Один из самых мистических трюков Гудини. А.



Кирпичная стена возводилась на плите из стекла. Б. Механические руки приводились в движение тросами. В. Гудини, переодетый каменщиком, переходил по другую сторону стены, стоя за загородкой, сбрасывал комбинезон, а потом появлялся перед публикой.

 

В ЦРУ иллюзии с перевоплощением двойников получили название «трансфера идентичности». Так, сотрудник исчезает из какого-то места и выныривает где-нибудь еще как тот же самый человек или другой. Если трюк был тщательно подготовлен, наружное наблюдение противника никогда не обнаруживало подмены, а сотрудник получал возможность оторваться от слежки и осуществить намеченную разведоперацию. Успешные «трансферы идентичности» в исполнении ЦРУ включали нечто вроде спектакля, который происходил в течение нескольких часов до замены. Само действие требовало всего нескольких минут, и заметить его практически невозможно даже для опытного тренированного наблюдателя. Целью инсценировки, представленной наблюдателю, было не столько обмануть его визуально, сколько заморочить ему голову. И переодевание было важным, но всего лишь одним из элементов «магии», необходимой для перевоплощения, где бы оно ни происходило, в помещении или на улице.

Москва представляла собой один из самых опасных для ЦРУ оперативных плацдармов в период холодной войны, поскольку аппарат агентурного наблюдения седьмого управления КГБ действовал с высокой эффективностью. Сотрудники ЦРУ днем официально работали обычными сотрудниками каких-нибудь ведомств, а ночами и в выходные занимались разведкой. И хотя в силу дипломатического иммунитета они не могли подвергаться преследованию в стране пребывания, их постоянной головной болью было не засветить своих агентов, которые могли быть арестованы и наказаны. Поэтому для сотрудников ЦРУ действовало категорическое правило — прежде чем идти на задание, обеспечить отсутствие «хвоста», т. е. слежки, чтобы не подвергать опасности своего агента. Для этого с успехом применялись всевозможные уловки, схожие с теми, что за десятки лет до этого изобрел Гудини.

Один из первых примеров успешного исполнения в Москве трюка с «трансфером идентичности» был призван обеспечить отсутствие слежки во время тайной встречи с особо важным агентом. Офицер ЦРУ тщательно спланировал спектакль с участием сотрудника одинакового с ним размера во время официального приема, на котором они оба должны были присутствовать.

В назначенный вечер офицер в сопровождении супруги прибыл на прием, одетый в протокольный костюм с галстуком. Его партнер по операции, который не был под подозрением, явился в ультрасовременном кричащем наряде 1970-х гг. Оба знали, что их появление на приеме было зафиксировано сотрудниками наружного наблюдения КГБ, расставленными вокруг здания, где проходил прием. Затем пожаловал третий участник операции, официальный сотрудник посольства — его привезла на машине жена, поскольку в предыдущие выходные на лыжной прогулке он получил травму. Он был на костылях, с гипсовой повязкой на голени и одетый в спортивную куртку и лыжную шапочку. Когда все трое были в сборе, разведчик обменялся одеждой и «идентичностью» с тем, кто был в модном прикиде, и в компании травмированного и его жены покинул прием.

Наружка КГБ зафиксировала, что сотрудник посольства с женой и кричаще одетым приятелем ушли с приема, однако продолжала считать, что разведчик все еще в здании. В машине разведчик переоделся в неприметный костюм и пальто, заранее припасенные в салоне, и спокойно встретился с агентом. Прежде чем вернуться на прием, он снова переоделся и вошел в здание все в той же компании — с приятелем на костылях и его женой. А там была проделана обратная процедура, и разведчик, уже в официальном костюме, присоединился к компании, извинившись за недолгое отсутствие — пришлось, посетовал он, «отвечать на вопросы очередного чванливого бюрократа из Вашингтона». Таким образом, с блеском проведенная операция по трансферу идентичности, которая одурачила КГБ, могла бы сделать честь самому Гудини.[89]

Другой прием трансфера идентичности позволил сотруднику разведки незаметно покинуть автомобиль, ехавший по темным московским улицам, хотя сотрудники наружки в следовавшей за ними по пятам машине считали, что объект все еще там. Сначала разведчик и водитель двигались по ночному городу с нормальной скоростью, зная, что за ними неотступно следуют машины наружного наблюдения КГБ, держась на некотором расстоянии. Американцы по опыту знали, что когда автомобиль притормаживает и делает правый поворот на темную улицу, то на несколько мгновений исчезает из поля зрения наблюдателей. В этот краткий миг in obscura, или «гэп;>, как это называют разведчики, сотрудник ЦРУ, занимавший место рядом с водителем, имел возможность незаметно покинуть автомобиль. Главная задача заключалась в том, как скрыть от наружки отсутствие человека в салоне, чтобы, когда машины слежения повернут на улицу, в идущей впереди — по-прежнему виднелись два силуэта.

