Шестая династия 2587–2453 годы до н. э



 

VI династия, 1. Тоэ или Отоэ: Тоти (Тети)[70]

Годы до н. э

 

Первый фараон новой династии не стал следовать древней традиции и принимать новое имя при восшествии на престол царя-Тростника и царя-Осы. Подобно своему предшественнику Унносу, он сохранил свое личное имя, которое пишется при помощи трех знаков – t, t, i – и обычно читается как Тети. Однако Манефон передает его в форме Тоэ(с) или Отоэ(с), и, следовательно, его нужно читать как Тоти или Ототи. В качестве царя-Сокола он принял имя Сехотеп-тауи, «Умиротворивший Обе земли». Оно строилось по тому же принципу, что и имя Сокола Унноса и Ниусерра (Уадж-тауи и Сетиб-тауи, соответственно). Возможно, Тоти принадлежал к некой боковой ветви Пятой династии, поскольку принял титул «Сын солнечного бога», использованный Дадкара Исеси и Унносом. Этот титул писали внутри картуша (овала, заключавшего имя царя), как на сосуде из Британского музея. Возможно, супругой Тоти стала царевна из прежней династии. Мы довольно часто видим, что фараон, сам не имевший законного права на престол, предъявлял на него претензии благодаря правам своей супруги или же узаконивал свое воцарение путем такого брака. Однако в любом случае следует обратить внимание, что восшествие Тоти на трон, как я говорил, не вызвало никакого волнения при дворе. Об этом свидетельствует надпись из гробницы Сабу-Ибеби, где сообщается, что Уннос назначил его верховным жрецом Мемфиса, и он оставался в этой высокой должности и при Тоти, который продолжал осыпать его милостями.

В Туринском папирусе количество лет правления этого царя не сохранилось, хотя в конце уцелела приписка «6 месяцев и 21 день». Однако нам здесь требуется 8 лет, чтобы получить окончательную сумму, указанную в перечне. Ма-нефон упоминает, что фараона убили его же телохранители, и данный факт, возможно, также свидетельствует о том, что его правление было коротким. До нас дошла биография видного сановника того периода Уни, к которой я обращаюсь. Ее автор утверждает, что он «получил опоясание» во времена царствования Тоти и при том же фараоне занял невысокий пост помощника смотрителя одного из царских владений. Вероятно, египетские юноши впервые надевали «пояс зрелости» по достижении 10– или 12-летнего возраста. Если Уни достиг такого возраста в начале правления Тоти, то ему должно было исполниться 18 или 20 лет в конце его царствования (как раз достаточно, чтобы получить первое назначение и подняться на первую ступень карьерной лестницы). Соответственно, данная информация совпадает с моим предположением, что Тоти оставался у власти всего 8 лет. Удивительное открытие его посмертной маски позволяет нам разглядеть черты царя (см. вкл.). Становится ясно, что он был довольно молод, когда его постигла смерть. Поскольку он стал основателем династии, то должен был быть вполне взрослым в момент восхождения на престол. Тот факт, что он все еще был молод, когда умер, доказывает, что его правление было коротким.

Его посмертная маска приковывает внимание и вызывает огромный интерес, ведь она позволяет нам взглянуть в лицо фараону, который царствовал 4500 лет назад. Хотя черты предыдущих владык Египта знакомы нам по их статуям, мы можем сказать, что впервые видим в этом древнем правителе именно человека. Представленный на фотографии гипсовый слепок был изготовлен руководством Каирского музея с оригинала, обнаруженного господином

Дж. Э. Квибеллом рядом с припирамидным храмом Тоти в Саккаре. Думаю, тот факт, что маска найдена именно в этом месте, в какой-то степени служит подтверждением истории Манефона о гибели фараона от рук убийц. Вероятно, существовал обычай изготавливать портретные статуи царя при его жизни, и фараон «позировал» скульпторам. В данном же случае мастерам пришлось работать с посмертной маской, и этот факт указывает, что смерть правителя была внезапной и наступила прежде, чем были готовы его статуи для заупокойного храма. Можно предположить, что это лицо человека, которому было не больше тридцати, а значит, он взошел на престол, едва возмужав. Следовательно, он едва ли смог бы узурпировать власть. Более вероятным кажется предположение, что он являлся претендентом на власть, в жилах которого текла царская кровь, и могущественная группировка поддержала его в тот момент, когда не осталось прямых наследников по мужской линии. Должен отметить, что принадлежность посмертной маски, разумеется, не была установлена с абсолютной точностью. Однако сомнительно, чтобы она была изготовлена для кого-нибудь еще, кроме царя. Кроме того, место, где она была обнаружена, и также сходство черт с чертами лица следующего фараона на его бронзовой статуе (см. вкл.) свидетельствуют в пользу того, что маска принадлежала Тоти.

