Долг ученика – распространять трансцендентное послание бескорыстно, не ища материальной выгоды



 

В этом стихе, рассказывая о себе, Нарада Муни кратко описывает жизнь искреннего преданного. После посвящения, данного Господом или Его истинным представителем, такой преданный начинает со всей серьезностью воспевать славу Господа и странствует по всему миру, чтобы другие тоже смогли узнать о ней. Такие преданные не ищут материальной выгоды. Ими движет единственное желание: вернуться обратно к Богу, и это происходит, когда в положенный срок они оставляют свое материальное тело. Имея в жизни высшую цель – возвращение к Богу – они никогда не завидуют и не кичатся тем, что стали достойны вернуться к Богу. Единственное их занятие – воспевать и вспоминать святое имя, игры и величие Господа и по мере своих сил нести это послание другим, заботясь об их благе и не рассчитывая ни на какие материальные вознаграждения.

«Шримад-Бхагаватам» 1.6.26 (комментарий)

 

 

Неделя 60

 

Нектар святого имени

 

Вайшнавы должны почтительно относиться к каждому, кто, регулярно повторяя святое имя, пытается развить в себе сознание Кришны

 

Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно.

Одному из наших друзей, знаменитому английскому музыканту, понравилось петь и повторять мантру Харе Кришна, и он даже несколько раз упомянул святое имя Кришны в своих песнях. У себя дома он почитает изображения Кришны и с почетом принимает проповедников сознания Кришны.

В общем, он в высшей степени уважительно относится к имени Кришны и Его деяниям, поэтому мы, видя как этот достойный человек постепенно прогрессирует в сознании Кришны, относимся к нему с искренним уважением. Такому человеку всегда следует оказывать почтение. Следовательно, вайшнавы должны почтительно относиться к каждому, кто, регулярно повторяя святое имя, пытается развить в себе сознание Кришны.

«Нектар наставлений»

 

 

Тот, кто осознал, что Господь и Его имя неотличны, является чистым преданным и достоин почитания

 

…любой преданный, который верит, что святое имя Господа тождественно Самому Господу, является чистым преданным, даже если он неофит. Благодаря общению с таким преданным другие тоже могут стать вайшнавами.

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 15.106

 

Повторение святых имен Кришны – настолько возвышенный процесс, что если человек повторяет Харе Кришна маха-мантру без оскорблений (то есть стараясь не наносить десяти видов оскорблений), он постепенно осознает, что между святым именем Господа и Самим Господом разницы нет. Тому, кто обрел такое видение, преданные-неофиты должны оказывать почтение.

«Нектар наставлений»

 

Текст для обсуждения

 

Продолжение

 

13) Преданный лишен желаний, акама .

Истинный смысл отсутствия желаний можно понять, раскрыв буквальное значение слова акама, «без вожделения». Здесь следует сказать о двух понятиях: каме и преме. Кама значит «вожделение» или «материальное желание». Према же значит «любовь». Любовь предназначена для Кришны. Привязанность к вещам, которые Кришной не являются – всегда разновидность камы.

Только достигнув премы, любви к Кришне, человек поднимается до уровня отсутствия желаний. Желание доставить удовольствие Кришне – это акама.

 

Господь Кришна говорит, что от камы невозможно избавиться искусственно. «Воплощенная душа может воздерживаться от наслаждений, однако вкус к ним остается у нее. Однако, испытав высший вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».

Если человек искренне следует процессу сознания Кришны под руководством гуру, шастр и садху, он почувствует высший вкус и оставит материальные желания, даже находясь на начальной стадии преданного служения.

Общепризнанно, что, пока преданный не достиг стадии беспримесного преданного служения, он все еще иногда питает надежду стать счастливым, исполнив свои материальные желания. Как же преданный сопротивляется материальным желаниям, даже не ощутив пока высший вкус спонтанного сознания Кришны? Ответ – тапасья, аскеза.

Есть два вида счастья: преях, сиюминутное, и шреях, высшее. Зрелый человек пожертвует преясом ради шреяса. Студенту порой приходится отказаться от вечеринки, чтобы не вылететь из колледжа. Аскеза – это что-то вроде этого. Преданный не отказывается от трудностей, он добровольно принимает их, чтобы одержать верх над своей низшей природой. Без борьбы невозможно достичь чего-то ценного, а сознание Кришны – самая ценная вещь. Преданный получает огромную помощь от духовного учителя и от Кришны в своем сердце. Господь также дает сил тому преданному, который делает все с неохотой. Если преданный искренне желает достичь любви к Богу, в то же самое время имея сильные материальные желания, Господь Кришна иногда Сам вмешивается. «Желая оказать ему особую милость, Я постепенно отбираю у него все, чем он владеет. Друзья и родственники отворачиваются от него, бедного и несчастного» («Шримад-Бхагаватам» 10.88.8).

