глаз и ум в унисон с собою.

762. Цвета положительной стороны суть желтый, красножел‑ тый (апельсин), желтокрасный (сурик, киноварь). Они вызывают бодрое, живое, активное настроение.

 

Желтый

 

 

763. Это цвет, ближайший к свету. Он возникает благодаря самому незначительному ослаблению последнего, будет ли оно вызвано мутпой средой или слабым рассеянием от белых поверхностей. В призматических экспериментах он один простирается далеко в светлое пространство, и пока оба полюса стоят еще отделенные одпп от другого, прежде чем желтый смешался с сипим, образовав зеленый, его можно увидеть там в прекрасном, самом чистом виде.

764. В своей высшей чистоте оп обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, веселостью, нежной прелестью.

765. В этой степени он приятен в качестве обстановки, будет ли это платье, запавес, обои. Золото в совершенно песме – таимом состоянии дает нам, особенпо когда присоединяется еще н блеск, новое и высокое понятие об этом цвете; точпо так же‑ насыщенный желтый цвет, выступая па блестящем шелке, например, на атласе, производит впечатление роскоши и благородства.

768. Опыт вообще показывает, что желтый цвет производит безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение. Вот почему в живописи он и приурочен к освещенной и. действенной стороне.

769. Этот сообщающий теплоту ЭФФект можно живее всего заметить, посмотрев на какую – нибудь местность сквозь желтое стекло, в особенности в серые Зимине дин. Радуется глаз, расширяется сердце, светло становится па душе; словно непосредственно повеяло на нас теплотой.

770. Если в своем чистом и светлом состояиии этот цвет приятен и радует пас и в своей полной силе отличается ясностью н благородством, то зато он крайне чувствителен и производит весьма неприятное действие, загрязняясь или до известной степени переходя на отрицательную сторону. Так, цвет серы, впадающий в зеленый, заключает в себе что – то неприятное.

771. Такое неприятное действие получается, когда желтую' окраску придают нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку п т. п., где этот цвет не может проявиться с полной энергией. Незначительное п незаметное движение превращает прекрасное впечатление огня и золота в ощущение гадливости, и цвет почета и радости переходит в цвет позора, отвращения и неудовольствия. Так могли возникнуть желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца па плащах евреев; п даже так называемый цвет рогоносцев является, собственно, только грязным желтым цветом.

 

Красножелтый

 

772. Так как пи одип цвет нельзя рассматривать как застывший в одпом состоянии, то сгущением и затемнением желтизну легко повысить до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, н в красножелтом он является более мощным и великолепным.

773. Все, что мы сказали о желтом, применимо п здесь, только в более высокой степени. Краспожелтый и дает собственно глазу чувство теплоты п радости, как представитель цвета более сильного жара, а также более мягкого блеска заходящего солнца. Поэтому он приятен также в обстановке, и в тон или ипои степени радует глаз или кажется великолепным, как окраска одежды. Слабый оттенок красного сейчас же придает желтому другой вид; и если англичане и немцы все еще довольствуются бледпожелтой, светлой окраской кож, то Француз, как замечает уж отец Кастель, любит желтый цвет, повышенный в сторону красного, как и вообще его радует в цветах все стоящее па активной стороне.

 

Желтокрасный

 

771. Как чистый желтый цвет легко переходит в красиожел‑ тый, так последний повышается, не задерживаясь, в желтокрасный. Приятное чувство ясности, сопровождающее еще красножел‑ тый цвет, приобретает исвыиосимо – мощный характер, когда цвет повышается до яркого желтокрасного.

772. Активная сторона достигает здесь своей высшей энергии, и не мудрено, что энергичные, здоровые, малокультурные люди паходят особенное удовольствие в этом цвете. Склоииость к нему обнаружена повсюду у диких пародов. И когда дети, предоставленные самим себе, занимаются раскрашиванием, они не жалеют киновари и сурика.

773. Когда смотришь в упор на желтокраспую поверх‑ иость, кажется, будто цвет действительно внедряется в наш орган. Он вызывает невероятное потрясение и сохраняет это действие при некоторой степепп темпоты.

Явлсиие желтокрасной материи вызывает у животных без‑ покойство и ярость. Я знал также образованных людей, которые не могли выносить, когда в пасмурный день им встречался кто‑ нибудь в багряном пальто.

774. Цвета отрицательной сторопы суть синий [6]), красиосипий и синекраспый. Они вызывают неспокойное, вялое и тоскливое настроение.

СИНИЙ.

