Как я посетила общество «Наследие»



За пару дней до моего отъезда Сухой Лист сам явился ко мне. Я встала, смущенная неожиданным вниманием Владыки. Он легким движением руки отправил фрейлин и прошелся по комнате, с интересом разглядывая обстановку, отпустил замечание об интерьере, о сочетаниях дерева и ткани, и этот простой предмет, показавший мне глубину его вкуса, одновременно можно было понимать и в приложении к обычным вещам, и как изящную философскую концепцию. Он с похвалой отозвался о моем саде, и я опять удивилась, как он находит время, чтобы вникать в такие небольшие дела, и почувствовала себя польщенной.

- Впрочем, - сказал он, - я пришел к Вам с маленькой просьбой. Поскольку Вы собираетесь посетить Глючный, - он с удовольствием выделил это словечко из народного жаргона, - я хотел бы познакомить Вас с неким обществом. Видите ли, я, совершенно случайно, нашел в городе одного ученого. Профессор Верт – филолог и историк, один из ведущих специалистов по языкам, в том числе и по изначальному языку. Ну, Вы знаете эту когорту фанатиков от науки – много книг и пиджак в заплатах.  Его расовая теория показалась мне перспективной как источник внутри-человеческих войн. Я приложил некоторые усилия, чтобы его теории начали пользоваться успехом в кругах финансовых и торговых воротил Города. Так что теперь общество любителей и сторонников древней истории человеческой расы, а мы решили назвать его «Наследие», постепенно становится все более и более популярным. Будь добра, загляни к ним, потом расскажешь о впечатлениях.

Итак, я отправилась на лекцию профессора Верта, которая происходила в небольшом городском клубе. Я замыслила не привлекать внимание к своей персоне и посетить мероприятие, так сказать, инкогнито, насколько это возможно. В связи с таковым моим желанием мне предварительно пришлось вдумчиво побеседовать с командиром охраны Малого двора.  В итоге мы договорились, что двое бойцов будут держаться невдалеке от меня, а остальной эскорт он может расположить на улице по своему усмотрению. И я взяла лишь одну фрейлину из девушек, оставив Кипрею в гостинице, к вящему ее неудовольствию, хотя она и согласилась со мной, что поскольку визит неофициальный, то и церемониями можно пренебречь.

Оставив машину за пару кварталов до клуба, я с удовольствием прошлась по вечерним городским улицам. Горожан, пришедших на лекцию, оказалось удивительно много. Вместо ожидаемых десяти – пятнадцати человек, я узрела зал, набитый слушателями настолько, что пришлось еще постараться, чтобы найти себе место. И это на лекции профессора филологии, и вовсе не для студентов Университета! Тут было чему удивиться.

Профессор Верт, невысокий пожилой мужчина в немного старомодном пиджаке с потертыми локтями, начал свою лекцию страстно. С первых же слов стало понятно, что перед нами фанатик идеи. Он обращался к аудитории, задавал вопросы и сам же на них отвечал, широко жестикулировал, изображая разные точки зрения, мастерски захватывал внимание, не оставляя равнодушных. В первые минуты я была очарована его экспрессией, но постепенно я начала понимать суть излагаемого, и мой восторг пошел на убыль. Профессор Верт увлеченно рассказывал нам об истории рас, но, по моему впечатлению, он излагал слушателям свою расовую теорию. Во время обучения в Незримом университете мне преподавали расологию в составе обязательных дисциплин, так что с этим предметом я уже была знакома и, как следствие, имела некоторый «иммунитет» к подобным беседам.

Ликантропская расология исходила из расовой теории Великого Криса, основателя ликантропского государства. Что было раньше – расовая теория или создание Протектората? Лекторы утверждали, что идея захватила Криса еще в молодости. Из идеи родилась расовая теория, которая разрабатывалась самим Крисом до создания им Протектората, а затем другими теоретиками из Незримого университета уже после становления государства. Ранняя теория исходила из самоценности ликов и необходимости создания собственного их государства, но затем теория развилась до того, что объявила превосходство ликантропской расы над другими, а позднее обосновывала необходимость пограничных войн с соседями и право на захват новых земель. Наиболее известным ее следствием была попытка завоевания Большого Города ликантропской армией около ста лет назад. Несмотря на яростное сопротивление защитников Глючного, ликантропы были необыкновенно близки к успеху. И только смерть Криса, Верховного Главнокомандующего, заставила армию ликов отступить от почти захваченного города и вернуться в свои земли. У расовой теории ликантропов были и другие, менее известные и более неприятные следствия, но вывод был прост – неликантропу эта теория ничего хорошего не обещала. У меня, зеленой эльфийки, освоившей эту премудрость, с тех пор любые расовые теории вызывали настороженность.

