Конец 19-нач. 20в. Кризис натуралистических теорий в социологии



Предпосылки возникновения социологии

Во 2-й половине 19-нач.20 в.

ü Биолого-эволюционные школы в социологии.

ü Натуралистические ориентации Герберта Спенсера (1820-1903).

ü Кризис биолого-натуралистических теорий в конце 19 века.

ü Психологические тенденции в социологии.

ü Элементарное социальное отношение по Г.Тарду (1843-1904).

ü Немецкая социология конца 19 века.

ü Рациональный научный метод Фердинанда Тенниса (1855-1936).

ü Материалистическое понимание истории.

ü Концепция обществ.-экономическ. формаций К.Маркса (1818-1883).

ü Учение Фридриха Энгельса (1820-1895).

ü Социологический метод Георга Зиммеля (1858-1918).

ü Французская школа социологии.

ü Социальный факт и соц. школа Эмиля Дюркгейма (1858-1917).

ü Концепция "Исторической социологии" и понятие "идеального типа" Макса Вебера (1864-1920).

ü Влияние концепции Макса Вебера на развитие социологии в США.

ü Концепция социального действия.

ü Социологическая система Вильфредо Парето (1848-1923).

ü Социология знания Карла Монгейма (1893-1947).

ü Социология в США.

ü "Коллективное целеполагание" по Лестеру Уорду (1841-1903).

ü Социальный процесс в понимании Албиона Смолла (1854-1926).

ü "Элементарный принцип" в соц. схеме Ф.Гиддингса (1855-1931).

ü Социальная эволюция по Уильяму Самнеру (1840-1910).

ü Природа "социального порядка" по Эдварду Россу (1866-1951).

ü Признак "истинно социального существа" Чарльза Кули (1864-1929).

ü Развитие социологии в Чикагской социологической школе.

ü Роберт Парк (1864-1944) и Эрнст Берджес (1886-1966).

 

Три школы психологической социологии

ü психология народов Мориц Лацарус (1824-1903), Хейман Штейнталь (1823-1899) и Вильгельм Вундт (1832-1920).

ü психология масс Гюстав Лебон (1841-1931), Габриэль Тард (1843-1904), С.Сигеле и др.

ü теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дугалл (затем переросла в интеракционизм).


Основные направления развития социологии. В интеллектуальной истории Западной Европы середина и вторая половина 19 века были временем расцвета позитивного мировоззрения и увлеченности ученых успехами естествознания. Эволюционная теория Ч.Дарвина заставила всех поверить в то, что между человеком и животными имеются не только различия, но и сходство... и что человек является продуктом длительной биологической эволюции. Эта идея была ведущей в конце 19 века. Эволюционизм того времени был основан на единстве законов Природы - Истории - Человека. С этих позиций рассматривали социальную эволюцию как продолжение биологической эволюции. На этой почве возникло много школ и направлений.

Биологическая школа основывалась на структуре социального целого.

Расово-антропологическая школа настаивала на влиянии расовых черт в общественной жизни.

Географическая школа - настаивала на влиянии пространственного размещения людей.

Школа социального дарвинизма настаивала на естественном отборе в социальной среде.

Органическая школа. Идеи социального дарвинизма просматриваются в работах английского социолога, виднейшего представителя натурсоциологии Герберта Спенсера (1820-1903).

Итак, в конце 19 - начале 20 века были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились ее главные направления, оригинальные методологические принципы и теоретические концепции. Так или иначе дальнейшее развитие социологии независимо от того, оставались или отвергались ее основные идеи, опирались на достижения этого периода.

 

Натуралистические ориентации Герберта Спенсера (1820-1903)

"Эволюция - это универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения, как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов", - писал Г.Спенсер. Спенсер продолжил позитивистский дух социологии. Он, также как и Конт, положил в основу своего учения принцип эволюционности в развитии общества и природы. В 1850 году появился его первый труд "Социальная статика" (систематическое изложение нравственных проблем современного общества и их взаимосвязь). Он говорил, что все его теории появились на свет при помощи интуиции и озарения. Для Спенсера интуитивный метод наиболее эффективный. Как один из основоположников органической школы в социологии он ввел идею изменчивости и плавного эволюционизма в социологии. Он проводил аналогии между биологической и социальной эволюцией, между живым организмом и обществом. Это открывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов.

В работе "Основания социологии" Спенсер уподобляет сословно-классовое строение общества с присущими ему различными функциями в качестве сравнения с органами живого тела. Однако отдельные личности могут обладать большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер поставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве насилия в большей степени, чем агентов саморегуляции.

Два полюса эволюции, военный и промышленный, и, следовательно, два типа общества. Эволюция идет от военного к промышленному типу общества. Закон выживания наиболее приспособленной части социального организма реализуется в социальной динамике и общество постепенно приближается к промышленному типу (характер дифференциации, основанный на личной свободе). "Социальные революции - это болезнь общества, они противостоят организмическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживании наиболее приспособленных" (организмический подход к социальным фактам, это когда рассматривают общество как единый биологический организм).

