Наследие проекта MKULTRA и пропавшие инструкции для фокусников



Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

 

Приятного чтения!

 

Кит Мелтон, Роберт Уоллес

Секретная инструкция ЦРУ по технике обманных трюков и введению в заблуждение

 

Благодарности

 

Вряд ли иллюзионист Джон Малхолланд или сотрудник ЦРУ доктор Сидней Готтлиб, заказавший Малхолланду два практических пособия для шпионов — «Некоторые оперативные приемы введения в заблуждение» (Some Operational Applications of the Art of Deception) и «Опознавательные сигналы» (Recognition Signals), — ожидали, что плоды их трудов когда-нибудь попадут в руки людей, не имеющих допуска к секретным документам. Оба знали, что одно из непреложных требований их профессий — фокусника и сотрудника ЦРУ — свято блюсти служебную тайну. Вот как звучит клятва иллюзиониста:

 

Как иллюзионист клянусь никогда не раскрывать секретов исполнения ни одного фокуса непрофессионалу, пока он не принесет данной торжественной клятвы иллюзиониста. Клянусь никогда не демонстрировать перед посторонними ни одного фокуса, пока не отточу технику исполнения до такой степени, чтобы создавалась полная иллюзия магии.

 

Профессиональное сообщество иллюзионистов подвергает обструкции всякого, кто нарушает эту клятву, но вместе с тем признает необходимость добросовестно раскрывать секреты мастерства учащимся цирковых училищ и всем, кто искренне желает освоить азы профессии. Так, в книге «Как спрятать слона: Как иллюзионисты сделали невозможное и научились исчезать» (Hiding the Elephant: How Magicians Invented the Impossible and Learned to Disappear), вышедшей в свет в 2003 г., иллюзионист и литератор Джим Стейнмейер обращается к дилемме, с которой сталкивается любой, кто задумал писать об искусстве магии и в то же время должен хранить профессиональные секреты.

Чтобы понять, как Гудини добивался эффекта исчезновения слона, нам придется в нарушение священной клятвы иллюзиониста приоткрыть некоторые профессиональные секреты. Кое-что вас разочарует, но многое заставит удивиться. Но оценить фокус как искусство вы сможете, только если научитесь замечать не просто явное жульничество, но и утонченные, неуловимые глазу манипуляции. Словом, вам придется научиться думать как иллюзионист.

В своей популярной книге 1963 г. «Малхолланд об искусстве иллюзии» (Mulholland on Magic), предназначенной для широкого круга читателей, искусный иллюзионист раскрывает многие из принципов исполнения фокусов, которые десятью годами ранее он включил в практическое пособие для сотрудников ЦРУ. Однако истинный секрет — о чем Малхолланд и Готтлиб предпочли умолчать — состоял не в самих обманных трюках, а в том, что разведчикам-профессионалам, которые не были практикующими фокусниками, предлагалось освоить необходимые знания, чтобы применять их в шпионаже.

Можно сказать, что в некотором смысле эта книга состоялась благодаря двум случайностям. Первая такая случайность заключается в том, что из многих тысяч страниц специальных исследований, проводившихся ЦРУ в рамках десятилетнего проекта MKULTRA («МК Ультра»), лишь два — практические пособия Малхолланда — уцелели после приказа 1973 г. директора ЦРУ Ричарда Хелмса об уничтожении всей документации по MKULTRA. Таким образом, пособия Малхолланда представляют собой редкие исторические свидетельства, что в 1950-х гг. ЦРУ искало пути изучения и освоения нетрадиционных ресурсов в целях их применения против главного противника, СССР, и мировой коммунистической угрозы. Работы Малхолланда и кое-какие из рассекреченных административных материалов по проекту MKULTRA свидетельствуют и о том, что ряд выдающихся американских ученых и частных институтов охотно участвовали в секретных проектах, будучи убеждены в их критической важности для безопасности своей страны.

