Условия возникновения ощущений



Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:

* Источники раздражения (раздражители)

* Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.

Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.

Т.о., ощущение – это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Таким образом, необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

1.  Рецепторы

2. Ядро анализатора (в коре головного мозга)

3. Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов)

4. Источник раздражения

5. Среда или энергия (от источника до субъекта)

 

Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивны­ми потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностя­ми. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потреб­ностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружаю­щих его предметов, чем животное.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших зна­ний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощуще­ния, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

 

Применяя Сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений:

 

1) интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.)

2) интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).

 

Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.

 

v механические формы движения - тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные

v молекулярные формы движения - зрительные, слуховые, вибрационные, температурные

v химические формы движения - обонятельные, вкусовые

v биологические формы движения - интероцептивные, болевые, вкусовые, температурные ощущения

 

Виды ощущений:

По модальности (Ананьев):

1 – зрительные                   6 – тактильные (кожно-осязательные)     11 - органические

2 – слуховые                  7 – мышечно-суставные (движения)       

3 – обонятельные             8 - болевые                           

4 – вкусовые                   9 – вестибулярные (между 2 и 5)

5 – температурные            10 – статико-динамические (равновесие и ускорение)

 

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона - модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов.

 

Было выделено три основных класса ощущений:

1. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;

· Дистантные (зрительные, слуховые)

· Контактные (осязательные, вкусовые)

· Обонятельные занимают промежуточное место между ними

 

2. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;

 

3. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма. сигналы от внутренних органов (болевые, температурные, хеморецепторы, барарецепторы (давление жидкостей)), создают валовое чувство, которое в норме не осознается.

 

По генетическому признаку:

1 протопатические – более древние и примитивные, меньше дифференциация и локализация

2эпикритические – более тонко дифференцированы, представляют собой более высокий уровень.

 

Первичные эмпирические характеристики ощущений:

1. Модальность – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор

2. Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.

 

Диапазон чувствительности определяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами.

Минимальная чувствительность – нижний абсолютный порог (зависит от свойств нервной системы) – минимальная сила раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение.

Максимальная чувствительность верхний абсолютный порог максимальная сила раздражителя, дальнейшее увеличение вызывает болевые ощущения.

Разностный порог – минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).   

3. Пространственная – ощущения позволяют точно локализовать объект в пространстве

4. Временная – определяется длительностью ощущения, зависящей от времени действия раздражителя и от его силы. Каждое ощущение имеет свой определенный латентный период, но существует и межиндивидуальная вариативность.

Эффект последействия ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный после-образ, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным. 

5. Пространственно-временная – отражение движения

 

Значение ощущений:

— Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация)

— Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность = снижается чувствительность)

— Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз

— Обеспечивают связь с внешним миром


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 934; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!