Приложение 2. Святки. Описание игры



 

В этом приложении мы помещаем часть откликов на святочные игры их участников. А также отзывы ведущего. Задача, как и в прошлом приложении, осмыслить то, что удалось увидеть и ощутить. И сделать из этого, в общем‑то, беспорядочного материала, определенным образом выстроенный предмет исследования.

Предметом же в данном случае были те содержания нашего сознания, которые мы привыкли называть культурой. На самом деле, в сознании, конечно, нет никакой культуры. И как психологи мы должны осознавать, что используем это имя лишь как знак, указующий на какую‑то действительность сознания.

Действительно же эта такова, что в сознании есть только образы, которые отличаются друг от друга по определенным качества.

Одни из них просты. Это образы разума. Другие состоят из множества простых образов. Это понятия разума. Третьи могут содержать в себе чужие образы. Это то, что мы сейчас называем сумасшествиями, а мазыки называли западками. Четвертые увязаны в цепи разной длины. Эти мазыки называли образцами мышления.

Последние составляют то, что сейчас зовется культурой, а в старину звали обычаем.

Осмысление материала наблюдений над культурологической игрой должно научить нас легко и точно различать образцы культуры от всех прочих видов образов. Переписка, приведенная ниже показывает один из шажков на пути к осмыслению.

 

 

Исследовательские отчеты

Святки в Заповеднике. Кулыура во мне

От Потворы

Описываю случай, где я увидела проявление культуры.

Мы пришли на поляну, где должны зажигать святочный костер, в котором сжигают «лучины» – поленья с каждого «двора», личины, и куда бросают черепки старой посуцы, чтобы отпустить старье и нечистоту, проявившуюся на Святках.

На эту поляну должно было прийти войско нечистой силы, сразиться с нашими любошниками в стенке и после победы наших, мы зажигаем костер. Так было задумано.

Ряженое «войско» задержалось, и Любона мне стала говорить, что люди замерзли, находясь уже долгое время на улице.

Я стала думать, что делать. С одной стороны я понимала, что надо как‑то людей отогревать, и лучше зажечь костер, но меня просто ломало, представив, что мы зажжем костер без наших ряженых, и, если он прогорит, то нам надо будет складывать новый костер, чтобы сжечь личины войска «нечистых».

И я выбираю немного потерпеть, нежели нарушить последовательность обряда.

Мне кажется в этом проявляется две культуры – одна – терпилы, иначе я бы стала думать, советоваться, устраивать, чтобы народ был согрет. С другой – ещё какая‑то культура, где важна последовательность обряда‑дождаться всех, чтобы спалить одним огнем все личины и «лучи

ны». И нарушить эту последовательность – страшно. Чем? Пока не вижу.

Для меня был большой урок в том, что на подобных нашим праздникам, которые проходят на улице, на поляне надо было разжечь пару костров – для обогрева. И тогда мы бы могли обрядовый использовать тогда, когда нам надо. И не надо было бы сокращать наше действо из‑за

 

 

Святки. Темный

Проявление культуры во мне я заметил, уже после праздника, когда сел писать отклик. Первое, что вспомнилось, это то, как я попался на то, что последовательность действий (шагов) в празднике должна быть соблюдена и есть люди, которые ее знают и хранят и их надо слушать. Как это во мне сработало.

Во время праздника было холодно, мы были уже на костровой поляне, в далеке показались темные силы, они гили на праздник. Я подумал, всем прохладно, надо бы запалить костер, согреться. Я подошел к Ярго и сказал, запали костер, холодно. Ярго сказал, рано, еще не подошли темный силы, костер надо жечь позже. ШЯ понял, что нарушаю порядок действий праздника, а этого нельзя делать!. Я не думал! В этот миг, я перестал думать, за меня уже работала машинка культуры.

 

Это классика. Это то, ради чего вы шли на это исследование.

Культура не дает думать, пока ты в культуре, ты обязан соблюдать обычаи, то есть образцы поведения. В разуме же у тебя нет образцов, а есть образы. Образы короче и гибче, и ты можешь исправить то, что происходит. Культура же – это глубокая колея, чтобы ехать, не ошибаясь.