Что до второй случайности, то ею стала удивительная находка, сделанная авторами данной книги. В 2007 г., занимаясь поиском материалов по совсем другой теме, мы наткнулись на эти практические пособия ЦРУ, давно считавшиеся утраченными. В принципе, кое-что о них было известно и ранее — так, они уже неоднократно описывались, упоминались и даже частично были опубликованы. Однако мы были поражены, обнаружив, что сохранились рассекреченные экземпляры этих документов с оригинальными авторскими рисунками и иллюстрациями.

Из упоминаний работ Малхолланда в публичной печати заслуживают внимания статья историка и иллюзиониста Майкла Эдвардса «Сфинкс и шпион: тайный мир Джона Малхолланда» (The Sphinx & The Spy: The Clandestine World of John Mulholland) в журнале Genii: The Conjurors' Magazine за апрель 2001 г., затем частичная перепечатка первого пособия в том же издании за август 2003 г. (Genii, vol. 66, no. 8), а также материал Бена Робинсона в 2008 г. на сайте Lybrary.com, озаглавленный «Маг ЦРУ: Тайная жизнь Джона Малхолланда» (MagiCIAn: John Mulholland's Secret Life). Однако самих пособий Малхолланда не было ни в служебной библиотеке ЦРУ, ни в доступном для широкой публики собрании изданий по истории разведки (Historical Intelligence Collection).

Когда же авторы раздобыли экземпляры обоих пособий, выяснилось, что текст доступен для восприятия, но качество иллюстративного материала, рисунков и фотографий требует тщательного изучения, чтобы понять их назначение. Для того чтобы сделать текст удобочитаемым, в него была внесена правка, в том числе грамматическая и пунктуационная — в той мере, в какой это не искажало сути оригинала. Мы глубоко признательны нашему редактору в издательстве HarperCollins Стефани Мейерс, порекомендовавшей нам в качестве иллюстратора Фила Франке. Ему удалось воссоздать стиль и смысл оригинальных рисунков. Читатель и сам убедится в высочайшем мастерстве Фила, искусно передавшего в своих рисунках движения рук и пальцев, что очень важно в разъяснении Малхолландом техники трюков.

С того момента, когда у нас впервые зародилась идея данного проекта, мы встретили горячую поддержку со стороны нашего литературного агента Дэниела Мэндела из Sanford J. Greenburger and Associates. Мы глубоко признательны Стиву Россу из издательства HarperCollins, который принял близко к сердцу наш проект и не жалел сил, чтобы он состоялся. Множество ценных предложений и рекомендаций мы получили от нашего редактора Стефани Мейерс, которая курировала наш проект до того момента, когда книга вышла в свет. Хотелось бы отметить работу графических дизайнеров, им удалось создать замечательную обложку, который отражает ее исторический возраст и важность материала.

На протяжении всего периода исследований, написания и совершенствования текста Мэри-Маргарет Уоллес была нашим добрым ангелом — неизменно в хорошем расположении духа день за днем она печатала и редактировала фрагменты текста, осуществляя постоянную оперативную связь между авторами. Моральная поддержка и ценные советы Хейдена Пика и Питера Эрнеста помогли значительно улучшить первоначальный вариант текста. Тони и Джонна Мендес (Tony and Jonna Mendez), предложившие свой взгляд профессионалов, помогли нам перевести многие элементы искусства иллюзии из области теории на язык практики. Мы обязаны за ценные соображения и вклад и многим другим людям. Это Джерри Ричарде (Jerry Richards), Дэн Малвенна (Dan Mulvenna), Найджел Уэст (Nigel West), Майкл Хаско (Michael Hasco), Дэвид Кан (David Kahn) и Брайан Лэйтелл (Brian Latell), а также Бен, Билл и Пол. Сьюзен Рауэн (Susan Rowen) предоставила нам в качестве «модели» свои руки и неизменно питала наше вдохновение пока мы, авторы, воспроизводили изображения на оригинальных фото Малхолланда для художника Фила Франке (Phil Franke).

