ДИСЦИПЛИНЫ ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Московская государственная академия хореографии
Кафедра классического и дуэтного танца
Утверждено
Ученым советом МГАХ
председатель
М. К. Леонова __________
«24» декабря 2009 г.
протокол № 30
Рабочая программа
Дисциплины «Дуэтно-классический танец»
По специальности 070302 «Хореографическое искусство»
Среднего профессионального образования
Москва 2009г.
Московская государственная академия хореографии
Кафедра классического и дуэтного танца
Одобрено Составлена в соответствии
Кафедрой классического с Государственными
и дуэтного танца МГАХ требованиями к минимуму
Заведующий кафедрой содержания и уровню
____________________ В.В.Анисимов подготовки выпускника
« ___ » ___________ 2009 г. по специальности
протокол № _____
Программа «Дуэтно-классический танец» составлена на основе программ 1975, 1985 годов издания, автор – заслуженный деятель искусств БаССР и РСФСР
Н. Н. Серебренников.
В подготовке редакции данной программы принимали участие: заведующий кафедрой классического и дуэтного танца МГАХ,
|
|
профессор, народный артист РФ;
профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Т. Жданов.
Рецензенты: преподаватель кафедры классического и дуэтного танца МГАХ, заслуженный артист РФ, лауреат Всероссийских и международных конкурсов артистов балета Ю. В. Васюченко;
педагог-репетитор Музыкального академического театра имени
К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко,
народный артист РФ В. С. Тедеев.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи курса
Дуэтно-классический танец – один из основных профилирующих предметов изучаемых в Академии хореографии. Эта дисциплина не только играет первоочередную роль в деле подготовки профессиональных артистов балета, но ее значение в хореографическом образовании продолжает возрастать и находится в прямой зависимости от развития хореографического искусства в целом.
Приступать к изучению дуэтного танца можно лишь овладев в достаточной степени техникой классического танца. По сути дуэтно-классический танец являет собой продолжение, развитие, воплощение классического танца в парном исполнении - в дуэте. Занятия строятся в полном соответствии с программой по классическому танцу.
|
|
Дуэтно-классический танец изучается на I, II, III курсах Академии хореографии на протяжении 6 семестров. Занятия проводятся по 4 часа в неделю. Студенты должны научиться технике поддержки и навыкам сценического общения.
Особое, исключительное значение придается развитию музыкальности и пластической выразительности исполнения, воспитанию чувства стиля и строгой академической манеры.
В процессе занятий во взаимодействии с педагогами других специальных дисциплин необходимо развивать у учеников умение распределять сценическое пространство, танцевать в ансамбле, учить этике общения.
Являясь воспитателем и наставником, преподаватель призван формировать не только высокую исполнительскую технику, но и морально-этический облик учащихся, волю к преодолению трудностей, творческую активность, художественный вкус и культуру.
Задачи каждого года обучения определены содержанием программы; в ней же предлагается порядок проведения промежуточной аттестации, которая представлена экзаменом по окончании каждого учебного года.
Методические указания
К началу изучения дуэтно-классического танца юноши достигают 15-16 –летнего возраста, когда их костно-связочный аппарат еще не закончил своего формирования, поэтому преподаватель должен так строить урок, чтобы физическая нагрузка была им по силам.
|
|
Необходимо принимать во внимание естественные возрастные психологические проблемы в общении юношей и девушек этого возраста. Нужно учитывать и конкретные особенности каждого отдельного класса: возрастные и весовые соотношения юношей и девушек; физические и профессиональные возможности юношей; степень подготовленности девушек по основной дисциплине – классическому танцу.
Приступать к практическим занятиям рекомендуется через две недели после начала учебного года, когда стопа учениц уже достаточно подготовлена для движений на пальцах. Обычно в Академии урок дуэтного танца проходит после занятий классическим танцем с перерывом 0,5 – 2 часа, поэтому предлагается только дополнительно разогреть стопы, кисти и руки партнеров. Для этого экзерсис следует начинать с relevé; échappé на две ноги и с переходом на одну ногу; temps levé на месте и с продвижением; preparation к pirouette; pirouette из IV и V позиций.