Ско

 

 

Святки. Изъян

Когда мы играли спектакль, я увидел, что Юношка стоит не там. То есть он стоит именно там, где стоит. И мы играем там, где играем. У меня внутри несколько раз появляются мысли. Что не там стоим. Часть ребят не видят, что происходит. Надо отойти, перейти.

А в действие эти мысли не переходят. Почему? Первое–неудобно всё ломать, что могут обидеться, если я начну их переставлять. Что если настаивать на своем видении, то это остановить то, что идет. Вот здесь у меня очевидность, и по‑моему, культурная.

 

Совершенно верно: именно так культура и работает. Ее как бы и нет. Она не видна, она вся принадлежит тебе. И все же тебе неудобно что‑то нарушать, будто ты погружен в трубу из тончайшей пленки, по которой тебя перегоняют из одной ёмкости в другую…

Ско

 

 

Святки. Умный друг

Там где друзья говорят: «А какую ты решаешь задачу, а в ответ тишина, и дикое упорство изобразить дурака.

 

Дурак, оказывается, может быть защитой… для дурака! Или для сумасшедшего. Но сумасшедший ли тот, кто может ИЗОБРАЖАТЬ дурака?

Ско

 

 

Святки. Метена

Святки – это праздник, а на празднике себя нужно вести себя по‑особому. Обязательно нужно побыть со всеми на празднике, словно нужно отдать дань приличия. И я это знаю, что мимо праздника не пройдёшь, обязательно затянет так, что потеряешь счёт времени.

 

Здесь две части, которые надо осмыслить. Первая – всеобщая: на празднике нужно вести себя!

Вторая – сумасшествие Метены: почему тебя затягивают праздники?

Ско

 

 

Святки. Метеля

Вообще «атмосфера» терпения чувствовалась на этих праздниках сильно. Взрослые тоже терпели. Только они уже умели перетерпеть то, что требовалось. Умели создать нужный вид, где надо покивать, а когда совсем невмоготу – перекинуться шутками втихаря.

Их терпение вознаграждалось в конце праздника тем, что все взрослые дружно напивались.

 

Культура – вовсе не такое уж легкое состояние сознания. За нее надо платить. И она сжимает сознание, делает его узким. Почему и требуется напиваться – винный дух – сивух – расширяет сознание. Слово сивух родственно сивону, и означает дух, не имеющий собственной воли.

Ско

 

 

Святки. Медведка

Мы на празднике.

Первое, что вспоминается, что когда мы начали петь со скоморохами, к нам подходили другие люди и хотелось, чтобы они тоже пели. Это, по‑моему, мое знание, что все должны петь. Раз мы договорили, что праздник. Так что же они молчат?

 

Это праведное возмущение позволяет одним людям погонять других. Так культура и делает себя правящей силой человеческого общества. Причем, довольно жестокой силой, потому что тех, на кого накопилось возмущение, затравливают как чужих и вредных.

Ско

 

 

Святки. Медведка 2

У меня есть образы праздников, в которых кто‑то написал сценарий, кто‑то уже всё придумал, и от меня ничего не зависит. Я в этом образе терпила. Так точно не хочется.

Получается, что когда я попадаю в такой образ, то я не думаю. И просто по колее делаю то, что я знаю Но точно в этом не вольна. Не хозяйка. Я понимаю сейчас, что это снова слои культуры, и когда я в них, я не живу.

Как научиться видеть, что попал в такой слой? Или не попадать в него?

 

Этим мы и занимаемся на семинаре.

В сущности, решение просто: для начала надо научиться узнавать и осознавать, когда ты попадаешь в образец. Затем убрать из образцов корни, которые могут расти из сумасшествий. А после этого стать хозяином самому себе, то есть перейти в разум и следить, чтобы не покидать его никогда. Даже тогда, когда ощущаешь себя полнейшим дураком.

Ощущение себя дураком – вернейший признак того, что ты в разуме.

Правда, быть в разуме вначале больновато…

Ско

 

 

Святки. Александр М.

.. если просто начинаю танцевать и петь, я думаю, как я выгляжу, как обо мне подумают.