Джон Маклафлин, в прошлом заместитель директора, а ныне глава ЦРУ, проверил рукопись на предмет правильности использования нами специальной терминологии, написал предисловие, а также содействовал принятию нами торжественной клятвы иллюзиониста. Джон — состоявшийся иллюзионист-любитель и в силу своей выдающейся карьеры в ЦРУ как никто способен понять, насколько пересекаются профессиональные сферы разведчика и иллюзиониста. Будучи старшим научным сотрудником Центра стратегических исследований Филипа Меррилла и лектором при Школе передовых международных исследований Пола Ницше в Вашингтоне (округ Колумбия), Джон любит начинать свои презентации стратегии введения противника в заблуждение с демонстрации трюков из собственного репертуара иллюзиониста.

 

 

Предисловие Джона Маклафлина

 

 

в прошлом заместителя директора Центрального разведывательного управления

 

Эта книга рассказывает о выдающемся американском иллюзионисте и о том, как его судьба однажды пересеклась с судьбой американской разведки в поворотный момент ее ранней истории.

В отличие от всемирно известных имен эскаписта Гарри Гудини или его коллеги, иллюзиониста Дэвида Коперфильда, имя Джона Малхолланда не вошло в повседневный лексикон домохозяек. Тем не менее в период 1930–1950-х гг. в профессиональной среде на него равнялись и считали, что именно таким должен быть иллюзионист — изысканным, искусным, изобретательным, неистощимым. Чрезвычайно успешный профессионально, Малхолланд выступал преимущественно перед светскими кругами Нью-Йорк-Сити. Он активно публиковался, адресуя свои сочинения как широкой публике, так и узкому кругу коллег-фокусников, подписчиков специализированного журнал The Sphinx, редактором которого Малхолланд оставался несколько десятилетий. Его влияние на искусство магии огромно.

Книга Малхолланда 1932 г. «В мгновение ока» (Quicker Than the Eye) была одной из первых, попавшихся мне на глаза, когда в далеких 1950-х гг. я, еще мальчишкой, бредил фокусами и шерстил собрание публичной библиотеки.

С нежностью вспоминаю, как восхищал меня этот человек, который, казалось, путешествовал по всему миру и воочию видел самые удивительные вещи, какие только я мог вообразить.

Именно это в детские годы более всего пленяло меня в выдающемся иллюзионисте. Как фокусник-любитель с пожизненным стажем и как человек, посвятивший себя американской разведке, я в восторге оттого, что все изложенное в этой книге в связи с Малхолландом самым поразительным образом перекликается с одним открытием, на которое натолкнула меня моя профессиональная деятельность: сценическая магия и шпионская деятельность суть искусства глубоко родственные.

В практическом пособии, написанном Малхолландом для Центрального разведывательного управления и воспроизведенном в данной книге, сделана попытка применить трюки и приемы дезориентации профессиональных чародеев в некоторых аспектах шпионской деятельности.

Закономерно возникает вопрос: что общего может быть у этих двух сфер деятельности? Но даже беглое ознакомление с методами работы профессиональных разведчиков демонстрирует их схожесть.

Задача фокусника — незаметно совершить определенные манипуляции перед пристально следящей за ним публикой. Точно так же и разведчик, занимаясь шпионажем, должен, избегая постороннего наблюдения, незаметно передавать сведения и материалы.

Если рассматривать другой аспект этой работы, то специалисты, занимающиеся анализом, обязаны подобно фокусникам разбираться в уловках и трюках, поскольку почти все время им приходится работать с неполной информацией и в условиях, когда противник делает все возможное, чтобы ввести их в заблуждение или отвлечь внимание, выражаясь языком иллюзионистов.

Не менее сложна работа контрразведчиков, занимающихся поимкой шпионов. Им приходится действовать подчас в обстановке полной неопределенности, напоминающей движение по лабиринту, что контрразведчики часто ассоциируют с «пустыми зеркалами» — и тут явно проскальзывает намек на магию.

