ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ



В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского богослужения - полной литургии в седмичные дни Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение как выражение радостного состояния духа и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных Писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый час - Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий пост охватывает собою дни св. Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.

Вечерня сыропустной Недели

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем.

Вечером в Прощеное воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы. Кончая 5-ым воскресеньем, совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:

1.         Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта). По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит пред царские врата и творит начало вечерни: «Благословен Бог наш…»

2.         Вход с кадилом (ввиду пения великого прокимна).

3.         после входа и пения «Свете тихий» поется великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избавлю ю» (4 с половиной раза).

Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья. Поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого поста. В остальные недели - 1-ю, 3-ю и 5-ю - на вечерни поется другой великий прокимен: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи» (4 с половиной раза).

4.         После прокимна сразу читается «Сподоби, Господи…», как обычно на вседневной вечерни (но ектении «Рцем вси…», как на великой вечерни, не бывает). Царские врата закрываются, и священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник в епитрахили произносит на амвоне ектению: «Исполним вечернюю молитву…», а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

После стихир на стиховне и чтения «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» (священнослужитель в это время выходит на солею) поются великопостные тропари (с великими поклонами после каждого тропаря); «Богородице Дево, радуйся…», «Слава: Крестителю Христов…», «И ныне: Молите за ны, святии апостоли…», «Под Твое благоутробие прибегаем…» (без поклона). Затем чтец вместо ектении: «Помилуй мя, Боже…» читает «Господи, помилуй» (40), «Честнейшую херувим…» Священник: «Сый благословен Христос Бог наш…». Чтец: «Небесный Царю…», и священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

5.         После великих поклонов священник: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (3), благослови». И бывает «совершенный» (большой) отпуст[89].

Чин прощения.

После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд ПРОЩЕНИЯ[90]. На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами:

"Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися о нас грешных". Священник произносит: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас"[91].

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, совершают лобзание. В некоторых местах существует и другая практика, т.е. другие священники держат иконы. Затем подходят миряне, прикладываются ко Кресту, целуют руку священника и испрашивают прощения у притча и друг у друга. В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия (Мф., зач. 17), читаемыми за литургией в Прощеное воскресенье и рекомендующими прощать ближним согрешения и примириться со всеми, собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой) расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий.

В современной церковной практике во время обряда прощения принято петь: "Покаяния...", "На реках Вавилонских..." и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог..", кончая словами: "простим вся воскресением" ("Христос воскресе" не поется). {Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!