Итоговые уроки. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX в.



Уроки могут быть проведены в форме диспута, на котором предстоит обсудить нравственный смысл изученных в 10 классе произведений, попытаться вписать их в исторический и общечеловеческий контекст мировой литературы, выявить их современное звучание.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Что интересного и полезного вы узнали из курса русской литературы XIX в.?

2. Одинаково или по-разному воспринимали вечные нравственные ценности, отраженные в русской классической литературе, читатели XIX и XXI вв.?

3. В чем общность и разница в восприятии таких понятий, как честь, долг, любовь, благородство, гордость, достоинство, жизнь, смерть и др., нашими современниками и русскими писателями XIX в.?

4. В чем главные особенности русской классической литературы в показе человеческой жизни и человеческих отношений?

5. В чем общечеловеческая значимость проблем, вопросов, тем, поднятых литературой XIX в.?

6. Назовите творческие открытия русских писателей в области методов, жанров, стилевых особенностей литературного творчества.

7. Какие общие проблемы и художественные открытия объединяют русских и зарубежных писателей?

8. Дайте оценку произведениям, не входящим в школьный курс, которые вы прочитали в 10 классе. Что общего вы заметили в прочитанных вами произведениях современной русской и зарубежной литературы и русской классики?

9. Какие спектакли и фильмы, основанные на русской классике, вы видели? Дайте им оценку.

10. Чем знание русской классической литературы может помочь читателю, который не свяжет свою будущую профессию с гуманитарными дисциплинами?

Урок 170.

Итоги года и задание на лето.

На уроке учитель подведет итоги учебного года, обобщит свои мысли о положительной динамике в литературном развитии учащихся 10 класса, оценит лучшие исследовательские и другие работы учащихся (доклады, рефераты, сочинения, достижения на олимпиадах и ученических конференциях, успехи во внеклассной деятельности по литературе и др.).

На уроке возможно проведение викторины на знание русской литературы XIX в., творческие конкурсы (сочинительство, импровизации, стилизации, инсценировки, исполнение фрагментов из произведений русской классики и т. п.).

Учащимся следует дать рекомендации по развитию читательского кругозора, охарактеризовать книги, которые школьники к 11 классу должны прочитать обязательно, указать дополнительную литературу для самостоятельного чтения.

Желательно организовать консультации по составлению индивидуальных образовательных траекторий для школьников, желающих изучать литературу на профильном уровне.

 

Проблемные вопросы в формате ЕГЭ (С 3.1)

1. Почему Гончаров считает роль Чацкого «страдательной» и «победительной»? (По комедии Грибоедова «Горе от ума».)

2. Почему Грибоедов изображает поколение «отцов» в комедии «Горе от ума» сатирически?

3. Как отразился в лирике Пушкина мотив оценки поэтического труда?

4. В чем философский смысл образа дороги в лирике Пушкина?

5. Каковы черты конкретно-исторического и общечеловеческого в характерах Татьяны и Онегина? (По роману Пушкина «Евгений Онегин».)

6. Как образ автора в романе «Евгений Онегин» отражает личность Пушкина?

7. Какой смысл придает поэме Пушкина «Медный всадник» композиционный принцип зеркального изображения центральных образов?

8. В чем Петр Гринев является выразителем политических и исторических взглядов Пушкина? (По роману «Капитанская дочка».)

9. Какова эволюция темы «отцов и детей» в творчестве А. С. Пушкина?

10. Почему лирический герой поэзии Лермонтова страдает от одиночества и стремится к нему?

11. Как изменяется в лирике Лермонтова пушкинский образ поэта-пророка?

12. Можно ли считать отношение к религии в лирике Лермонтова противоречивым?

13. В чем нравственные победы женщин над Печориным? (По роману Лермонтова «Герой нашего времени».)

14. Можно ли считать мужские образы романа Лермонтова «Герой нашего времени» двойниками Печорина?

15. Удалось ли Гоголю показать в поэме «Мертвые души» «всю Русь»?