Вероятно, до того времени в Мемфисе всегда было два верховных жреца бога Птаха. Однако этот фараон оставил только одного и назначил на эту должность Сабу Чети. Другого верховного жреца Птаха, жившего во времена его правления, звали Сабу Ибеби. В надписи в своей гробнице он рассказывает, что занимал этот пост и при Унносе, и при Тоти. Можно предположить, что после смерти этого жреца Тоти объединил обе должности в одну и назначил на нее Сабу Чети. Сабу Ибеби говорит: «Его величество [царь Тоти] дал, чтобы вошел я в личный покой, чтобы смог я расставить людей перед ним на места их, согласно тому, как я определял старшинство. Никогда не делалось подобное для такого советника, как я, никаким царем, ибо его величество любил меня больше, чем любого советника своего… Я был полезен в присутствии его величества и находил способ для каждого тайного дела двора». Здесь у нас есть указание, что новый царь, который, по сведениям Манефона, был уроженцем Мемфиса, обратил пристальное внимание на мемфисское жречество. Вполне возможно, что он взошел на трон при его поддержке, поскольку в надписи на статуе Тоти добавляет к своему имени слова «любимый Птахом» (богом Мемфиса) и вписывает их в картуш. По сути, за уменьшением власти жрецов Она, похоже, последовал рост могущества жречества Мемфиса. Объяснение новому положению дает надпись из Британского музея (№ 797), представляющая собой позднюю копию документа, составленного приблизительно в тот период. Она содержит изложение мемфисской доктрины, где рассказывается, что Птах, Божественный Умелец, египетский эквивалент Вулкана, был творцом богов и людей. Все вещи произошли из мыслей Птаха, и даже сами «божественные слова» «воссуществовали» «благодаря мысли в его разуме и слову на его языке». Разумеется, это была совершенно другая доктрина, чем та, что проповедовали в Оне, где в качестве создателя всего сущего почитали солнечного бога Ра. Поскольку Мемфис и Он находились довольно близко друг от друга – Мемфис на западном берегу Нила, а Он на восточном в нескольких километрах ниже по течению, – можно представить, что между ними велись ожесточенные споры и влияние обеих жреческих групп на протяжении многих лет, подобно маятнику, качалось то в одну сторону, то в другую. Во времена правления, о котором мы сейчас говорим, Мемфис, очевидно, получил превосходство. Однако, как мы скоро увидим, с убийством фараона маятник мог качнуться обратно к Гелиополю.

Пирамида Тоти была построена недалеко от пирамиды Унноса на пустынном плато Саккары вблизи Мемфиса и напоминает ее по структуре. Стены ее погребальной камеры тоже покрывают религиозные тексты, весьма сходные с текстами в пирамиде Унноса. Усыпальница Тоти была разграблена еще в древности. Воры разорвали царскую мумию, и современным археологам удалось найти только руку и плечо фараона. Эти останки демонстрируют признаки поспешного бальзамирования, далеко не высшего качества. Этот факт согласуется с утверждением, что царь был убит. Что касается источников периода его правления, то их сохранилось очень мало. Я обнаружил имя фараона на скале в районе Томаса в Нижней Нубии, и это доказывает, что его посланники посещали данную страну. Существует также почти полностью разрушенный указ, обнаруженный в развалинах Абидоса, где говорится о некоем участке земли, завещанном Осирису, и упоминается имя важного вельможи Сеси-некау. В Мемфисе была найдена каменная дверная перемычка с именем Сокола. Известны также два или три сосуда с надписями, а также мелкие памятники.

 

VI династия, 2. Усеркара Атути[71]

Годы до н. э

 