 

14) Преданный безразличен к материальным приобретениям, аниха .

Качество аниха, безразличие к мирским приобретениям, – еще одно достояние преданного. Ему не нужны материальные вещи, поскольку он и так уже погрузился в преданное служение. Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но не становится привязанным к ним и не попадает от них в зависимость. Он может тратить на служение Кришне миллионы долларов, возводить здания и в больших объемах печатать книги о сознании Кришны, но даже если у него ничего этого нет, он все равно может служить Кришне, просто повторяя Его имя.

Преданный исполняет долг сострадания и остается в материалистическом обществе, а не уединяется, чтобы спастись самому. Ему приходится находиться посреди материальных соблазнов и беспокойств. Поэтому он должен обладать качеством аниха. Иногда ему встречаются люди, полностью погруженные в материальную жизнь. Порой ему приходится сидеть с карми и рассказывать им о сознании Кришны; порой на него валятся материальные соблазны или беды. Но он всегда остается анихой и помогает отвлечься тем, кто услаждает свои чувства, от материальных приобретений.

 

15) Преданный устойчив, стхира .

Нестойкий преданный-новичок способен выполнять духовную практику лишь в благоприятной обстановке. Если же возникает сильный соблазн, он отклоняется. Ведическая история изобилует рассказами о мудрецах, сбитых с пути красивыми женщинами. Преданный, находящийся на начальной стадии, также может пасть жертвой противоположного пола. Какое-то потрясение может выбить из колеи слабого преданного. Иногда преданные утомлены, а их проповеди мешают непреданные. Но если преданный стоек, он не перестанет повторять Харе Кришна, даже ценой своей жизни. Иногда преданные ссорятся. Это еще одна причина, по которой слабый преданный может уклониться от наставлений духовного учителя.

Твердая вера в духовного учителя – это самое главное. Тот, кто вызвал недовольство своего гуру, теряет стойкость и становится подобен кораблю без руля и ветрил. Не обладая твердой верой в духовного учителя, человек не может стать стхирой. Прахлада Махараджа так говорил о своем долге духовному учителю: «Я жил, как все, но мой духовный учитель, Нарада Муни, спас меня. Как я смогу отплатить ему?»

Преданный тверд в постижении философии Абсолютной Истины не только благодаря разуму, но и благодаря любви. А так как преданный сосредоточен лишь на Кришне и ни на ком другом, Кришна также сосредоточен на Своем преданном.

Мы должны тщательно придерживаться нашей практики: воспевания и слушания, а также сделать следование наставлениям духовного учителя своей главной обязанностью в жизни. Стойкость придет, таким образом, через регулярную практику. По мере того, как преданный продолжает воспевать святое имя, к нему постепенно приходит вся убежденность, которой ему не хватало. Когда неофит повторяет Харе Кришна, он не чувствует абсолютного счастья от этого. Но если он будет продолжать, проявится изначальная сладость святого имени.

 

16) Преданный полностью контролирует дурные качества, виджита шад гуна .

Шесть дурных качеств – это вожделение, кама, гнев, кродха, жадность, лобха, иллюзия, моха, безумие, мада, и зависть, матсарья. Чистый преданный контролирует эти качества, полностью погрузившись в служение Кришне. Хотя шесть дурных качеств материальны, их можно использовать в служении Кришне. Это преобразует их. Дурные качества – искаженные отражения качеств, существующих в изначальном состоянии в духовном мире.

Вожделение, кама . Вожделение представлено сексуальным желанием. Гопи считали Кришну прекрасным юношей, но мы знаем, что их чувства совершенно противоположны мирскому вожделению. Нам запрещено имитировать гопи, так как же мы, те, кто практикует преданное служение, сможем задействовать вожделение в служении Кришне? В «Бхагавад-гите» (7.11) Кришна провозглашает: дхармавируддхo бхутешу камo ’сми – «Я – половая жизнь, не противоречащая принципам религии». Когда кама под контролем, она не является незаконной и может быть использована в служении Кришне. Вначале могут быть какие-то материальные желания, но когда секс регулируется и используется для служения Кришне, он трансцендентен.

