Подготовительные недели Великого поста



Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы)

о блудном сыне (с седмицей)

мясопустная (с седмицей)

сыропустная (сырная) (с седмицей)

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно: поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея[68].

Общее понятие о подготовительных неделях

Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить час к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в подготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: "Покаяния отверзи ми двери... На спасение стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...".

С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 138 псалма: "На реках Вавилонских...".

Неделя о мытаре и фарисее

Свое наименование эта подготовительная неделя получила оттого, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18,10-14), из которой, по изображению притчи, видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-ой неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия и пения "Воскресение Христово видевше..." и чтения 50-го псалма - поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На "Слава": "Покаяния отверзи ми двери..."

(вместо: "Молитвами апостолов..."). На "И ныне: "На спасения стези"...

(вместо: "Молитвами Богородицы...").

Затем: "Помилуй мя, Боже..." и

"Множество содеянных мною лютых..."

В основу первого тропаря - "Покаяния отворзи ми двери..." - положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнение для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря - "На спасения стези..." - положена притча о блудном сыне; а в основу третьего: "Множество содеянных мною лютых..." - предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде).

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на "Слава, и ныне"), так как на хвалитех на "Слава" поется стихира Триоди - вместо евангельской стихиры[69].

На литургии - прокимен гласа, Апостол - Тим., зач. 296, Евангелие от Луки, зач. 89.

Таким образом, в Недолю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности.

1. Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей.

2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.

4. Отмена поста в среду и пятницу - "сплошная", или "всеядная" седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея.

5. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно - воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и 6-й недели), т.е. в эти недели поются кондаки.

В неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской) и на литургии этот кондак святому следует петь на "Слава", а на "И ныне" поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак "Предстательство христиан непостыдное" (если храм святого)[70].

От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", и только в недели Православия и Крестопоклонную припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет[71].


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!