Уставные особенности сырной седмицы



1. В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.

3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии по уставу не бывает[82], за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовый праздник. В среду и пятницу на сырной седмице совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями, а именно:

во ВТОРНЖ и ЧЕТВЕРГ сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни - без чтения

(как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паремий. Как обычно, после: "Сподоби, Господи" - ектения: "Исполним молитву". Но по "Ныне отпущаеши...", как и в Великом посту, полагается пение тропарей "Богородице Дево, радуйся...", "Слава: Крестителю Христов...", "И ныне: Молите за ны, святии апостоли..." и три земных поклона. Далее "Под Твое благоутробие..." (без поклона). Далее, вместо ектении: "Помилуй мя, Боже..." произносится: "Господи, помилуй" (40 раз). После чего "Слава, и ныне", "Честнейшую херувим", "Именем Господним благослови, отче". Священник: "Сый благословен" и читается молитва "Небесный Царю...", после которой произносится молитва св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами): "Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве Даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь". По "Отче наш" - "Господи, помилуй" (12 раз), священник: "Слава Тебе, Христе Боже..." и прочее, и бывает отпуст.

Вечерня соединяется с Великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после вечерни(во вторник и четверг вечера) бывает ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ с великими поклонами.

Особенности великого повечерия в сравнении с великопостными следующие.

В третьей части после канона - "Достойно есть", Трисвятое по "Отче наш" и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем - "Боже отец наших", "Иже во всем мире". "Слава: Со святыми упокой", "И ныне: Молитвами, Господи, всех святых..."[83] и прочее последование по Часослову. Тропари "Господи сил, с нами буди" не поются. Отпуст малый. (Молитва "Владыко Многомилостиве" - не читается). После отпуста - чин прощения: "Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному". Затем ектения: "Помолимся о Великом Господине..." (См.: Часослов, вседневная полунощница).

В среду и пятницу сырной седмицы на УТРЕНИ:

1) вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами.

Стихи: "От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли"; "Правде научится живущие на земли"; Зависть приимет люди ненаказанныя"; "Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли".

Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология)[84];

2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду - 3,8 и 9, а в пятницу - 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь - к 1-й; 8-я - к 6-й; 9-я - к 7-й[85]. Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".

Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.

Дни недели Чтения

Песни

    1 2 3 4 5 6 7 8 9
Понедельник Октоих Минея Трипеснец Нет На 6 На 8  Нет

Канон Октоиха на 8 Канон Минеи на 6 Нет

Нет На 6 На 8

Вторник Октоих Минея Трипеснец На 8 На 6 - Нет Нет На 14 На 8 На 6 На 8 На 6 На 8 На 6 На 8 На 6 На 8 На 6

Нет На 6 На 8

Среда Октоих Минея Триодь Трипеснец На 4 На 6 (1 и 3 п.) На 4 Нет Нет Нет Нет На 6 На 8

На 6 На 4 На 4 нет

Не 4 6 и 8 на 6 7 и 8 на 4 Нет

Нет Нет На 6 На 8

Четверг Октоих Минея Трипеснец На 8 На 6 Нет Нет На 8 На 6 Нет Нет На 6 На 8

Октоих на 8 Минея на 6 Нет

Нет На 6 На 8

Пятница Октоих Минея Триодь Трипеснец На 6 На 4 На 4 Нет Нет На 6 На 4 На 4 Нет На 4 На 6 (4 и 5 песни) На 4 Нет Нет Нет На 6 На 8

На 4 (6 и 8 на 6, 7 и 9 песни) На 4 Нет

Нет На 6 На 8

Суббота  

Канон храма на 6 и св. Отцов на 8

 

После 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.

Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-й, 6-й и 9-й, изобразительных и вечерни.

ЧАСЫ в сырную среду и пятницу совершаются великопостные, с поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, например, к 1-му часу[86], "Заутра услыши глас мой" и подобные ему на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й (в Великом посту они опускаются) и "поскору" читаются (а не поются) "Блаженны". В конце - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона) и сразу - вечерня (псалом 33-й не читается), относящаяся уже к следующему дню. ВЕЧЕРНЯ (после часов в среду и пятницу) совершается обычная, вседневная, но со следующими особенностями:

1. после "Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и затем - второй прокимен;

2. после "Ныне отпущаеши... " поется тропарь святого Минеи, "Слава, и ныне" - Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо "Господи, помилуй" (40 раз) священник произносит сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...". После возгласа - молитва св. Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву: "Всесвятая Троице, единосущная Державо..." Хор: «Буди имя Господне…». Чтец пс. 33-й «Благословлю Господа…». Хор: «Достойно есть…». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим…». Священник: «Слава, Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (3), Благослови». И бывает отпуст[87]. 

В Сырную Субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников.

Служба этой субботы бывает с великим славословием.

В Сырную Неделю (воскресенье), приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово»[88] - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие:

1.        В среду и пятницу сырной седмицы литургии не бывает, богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).

2.        Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.

3.        В Неделю сыропустную, как и в предыдущие две недели, поется 136-й псалом «На реках Вавилонских…», последний раз. Покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери…» поются до 5-й недели Великого поста.

4.        В сырную Неделю воспоминается изгнание прародителей из рая.

5.        На литургии в эту Неделю читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься (Мф., зач. 17).

Апостол же (Рим., зач. 112) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!