Своеобразие чеховского стиля.



Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов — необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».

Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

 

Особенности стиля Рассказы
1. В основе рассказа — определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место «Ну, публика!», «Злой мальчик», «Не в духе»
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату «Ну, публика!», «Не в духе»
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения «Хамелеон»
4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж — от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне «Хамелеон», «Кухарка женится»
5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей «Хамелеон»
6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль «Ну, публика», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия»
7. Индивидуализация речи героев. Речь — отражение характера «Хамелеон», «Лошадиная фамилия»
8. Большая роль детали «Хамелеон», «Ну, публика!»
9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности «Хамелеон»
10. Зрелый Чехов — отсутствие напряженного действия «Невеста»
11. Говорящие фамилии «Смерть чиновника», «Хамелеон»
12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне — смешно, внутренне — грустно «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»
13. Малая форма и глубокое содержание «Смерть чиновника»
14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера «Кухарка женится», «Толстый и тонкий»
15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог «Не в духе»
16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда «Ну, публика!», «Смерть чиновника»
17. Три единства: места, времени, действия «Не в духе»
18. Зримость рассказов-сценок «Толстый и тонкий»

 

Урок может быть проведен и по одному рассказу, например «Не в духе», «Кухарка женится», «Ну, публика!». Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть и какова их функция в рассказе.

Итог урока. Пожалуй, определение чеховского стиля укладывается во фразу «краткость — сестра таланта». Его небольшие рассказы и повести глубоки и многоплановы, даже самые маленькие. Все приемы направлены на то, чтобы читатель сам думал.

Уроки 166—167*.

Зачетная работа за второе полугодие

В контрольную работу за второе полугодие должны быть включены вопросы и задания по творчеству А. Островского, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Л. Толстого и Чехова, так как, согласно Стандарту литературного образования, произведения этих писателей изучаются и контролируются обязательно. В профильных гуманитарных классах дополнительно можно включить вопросы и задания по творчеству Лескова и Салтыкова-Щедрина.

Уровень А

1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах?

  Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца.   ...Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза. И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

2. Перечислите женские образы пьесы А. Н. Островского «Гроза». Кто из них относится к «хозяевам» «темного царства», а кто к его «жертвам»? Аргументируйте свою позицию.

3. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?

— И вы полагаете... что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?

— По крайней мере, при правильном устройстве общества, совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.

— Да, понимаю: у всех будет одна и та же селезенка.

— Именно так-с, сударыня.

4. О каких «принсипах» спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов в X главе романа «Отцы и дети»? Запишите выражения Базарова, которые подтверждают, что он нигилист.

5. Перечислите характерные детали портретов героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Чьими глазами рисует автор портреты героев? Какова роль портрета в понимании характеров героев и романа в целом?

6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «гипербола» и «гротеск».

7. Вспомните слова и выражения из рассказа А. П. Чехова «Ионыч», которые характеризуют семью Туркиных. Каково авторское отношение к ней?

8. Проанализируйте монолог Кулигина из пьесы Островского «Гроза» (действие III, явл. 3). Какие законы жизни города Калинова он отвергает? Докажите, что Кулигин лишь констатирует «жестокие нравы» города, а не является их активным обличителем.

9. Проанализируйте стихотворение Некрасова «О Муза! я у двери гроба...». Как в нем отразилась идейно-эстетическая позиция поэта?

10. Проанализируйте эпизод объяснения в любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского (т. 2, часть 3, гл. XXIII). Какими приемами пользуется в этом эпизоде автор, показывая душевное состояние героев?

Уровень Б

1. Каким поэтам принадлежат эти строки? С какими фактами биографии поэтов они связаны? Что общего в этих цитатах? Есть ли разница в настроении лирического героя каждого стихотворения?

  Воспоминания дней юности — известных Под громким именем роскошных и чудесных, — Наполнив грудь мою и злобой, и хандрой, Во всей своей красе проходят предо мной... Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальней Мелькает меж ветвей, болезненно печальный?..   И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

2. Какие законы «темного царства» не принимает Катерина Кабанова? Запишите по памяти реплики героини, доказывающие ее свободолюбие.

3. Назовите имена, отчества и фамилии известных вам глуповских градоначальников. О каком произведении идет речь? Кто его автор?

4. Из какого произведения эти строки? Назовите его автора и особенности художественной формы.

«Едва увидел он массу воды, как в голове его уже утвердилась мысль, что у него будет свое собственное море. И так как за эту мысль никто не угрожал ему шпицрутенами, то он стал развивать ее дальше и дальше».

Какова главная мысль этого произведения?

5. В каком произведении есть такие слова? Объясните смысл названия произведения. Как называется цикл, в который оно входит? Какова его главная мысль?

«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку?»

6. Объясните, чем сходны и чем различаются понятия «деталь» и «символ». Приведите примеры из романа Тургенева «Отцы и дети».

7. Назовите основные черты романтизма и реализма. Приведите примеры романтических и реалистических произведений.

8. Определите проблематику и особенности жанра стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной...». Как в нем сочетаются эпос и лирика? Каково авторское отношение к рассказанной истории? Какие особенности формы помогают понять его содержание?

9. Проанализируйте сцену расстрела пленных французами из романа «Война и мир» (т. 4, ч. 1, гл. XI). Как в ней отразились гуманистические мысли автора?

10. Проанализируйте сцену объяснения Катерины и Бориса из пьесы Островского «Гроза» (действие V, явл. 3). Какими способами автор передает психологическое состояние каждого героя? Какова роль авторских ремарок?

Уроки 168—169.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!