На I курсе практические занятия следует предварить вводной беседой. Ее содержание должно охватывать такие темы как: смысловая нагрузка дуэта в балетном спектакле; творческий контакт и чувство единого темпа партнеров в поддержках; техника и формы танца с поддержками (трио, квартеты, квинтеты и т. д.) Для иллюстрации рекомендуется использовать видеоматериалы. Учащимся необходимо сказать о том, что успешное освоение партерной поддержки, которая по своей технике и разнообразию значительно сложнее воздушной, во многом ускорит и облегчит обучение воздушной поддержке; о том как нужно оберегать себя и своего партнера от возможных травм и т. д.
|
|
Особого внимания и отношения требует музыкальное сопровождение урока. Концертмейстер – активный творческий участник учебного процесса. По мере возрастания сложности заданий по дуэтному танцу соответственно усложняется содержание музыкального материала. В исполнении хореографических этюдов требуется передача настроения, выполнение определенной актерской задачи. Концертмейстер, отвечая этим требованиям, должен предложить ученикам эмоционально насыщенную музыку. Профессиональное исполнение музыкального (нотного или импровизационного по форме) произведения создает в классе творческую атмосферу, помогает ученикам верно понять поставленные перед ними задачи, способствует формированию художественного вкуса.
Успешное освоение программы дуэтного танца зависит от ряда условий.
В первую очередь – это выполнение количества учебных часов, установленных учебным планом, и регулярная посещаемость занятий студентами;
строгое соблюдение весовых соотношений мужского и женского состава (особенно на втором и третьем годах обучения).
Наполняемость классов не должна превышать норм, установленных государственным стандартом (5-6 пар). Понимая, что такую наполняемость класса осуществить на практике весьма трудно, следует подчеркнуть, что именно такой состав является оптимальным.
Работа должна осуществляться не только в постоянном творческом контакте с преподавателями женского и мужского классического танца (взаимное посещение уроков), но и в согласовании учебных задач и объема материала сценической практики, актерского мастерства и дуэтно-классического танца (во избежание физической перегрузки учеников).
К выполнению программы второго и третьего года обучения надо подходить особенно внимательно и избирательно для учеников, физически не готовых или младших по возрасту.
Определять вновь принятых в Академию студентов в классы по дуэтно-классическому танцу в соответствии с их знанием предмета.
Ученицы, вес которых превышает 50 кг, к выполнению воздушных поддержек не допускаются.
Все спорные вопросы, связанные с освобождением учеников от уроков дуэтно-классического танца, следует решать с обязательным участием врача хирурга.
В учебном процессе рекомендуется использовать аудиовизуальные средства учебной информации (учебные фильмы, кинофрагменты из спектаклей классического наследия и современного репертуара, концертных программ, а также видеозаписи, в том числе уроков дуэтно-классического танца). Все это будет способствовать сознательному, прочному и качественному усвоению учебного материала.
Данная программа является главным руководством для преподавателя, но вместе с тем, она не должна быть догмой. Допустимы незначительные изменения в порядке последовательности изучения элементов поддержки, некоторые сокращения учебного материала из раздела сложных бросков и подъемов. Каждый преподаватель вносит в прохождение программы свой опыт артиста и педагога, свою творческую мысль, насыщает ее музыкальной и сценической выразительностью.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Переводные экзамены
Экзамены по дуэтно-классическому танцу проводятся в соответствии с учебным планом в конце 2-го и 4-го семестров.
На экзамене должен быть показан весь материал программы данного года обучения по разделам партерной и воздушной поддержки, прочные навыки технических приемов поддержки, сценического общения, а также этюд, включающий актерскую задачу.
Государственный экзамен
Государственный экзамен проводится в конце 6-го семестра и включает в себя все разделы пройденной программы.
Учащиеся выпускного класса должны показать высокую исполнительскую культуру танцовщика: технику исполнения приемов партерной и воздушной поддержки, музыкальную и сценическую выразительность.
Программа Государственного экзамена составляется с учетом наиболее полного раскрытия профессиональной подготовки и творческой индивидуальности учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИСЦИПЛИНЫ ДУЭТНО-КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Занятия практические
№ п/п |
Наименование разделов |
Семестр |
Количество недель | Количество часов | |
в неделю | всего за год | ||||
1. |
Раздел I. Первый год обучения (I курс)
| I | 18 | 4 |
148 |
II | 19 | 4 | |||
2. |
Раздел II. Второй год обучения (II курс)
| III | 18 | 4 |
148 |
IV | 19 | 4 | |||
3. |
Раздел III. Третий год обучения ( III курс)
| V | 18 | 4 |
120 |
VI | 12 | 4 | |||
Всего по основной образовательной программе
Мы поможем в написании ваших работ! |