На мой взгляд, любая расовая теория строится на нехитром тезисе о том, что общество делится на высшие и низшие расы. Первые призваны господствовать и определять судьбы, вторые же — слепо повиноваться первым. Расовая теория - всегда политический инструмент, и ее положения обосновывают права на захват территорий других народов и уничтожение последних, что собственно я и услышала в словах Верта.

Тем не менее, профессор был великолепен. Он то обращал внимание аудитории на разноцветные карты и схемы, то поднимал глаза к небу, то, напротив, упирал взгляд в некоего собеседника, гневно вопрошая его, и тут же сам отвечал на заданный вопрос. А как его слушали! Его костюм, потертый и помятый, его небрежно повязанный галстук перестал быть заметен. Эти рабочие парни, эти мелкие лавочники внимали маленькому ученому так, как будто он открывал им божественные истины. Для них он был посланцем иного мира в их опостылевшей обыденности!

Все же постараюсь непредвзято изложить суть лекции профессора Верта. Исходя из его представлений, все народы когда-то говорили на одном пра-языке. Затем пра-язык разделился на несколько ветвей. «Высшими расами», по его мнению, следовало считать народы, чей язык близок к изначальному. Наиболее древним профессор считал «урдр». Он полагал, что рас, говорящих на урдре, сейчас нет, что в этом языке ключ к силе и могуществу древних, «древних королей», как он их называл, и настоятельно рекомендовал изучать и использовать его. Забавно, что проповедуя расовую избранность, профессор Верт искренне считал, что приобщение к пра-языку способно из любого существа сделать представителя «высшей расы». Следующими по древности Верт поставил «хуман», то есть человеческий язык, и «эргрен». Я удивилась. «Эргрен» - боевой язык орков и альвов действительно мог претендовать на древность, как по своей крайней бедности формами, так и по наполненности силой каждого слова. Но почему человеческий? Доводы профессора были убедительны, и я по-новому, с уважением, взглянула на самый распространенный язык обитаемого мира. А вот мнение о древности ликантропского языка вызвало у меня иронию. Похоже, о ликантропском языке у профессора были скорее представления, чем знания, и уж он точно не слышал, как лики разговаривают у себя на родине. Я конечно не филолог, но ликантропский производит впечатление жуткой смеси наречий разных кланов, перемешанной с наиболее употребительными словечками из человеческого и эльфийского.  Ликантропский язык завершил собой список древних и полу-древних языков. А вот «суомитто» не повезло. Верт обрушился на него, называя позднейшим и смешанным. Если вдруг кто не знает, на суомитто говорят потомки альвов, в том числе эльфы и тролли. Между прочим, многие тысячелетия на этом языке говорили Высокие эльфы, в результате чего возник «эльфийский» как разновидность суомитто. Высокий эльфийский – язык поэзии и философии, необычайно красив, богат, и труден в освоении и понимании. Смысл прячется за смыслом, значения фраз меняются в зависимости от контекста, в лирических стихах может скрываться философский трактат. Я начала подозревать, что профессор недостаточно хорошо знает суомитто, а с эльфийской литературой и вовсе не встречался. Да и откуда? Прошли тысячелетия, как искусство Высоких Домов кануло в небытие. Кстати, надо обязательно посетить библиотеку Озерного Дома, вот где настоящая сокровищница, и я среди тех немногих, кто может ею воспользоваться. Мысли побрели в сторону этой соблазнительной идеи. «Интересно, что Владыка не поспешил развеять заблуждения профессора, и не открыл перед ним библиотеку», - подумала я, возвращаясь к лекции.

Верт излагал очень живо, иллюстрируя свои тезисы примерами из языков и истории народов. Но я не получала удовольствия от его блистательной речи, скорее почувствовала беспокойство: «Душно здесь, что ли?», - и поняла, что с началом лекции я машинально поглаживаю кисть левой руки, на которой болит и ноет отсутствующий палец.

Среди слушателей я заметила нескольких «почтенных гостей» моего торжественного обеда, лиц, чье влияние и власть в городе были несомненны. А еще в зале было много молодых мужчин, бравирующих своим вооружением, что более пристало в военном походе, чем на лекции по филологии. Это стало особенно заметно, когда официальная часть окончилась, и слушатели поднялись со своих мест, не торопясь, впрочем, расходиться. Молодежь сбивалась в группы, громко отпуская реплики и демонстративно смеясь. Многие направились к сцене, чтобы задать лектору свои вопросы и поблагодарить его за интересное выступление.

…Меня толкнули в спину. Я обернулась, ожидая услышать вежливые извинения, но вместо того уперлась взглядом в молодого человека приблизительно моего возраста, который по хозяйски расставил локти, презрительно глядя на меня.

- Зеленокожая нелюдь интересуется своей судьбой? - процедил он сквозь зубы, - Беги отсюда, пока мы не развесили твоих сородичей вверх ногами по площадям.