16. В чем уродливость чиновничьего города в изображении Гоголя? (По поэме «Мертвые души» и пьесе «Ревизор».)

17. Каков путь нравственного возрождения России в поэме Гоголя «Мертвые души»?

18. Какова роль искусства и религии в спасении человеческой души? (По 1—2 повестям Гоголя.)

19. Почему основным художественным приемом в «Петербургских повестях» Гоголя является гротеск?

20. Какой смысл имеет смена времен года в романе Гончарова «Обломов»?

21. Какова роль художественных деталей в понимании смысла романа Гончарова «Обломов»?

22. В чем противостояние России и Европы в романе Гончарова «Обломов»?

23. Можно ли назвать художественный мир Тютчева единством хаоса и космоса?

24. Почему Тютчев уверен, что «умом Россию не понять»?

25. Почему лирический герой Тютчева любит «убийственно»?

26. В каких чертах поэзии Фета выражается ее импрессионизм?

27. Почему Фет считает природу средством исцеления «скорбящей души»?

28. Какой изображается русская провинция накануне великой реформы? (По 1—2 пьесам А. Островского.)

29. В чем проявилось мастерство А. Островского в раскрытии души своих героинь? (На примере 1—2 пьес.)

30. Имеют ли столпы «темного царства» своих двойников в пьесе А. Островского «Гроза»?

31. Зачем нужны поиски любви героиням А. Островского? (По пьесам «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница».)

32. В чем двойственность авторского отношения к Базарову? (По роману Тургенева «Отцы и дети».)

33. Как взаимодействуют патриархальное и прогрессивное в романе Тургенева «Отцы и дети»?

34. В чем общность и различие четырех историй любви в романе Тургенева «Отцы и дети»?

35. Как проявляются пушкинские мотивы в лирике Некрасова?

36. В чем поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является протестом против духовного рабства?

37. Как помогают почувствовать образ времени народные приметы и обряды в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

38. Почему в сказках Салтыкова-Щедрина народ изображен сатирически?

39. Как проявляется конфликт народа и власти в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

40. Только ли сострадание вызывают образы обездоленных и униженных в романе Достоевского «Преступление и наказание»?

41. В чем особенности создания образов «право имеющих» в романе Достоевского «Преступление и наказание»?

42. Почему столкнулись правда Раскольникова и правда Сони? (По роману Достоевского «Преступление и наказание».)

43. В чем конфликт «отцов» и «детей» в романе Л. Толстого «Война и мир»?

44. Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л. Толстого «Война и мир»?

45. Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л. Толстого «Война и мир».)

46. Как решается в произведениях Л. Н. Толстого проблема духовного обновления человека? (На примере 1—2 произведений.)

47. Что дает сопротивление «пошлой жизни»? (По рассказам Чехова.)

48. Каков обобщенный образ врача в творчестве Чехова?

49. Каков путь России в будущее? (По пьесе Чехова «Вишневый сад».)

50. Какова роль образов-символов в пьесах Чехова?

 


[1] Блок А. А. Возмездие // Блок А. А. Сочинения в одном томе. — М. — Л., 1946. — С. 242.

[2] Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне.

[3] См.: Державин Г. Р. Записки: Полный текст 1743—1812. М., 2000.

[4] Идеи уроков по творчеству Державина принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.

[5] Державин Г. Р. Фелица / Державин Г. Р. Стихотворения. — М., 1947. — С. 21.

[6] Форстер Иоганн Георг Адам — немецкий ученый, писатель, общественный деятель. Цит. по: История немецкой литературы: В 5 т. — М., 1966. — С. 101.

[7] См.: Жуковский В. А. Письмо к Н. В. Гоголю от 6 февраля 1848 года // В. А. Жуковский. Письма к Гоголю / Сборник Общ. люб. росс. словесн. — М., 1891.

[8] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292.

[9] Батюшков К. Н. Мои пенаты // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 100.

[10] См.: Русские поэты XVIII—XIX веков // Библиотека мировой литературы для детей. — М., 1985. — Т. 6. — С. 673—676. Батюшков К. Н. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 374—396.