Решить проблему помогло техническое подразделение ЦРУ, изготовившее объемный макет человеческого торса с поворачивающейся головой, оборудованный рычажным подъемным механизмом, который приводился в действие пружиной. Вся конструкция легко складывалась и помещалась в небольшом чемоданчике или в вещевом мешке. Это устройство тут же окрестили «чертиком из табакерки». Если чемоданчик с «игрушкой» находился на переднем сиденье, водитель мог одной рукой отщелкнуть замок и мгновенно выпустить «чертика», так что в следующее мгновение он уже возвышался над спинкой сиденья.

 

 

Вместо тросов, которые приводили в действие искусственные руки в фокусе Гудини с проходом через кирпичную стену, специалисты ЦРУ использовали в «чертике» триггерный механизм, чтобы поворачивать голову манекена и убедить КГБ, будто в машине находится живой человек. Когда после выполнения задания разведчик был готов вернуться в машину, водитель одним движением складывал манекен в чемоданчик и спихивал на пол.[90] Сотрудникам ЦРУ было ясно, что эффективно инсценировать этот трюк они смогут, взяв под контроль место действия (пустые улицы Москвы), освещение (поворот на неосвещенную улицу), аудиторию (сотрудники наружного наблюдения в едущей следом машине), момент (когда машины наблюдения оказываются на приличном расстоянии) и зону видимости (значительное расстояние, с которого велось наблюдение).

Для одного из самых необычных трюков с трансфером идентичности требовалась собака крупной породы. В 1970 г. в ЦРУ был задуман план по отправке за рубеж сотрудника со взрослым кобелем сенбернаром, весившим более 80 кг. Когда требовалось тайно доставить оперативного агента в нужное место, он облачался в собачью шкуру, и хозяин собаки вывозил его под видом сенбернара в переносном собачьем домике, якобы для осмотра ветеринаром. Для пущей убедительности внутри шкуры помещался портативный магнитофон с записью собачьих звуков и динамиком. Прибыв в безопасное место, разведчик мог скинуть шкуру и выполнить задание. А по завершении «осмотра» разведчик в виде сенбернара и в его клетке мог вернуться «домой».[91]

Нельзя сказать, что идея выступать под видом животного так уж нова, ее изобрели еще во времена Второй мировой войны. Известно, например, что британское Управление специальных операций (Special Operations Executive — SOE) разработало инновационный маскировочный реквизит для десантников, которых предполагалось забросить на территорию оккупированной немцами Франции. Это были каучуковые макеты коров, полые внутри, куда помещалось два человека. Коров предполагалось раскрашивать так, чтобы они по масти не отличались от коров, распространенных в той местности, где планировался десант. Согласно плану, агенты должны были прыгать с парашютами вместе с коровами; по приземлении они должны были первым делом зарыть парашюты. После этого им предстояло занять место в своих половинах «коров» в ожидании подразделений французского Сопротивления, которые должны были переправить их в безопасное место. Полевые испытания показали, что «коровий» камуфляж отлично подходил для ночного времени, и хотя англичане произвели некоторое количество резиновых буренок, никаких документальных свидетельств их использования в оперативных условиях обнаружено не было.[92]

 

Эскапология

 

То, что удалось запереть одному человеку, сумеет отпереть другой.

Стеранко, артист-эскапист

 

Опасности неотделимы от шпионажа, и даже самые опытные разведчики и тайные агенты при неблагоприятном стечении обстоятельств могут быть схвачены и посажены под замок. Искусство и практика высвобождения от пут, будь то веревка, наручники, смирительная рубашка, тюремная решетка или даже страна, носит название эскапологии. Маги и фокусники давно и с успехом развлекают зрителей, желающих видеть «невозможное» освобождение. Шпионы тоже имеют на вооружении подобные приемы и технологии, предназначенные для ситуаций, когда заключение чревато смертью, а побег немыслим.

Изобретательные умы постоянно придумывают специальное оборудование и техники высвобождения практически из любого заточения. Шпионская братия также давно взяла на вооружение многие из техник избавления из неволи, которыми цирковые артисты последние полтораста лет развлекают публику.