775. Как желтый всегда несет с собой свет, так про синий можпо сказать, что он всегда приносит что – то темное.

779. Этот цвет оказывает па глаз удивительное и почти невыразимое действие. В качестве цвета он осуществляет энергию; однако он стоит на отрицательной стороне, и в своей величайшей чистоте представляет собою как бы прелестное ничто. В созерцании его есть какое – то противоречие раздражения и покоя.

780. Как высокое небо, далекие горы мы видим сипими, так и вообще синяя поверхность как – будто уплывает от нас вдаль.

781. Как мы охотно преследуем приятный предмет, который от пас ускользает, так мы охотно смотрим па синий цвет, не потому, что оп проникает в пас, а потому, что оп тянет нас вслед за собою.

782. Сппева дает пам чувство холода, иапомипает также тень. Нам известно, как она выведена из черноты.

783. Комнаты, выдержанные в одних сипих топах, кажутся до известной степени просторпыми, по собственно пустыми п холодными.

784. Синее стекло рисует предметы в печальном свете.

785. Нельзя назвать неприятным, когда к сппему цвету слегка примешивается положительная сторона. Бирюзовый цвет является, напротив, приятным цветом.

 

Красносиний

 

786. Как в желтом мы очень скоро нашли повышение цвета, так мы замечаем то же свойство п в синем.

787. Синий цвет очень нежио потенцируется в сторону красного и приобретает благодаря этому нечто действенное, хотя и стоящее на пассивной стороне. Оп возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем краспожелтьш; он не столько ожпвляет, сколько вызывает беспокойство.

788. Как потенцирование цвета идет не останавливаясь, так н самому хотелось бы все итти и итти вместе с этим цветом, по не для того, чтобы все время деятельно подвигаться вперед, как у краспожелтого, а для того, чтобы найти пункт, где можно было бы отдохнуть.

789. В очень разреженном виде мы знаем этот цвет под названием сиреневого; по и здесь в пем есть что – то хотя жпвое, но безрадостное.

 

СинекраснЫй[7]

 

790. Указанное беспокойство возрастает по мере дальнейшего потенцирования, и можно, пожалуй, утверждать, что обоп совершенно чистого насыщенного синекрасного цвета были бы невыносимы. Вот почему, когда он встречается в одежде, как лента или нное украшение, его применяют в очень разреженном н светлом виде; даже и так он, согласно отмеченной природе, оказывает совсем особенное впечатление.

791. Про высшее духовенство, присвоившее себе этот неспокойный цвет, можно, пожалуй, сказать, что по беспокойным ступеням уходящего все дальше под’ема оно неудержимо стремится к кардинальскому пурпуру.

 

Красный

 

792. При этом обозначении нужио изгнать все, что в красном могло бы производить впечатление желтого или синего. Нужно представить себ$ вполне чистый красный цвет, совершенный, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли этот цвет, вследствие его высокого достоинства, пурпуром, хотя мы п знаем, что пурпур древних больше склонялся в сторону синего.

793. Кто знает призматическое возникновение УРУР> найдет парадоксальным наше утверждение, что этот цвет, частью актуально, частью потенциально, содержит в себе все остальные цвета [8]).

794. Если мы видели постепенное потенцирование желтого и синего в красный и подметши испытанные нами при этом чувства, то можно предвидеть, что соединение потенцированных полюсов принесет настоящее успокоение, которое я назвал бы идеальным удовлетворением. Так и при Физических Феноменах это высшее из всех цветовых явлений возникает из встречи двух противоположных концов, которые постепенно сами подготовились к соединению.

776. В качестве пигмента он является нам, однако, в готовом виде: самый совершенный красный цвет дает кошениль, хотя этот материал, благодаря химической обработке, склоняется то к положительной, то к отрицательной стороне; и разве только в лучшем кармине можно получить полное равновесие.

777. Действие этого цвета так же единственно, как его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. Первое он осуществляет в своем темном сгущенном состоянии, второе – в светлом разреженном. Так достоинство старости и миловидность юности могут одеваться в один цвет.

778. История рассказывает немало о страсти правителей к пурпуру. Обстановка такого цвета всегда серьезна н роскошна.

779. Через пурпуровое стекло хорошо освещепный ландшафт рисуется в страшном свете. Такой тон должен бы расстилаться по земле и небу в день страшного суда.