[11] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — М., 1958. — Т. 7. — С. 581.

[12] См.: Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья третья // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 297—298.

[13] Батюшков К. Н. К Г<неди>чу (1806) // К. Н. Батюшков. Соч. / Вст. ст. и сост. В. В. Гуры. — Архангельск, 1979. — С. 71.

[14] Жуковский В. А. Невыразимое // В. Жуковский. Стихотворения. — М., 1936. — С. 279.

[15] Цит. по: Платонов А. П. России первая любовь: Сборник: Стихи. — М., 1989. — С. 12.

[16] Пушкин А. С. Руслан и Людмила // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 209.

[17] Пушкин А. С. «Увы! язык любви болтливый...» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 142.

[18] Пушкин А. С. Из Пиндемонти // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 201.

[19] Пушкин А. С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 201—202.

[20] Шмеман А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.

[21] Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 222.

[22] Гранин Д. Два лика // Д. Гранин. Собр. соч.: В 5 т. — Л., 1990. — Т. 5. — С. 609.

[23] Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81.

[24] Гранин Д. Два лика. — С. 598.

[25] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603.

[26] Никишов Ю. М. Дум высокое стремленье: Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. — Тверь, 2003. — Т. 4. — С. 205.

[27] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 608.

[28] Пушкин А. С. Наброски предисловия к «Борису Годунову» // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 746.

[29] Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 621.

[30] Чумаков Ю. Н. Роман в стихах // Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. В. И. Коровина. — М., 1999. — С. 161.

[31] Пушкин А. С. Письмо П. А. Плетневу от 9 декабря 1830 года // В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. — М., 1987. — С. 239—240.

[32] Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1990. — С. 134.

[33] Пушкин А. С. Поэт и толпа // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 148.

[34] Лермонтов М. Ю. «Пора уснуть последним сном...» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 227.

[35] Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353.

[36] Лермонтов М. Ю. «Выхожу один я на дорогу...» // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 93.

[37] Лермонтов М. Ю. Отчего // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 59.

[38] Для этой работы может быть использована книга С. А. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта» (М., 1973. — С. 65—108).

[39] См.: Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов (К 60-летию кончины) // Новое время. 1901. 15 июля. № 9109.

[40] Лермонтов М. Ю. Маскарад // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 3. — С. 19.

[41] Лермонтов М. Ю. Мой Демон (1831) // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 273.

[42] См.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. — М., 1973.

[43] См.: Розанов В. В. Опавшие листья. — М., 2001.

[44] Гоголь Н. В. Невский проспект // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 3. — С. 41.

[45] Гоголь Н. В. Портрет // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 3. — С. 121.

[46] Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1. — С. 143.

[47] Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1. — С. 137.

[48] Белинский В. Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души: Поэма Н. Гоголя // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 2. — С. 290—291.

[49] Идеи уроков по изучению поэмы «Мертвые души» принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.

[50] Гоголь Н. В. Из письма к В. А. Жуковскому, июнь 1842 года // Н. В. Гоголь. Духовная проза. — М., 1992. — С. 6.

[51] Урок разработан Н. В. Беляевой в соавторстве с заслуженным учителем РФ В. А. Фаткулловой.

[52] Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 266.

[53] Лермонтов М. Ю. Мцыри // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 2. — С. 52.

[54] См.: Луначарский А. В. Романы Н. Г. Чернышевского // Собр. соч. — М., 1967. — Т. 1.

[55] См.: Брюсов В. Я. Ф. И. Тютчев. Критико-биографический очерк // Ф. И. Тютчев. Полн. собр. соч. Изд. 6-е. — СПб., 1912.

[56] Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. — М., 1922. — Т. 2. — С. 303.

[57] Тютчев Ф. И. Цицерон // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 91.

[58] Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. — М., 1986. — C. 458.

[59] Тютчев Ф. И. Последняя любовь // Ф. Тютчев. Стихотворения. — М., 1936. — С. 225.

