Социологические идеи Маркса и их роль в развитии социологии



Карл Маркс (1818-1883) - известный немецкий философ, политолог и социолог. Он положил в основу своей теории принципы материального фактора исторического развития. Материальный фактор развития производительных сил, которые в соответствии с определенными производственными отношениями между людьми создают способ производства и соответствующие ему формы собственности. Материальные силы, господствующие в обществе определяют "духовную надстройку", к которой Маркс относил разного рода политические, духовные и другие общественные институты.

Динамическая картина общественного развития детерминируется не только экономическим, научно-техническим и социальным прогрессом общества, но и специфическим расположением классов, т.е. больших социальных групп людей, имеющих свое особое отношение к средствам производства, собственности и политическим институтам. Общественное развитие (результирующая экономического прогресса и соответствующая ему фаза развития классовых сил) дает переход с одного этапа на другой через мощный социальный кризис, охватывающий все институты общества. Этот кризис Маркс назвал социальной революцией, которая есть "локомотив истории". При этом один из общественных классов ускоряет приход эволюции, тогда как другие классы сопротивляются ему.


Социология конца 19 – нач. 20 века. Теории Дюркгейма и Вебера

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - истинный преемник Конта, стремится создать социальную теорию строго научного направления, при этом видоизменяя положения своего учителя. Если Конт не желал рассматривать причины возникновения социальных явлений, а исследовал лишь процесс функционирования, то Дюркгейм искал причины социальных феноменов. В основе учения Дюркгейма концепция социологизма (принцип специфичности и автономности социальной реальности). В основе общества лежит некая особая реальность, которая соединяет людей в нечто единое и устанавливает между ними солидарность особого рода, а потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, т.к. они раскрывают суть и характер всех общественных явлений. Указанная особая социальная реальность (то общее, что превращает социальных индивидов в часть социального целого) обязательно господствует в обществе, диктует свои установки каждому индивиду в виде общественных ожиданий, требований и принципов морали. Вот это соединение "коллективного", вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т.к. только деятельность людей может наполнить общее его содержанием) Дюркгейм назвал социальным фактом.

Социология - наука о социальных фактах, занимается рассмотрением собой над-индивидуальной реальности. которая делает реальным и отдельного индивида. Таким образом, все мы становимся значимыми для общества в той мере, в какой мы вовлечены в общее и оказываемся носителями общественной морали и принципов. Центральная проблема творчества Дюркгейма есть проблема социальной солидарности, а силой, создающей общественное целое, становится разделение труда (профессиональная специализация). Группа или коллектив действуют и чувствуют себя совершенно иначе, чем мог бы ощущать себя отдельный индивид. В книге "О разделении общественного труда"

Дюркгейм анализировал также и ненормальные формы существования общества: аномию (отсутствие законности и порядка), социальное неравенство, рутинизацию труда, классовые и национальные конфликты. Дюркгейм рассматривает коллективное общее сознание - совокупность верований и чувств общих членов одного общества. это коллективное сознание нечто иное, чем просто индивидуальное сознание. Оно представляет для общества особую ценность. Ткань социальных отношений уплотняется благодаря коллективному сознанию, т.е. наличию общих убеждений интересов и т. д. Разделение труда и специализация индивидов нацелены на выполнение определенных функций, чем больше разнообразие функций, тем сильнее стремление в обществе к единению и обмену видами деятельности. Символом обмена выступает договор. Отталкиваясь от типичной для социологии XIX века схемы двух идеальных типов общества, Дюркгейм строит концепцию общества с механической и органической солидарностью как два звена одной эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости индивидов и их общественных функций, органическая солидарность характерна для современного типа обществ и основана на разделении труда, так как индивид несовершенен в отдельном виде деятельности и функция разделения труда также является интегрирующей для индивидов, обеспечивающей целостность социального организма, формирует чувство солидарности. Солидарность - высший моральный принцип, следовательно морально и сам разделение труда. Антагонизм труда и капитала - это отклонение от нормы, результат недостаточной отрегулированности отношений между ведущими классами в обществе. Решающая роль в деле интеграции принадлежит идеалам и верованиям (коллективным представлениям).

Дюркгейм развил концепцию религии без бога, т.е. выделил существующую реальность, которая является объектом религиозных верований, и эту реальность он видел в обществе. Причина кризисов, по Дюркгейму, в несовершенстве моральных норм, следовательно, возможность их преодоления состоит во введении новых норм, регулирующих поведение членов общества.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!