Понятие материи в философии и науке.



Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.

В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.

В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.

Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Пространство и время как формы бытия.

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность. Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуаль­ное пространство и время являются формами отражения мате­риальной действительности и вместе с тем формами дальней­шего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепциярассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» дли­тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическоезавершение в кон­цепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера про­текающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепциярассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны од­нозначно с материалистическим или идеалистическим толко­ванием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действитель­ны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного под­хода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

- время — форма бытия материи, которая выражает длительность

существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их раз­вития;

- пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!