780. Так как оба материала, которыми преимущественно пользуются красильщики для получения этой краски, кермес и кошениль, склоняются более или менее к положительной и отрицательной стороне, чему можно также содействовать обработкой кислотами и щелочами, то нужно заметить, что Французы держатся активной стороны, как показывает Французский багрец, отливающий желтым цветом, итальянцы же остаются на пассивной стороне, так что их багрец дает предчувствовать синий цвет.

781. Подобной щелочной обработкой получается кармазин, цвет, который, вероятно, очень ненавистен Французам, так как выражениями sot ей cramoisi, m^chant en cramoisi они обозначают крайнюю степень пошлого п злого.

ЗЕЛЕНЫЙ.

782. Если желтый и синий, на которые мы смотрим как на первые и простейшие цвета, соедипить при самом их появлении, на первой ступени их действия, то возиикает тот цвет, который мы называем зеленым.

783. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Когда обе материнских краски находятся в смеси как раз в равпо‑ весии, так что ни та, ни другая не заметна, глаз и душа отдыхает па этом смешанном как на простом. Не хочешь итти дальше и не можешь итти дальше. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обои выбираются обыкновенно зеленого цвета.

 

Цельность и Гармония

 

784. Мы принимали до сих пор, в целях нашего изложения, что глаз может быть вынужден отожествиться с каким – нибудь отдельным цветом; однако, это бывает возможно лишь на мгновение.

785. Дело в том, что когда мы видим вокруг себя один цвет, возбуждающий в нашем глазу ощущение своего качества и своим присутствием вынуждающий нас оставаться в тожественном состояиин, то наш орган неохотно терпит такое принуждение.

786. Когда глаз видит цвет, в нем сейчас же пробуждается деятельность, и по своей природе он должен сразу – столь же бессознательно, как и необходимо – породить другой цвет, который вместе с первоначально данным содержит цельность всего цветового круга. Один отдельный цвет возбуждает в глазе, посредством специфического ощущения, стремление к всеобщ‑ иости.

787. И вот, чтобы воспринять эту цельность, чтобы достпг‑ цуть самоудовлетворения, глаз ищет рядом с цветным пространством бесцветное, чтобы вызвать на последнем требуемый цвет.

788. В этом и заключается, стало быть, основной закон всякой гармонии цветов, в чем каждый может убедиться на собствешюм опыте, в точности ознакомившись с теми экспериментами, которые мы привели в отделе о Физиологических цветах.

789. Когда же цветовая цельность предлагается глазу извне в качестве об’екта, глаз радуется ей, так как итог его собственной деятельности дается ему здесь как реальность. Мы скажем, поэтому, прежде всего об этих гармонических сопоставлениях.

790. Чтобы легче усвоить их, стоит только представить себе в указанном цветовом круге подвижный диаметр и водить его по всему кругу: оба конца будут все время указывать вызывающие друг друга цвета, которые можно, впрочем, свести, в‑ конце концов, к трем простым противоположностям.

791. Желтый вызывает нраспосиний, синий вызывает красно‑ желтый, пурпуровый вызывает зеленый, и наоборот.

792. Как предположенная нами стрелка отходит от средины в естественном порядке расположенных цветов, так своим вторым концом она сдвигается с противоположного деления и благодаря такому приспособлению к каждому вызывающему цвету легко найти вызываемый.

Не бесполезно было бы образовать для этого цветовой круг, который пе был бы прерывист, подобно нашему, а показывал бы цвета п их переходы в непрерывном течении: здесь мы стоим па очень важном пункте, который заслуживает всей нашей внимательности.

793. Если раньше, при созерцании отдельных цветов, мы возбуждались до известной степени патологически, поддаваясь отдельным ощущениям и чувствуя себя то в живом п стремительном состоянии, то в вялом и тоскливом, то возвышаясь до благородного, то опускаясь до пошлого, – то теперь врожденная нашему органу потребность в цельности выводит нас из этой ограниченности; орган сам дает себе свободу, порождая противоположность навязанного ему единичного впечатления, и тем самым – удовлетворяющую цельность.

794. Таким образом, насколько просты те собствешю гармонические контрасты, которые даются нам в этом узком круге, настолько важно указание, что природа имеет тенденцию через цельность вести нас к свободе, и что на этот раз явление природы непосредственно достается нам для эстетического употребления.

795. Мы можем сказать поэтому, что цветовой круг, как мы привели его, уже по самому матерьялу вызывает приятное ощущение; и здесь же уместно будет упомянуть, что радугу неправильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности; ей ведь нехватает главного цвета, чистого красного цвета, пурпура, который не может возникнуть, так как у этого явления, так же, как и у традиционного призматического изо‑ бражепия, желтокрасный и синекрасный цвета пе могут встретиться.