Если я стою как бы в стороне, то чувствую себя так же…

Странно, в том и другом случае чувствую себя одинаково, но в первом есть какая‑то победа.

 

Дорогу осилит идущий. Если мы хотим научиться чему‑то, нам не избежать ошибок, не избежать выглядеть смешно и даже дураком… Но иного пути нет. Впрочем, можно постоять в стороне от собственного счастья.

Ско

 

 

Святки. Антонина

А когда надела маску‑личину, во мне зашевелилось что‑то дикое, сродни духам природы. Я на удивление защищено чувствовала себя в маске. Особенно, когда из‑за реки показалось вражеское войско.

Смешанное чувство охватило меня! С одной стороны, мы тут с «хорошими» селянами веселимся, а с другой я самолично рисовала страшную рожу на стяге «врагов». Да и муж мой был в том отряде. И вот, я понимаю, что всё это праздничное действо, и в то же время думаю, «хорошо, что в маске».

Но по‑настоящему сильно ошарашило то, что я‑то ЗА ВРАГОВ! Ведь где муж, там и я… И тут я зависла… Гляжу куда‑то, не пойму куда. Минуту – другую будто выпала из этого мира, но не по сумасшествию, а потому что будто все чувства миллионов тысяч жен вдруг стали мне ведомы, всё, что может чувствовать женщина, когда муж в бою, да еще и вроде как «за плохих». А «плохих»‑то НЕТ! Враги есть на празднике, чтобы «хорошие» могли победить. Это нужно обряду, утверждению света, и хочется сказать, света божественного. Но под ним, в нём все одинаковые. Я криками поддерживала мужа и его сбранов, я вдруг весело шагнула за понятие «добра», потому что глупо бояться проявлять самое простое, что у меня есть – мою любовь.

 

Все культурологические игры нужны, чтобы разбудить подобные воспоминания души. Это состояние нельзя упустить, Антонина. За ним слишком много такого, к чему все равно необходимо однажды вернуться.

Ско

 

 

Святки. Шизотерик

Когда надел маску, сразу разделилось два мира. Мира вовне, куда смотрят мои глаза через прорезанные в бересте глазницы. И мир «внутри». Собственно я сам спрятанный за маской. Маска дает защиту. Она прячет. И это дает возможность быть любым, проявляться как угодно. И вот выпускаешь наружу то, что обычно подавляешь. Или проявиться так, как обычно не решаешься.

И еще почему‑то яснее стало видно несовершенство мира «снаружи» – в его частностях, в конкретных людях. И проявиться захотелось так, чтобы эти несовершенства конкретных людей проявились. Одного захотелось искобенить(?), другого напугать.

 

Мы носим маски и в жизни. Маска дает защиту.

Но маска заставляет и подгонять мир под себя. Если одеть иную маску, она потребует создать новый мир. Отсюда желание воздействовать на окружающий.

Но от защищенности, которую дает личина, возвращается способность не принимать людей ложными. В обычном состоянии у нас не хватает сил и на защиту, о том, чтобы еще и за других бороться, и речи нет.

Ско

 

 

Святки. Кафандра

Я знала как будто, что так нельзя, это неприлично, это вообще глупость – гордиться своей любовью, показывать на всех, что ты бьешься за свою любимую, это «сказки, детский сад и вообще неприлично».

Я поняла так, что это и есть слой современной культуры во мне. Неприлично показывать свои чувства, неприлично гордиться своей любовью.

 

Да, неприлично. Любовь надо прятать. Любопытно, это имеет отношение к тому, что любовь пропадает из наших жизней? А заодно и к потере счастья в семьях?

Ско

 

 

Святки. Щеня

Для меня проявление культуры – это одежда.

Что на праздник обязательно нужно одеться красиво и ярко. Это я видела и с детства, когда меня одевали на различные праздники в садике, и сейчас как одеваются другие. Но меня на праздник потянуло одеть юбку, пояс широкий, красный платок.

 

Наша культура семейного счастья потому так низка, что никому в действительности не было дела до ее исследования и изучения. Тем более, у нас отсутствует обучение тому, что есть культура.