Моя молодая спутница явно растерялась перед столь откровенным хамством. А во мне начал подниматься гнев, но: «Спокойнее, Крапива, спокойнее», - подумала я, готовясь к поединку, и ответила:

- Вежливые люди представляются прежде, чем начинают беседу с незнакомой дамой. Назови себя, невежливый человек, чтобы я знала, хватит ли тебе силенок осуществить задуманное?

Невольные свидетели этой сцены спешно покидали нас. Пока наглец медлил с ответом, рядом со мной появился мой охранник. Он демонстративно положил руку на эфес меча и чуть раздвинул губы, обнажая клыки. При том, что он смотрел на моего обидчика сверху вниз с высоты своих двух метров, зрелище должно было произвести впечатляющий эффект. Паренек явно понял, что зарвался, тем более, что на локте у него повис приятель, что-то жарко шепча ему. Краем глаза я заметила, что второй эльфийский воин демонстративно коснулся рукой уха, показывая, что он уже связался с внешней охраной. Я же возблагодарила богиню за умения и искусство, с которым Огненный хвощ вымуштровал мою свиту. Впрочем, похоже, драчка откладывалась.

Ожидая ответа, я заметила, что сквозь толпу к нам направляется пожилой плотный господин в сопровождении значительного эскорта. Толпа вокруг нас редела, и вскоре он уже стоял передо мной, немного запыхавшись, но сохраняя при этом важный вид:

- Уважаемая госпожа, драгоценная Крапива! - я без подсказки припомнила в нем гостя моего «торжественного обеда», почтенного Луку, одного из негласных воротил Города, - Как я рад вас видеть!

Он не лукавил (да простят меня за каламбур), и действительно источал приветливость и добродушие всем своим видом, в том числе широкой улыбкой, эффект от которой несколько портил хитрый прищур глаз и тонкая жесткая линия рта.

- Какая честь для всех нас! - он с вызовом оглянулся вокруг, в поисках несогласных, и его охрана почти с точностью повторила это движение. Несогласных не было. Неприятный юнец уже отступил за спины товарищей, а товарищи всем своим видом показывали, что они просто млеют от счастья лицезреть меня.

- А что же светлый князь? Он сегодня слишком занят, чтобы почтить нас своим присутствием? Жаль, очень жаль! Позвольте, я провожу Вас. Более того, рискну пригласить Вас на чай. О, не хмурьтесь! Между прочим, Владыка никогда не отказывался от моего приглашения! Вы, я так понимаю, его невестка? Отрадно видеть, что младшее поколение небезразлично к нашим городским делам! Право же, не отказывайтесь, я ведь приглашаю Вас даже не к себе, ну какой из меня знаток чая? Я сегодня обещался заехать к дяде Изе. Вот кому я откровенно завидую, этот старый хрыч всех молоденьких девушек убеждает называть его дядей! Вот Вы бы согласились называть меня дядя Лука? По Вашему лицу я вижу, что это слишком рискованное предложение. Как ему это удается, ума не приложу!

Перед таким напором я не смогла устоять, и он увлек меня к выходу, продолжая свой бурный монолог.

Перед дверью уже стояла карета. Обменявшись взглядами с Огненным хвощом, и получив его «добро», я загрузилась в экипаж, опираясь на руку галантного моего собеседника. Карета недолго петляла по улицам, и вскоре остановилась у дома с вывеской «Полезная вещь».

 

У дяди Изи

Улочка была маленькая и кривая, застроенная двух-трех этажными домиками. Там, где мы остановились, фонаря не было, а вывеску озарял свет, уютно лившийся из окон второго этажа. Скрипнула входная дверь. Мне пришлось посторониться, чтобы пропустить хмурого дварфа в запыленной одежде и с мешком на плече. В мешке что-то звякало, а дварф недовольно ворчал.

Под водительством почтенного Луки я вошла в дом, где и была встречена там хозяином, лысоватым старичком, неторопливо снимавшим фартук. Помещение за его спиной было завалено множеством разнообразных вещей, большей частью оружием. Доспехи, мечи, алебарды, пистолеты были разложены на прилавке, развешаны по стенам и расставлены по углам. Между ними я успела заметить старый утюг, шахматную доску с искусно вырезанными фигурками, канат, аккуратно увязанный в бухту, и загадочный прозрачный куб с мерцающим огоньком внутри. Однако Лука не дал мне долго оглядываться:

- Почтенный друг мой! Разреши тебе представить невестку светлейшего князя, драгоценную Крапиву! Я, видишь ли, встретил ее на сегодняшнем собрании, ну и не удержался вывезти ее к тебе в гости. Ты не в обиде? Чая-то хватит?