Вожделение – это изначальная любовь души к Кришне, искаженная соприкосновением с гуной страсти. Даже находясь в материальном мире, если, по милости духовного учителя и вайшнавов, джива восстановит свои взаимоотношения с Кришной, она возродит свое чистое желание. Когда джива начинает преданно служить под руководством духовного учителя, ее вожделение преобразуется в любовь.

Мы можем войти в Кришна-лилу при помощи слушания из авторитетных источников. Если же слушать о Нем неправильно, это приведет к пракрита-сахаджии. Пракрита-сахаджия – это искаженная форма вайшнавизма, в которой человек пытается достичь Кришну, все еще занимаясь мирским сексом. Слушание об играх Кришны с гопи и танце раса – особое лекарство от вожделения. Занимаясь поклонением Божествам в храме, преданный может также непосредственно общаться с Радхой и Кришной по указанию духовного учителя.

Гнев, кродха . Полностью удовлетворить вожделение невозможно, и поэтому его сменяет гнев. Когда он расширяется, оскверняется все тело. Но гнев можно также использовать в сознании Кришны, направляя его против врагов Кришны. Известный пример этого – Хануман, воинственный слуга Господа Рамы, сражавшийся против Раваны.

Гнев преданного иногда может перерастать в битву. Преданный-кшатрий не может стерпеть обиды, нанесенной преданному Господа или невинному созданию.

Также преданный может направлять гнев против лжегуру и тех, кто уводит людей в сторону. Когда преданный слышит оскорбительную пропаганду против преданного служения, он может писать статьи против демонов или активно проповедовать каким-то другим образом.

Жадность, лобха . Жадный человек хочет собрать как можно больше – гораздо больше, чем ему на самом деле требуется. Обуянный жаждой брать для себя, он враждует с другими и никого не щадит. Таким образом, жадность может стать великим злом. Но поскольку преданный с жадностью использует все для удовлетворения Верховной Личности Бога, его жадность приносит благо всем. Преданный хочет весь мир принести к лотосным стопам Кришны.

Иллюзия, моха . Главная иллюзия, которую питает обусловленная душа – то, что она считает себя телом, а материальный мир – своим домом. Эта иллюзия убивает человека, как бывает убито животное, погнавшееся за миражом в пустыне. Преданный, у которого есть истинный духовный учитель, должен быть свободен от неверных представлений. Когда Арджуна выслушал наставления Кришны, он провозгласил: насто мохах – «Моя иллюзия рассеялась».

Безумие, мада . Из-за своих безумных поступков, направленных на удовлетворение чувств, мы вынуждены переселяться из одного тела в другое. Принимать тело за самого себя – безумие, поскольку в момент смерти человек теряет все, ради чего он жил.

Зависть, матсарья . Завистливый человек несчастлив, когда видит, что другому хорошо, и счастлив, когда другому плохо. Но, встав на путь преданного служения, человек утрачивает такой ядовитый образ мыслей. Он становится смиренным и хочет служить Кришне. Иногда среди преданных присутствует дух состязания, но, в конечном итоге, они желают друг другу добра и не беспокоят Кришну.

Что делает преданный, если чувствует в себе склонность к дурным качествам в их материальной форме? Если такое случилось, он должен совладать с собой. Способность контролировать дурные качества – критерий, по которому определяется госвами, тот, кто подчинил себе чувства. Преданный должен найти в себе силы сказать «НЕТ» материальным желаниям.

Контроль чувств возможен не искусственным их сдерживанием или подавлением, но при помощи трансцендентного знания (гьяны) и духовного вкуса (вигьяны).

 

Ознакомление с текстом:

1) Что означает «не иметь желаний» с точки зрения сознания Кришны? Как этого достичь?

 

Осмысление текста:

1) Как победить материальные желания в самом начале?

2) Как на практике увидеть безразличие преданных к материальным приобретениям?

3) Что мешает преданным устойчиво заниматься преданным служением?

4) Что нам нужно, чтобы стать стабильными в преданном служении?

5) Назовите шесть отрицательных качеств, которые преданный обуздывает. Как можно контролировать каждое из них?

 

Применение текста:

1) Когда вы обсуждаете качества чистого преданного, чувствуете ли вы вдохновение развивать их в себе? Почему?

 

 

 

Проповедь – это сущность

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!