Немецкая классическая философия. Диалектический метод Г. Гегеля.
Начинал Гегель как продолжатель философии Канта и Фихте, но скоро под влиянием Шеллинга с позиции субъективного идеализма перешел на сторону объективного идеализма. Философия Гегеля отличалась тем, что он не пытался с ее помощью понять суть всего сущего. Напротив, все сущее представлялось в виде чистого мышления и становилось философией. Философия Гегеля отличается еще тем, что свое мировоззрение он не подчиняет независимому объекту (природе или Богу). Философия Гегеля утверждает, что Бог - это разум, достигший своего абсолютного совершенства, а природа - это оболочка диалектической действительности. В познании самого себя он видел суть философии. Человек должен анализировать и осознавать свои поступки.
Философия Гегеля заключалась в исследованиях диалектического метода познания.
1)Как метод познания он противопоставил диалектику метафизике.
2)Гегель объяснил категории и законы диалектики со стороны объективного идеализма.
3)Он выявил три принципа диалектики: а) отрицания-отрицания: б) единства и борьбы противоположностей, при котором противоречия выступают как источник развития; в) переход количества в качество.
4)Он выделил основные критерии диалектики. Это качество, мера, количество, отрицание, скачок, сжатие и другие.
Диалектическая философия Гегеля состоит:
1)Висследовании диалектики и диалектического метода познания.
2)Гегель отрицал объективный идеализм.
|
|
Метод Гегеля - это процесс живой, находящийся в постоянном развитии, рационально понимающий общество, мир и мышление. Этот метод до сих пор является пиком рационального понимания мира. Рациональный способ постижения мира является особым творческим актом мыслительной деятельности человека, который основывается не на формальной логике, а на содержательной (диалектической). Следует отметить, что понятие логики Гегеля и общепринятое понятие различны.
http://fb.ru/article/57777/dialekticheskaya-filosofiya-gegelya - image25114Вплоть до конца девятнадцатого века, как утверждает философия, Гегель со своими взглядами определял движение и характер метафизической мысли. Особое место в культуре того времени занимали как художественное, так и научное творчество Гегеля. Отличительной чертой стала идея восприятия мира посредством объединение всего живого на всех уровнях бытия, где ничто не находится в покое, а напротив, постоянно в движении.
Гегель - великий мыслитель, некоторые его идеи не потеряли своей актуальности и в наши дни. Он оказал огромное воздействие на всех мыслителей Европы, и еще долго будет служить примером для мыслящих людей во всем мире. Вы можете иметь совершенно разное мнение по поводу его ученияй, но при этом в них всегда есть та неопределенная истина, которая помогает нам понять смысл бытия. Многие современные мыслители ссылаются на работы Гегеля и пользуются его словами и мнениями. Благодаря диалектической философии многое в нашем мире становится понятным и правильным.
|
|
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.
|
|
Материализм Фейербаха
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
|
|
Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений:
- «Основные положения философии будущего» (1843г.),
- «Сущность религии» (1845г.)
- и другие.
В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1466; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!