Чтобы избавиться от пут и цепей, требуются специальные технические знания, припрятанный ключ или инструмент либо готовый прийти на помощь сообщник. В начале 1900-х гг. Гарри Гудини блистательно применял все эти элементы, что и позволило ему стать мировой знаменитостью своего времени. Свою удивительную изобретательность он продемонстрировал в 1903 г. на гастролях в России, бросив вызов тайной полиции империи. Гудини заявил, что сумеет выбраться из «сибирской транспортной камеры», огромного «сейфа на колесах» с конной тягой, предназначенного для перевозки заключенных в Сибирь.[93]

Вызов был принят, и Гудини, догола раздетый, в ледяной тюремной камере был тщательно обыскан тремя тюремщиками, закован в наручники и ножные кандалы и заперт внутри ящика. Изнутри к замку было не подступиться, лишь снаружи имелась узкая прорезь, через которую в замок вставлялся ключ, причем, чтобы отомкнуть его, требовался уже другой ключ.[94] Тем не менее по прошествии нескольких минут Гудини появился перед взорами тюремщиков, пораженных и разъяренных одновременно. Вскоре им стало ясно, как он сумел выбраться, однако они были озадачены тем, как хитрец пронес в тюрьму свои инструменты.

Гудини начал готовиться за день до намеченного трюка. Его ассистенту Францу Куколю удалось подглядеть, что представляет собой ящик снизу — оказалось, деревянный пол усилен лишь тонким цинковым поддоном. Едва увидев это, Куколь уже понял, что для побега нужно было всего два инструмента: пила Джильи — хирургическая пила с гибким полотном — и миниатюрный резак.[95] План Гудини состоял в том, чтобы, не покушаясь на тяжеленную дверь и хитроумный замок, исчезнуть из ящика через пол.[96] А необходимый для освобождения инструмент он пронес с собой, использовав трюк с «шестым пальцем».[97] Дело в том, что при личном обыске тюремщики сначала досматривали его выше пояса, а потом ниже. Воспользовавшись этим, Гудини сначала маскировал свой «шестой палец» в кармане брюк, а потом, когда обыскивали нижнюю часть тела и ноги, прятал в сжатой ладони. Оказавшись взаперти, он тут же привел в действие свой план, сделав прорезь в цинковом полу, а потом выпилив отверстие в половицах.[98] Свои способности он объяснил техническими навыками, физической формой и хитростью, благодаря чему удалось скрыть оборудование, необходимое для побега.

Несколькими годами ранее, точнее, в 1900 г. уникальные способности Гудини привлекли внимание шефа специального отдела британского Скотленд-Ярда Уильяма Мелвилла.[99] Отказавшись от наручников, которые показались ему бутафорскими, Мелвилл сковал руки Гудини, обхватившие колонну, полицейскими наручниками Скотленд-Ярда и был несказанно удивлен, когда через несколько секунд Гудини оказался свободен. «Будьте уверены, молодой человек, Скотленд-Ярд вас не забудет», — молвил Мелвилл.[100]

Мелвилл осуществил собственное предсказание. В 1914 г. в преддверии Первой мировой войны Британия готовила тайных агентов для операций против Германии, и те из них, кто посещал школу шпионажа при МИ-5, прослушали лекции Мелвилла на тему «Как отпирать замки и тайком проникать в чужой дом». В обучение были включены также лекции «Техника обмана», «Способы избежать подозрений», «Воля к убийству», «Секс как оружие разведки», а в конце кровавый класс д-ра Маквиртера — как «покончить с собой в случае поимки».[101]

Методики чудодейственного освобождения Гудини оказали влияние и на последующие поколения рыцарей плаща и кинжала. Клейтон Хаттон, во время Первой мировой войны пилот Летного королевского корпуса (как первоначально назывались британские ВВС), в конце 1930-х гг. сам предложил свои услуги военной разведке.[102] Правда, перечень его навыков не вызвал особого интереса со стороны представителя разведведомства, проводившего с ним собеседование, однако стоило Хаттону упомянуть о своем сильнейшем интересе к «магам, иллюзионистам и эскапистам», как интервьюер навострил уши. Хаттон рассказал, как отозвался на пари на 100 фунтов, обещанных в 1913 г. Гудини любому, кто соорудит деревянный ящик, из которого великий маг не сможет выбраться. Хаттон принял вызов, сконструировал устрашающего вида ящик, в который заперли Гудини, закованного в наручники, засунув его для верности еще и в мешок. К большому разочарованию Хаттона, Гудини за считаные минуты вернул себе свободу.