Ско

 

 

Святки. Железяка

Как я увидела в себе проявления культуры на празднике?

Нужно было скоморохам за выступление давать конфеты. Ауменя их не было, какПотвора предупредила, что нужно взять конфет! И я из‑за этого переживала, что я же знала, не позаботилась. Начинаю корить себя и тут же выставляю защиту какую‑то от внешних людей. Защиту, чтобы ко мне не приставали с вопросами «А где твои конфеты», либо придумываю, что делать, если скоморох приходит за конфетами. В общем, здесь проявление, что сказали, а я не сделала. Должно быть стыдно перед всеми и общим делом.

 

Очень хороший пример того, как мы путаем культуру с сумасшествием. Внешне кажется, что это проявление определенной культуры. Но если вглядеться в ту болезненность, с которой это проявление вынуждало Железяку себе следовать, то станет очевидно, что внесено это культурное понятие в ее сознание было силой и с болью.

Иными словами, в основе вроде бы обычного поведения лежит сумасшествие.

Надо очищаться.

Ско

 

 

Святки. Бука

Мне не удавалось постоянно удерживать задачу, поставленную Скоморохом – узнавать проявление культуры и сумасшествия. Я возвращался к этому вспышками. Я вдруг замечал, что мое тело двигается каким‑то определенным образом. Например, шевелится под музыку. Мое сумасшествие при этом говорило: не шевелись, будь незаметным. Я убирал сумасшествие в скрындяк и отпускал тело двигаться.

 

Очень точное описание взаимодействия культуры и сумасшествия. Можно сказать. Классика прикладной психологии.

Ско

 

 

Святки. Брюс

Еще увидел, что семейной жизни специально не учился, и никто специально меня не учил. Бывало, конечно, что мама говорила: «Никогда не делай как папа». Или друзья хвастались, какие у них растакие жены, или, наоборот, подруги говорили, с какими дураками приходится жить. Я это как‑то примерял к себе естественно, что‑то выбирал для себя, как я хочу жить. А что‑то отвергал.

 

То, что мы называем культурой, и что ощущаем чем‑то высоким и гордым, в действительности вот таково. Не думаю, что есть народы, где она намного выше, но наша культура семейного счастья вся умещается в эти короткие строки.

Ско

 

 

Святки. Бабага

Когда утром пришел Юношка‑Плацдарм. У меня всё сначала возмутилось: как так? Нельзя молодому в дом к невесте! Это проявление культуры во мне.

Я это увидела, сказал себе – стоп, дай я подумаю. После этого вспомнила, что у нас был договор обучать разум, чтоб в семье был лад. Я стала думать. Если сейчас просто отправить Юношку, выгнать, он может, невольно обидевшись на меня, перенести обиду на Медянку. И эта обида может сработать в дальнейшем. Что делать?

Я придумала вот что. Просто вышла к нему и спросила, чего он хочет?

 

Выглядит разумно и заботливо.

Но если вспомнить, что по условиям игры жениха надо не подпускать к невесте, и не подпускать как можно свирепее, чтобы у него расшевелились и его культура и сумасшествия, то ты сломала задачу, которую ставил разум.

Разумно ли это?

Похоже, разумно, раз ты думала, но ты нашла своего дурака. То есть место, где твой разум не слишком хорош. Скажем, узок.

И это прекрасно, потому что может стать началом самосовершенствования. Теперь тебе ясно над чем работать.

Ско

 

 

Святки. Метеля

А не хотелось идти на праздник потому, что тело не успело отдохнуть, и хотелось бы в это утро поспать подольше и просто отлежаться.

Но – «труба зовёт» – что ж, праздник, надо праздновать со всеми!

Сейчас пишу эти строки, и мне становится немного «дико», уж очень это напоминает мне обязательные праздники эпохи «совка». Возможно дело только во мне, я устал и немного приболел, и смотрел на всё через свою усталость и узнавания.

 

Это не труба, это как раз культура или обычай зовет! Обычай вещь очень властная, он правит нами. Привычка, если вспомнить Пушкина, свыше нам дана – замена счастию она.