Наконец, существуют секретные операции. В штате любой разведывательной службы мира имеются особые специалисты, задача которых — готовить и проводить операции, имеющие целью повлиять на ход событий или же их трактовку другими государствами, особенно в условиях военного времени. Во многих масштабных секретных операциях, проводившихся Великобританией в период Второй мировой войны, отчетливо прослеживаются принципы введения в заблуждение, аналогичные тем, что применяют в своей практике иллюзионисты. Достаточно упомянуть известную операцию по дезинформации 1943 г. с целью убедить Гитлера, что намечается вторжение союзных войск из занятой ими Северной Африки в Грецию, хотя истинной целью был остров Сицилия. По сути, это та же сценическая постановка фокуса, разве что в масштабе континента.

Пособие Малхолланда для ЦРУ написано совсем в ином ключе, нежели специализированная литература, адресованная профессиональным иллюзионистам. Совершенно очевидно, что текст Малхолланда рассчитан на любительскую аудиторию, и автор особо позаботился о том, чтобы сложные вещи были изложены доходчивым языком. Тем не менее он опирается на принципы сценической магии, чтобы объяснить, как сотрудникам разведки избежать разоблачения в ходе выполнения секретных акций.

Резонно предположить, что инструкции Малхолланда оказали влияние скорее на обыденные стороны шпионского ремесла — например, как тайком добывать и прятать документы или материалы. Насколько нам известно, методы, разработанные Малхолландом для более рискованных акций, скажем незаметно подбросить объекту отравленную пилюлю или порошок, так и не были применены на практике.

Сам факт, что перед Малхолландом поставили задачу разработать подобные приемы, красноречиво характеризует тот уникальный период американской истории. В начале холодной войны руководство США опасалось, что самому существованию американской нации угрожает противник, чуждый каких бы то ни было моральных ограничений. Так что описание Малхолландом способов подбрасывать в еду или питье таблетки, снадобья или порошки представляло собой одно из направлений исследований, которые велись в ту пору в самых разнообразных областях, включая такие, как «промывание мозгов» и паранормальная психология. Многие подобные действия сегодня можно понять лишь с учетом условий того времени, когда закладывались основы противостояния, получившего название холодной войны.

Тот период стал также временем становления разведывательного сообщества США. Важно учитывать, что для Соединенных Штатов это была своего рода «терра инкогнита». К тому времени шпионаж занял прочное место в арсенале средств обеспечения национальной безопасности большинства государств мира: знаменитый китайский стратег Сунь-цзы, например, с большим знанием дела писал об искусстве шпионажа еще в VI в. до н. э.; а такие страны с долгой историей, как Британия, Россия и Франция, практиковали шпионаж столетиями. Разведывательной деятельностью занимались и США, но лишь эпизодически, и до 1947 г. этот род деятельности фактически не имел организационной формы на общенациональном уровне — наше молодое государство и по сей день бьется над задачей определить место разведки в концепции стратегии национальной безопасности.

Сомневаюсь, чтобы среди сегодняшних сотрудников ЦРУ нашлось много таких, кому бы что-то говорило имя Джона Малхолланда. Просто характер его работы не предполагал почета и славы. Малхолланд всего лишь старался помочь пионерам национальной разведки мыслить понятиями магии. А глубокое сродство этих двух древних искусств позволяет утверждать, что это был значительный вклад и его дело незримо продолжает оказывать благотворное влияние и поныне, чем Джон Малхолланд, думается, мог бы гордиться.

 

Введение

 

Наследие проекта MKULTRA и пропавшие инструкции для фокусников

 

Магия и разведка — суть искусства родственные.