Дальше Хаттон рассказал, что лишь спустя годы ему стал известен секрет Гудини. Оказывается, его собственный помощник, первоклассный столяр Тэд Уизерс, перед испытанием был подкуплен Гудини за три фунта. Уизерс заколотил ящик фальшивыми гвоздями, чтобы проще было выбраться.[103] Мешок Гудини разрезал «бритвенным лезвием», полученным перед самым трюком при рукопожатии от человека, который последним вышел на сцену, — то был его сообщник».[104] Выслушав эту историю, интервьюер, офицер британской разведки майор Дж. Рассел, заметил: «Возможно, вы тот, кто нам нужен. Мы как раз подыскиваем кого-то вроде организатора аттракционов, кто понимал бы в эскапологии. Похоже, что вы удовлетворяете требованиям».[105] Так Хаттон был принят в разведку.

 

* * *

 

В британской военной разведке управление МИ-9 отвечало за обучение личного состава приемам предотвращения захвата противником, организации побега в случае захвата, сбора разведданных и передачи информации.[106] Главной базой для обучения служила Разведшкола-9 (Intelligence School 9 — IS-9). Туда и зачислили Хаттона. В его задачу входило придумывать способы и применения вспомогательных средств уклонения от захвата, побега и тайных контактов с военнопленными.

Чтобы избежать захвата, необходимы компактные средства ориентации на местности — вроде карты и компаса, которые легко переносить и прятать. Хаттон помнил, какие методы использовал Гудини 30 лет назад для сокрытия вспомогательных средств для побега, и адаптировал их для нужд МИ-9, чтобы спрятанные шпионские причиндалы не обнаружили германская полиция и охранники. Карты с маршрутами тайной эвакуации наносились на фальшивые рубашки игральных карт, на тончайший шелк или рисовую бумагу, чтобы их можно было во много раз сложить до совсем крошечных размеров. Миниатюрную подзорную трубу помещали в мундштук или курительную трубку; в пряжку на ремне, и даже прятали компасы с помощью намагниченных бритвенных лезвий. Одна из самых остроумных хитростей Хаттона — компас в стандартной латунной пуговице форменного мундира. В первой версии этого тайника лицевая часть пуговицы с левой резьбой откручивалась, как обычно. Но когда немецкие охранники разоблачили этот фокус, Хаттон придумал новшество — снабдил пуговицу, скрывавшую компас, правой резьбой, и уловка сработала — когда немецкий стражник начинал откручивать лицевую часть пуговицы как обычно, против часовой стрелки, она только еще плотнее закручивалась.[107]

Поистине требовалось безграничное воображение для изобретения способов сокрытия шпионского инвентаря. Один такой набор, предназначенный для освобождения и бегства, состоял из спрятанных в ручке перочинного ножика кусачек для проволоки, пилок и отмычки.[108] Другой, замаскированный в каблуке ботинка, который легко можно было вынуть через откидную заслонку на прямой стороне каблука, включал шелковую карту, компас и малюсенький напильник. Впервые делать каблук полым придумал в 1901 г. брат владельца магической лавки Уилл Гладстон специально для Mokana shoe, башмака, который помогал Гудини обманывать полицейских, настырно обыскивающих его перед каждым его трюком с побегом.[109] Хотя его раздевали донага, Гудини требовал оставить ему ботинки, чтобы не стоять босиком на холодном полу.[110]

Во время Второй мировой войны нашлись новые добровольцы из мира сценической магии, пособлявшие британской военной разведке своим мастерством. Один из них — Чарльз Фрейзер-Смит, в прошлом миссионер, придумывал технические новинки и трюки для подразделений британской разведки — Управления специальных операций и МИ-6, борющихся со спецслужбами стран нацистского блока. Среди таких устройств был карманный радиоприемник, что казалось невозможным во времена, когда обычные радиоприемники были такими громоздкими, что воспринимались как мебель. При помощи мини-приемников тайные агенты, а также заключенные обеспечивались односторонней радиосвязью. Один из радиоприемников, предназначенный для узников лагерей военнопленных, был изготовлен нарочито грубо, чтобы казалось, что он собран самими военнопленными.[111]

Пила Джильи, которую использовал для своих трюков Гудини, способна перерезать стальной прут в дюйм толщиной, и она отлично помещалась в шнурке ботинка британского летчика — так, «на всякий случай».[112] Маленькие лезвия для разрезания веревок, прикрепленные к медным монетам, оставались не обнаруженными при личном обыске.

Другие ножевые лезвия монтировались в элемент жесткости задника ботинка, так что даже если обладателя ботинок связывали по рукам и ногам, он все равно мог дотянуться до скрытого в ботинке лезвия. Военная форма конструировалась с учетом быстрого превращения в цивильную одежду. Для этого в вещах диверсанта имелась обычная чернильная авторучка, но резервуар для чернил заполнялся краской.[113] После перекраски и «обрезания» военная форма приобретала вид обычной гражданской одежды, что делало ее обладателя менее заметным, а значит, повышало шанс на спасение. Даже в дизайне кожаных летных ботинок предусматривалась возможность «конверсии» в мужские туфли гражданского образца при помощи скрытого в ботинке маленького лезвия.