Вы хотели семейного счастья? Получите обычную семью и наслаждайтесь ею.

Ско

 

 

Святки. Изъян

Опишу, что меня потрясает. Я вспоминаю праздник. А на нем чувствую, что делаю какие‑то очень правильные действия: я громко говорю, я говорю в толпу. За этим словом у меня образы праздников на площадях. (Смотрю откуда. И вижу. Что для меня идеал праздника с детства это военные парады, когда после приветствовал маршал Советского Союза, замирала вся Красная площадь).

Странное несоответствие я провожу народный праздник, а внутри него добиваюсь, чтобы все замерли после моих слов.

 

Именно так. Пока ты в культуре, ты просто воплощаешь какие‑то образцы. Думать не надо, но становится страшно…

Ско

 

Глава 5. Уроки игры

 

Мы не первый раз участвовали в Святках. Но впервые мы попытались играть их, осознавая присутствие культуры в себе. Это было непросто, и даже несколько напугало, потому что, как выяснилось, культура обладает силой, способной заставить меня потерять себя.

Это видно в откликах. Не только само осознавание культуры дается с трудом. Для этого надо делать усилие и возвращать себя к задаче. Но и хуже: когда надо принять разумное решение что‑то поменять в происходящем, это оказывается невозможным.

Многие участники писали о том, что в какой‑то миг понимали, что действуют неверно, даже знали, как бы надо было изменить происходящее, но не смогли, даже не нашли сил приступить к изменениям, потому что что‑то не давало им вырваться из происходящего.

Ощущение внутри обычного действия похоже на пребывание в тонкой, почти неосязаемой пленке или трубе, по которой ты движешься к тому концу, который предначертан обычаем. Это похоже на чары или на сон, от которого не удается проснуться. Ты пытаешься, но силы кончаются, и ты снова теряешь осознавание и ведешь себя как машина, запрограммированная лишь на определенные действия.

Когда семейному счастью мешают сумасшествия или странности, это очевидно, а значит, не так опасно. Достаточно владеть очищением сознания – тем же мазыкским кресением – и вы уберете помехи из своей жизни. Но вот с культурой бороться почти невозможно. К тому же не принято. Женщина, которая ведет себя по обычаю, теряет либо мужа, либо его любовь, но на всю жизнь остается уверенной, что была права. Как будто она ожидала, что он должен был любить не ее, а ее культуру, то есть содержания ее сознания. Почему не кишечника?

Уроком в этой части исследования должен стать качественный скачок в самопознании: я могу быть любим. Но это не относится безоговорочно и к содержанию моего сознания. Содержание надо оговаривать.

Почему вывод оказался именно таким? Да потому что большая часть семей разрушается из‑за того, что он или она не хотят жить моими интересами, не хотят меня понимать. А что во мне понимать?

Нельзя понимать Я или дух. Даже душу понимать нельзя, хотя мы вполне можем сказать, что кто‑то не понимает мою душу. Но душа, как и Я и Дух по природе своей недоступна разуму, поскольку порождает его. А, значит, недоступна и пониманию разума. Душа, но не ее проявления!

Душа приходит сюда несовершенной, с задачей убрать из себя что‑то и обрести совершенство. Для этого она избирает и создает условия для работы над собой. Избирает как культуру, в которой воплотится, а создает как семью, а иногда предприятие. Все эти условия так или иначе связаны с ее несовершенствами и способны на них воздействовать. А несовершенство души на них отзывается.

Суть же этой связи в том, чтобы сделать это несовершенство моей души очевидным для меня, и довести меня до ощущения невыносимости жизни с этой болезнью души. Ради излечения от нее я и выстраиваю свой быт и ищу помощников. Поэтому тот, кто меня полюбит должен понимать и принимать, что я не случайно имею те содержания сознания, которые накопил за жизнь. Это моя культура, но это орудия и средства очищения моей души. Они необходимы, и они очень точны. Поэтому хороши.

Поэтому я их люблю, и любящий меня должен это оценить, восхититься тем, как я красиво решаю свою задачу, и помочь мне в ней. А не отбирать у меня свою любовь…

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!