Социология конца 19 – нач. 20 века. Теории Дюркгейма и Вебера



Макс Вебер (1864-1920) немецкий социолог начала 20 века, автор теории социального действия.

Социальное действие - это некий исходный элемент, далее неделимый атом живой социальной реальности. В нем как в зародыше содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы. М.Вебер и Т.Парсонс уделяли ему первоочередное внимание в своих социологических доктринах (Вебер - социальные действия, Парсонс - единичные действия). По Веберу, социальное действие синтезирует в себе момент действия и момент ориентации на другого. Человеческое действие только тогда приобретает характер социального, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Понимание социального действия невозможно без учета мотивации, того смысла, который вкладывает деятель в свои усилия. Мотивация соц. действия содержит два начала:

· индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека;

· ориентацию на другого, "ожидание", учитывающее возможную ответную реакцию.

Виды социальных действий (по степени участия сознательного элемента в этом процессе):

1. целерациональное действие. Ясное понимание деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого пригодны; деятель рассчитывает реакцию окружающих. Этот тип полностью продуманного действия встречается очень редко, это веберовский "идеальный тип".

2. ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым ценностям. Индивид ориентирован не на осознанную цель, а на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве... Здесь сознание деятеля не полностью раскрепощено, он ориентируется на ценности общества.

3. аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием аффекта, это стремление к немедленному удовлетворению страсти.

4. традиционное действие. Минимизировано сознание, происходит на основе глубоко укоренившихся норм, образцов поведения, которые не подлежат проверке.

Социология в 20 веке, возникновение эмпирической социологии. Индустриальная социология в США. Развитие теоретической социологии (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон).


Интегральная модель общества Питирима Сорокина. Социокультурная реальность

Питирим Александрович Сорокин - выдающийся русский социолог, половина жизни его и творчества приходится на пребывание в США, куда он уехал в 1922 году. Верный сторонник, последователь основных постулатов позитивизма Конта и Спенсера. Однако ему приходилось выходить за границы этого течения во имя поставленной им задачи, осуществление синтеза высших достижений социологии, независимо от принадлежности того или иного открытия к тому или иному направлению. Творчество Сорокина претерпело сложную эволюцию от классического конторского позитивизма (отказ от умозрительный рассуждений об обществе, создание теории, которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно научные теории) к философии интегрализма.

Основные этапы его творческой эволюции связаны с переходом от первоначальной приверженности идеям психологизма к установкам неопозитивизма. Потом он не раз приступал к пересмотру своих взглядов и обращался к другим течениям, которые не мог принять на раннем этапе творчества.

Так, уже в США - пересмотр позитивистской доктрины и движение в сторону субъективно идеалистических течений, традиций интуитивизма и понимающей социологии, понимающей социологии и теории социального поведения. В 60-е годы создает интегральную модель общества на основе синтеза разнородных традиций мировой социологии: философии и психологии: установок социального бихевиоризма, теории социального действия, понимающей социологии и т.д.

Видное место в деятельности Сорокина занимали вопросы теории и методологии социологического знания, природа социальных связей и социальных изменений. Проблемы эволюции, социального прогресса постепенно переориентировались, с одной стороны, на изучение социальной мобильности и социальной стратификации, с другой - отражались в темах общечеловеческих страданий, альтруизма, будущего человечества, государственного и мирового устройства. Его постоянно занимал вопрос: что должна и что может делать социология для совершенствования общественного устройства и человеческих отношений? Как приверженец позитивистской доктрины он верил в возможности естественно-научного подхода в социологии обеспечивать все более глубокое познание социальных процессов.

Социальная действительность рассматривалась Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, не сводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств: рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако, высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были совершены все великие открытия. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие из них образуют социокультурные системы, сферы действия которых распространяются на многие общества. Они организуются вокруг фундаментальных предпосылок реальности и основных методов ее познания, то есть мировоззрений.

 

 

Веберовское понятие “идеальный тип”

Важным вкладом в социологию было введение понятия «идеальный тип» Вебера. «Идеальный тип» представляет собой ис кусственно и логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Идеальный тип возникает индуктивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он НЕ должен иметь НИ слишком общего (напр., история религии в целом), НИ слишком частного характера (например, индивидуальный религиозный опыт).

Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). По мнению Вебера, чем более преувеличен Идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более полезен он для конкретного исторического исследования.

Понятие Идеальный тип не статическое, а динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо развивать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

Как известно, современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской Концепции Свободы от Оценочных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значения оценок. Он лишь считал, что проце дура исследования разделяется на три этапа. При этом ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастными.

Веберовское понятие «отнесение к ц енности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 612; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!