 

 

Ректальный суппозиторий ЦРУ представлял собой многоцелевой инструментарий, упакованный в водонепроницаемую капсулу из черного пластика или алюминия; ок. 1955 г. (реальный размер — 10 см х 2,5 см)

 

Разработанный в начале XX в. Гудини и его коллегами по цеху инструментарий для тайного побега получил дальнейшее развитие и успешно совершенствовался в период холодной войны.[114] Пока Гудини обыскивали, он прятал набор миниатюрных отмычек в небольшом яйцеобразном футляре у себя во рту, ближе к задней стенке глотки. Такая маскировка позволяла не обнаружить его при обыске даже самым дотошным тюремщиком.[115] Позаимствовав у Гудини идею, специалисты ЦРУ разработали специальный суппозиторий в виде портативного набора инструментов, помещенных в черную водонепроницаемую пластиковую капсулу. Этот «шпионский несессер» включал девять миниатюрных инструментов для освобождения и побега, в том числе кусачки, монтировку, ножовки, напильники, сверло и расширитель. Инструмент складывался в капсулу длиной примерно 10 см и диаметром 2,5 см.[116]

Работа с отмычками, которую даже Гудини приберегал в качестве последней надежды, издавна была полезнейшим навыком разведчика. Шпионов учили: прежде чем вламываться в запертое помещение или освобождаться из него — по возможности попытаться добыть оригинал ключа, универсальный ключ или отмычку, используя принцип фокусника — «выпросить, позаимствовать, подкупить или украсть». С добытого ключа ничего не стоит незаметно сделать оттиск — при помощи глины или воска, причем на крайний случай подойдет даже кусок мыла. Потом с оттиска можно сделать отличный дубликат и тайно хранить при себе.[117] Для этой цели УСС (Управление специальными службами), а позже ЦРУ разработало специальное приспособление — небольшую алюминиевую коробочку с формовочной глиной, которую можно было всегда носить в кармане.[118] А если требовалось взломать замок, умельцы ЦРУ довели до совершенства спроектированный сначала УСС перочинный ножик, оборудованный шестью маленькими отмычками того же типа, что 70 лет назад использовал в своем тайном снаряжении Гарри Гудини.[119]

 

Маскировка

 

Штатный специалист ЦРУ по маскировке сочетает мастерство умельца, вдохновение артиста и умение создавать иллюзии не хуже фокусника.

Инженер по маскировке, ЦРУ

 

Традиционно внешний облик магов и чародеев тщательно продуман, от них ждут утонченности и блеска, на протяжении всего представления они должны источать уверенность в себе и не терять самообладания. Идеально сшитый костюм предусматривает специальные карманы, где можно спрятать всякие мелкие предметы реквизита фокусника, в том числе монетки «с секретом», игральные карты, носовые платки, цветы, полые макеты большого пальца и даже живых зверушек![120] Так и шпионы носят одежду, специально сконструированную для их «представлений».[121]

Если фокусник на сцене желает явить взорам публики крупного кролика, то у него под мышкой должен быть «кроличий садок», где заранее припрятан длинноухий. Но если одеяние фокусника слишком плотно облегает тело, пузырь под мышкой будет слишком заметен. С другой стороны, если на фокуснике просторный до полу балахон, это сразу вызовет подозрения. Как отмечал писатель Дэрил Фитцки: «С точки зрения сценической магии любое отклонение от нормы привлечет нежелательное внимание. Чародею всегда следует выглядеть органично. Малейшая неестественность немедленно заставит зрителя насторожиться».[122] Будь то фокусник или тайный агент, в одежде специального покроя должны размещаться все спрятанные предметы с учетом веса и объема, так чтобы при этом они были доступны во время выступления или секретной операции.[123]

Офицер ЦРУ Ричард Джейкоб как раз был в таком плаще специального покроя, когда в 1962 г. его задержали в Москве сразу же после того, как он извлек микрофильм, спрятанный в спичечном коробке за радиатором в вестибюле одного общественного места. Закладку сделал знаменитый советский шпион, полковник ГРУ Олег Пеньковский. Во врезном кармане спецплаща Джейкоба имелась небольшая прорезь, и, когда он заметил, что к нему направляются, он опустил коробок в карман, так, чтобы тот провалился в прорезь и упал на пол. Только благодаря этой прорези Джейкоб не был взят с поличным — украденной секретной информацией в руке или кармане.[124]

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!