[60] Фет А. А. «Только встречу улыбку твою...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 203.

[61] Фет А. А. «Кляните нас: нам дорога свобода...» // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 285.

[62] Фет А. А. Alter ego // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 209.

[63] Фет А. А. На книжке стихотворений Тютчева // А. А. Фет. Стихотворения. — М., 1979. — С. 231.

[64] См.: Бунин И. А. Инония и Китеж // Литературная газета. 1990. № 10.

[65] Толстой А. К. «Коль любить, так без рассудку...» // А. К. Толстой. Стихотворения. — М., 1958. — С. 102.

[66] «Я помню чудное мгновенье...» / Сост., вступ. ст. и вводн. тексты Р. Белоусова. — М., 1987. — С. 322—342.

[67] См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин и Е. А. Зинина. — М., 2002. — С. 60.

[68] Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999. — С. 362.

[69] Ги де Мопассан. Ожерелье // Французская новелла XIX века. — М.; Л., 1950. — С. 533.

[70] Цит. по.: Краткая литературная энциклопедия. — М., 1967. — С. 962.

[71] См.: Плеханов Г. В. Искусство и литература. — М., 1948.

[72] См.: Адмони Г. В. Г. Ибсен. — М., 1956.

[73] См.: Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 1906—1908. — М., 1994.

[74] Идеи уроков по творчеству Гончарова принадлежат заслуженному учителю РФ В. А. Фаткулловой.

[75] См.: Мельник В. И. Илья Обломов и «лишние люди» в русской литературе. — М., 1991.

[76] Гончаров И. А. Обломов // И. А. Гончаров. Избр. соч. — М. — Л., 1948. — С. 267.

[77] См.: Кулешов В. И. Этюды о русских писателях. — М., 1982.

[78] Гончаров И. А. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 8. — С. 491—492.

[79] См.: Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве // Н. А. Добролюбов. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1963. — Т. 6.

[80] Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 136.

[81] Островский А. Н. Гроза // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 142.

[82] См.: Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // «Гроза» А. Н. Островского: Статьи (комм. Сухих И. Н.). — М., 2005.

[83] Островский А. Н. Снегурочка // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 465.

[84] Островский А. Н. Лес // А. Н. Островский. Избр. соч. — М.—Л., 1948. — С. 364.

[85] Некрасов Н. А. Зине («Ты еще на жизнь имеешь право...») // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 327.

[86] См.: Гин М. М. Проблема долга перед народом в поэзии Н. А. Некрасова // Русская литература. 1961. № 2.

[87] Некрасов Н. А. «Блажен незлобивый поэт...» // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 18.

[88] Некрасов Н. А. «Стихи мои! Свидетели живые за мир пролитых слез...» // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 64.

[89] См.: Кушнер А. «Слово „нервный“ сравнительно поздно...» // Строфы века: Антология русской лирики / Сост. Е. Евтушенко. — Минск, Москва, 1995.

[90] Некрасов Н. А. Элегия // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 209.

[91] Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 250.

[92] Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 322.

[93] Некрасов Н. А. Подражание Шиллеру // Н. А. Некрасов. Избр. соч. — М., 1945. — С. 326.

[94] Тургенев И. С. Цит. по: Бродский Н. Л. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников и его письмах. — М., 1924.

[95] Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Сочинения. — М., 1948. — С. 370.

[96] Маяковский В. В. Облако в штанах // В. В. Маяковский. Избр. соч. — М., 1949. — С. 304

[97] Пушкин А. С. Евгений Онегин // А. С. Пушкин. Избр. соч. — М., 1948. — С. 322

[98] См.: Мориц Ю. «За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье...» // Ю. Мориц. Огромный собачий секрет. — М., 1998.

[99] Писарев Д. И. Базаров // И. С. Тургенев. Отцы и дети. — М., 2005.

[100] Минаев Д. Д. Отцы или дети. Параллель // Д. Д. Минаев. Стихотворения и поэмы. — Л., 1960. — С. 110.

[101] См.: Тургенев И. С. Письмо к А. А. Фету // И. С. Тургенев. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1950. — Т. 12.