- Целую Вашу руку, светлая госпожа! А ты, старый греховодник, небось решил меня испытать? Так и вижу по твоему лицу, как ты думаешь, «а хватит ли гостеприимства у старого Изи»? Хватит, хватит, можешь не волноваться! В доме дяди Изи всегда рады друзьям, и светлому князю, и его родичам. Так что проходите, дорогие гости, не стесняйтесь. А Вы, милая, не обращайте внимания на нашу перепалку – традиция.

Мы поднялись на второй этаж в уютную гостиную со стенами, драпированными желтым шелком.

- Сарочка, неси-ка кипяток и чайники, да добавь еще кружку, нас посетила милая молодая леди. А Вы, дорогая, садитесь-ка и подождите, пока я подберу что-нибудь лично для Вас.

Дядя Изя подошел к пузатому буфету и начал копаться в нем, переставляя вычурные баночки темного стекла.

- Вашей юности подойдет цветочная смесь… но не роза, она слишком сладка… мята слишком обычно, чабрец навевает печаль, хотя князю и нравится его горьковатый привкус… Рискну предложить Вам вот это – прекрасный чай, выращенный в закатных областях Седьмого, с ароматом жасмина и цветами василька.

Закончив копаться в буфете, дядя Изя повернулся к Луке:

- А тебе, мой старый приятель, я приготовил нечто особенное! Только вчера прибыл караван с Четвертого и привез пряности из южных болот. Вы, Крапива, тоже обязательно попробуйте! Вы ведь, наверное, знаете эти места?

О южных болотах Четвертого я знала, хотя сама и не бывала там, - жуткое место, настоящие джунгли, сырая изматывающая жара и ее непременный спутник – лихорадка. Но дядя Изя был прав, там росли редкие травы, ядовитые и целебные. Мой родной клан иногда отправлял туда охотников за растениями. Некоторые травы потом выращивали и мы, и люди, но выращенные у дома, они теряли почти половину своих свойств. То же касалось и пряностей. Неудивительно, что привезенные с Четвертого, они ценились в несколько раз дороже домашних. Дядя Изя открыл баночку, уже стоявшую на столе, и по комнате разлился терпкий аромат. Старичок искусно священнодействовал - в ход пошли ложечки, маленькие пузатые чайники из коричневой глины и большой кувшин с кипятком, от которого так и несло жаром. Мы же с почтенным Лукой устроились у стола, созерцая этот ритуал. Когда чайники были залиты и закрыты, дядя Изя опустился на стул, чтобы выждать положенное время заварки чая.

- Ну, - обратился он к Луке, - расскажи-ка, что происходит в вашем гадюшнике, ты ведь с заседания ко мне приехал?

- Гадюшником ты называешь лекцию знаменитого профессора филологии, я правильно тебя понял? Ай-ай, Изя, надо быть ближе к культуре! Мы же не пиво туда ходим пить, а это, как его, «приобщаться к духовным ценностям», вот!

- Поверь старому еврею, Лука, лучше бы вы пили пиво и разговаривали о доме и детях, чем о древнем величии. Знаю я, куда ведут такие разговоры… Сначала высоколобые обещают нам счастливую жизнь, а затем довольно быстро выясняется, что таки счастья на всех не хватит. Что они делают дальше? Они начинают искать лишних, тех, кому счастья не положено, да еще и обосновывают это высоконаучно. Затем лишних находится все больше, а избранных для счастья все меньше. А затем начинаются погромы. Ведь если избранным счастья не хватает, то кто-то в этом виноват? И уж конечно не те, кто все это придумал. А начнут с нас, Лука, помяни мое слово.

- Ты, Изя, от природы трусоват и всего опасаешься, как в поговорке - «на молоке ожегся, а теперь на воду дуешь»! Что плохого в том, что молодежь будет получше знать историю своего народа? Языками овладеют, может книжки начнут читать. А насчет погромов, это ты брось, этого мы не допустим.

Лука вкусно прихлебывал чай из блюдца, дядя Изя делал маленькие глоточки, останавливаясь, чтобы полюбоваться цветом чая в полупрозрачной чашке тонкого фарфора. Я, держа обеими руками огромную чашку с аляповатыми розами, маленькими глотками пила необыкновенно вкусный чай и прислушивалась к их разговору. К сожалению, Лука ошибался. Мой эльфийский лорд планировал создать из людей силу, направленную против людей. Может быть не в этом человеческом поколении, но она свое возьмет. Я вспомнила слова и повадки того юнца в зале и содрогнулась. Проклятие, да она уже готова брать «свое», и людьми она не ограничится!

…Позже, когда Сухой Лист уже покинул этот мир, готовя заметки для суда, я писала: «Создание общества «Наследие» действительно было инициировано Сухим Листом, главой Озерного дома, который видел в нем инструмент ослабления человеческой расы. К сожалению, Сухой Лист не заложил механизм контроля за этой организацией».


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!