Джон Маклафлин, в прошлом заместитель директора Центрального разведывательного управления США

 

В 2007 г. авторы нашли считавшуюся давно потерянной папку с грифом высшей категории секретности и обнаружили необычайные подробности сотрудничества, которое несколько десятков лет назад связывало разведывательное ведомство и мир сценической магии. Документы представляли собой часть проекта MKULTRA и проливали свет на одну удивительную и мало кому известную операцию по найму Джона Малхолланда на службу в качестве первого в ЦРУ мага. И вот известный автор и самый уважаемый в Америке иллюзионист пишет по заказу ЦРУ два иллюстрированных служебных пособия, обучающих оперативных сотрудников применению элементов иллюзионного искусства для секретных операций. Впоследствии из-за сверхсекретности проекта MKULTRA руководство ЦРУ сочло, что материал такого щекотливого свойства не должен быть предан гласности, и тираж обоих пособий, как считалось, в 1973 г. был уничтожен.[1] С тех пор на протяжении почти 50 лет в коридорах Лэнгли упорно циркулировали слухи об уцелевших экземплярах пособий по «практической магии», правда, большинство сотрудников Управления считали их не более чем выдумками.[2]

Чтобы понять, что двигало первым иллюзионистом на службе ЦРУ и как создавались эти легендарные пособия, необходимо припомнить один из самых драматических периодов в истории США.

Центральное разведывательное управление было учреждено в июле 1947 г. с двумя главными миссиями — предотвратить возможные внешние атаки на Соединенные Штаты и противодействовать распространению коммунизма в странах Европы и третьего мира. Сотрудники Управления, как стали называть ЦРУ, на протяжении четырех десятков лет стояли на передовых рубежах холодной войны, в период, когда напряженность в мире постоянно росла из-за несовместимых идеологических позиций противоборствующих держав и обуявшей советское руководство паранойи секретности, что вело к «ядерному тупику». В самом СССР государственные структуры, отвечавшие за безопасность и разведывательную деятельность — КГБ и его предшественники, держали в страхе и повиновении все население страны, а за ее пределами вели подрывную деятельность против государств — союзников Запада.

Успешные испытания ядерного оружия, проведенные СССР в 1949 г., застали врасплох американское руководство. Это положило начало противостоянию двух ядерных держав на международной арене, что породило атмосферу неопределенности и страха. В 1954 г. на стол президента Эйзенхауэра лег совершенно секретный доклад поразительно откровенного содержания, подготовленный отставным генералом Джеймсом Дулиттлом, где в заключении говорилось: «если Соединенные Штаты намереваются выжить, следует подвергнуть пересмотру давнишнюю концепцию «честной игры». Мы должны научиться подрывной деятельности, диверсиям и уничтожению наших противников методами более искусными, более изощренными и более эффективными, чем те, что они применяют против нас. Вероятно, возникнет необходимость ознакомить американский народ с этой по существу глубоко омерзительной философией и заручиться его пониманием и поддержкой».[3]

Отчет подтверждал угрозу западным демократиям со стороны СССР и призывал предоставить американской разведке, как наступательной, так и оборонительной, беспрецедентные для мирного времени полномочия. В результате ЦРУ распространило практику проведения секретных операций с Европы на страны Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока. Спустя почти полстолетия бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, вспоминая те далекие времена, заявил, что в 1950-е гг. только Соединенные Штаты защищали мировую свободу от коммунизма, провозглашенного Советами.[4]

Буквально с первых дней ЦРУ приступило к организации тайных операций, а в 1951 г. было учреждено специальное подразделение — Управление техническими службами [Technical Services Staff — TSS), с целью использовать передовые технологии в разведывательных операциях. Одним из первых сотрудников нового подразделения стал Сидней Готтлиб — его докторская степень по химии, полученная в Калифорнийском технологическом институте, позволяла считать его подходящей кандидатурой для руководства небольшой группой химиков в штате TSS. Изначально эта группа занималась разработкой и тестированием особых составов для тайнописи, или «невидимых чернил», при помощи которых можно было включать тайные донесения в совершенно безобидную на первый взгляд корреспонденцию.[5] В дальнейшем для маскировки симпатических чернил TS S разработало методы их трансформации из жидкости в таблетки, похожие на аспирин. Их упаковывали в обычные пузырьки для лекарств, которые агент мог, не вызывая подозрений, перевозить в личной аптечке. Когда возникала необходимость в тайной переписке, агенту оставалось лишь растворить таблетку лжеаспирина в воде или алкоголе, и симпатические чернила были готовы к употреблению.

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!