796. Природа вообще пе дает иам ни одного общего Феномена, где цветовая цельность была бы вполне на лицо. Экспериментами можно вызвать таковую в ее совершенной красоте. Но как все явлепие располагается в круге, это мы лучше всего поймем, нанеся пигменты иа бумагу, при наличности природ‑ пых задатков; после некоторого опыта и упражнения, мы, в конце концов, всецело проникаемся идеей этой гармонии и храпим ее в уме.

 

 

Характерные сопоставления

 

797. Кроме этих чисто гармонических сопоставлений, которые сами собой возникают и всегда связаны с цельностью, есть еще другие, которые создаются произволом и которые нам легче всего отметить указанием, что в нашем цветовом круге они располагаются не по диаметрам, а по хордам, и при том прежде всего с перескакиванием одного цвета.

798. Мы называем эти сопоставления характерными, потому что во всех них есть что – то значительное, навязывающееся нам с известным выражением, но ие удовлетворяющее пас, так как все характерное возникает только благодаря своему выделению из целого, как часть, стоящая в связи с этим целым, не растворяясь в нем.

799. Зная цвета как в их возникновении, так и в их гармонических соотношениях, мы можем ожидать, что и характеры произвольных сопоставлений будут обладать самым различным, значением. Рассмотрим их по одиночке.

 

ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ

 

800. Это самое простое из таких сопоставлений. Можно сказать, что в ием – всего слишком мало: так как в ием нет нп следа краевого, то ему слишком далеко до дельности. В этом смысле можно назвать его бедным и – так как оба полюса стоят на самой низкой ступени – пошлым. Зато у пего то преимущество, что он стоит ближе всего к зеленому цвету. Значит, к реальному удовлетворению.

 

ЖЕЛТЫЙ И ПУРПУР

 

820. Несколько одностороннее, но ясно – веселое и великолепное сопоставление. Оба конца активной стороны выступают рядом, но непрерывное становление не выражено.

Так как из их смешения в виде пигментов можно ожидать желтокрасного, то они до известной степени заменяют этот цвет.

 

СИНИЙ И ПУРПУР

 

821. Оба конца пассивной стороны с уклоном верхнего конца в активную сторону. Так как смешение того и другого дает синекрасиое, то эффект этого сопоставления тоже приближается к этому цвету.

 

ЖЕЛТОКРАСНЫЙ И СИНЕКРАСНЫЙ.

 

822. Взятые вместе, опи, как потепцированпые концы обеих сторон, отличаются возбуждающим, ярким характером. Они дают нам предчувствие пурпура, который в Физических экспериментах и получается из их соединения.

823. Таким образом, эти четыре сопоставления обладают тем общим свойством, что из их смешения получались бы лежащие между ними цвета нашего круга; это бывает уже тогда, когда сопоставление состоит из мелких частей и рассматривается издали. Плоскость с узкими синими и желтыми полосками кажется на некотором расстоянии зеленой.

824. Когда же глаз видит рядом синий и желтый цвет, он находится в удивительном состоянии, все время пытаясь породить зеленый, но это ему не удается, и потому он пе может осуществить ни спокойствия в частности, ни чувства цельности в общем.

825. Итак, отсюда видно, что мы не напрасно назвали эти сопоставления характерными, и что характер каждого из них должен стоять в связи с характером единичных цветов, из которых оин составлены.

 

Бесхарактерные сопоставления

 

826. Мы обращаемся теперь к последнему виду сопоставлений, которые легко отыскать на круге. Это будут те, которые обозначепы меньшими хордами; здесь перескакивают не через промежуточный цвет, а только через переход из одного цвета в другой.

827. Эти сопоставления можно, я думаю, назвать бесхарактерными, так как цвета лежат здесь слишком близко друг к другу, чтобы впечатление от них могло стать значительпым. Однако, бблыпая часть все – жс в известной степени правомерна, отмечая движение между двумя точками, отношение между которыми, однако, едва ощутимо.

828. Так желтый и желтокрасный, жслтокраспый и пурпуровый, синий и сппекрасный, сиискраспый и пурпуровый выражают ближайшие ступени потенцирования и кульмипирования, и при известных пропорциях масс могут оказывать недурное действие.

829. Желтый и зеленый всегда отличаются пошло – веселым, енннй и зеленый – пошло – отталкивающим характером; поэтому паши добрые предки и называли это последнее сопоставление шутовским цветом.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!