Приспособительное значение восприятия.



Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т.е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны.

Постоянство величины, формы и цвета предметов является необходимым условием ориентировки в окружающем мире. Константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в двух-летнем возрасте.

Константность образа восприятия обеспечивает постоянство свойств всего видимого и, т.о., позволяет узнавать объекты, когда они воспринимаются под различными углами зрения, при различной удаленности и освещенности. Признаки предметов «используются» в соответствии с прошлым опытом, обеспечивая ориентировку в окружающем мире.

 

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления.

 

Представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств, возникающий на основе прошлого опыта, т.е. данных ощущений или восприятий, путем воспроизведения в памяти или воображении.

Представление является вторичным образом. Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.

При формировании и развитии представлений необходим не только опыт непосредственного восприятия, накапливаемый индивидом в процессе жизнедеятельности, но и овладение знаками, знаковыми системами, в которых фиксируются результаты познавательной деятельности человека.  

В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом, при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: происходит схематизация образа.

При переходе от ощущений и восприятия к представлению происходит селекция признаков объекта, их интеграция, случайные признаки, проявляющиеся только в единичных ситуациях, отсеиваются, а наиболее характерные (=информативные) фиксируются.

Представления являются связующим звеном между образами, ощущениями и мыслительными и рече-мыслительными процессами.

 

Первичные свойства образов представления:

1) Пространственно-временная структура

2) Сдвиги в воспроизведении модальности

3) Сдвиги в воспроизведении интенсивности

 

I. Пространственно-временная структура.

Пространственные компоненты:

1. Пространственная панорамность, заключается в том, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы.

2. Взаимообособление фигуры и фона. В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, не допускающее, однако, их взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство").

3. Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах:

a) в несохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаакиевском или Казанском соборе);

b) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта.

4. Преобразование геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе имеет разнообразные проявления, вскрытые в различных исследованиях. Оно выражается в схематизации образа.  

 

Временные компоненты:

1. Симультанность, или "временная панорамность", представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта последовательная динамика очень затушевана или не воспроизводится совсем.

2. Совершающиеся во вторичном образе сдвиги в воспроизведении длительности установлены в многочисленных исследованиях, данные которых обобщены Рубинштейном, в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Закон этот состоит в том, что "чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени" (Рубинштейн).

3. Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, –закон заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!