Пользующиеся исковой защитой, и натуральные обязательства



283. Сущность натурального обязательства. Как правило, в слу­
чае неисполнения обязательства, кредитор может добиваться при­
нудительного осуществления своих прав.

Debitor intellegitur is, a quo invito exigi pecunia potest (D. 50. 16. 108). - Под должником понимается тот, у кого при его нежела­нии [уплатить] деньги могут быть истребованы.

Но римскому праву были известны и такие обязательства, ко­торые не пользовались исковой защитой. Это, однако, не означа­ет, что такие обязательства вовсе были лишены правового эффек­та. Уплаченное по такому обязательству не могло быть истребовано обратно как недолжно уплаченное. Такие обязатель­ства, которые не пользуются исковой защитой, но по которым уп­лаченное не может быть потребовано обратно, носят название на­туральных обязательств (obligatio naturalis). Этот вид обязательств получил преимущественное развитие в отношениях подвластных членов семьи и рабов. Возьмем для иллюстрации такой пример: около 70-го года н. э. был издан Senatusconsultum Macedonianum, в силу которого были лишены исковой защиты займы, предостав­ленные подвластным членам семьи; однако, уплаченное по такому займу повороту не подлежит (см. п. 466).

Solvendo non repetunt quia naturalis obligatio manet (D. 14. 6. 9. 10). - В случав уплаты повороту не подлежат, так как остает­ся натуральное обязательство.

284. Происхождение названия «натуральное обязательство». Са­
мое название «натуральное» («природное», «естественное») обяза­
тельство является, можно думать, данью распространенной терми­
нологии греческих философов, которые различали мир явлений,
существующих в силу веления^власти, в силу закона (nomo), и яв­
ления, существующие от природы (physei).


 


-236-


-237-


Nee servus quicquam debere potest nee servo potest deberi, sed cum eo verbo abutimur, factum magis demonstramus, quam ad ius civile referimus obligationem (D. 15.1. 41. Ulpianus ). - В сущности, раб не может быть ни должником ни кредитором, но если слову «обя­ зательство» придать не совсем точное применение, то мы здесь не столько имеем дело с цивильным правом, сколько пока­ зываем фактическое положение вещей.

В результате Ульпиан приходит к такому выводу:

/

Servi... ex contractibus civiliter quidem non obligantur, sed naturaliter et obligantur et obligant (D. 44. 7.14). - Рабы, хотя по цивильному праву и не становятся обязанными по договорам, но по естест­венному праву обязательства они и принимают на себя и возла­гают на других.

285. Натуральное обязательство в рабовладельческом хозяйстве.
Таким образом оказывается пробитой брешь в национальном ци­
вильном праве. Наряду с цивильными обязательствами возникают
в силу фактического положения вещей обязательства натуральные.
Тот раб, который по строго цивильному праву не может быть ни
кредитором и должником, ни истцом и ответчиком, в условиях
разросшегося рабовладельческого хозяйства получает функции уп­
равляющего имением (rei rasticae praefectus) (D. 34. 4. 31), заведу­
ющего кассой (exigendis pecuniis praepositus) (D. 44. 5. 3) и т. п. Ес­
тественно, что круг его дееспособности должен быть расширен в
интересах господствующего класса рабовладельцев. Появляются
«натуральные» обязательства рабов и подвластных. Дело тут вовсе
не в гуманном отношении к рабу, не в том, что натуральное обя­
зательство покоится на узах справедливости (naturalis obligatio vin-
culis aequitatis sustinebatur) (D. 46. 3. 95. 4). За этой пышной фор­
мулой нельзя упускать из виду характерный афоризм,
сохранившийся в титуле, посвященном юридическим изречениям
и принадлежащий Гаю:

Melior conditio nostra per servos fieri potest, deterior fieri non potest (D. 50.17. 33). - Наши [т.е. рабовладельцев] интересы могут че­рез рабов стать лучше, но хуже они стать не могут.

286. Обязательства цивильные и натуральные. Переходя к са­
мой терминологии, надо сказать, что противопоставление нату­
рального и цивильного характерно для римского права; так, про­
тивопоставляются плоды натуральные, например, урожай, и плоды
цивильные, как, например, проценты на капитал. Противопостав­
ление натурального и цивильного повело к тому, что в отличие от
натуральных обязательств все остальные обязательства, т. е. обяза-

-238-


тельства, пользующиеся исковой защитой, принято называть, не совсем точно, цивильными обязательствами. Это последнее назва­ние в данном случае не совсем точно потому, что исковой защи­той пользовались не только цивильные обязательства в тесном смысле этого слова, т. е. обязательства, коренящиеся в ius civile и защищаемые иском, основанным на законе, но и обязательства, защита которых создана преторским правом. Вот почему в источ­никах мы в одном и том же отрывке читаем о натуральных и про­тивопоставляемых им цивильных обязательствах, понимая цивиль­ные в широком смысле как коренящиеся в национально-римском праве, и тут же, в том же отрывке, встречаем деление обязательств на натуральные, цивильные в тесном смысле и преторские.

Obligatio aut civiliter tenet aut naturaliter,... obligatio, utrum naturalis an civilis an honoraria (D. 46. 2.1.1). - Обязательство имеет силу либо цивильно, либо натурально; ...обязательство, будь то на­туральное или цивильное или преторсное.

Впрочем, новейшие авторы считают, что в функции претора входило давать иски, но не создавать обязательства; что obligatio является термином цивильного права в тесном смысле слова; что юристы-классики, в том числе Гай, говорят об actio praetoria, a не об obligatio praetoria (honoraria); что таким образом самое выра­жение obligatio honoraria, как содержащее в себе исторически не оправданное противоречие в определении (contradictio in adiecto), является поздним нововведением римского права. Понятие пре-торского обязательства не следует, однако, смешивать с более уз­ким понятием преторского соглашения или пакта (о котором бу­дет сказано в п. 546 и ел.).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!