Спенсер первым из социологов применил понятия "структура" и "функция" социальной системы. (Можно считать началом структурного функционализма). "Увеличение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда". Г.Спенсер. Так же, как и у Дарвина, увеличение населения стимулирует все большую социальную активность, т.к. требуется все большая изобретательность, чтобы выжить. "Выживает лишь тот, кто превосходит других в интеллектуальном развитии..." "Благодаря чему возрастает общий уровень интеллекта в обществе, т.к. наименее развитые и приспособленные вымирают". Этот интеллектуальный процесс может быть разрушен вмешательством государства. "В сложных обществах неудачные действия одной их части не может быть компенсированы действиями другой их части, не то что в простых обществах".

Масштабы внутреннего управления обществом зависят от типа общества "Воинствующие общества" регулируются путем жесткого принуждения, а в индустриальных обществах контроль и централизация слабее. В дальнейшем его концепция "одномерной эволюции", т.е. непрерывного поступательного движения обществ модифицируется в теорию "многомерной эволюции", предполагающей возможность социальной деградации. Особое внимание Спенсер уделял объективности социального исследования. освободив его от всевозможной исторической и классовой предвзятости.

 

Конец 19-нач. 20в. Кризис натуралистических теорий в социологии

В конце 19 в. произошел кризис биолого-натуралистических теорий, который способствовал усилению психологической тенденции в социологии. Психологические исследования разуверили ученых во всемогущем влиянии биологического на ход истории...

Психологическое направление в социологии. В развитии психологической социологии различают как минимум три самостоятельных школы:

ü психология народов Мориц Лацарус (1824-1903), Хейман Штейнталь (1823-1899) и Вильгельм Вундт (1832-1920).

ü психология масс Гюстав Лебон (1841-1931), Габриэль Тард (1843-1904), С.Сигеле и др.

ü теория инстинктов социального поведения У.Мак-Дугалл (затем переросла в интеракционизм).

Психология народов. Мориц Лацарус - швейц. философ, основатель психологии народов опирался на идеи Гегеля и Гербарта. Он требовал применения точных психологических методов к исследованию закономерностей социальной жизни людей.

Хейман Штейнталь - немецкий философ, виднейший представитель психологии народов. Он также языковед, один из основателей психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка.

Согласно теории "актуальности душевного" Вильгельма Вундта, душа является целостной, не простой, она есть субъект, но не субстанция, она - событие, деятельность, развитие.

Первой попыткой начать конкретное исследование взаимосвязи культурного и индивидуального была научная область, называемая "психологией народов". Была также установка на сближение различных областей научного знания. Подобного рода исследования наталкивали психологов на мысль о том, что глобальные соц. явления проецируются на отдельные соц. группы.

Именно в этот период становится понятно, что ни психология индивида, ни абстрактный народный дух не способны объяснить сложные соц. явления. Отсюда растущий интерес к изучению групповых явлений, к особенностям массового поведения.

Психология масс. "Европейское общество вступает в новый период своего развития - в эру толпы, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием". Гюстав Лебон.

Гюстав Лебон (1841-1931) показал то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс.

"Общество - это подражание, а подражание - своего рода гипнотизм", писал Габриэль Тард (1843-1904).

Элементарным социальным отношением по Тарду является передача верования или желания. Простейшая модель такого отношения - состояние гипнотического сна. Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.

Тард считал, что основной функцией социальной жизни являются инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, Тард считал основными социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения.

Тард умер в 1904 году, а уже в 1908 году возникает новая наука - социальная психология.

Теория инстинктов социального поведения. Родоначальник теории Уильям Мак-Дугалл (1871 Великобритания -1938 США) являлся автором т.н. "гормической" концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в живой природе. Исходя из этой теории он объяснял социальное поведение людей, и отстаивая превосходство т.н. "нордической расы", пытался доказать, что приобретенные признаки передаются по наследству. Теория инстинктов социального поведения позднее переросла в интеракционизм, прочно занявший позиции современной социологии.

Исследователей начала 20 века интересовало и то, что готовит основу для передачи социальных норм, ценностей и верований от индивида к индивиду (теперь мы знаем, как это называется - коммуникация), а также то, что обуславливает процессы адаптации и приспособления индивидов друг к другу (заражение, внушение, подражание).

К стати, теория подражания выходит за рамки интрапсихических процессов, делая предметом и единицей социологических исследований не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия.

Попыткой соединить психологизм с органицизмом был зародившийся в США интеракционизм, в центре которого стоит процесс взаимодействия индивидов (отсюда его название).

Отказавшись от биологизации общества, психологи пытались преодолеть ограниченность эволюционизма, а их теоретические концепции приобрели все более аналитический характер. Важнейшим результатом этого было рождение социальной психологии как самостоятельной дисциплины, основателями которой являются У.Мак-Дугалл и Эдвард Росс (независимо друг от друга употребили термин "социальная психология").

Эдвард Росс (1866-1951) интересовался природой социального порядка и солидарностью. Солидарность рассматривалась им в контексте социального контроля (ключ к повиновению), посредством которого индивиды и группы составляют единую организацию. В процессе развития общества возникают два контекста повиновения: лично-неофициальный (т.е. на общих ценностях) и безлично-официальный (т.е. путем контроля внутреннего, или этического, основанного на развитых чувствах, и контроля внешнего, или политического, основанного на авторитете и законодательстве).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!