[102] Толстой Л. Н. Севастополь в мае // Л. Н. Толстой. Собр. худ. произв. — М., 1948. — Т. 1. — С. 435.

[103] См.: Гей Н. Художественность литературы. — М., 1975.

[104] См.: Толстой Л. Н. Письмо от 18 октября 1857 г. // Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 90 т. — М., 1953.

[105] Заболоцкий Н. Н. Некрасивая девочка // Избр. произв.: В 2 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 292.

[106] См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.

[107] См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.

[108] См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.

[109] См.: Толстой Л. Н. Война и мир // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.

[110] Страхов Н. Н. «Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого // Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989.— С. 194—255.

[111] См.: Толстой Л. Н. Анна Каренина // Л. Н. Толстой. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1987.

[112] Письма Л. Н. Толстого 1848—1910. Собр. и ред. П. А. Сергеенко. — М., 1910. — Т. 1. — С. 146.

[113] См.: Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. — М., 1970.

[114] Шекспир У. Гамлет // У. Шекспир. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 5. — С. 41

[115] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435.

[116] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 436.

[117] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 79.

[118] Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 558.

[119] Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: Искусство побеждать. — М., 2006. — С. 12.

[120] См.: Розанов В. В. О Достоевском // Наше наследие. 1991. № 6.

[121] Достоевский Ф. М. Идиот // Ф. М. Достоевкий. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 6. — С. 179.

[122] Салтыков-Щедрин М. Е. Приключение с Крамольниковым // М. Е. Салтыков-Щедрин. Избр. соч. — М. — Л., 1946. — С. 577.

[123] В уроки по изучению творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина включены материалы заслуженного учителя РФ В. А. Фаткулловой.

[124] См.: Дмитренко С. Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. — М., 1999.

[125] См.: Николаев Д. П. Сатира Щедрина и ее реалистический гротеск. — М., 1977.

[126] См.: Лесков Н. С. Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и любви) // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.

[127] См.: Лесков Н. С. Очарованный странник // Н. С. Лесков. Полн. собр. соч.: В 30 т. — М., 1996—2000.

[128] См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.

[129] См.: Горький М. Н. С. Лесков // Несобранные литературно-критические статьи. — М., 1941.

[130] См.: Лесков Н. С. Соборяне // Н. С. Лесков. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1989.

[131] Блок А. А. Возмездие // А. А. Блок. Сочинения в одном томе. — М.—Л., 1946. — С. 251.

[132] Отдельный урок по этой теме проводится только в гуманитарном классе. В классах базового уровня лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской литературе второй половины XIX в. (урок 56).

[133] См.: Хетагуров Коста. Памяти А. А. Плещеева // К. Херагуров. Осетинская лирика. — Владикавказ, 1974.

[134] См.: Мореас Жан. Манифест символизма. Газета «Фигаро». — Париж, 1886.

[135] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1950. — Т. 5. — С. 429.

[136] См.: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М., 1980.

[137] См.: Чехов А. П. Собр. соч.: В 20 т. — М., 1944—1951. — Т. 15.

[138] Цит. по: А. П. Чехов в воспоминаниях современников. — М., 1947.

[139] См.: Бунин И. А. Полн. собр. соч. — Птг., 1915. — Т. 6.

[140] См.: Катаев В. Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М., 1998.

[141] Письмо А. П. Чехова сестре М. П. Чеховой от 16 мая 1890 г. из Томска // А. П. Чехов. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1963. — Т. 11. — С. 427.

[142] Горький М. См.: По поводу нового рассказа А. П. Чехова «В овраге» // М. Горький. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. — Т. 23.

[143] Горький М. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1950. — Т. 5. — С. 418.

[144] Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951.

[145] Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 127.

[146] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М., 1954. — С. 223.

[147] См.: Письмо В. М. Соболевского А. П. Чехову. 1904 г.

[148] Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 5. — С. 249.

[149] Горький М. Цит. по: М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Выступления. — М., 1951.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!