Поведение вайшнава во взаимоотношениях с другими людьми



Ученые-вайшнавы говорят, что существует три уровня преданных и разные виды взаимоотношений между ними.

«Тому, кто повторяет святое имя Господа, следует оказывать почтение мысленно», – говорит Рупа Госвами («Упадешамрита», 5). Так, вкратце, Рупа Госвами описывает каништха-адхикари, начинающего преданного. Каништха-адхикари не способен оказать должное уважение продвинутому преданному и не видит присутствие Господа Кришны в сердцах всех живых существ. Как правило, он признает присутствие Кришны только в храмовом Божестве. Но при этом каништха-адхикари намного лучше непреданных, которые делятся на карми (вульгарных материалистов), йогов и гьяни (имперсоналистов). Но он – преданный Верховной Личности Бога, хотя иногда его называют преданным-материалистом, поскольку периодически он проявляет интерес к материальным благам. Преданные должны стремиться подняться выше, на второй уровень, и стать мадхьяма-адхикари.

«Мадхьяма-адхикари, – пишет Шрила Прабхупада, – получил духовное посвящение от духовного учителя, который полностью занял его в трансцендентном служении Господу».

Шрила Прабхупада описывает и высший уровень, уттама-адхикари. «Из многих таких вайшнавов, может быть, найдется один, который очень серьезно служит Господу и строго следует всем регулирующим принципам, повторяет предписанное количество кругов джапы и всегда думает о том, как расширить Движение сознания Кришны. Такого вайшнава следует считать уттама-адхикари, самым продвинутым преданным, и к общению с ним следует всегда стремиться».

Рупа Госвами объясняет, что начинающему преданному следует выражать почтение мысленно, преданному-мадхьяме следует предлагать поклоны, а с чистым преданным, утвердившимся в преданном служении, чье сердце совершенно свободно от склонности критиковать других, следует общаться и с верой служить ему.

Хотя ко всем преданным следует относиться с почтением, существуют четкие указания, как общаться с преданными разного уровня. Каждый преданный рано или поздно окажется в ситуации, когда его будут окружать старшие, равные или младшие преданные. Согласно вайшнавскому этикету, старшим преданным нужно служить и задавать вопросы. С равными нужно дружить, а к тем, кто менее опытен, следует проявлять милосердие и помогать им. Когда бы ни представилась возможность послушать продвинутого вайшнава или послужить ему, преданный должен вспомнить наставление шастр и смело идти вперед, исполнившись решимости оказать почтение старшему. Если между двумя учениками возникает неравенство, один не должен завидовать другому. Шрила Прабхупада пишет: «Если духовный брат более просвещен и продвинут в сознании Кришны, его следует считать почти равным духовному учителю и радоваться его продвижению» («Шримад-Бхагаватам» 3.32.42).

Но как узнать, кто является продвинутым преданным? Каждый ли духовный брат нашего гуру по-настоящему достоин того, чтобы мы считали его практически равным нашему гуру? Следует ли считать продвинутым каждого санньяси или старшего преданного?

Если поведение старшего преданного или санньяси не подходит под описание поведения настоящего вайшнава, человек должен сам делать выводы. Но даже если преданный не проявляет никаких признаков «продвинутости», следует продолжать соблюдать этикет, регулирующий отношения со старшими преданными или санньяси. Такую манеру поведения продемонстрировал Господь Чайтанья, продолжая оказывать почтение старшему санньяси, Рамачандре Пури, хотя тот и вел себя в высшей степени оскорбительно. О том, как вести себя в конкретных случаях, следует посоветоваться с уважаемыми преданными.

 

Общение с равными преданными

Смиренный преданный склонен считать себя ниже остальных, и потому не сможет точно сказать, с кем он в духовном отношении находится на равных. Начинающие преданные, однако, могут проводить такие социальные различия: грихастха никогда не может быть духовно равен санньяси; преданный, который в сознании Кришны 12 лет, не равен тому, кто в сознании Кришны уже 16… «Равные» означает – друзья-единомышленники. Равные – это те, кто дружат в служении духовному учителю. Конечно, нет двух одинаковых людей. Дружба – значит принимать и отдавать. Основа для любовного духовного взаимообмена приводится Рупой Госвами в «Упадешамрите». Дарить и принимать дары, доверительно открывать свой ум и слушать откровения других, принимать прасад и угощать прасадом – вот шесть признаков любви, связывающей преданных.

Духовная дружба отличается от материальной. Материальная дружба основана на наслаждении чувств, а духовная – на сознании Кришны.

Человек, прилагающий усилия в сознании Кришны, не должен заводить себе друзей по каким-то материальным причинам. Преданному ничего не нужно от тех, кто богат. Не ищет он и политических союзников. Поскольку мы сошли с пути материального прогресса, нас не должна интересовать телесная красота, аристократическое происхождение, богатство или образованность. Вся наша дружба должна усиливать наше преданное служение.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!