У убитого царя остался юный сын, который, вероятно, впоследствии взошел на трон под именем Фиопса или Пи-опа Мерира. Однако сразу после смерти Тоти власть захватил человек, взявший имя Усеркара, «Могуч дух Ра». Его вполне могла посадить на престол группировка, осуществившая свержение предыдущего правителя. И действительно, имя, принятое новым владыкой, определенно носило гелиопольский характер. Возможно, Тоти стал жертвой борьбы двух групп жрецов. В Абидосском списке имя Усеркара стоит сразу после его имени, а у Манефона и в Саккарском списке он не упомянут. Последнее доказывает, что в Мемфисе его считали узурпатором. Больше имя этого фараона нигде не встречается. Однако в каменоломнях Вади-Хаммамат сохранилась надпись того периода, где упоминается царское имя, которое, вероятно, было личным именем Усеркара. Оно пишется при помощи трех знаков – i, t и y – и обычно читается как Ити. Однако во времена Первой династии такое же сочетание знаков читалось как Атути, поэтому в данный период оно, вероятно, читалось так же. Надпись в Вади-Хаммамат была составлена во «второй день четвертого месяца сезона ахет в год первого счета», под которым, вероятно, подразумевается 2-й год царствования (поскольку 1-й год правления, согласно египетской системе счисления, включал 6 месяцев и 21 день, которые прошли до смерти предыдущего фараона). В 2578 году до н. э. эта дата должна была соответствовать 7 июля, то есть тому времени года, когда жара была невыносимой и в каменоломнях вряд ли кипела работа (если только не требовалась особая спешка). Надпись сообщает, что в этот день отряд из 200 воинов и 200 рабочих прибыл сюда, чтобы добыть камень для возведения царской пирамиды, вероятно в Саккаре. Руководители строительства, безусловно, были озабочены тем, чтобы большая партия каменных блоков была доставлена в Саккару в ноябре, когда спадет паводок и станет возможной их транспортировка при помощи плотов или кораблей к краю пустыни. Экспедиция в каменоломни была отправлена в середине лета, чтобы на работу осталось три или четыре месяца.

Все выглядит так, будто Усеркара чувствовал себя на троне крайне неуверенно и стремился закончить свою пирамиду как можно быстрее, чтобы смерть не застала его врасплох, неподготовленным. Неоспорим тот факт, что он царствовал 6 лет, и этого времени вполне достаточно, чтобы возвести небольшую пирамиду. И все же довольно примечательно, что от нее не осталось и следа. Известно только ее название – «Слава Атути». Продолжительность правления в 6 лет вычисляется при помощи простых расчетов. Следующий фараон не признавал Усеркара законным царем и добавил годы его правления к своим собственным. Он оставил нам пример двойного подсчета: его «год после 18-го счета» (то есть тот год, который после следующей переписи должен был стать годом 19-го счета) одновременно является и его «годом 25-го счета», поскольку и в том и в другом случае упоминается о «первом разе юбилея». Первый «счет» во времена Усеркара произошел на 2-м году его царствования. Следовательно, 5-й «счет» был проведен на 6-м году его правления, а 6-й «счет произошел» на его 7-м, незаконченном, году, который после его смерти превратился в 1-й год царствования нового фараона. Соответственно, 1-й «счет» во времена правления нового владыки провели на 2-м году, а 19-й «счет» – на 20-м году. Шесть «счетов», произошедших при непризнанном Усеркара, впоследствии были добавлены к девятнадцати. Таким образом, «год после 18-го счета», то есть год 19-го «счета», превратился в «год 25-го счета». Поэтому становится очевидным, что правление Усеркара, скорее всего, длилось 6 лет. Далее я остановлюсь на этом вопросе подробнее.

 

VI династия, 3. Фиоп: Пиоп[72] (Пепи) Мерира

Годы до н. э

 

После смерти или же низложения узурпатора Усеркара на трон взошел царь, чье имя писалось при помощи двух знаков р и знаков у или i. Обычно его читают как Пепи, однако Манефон именует следующего царя Фио(сом) или Фиоп(сом). В его время р смягчилось и превратилось в ph.  Следовательно, лучше всего следовать за его транскрипцией и именовать царя Пиоп, а не Пепи. Существует вероятность, что он приходился сыном убитому царю Тоти. При сравнении его портрета с посмертной маской Тоти очевидным становится сильное сходство между ними. В Саккар-ском списке и у Манефона его имя идет следом за именем Тоти, а имя Усеркара как узурпатора не упоминается. Пи-опу в момент смерти его отца могло быть около 12 или 14 лет, поскольку, как я сказал, последний умер приблизительно в 30-летнем возрасте, а женитьба царского отпрыска обычно происходила довольно рано. В период Восемнадцатой династии это случалось в 12 или 14 лет, а в те далекие времена брак заключали, вероятно, в 16 лет. Следовательно, Пиопу могло быть около двадцати, когда он спустя 6 лет все-таки взошел на престол. Похоже, он считал себя законным правителем со времени смерти своего отца и потому проигнорировал факт царствования узурпатора в течение 6 лет, начав отсчитывать годы собственного правления с момента убийства Тоти. Точно так же фараон Восемнадцатой династии Армаис не придавал значения периодам царствования своих предшественников и датировал свое восшествие на престол моментом смерти того царя, которого считал законным.

Я подчеркиваю этот факт, поскольку существует надпись, о которой я только что упоминал и которая описывает, что происходило на 26-м году правления царя Пиопа. Однако Туринский папирус сообщает, что он пребывал у власти 20 лет, и египтологи усматривают в этом подтверждение ошибочности сведений этого источника. Но я думаю, что на самом деле это количество лет соответствует действительности. Объяснение разницы, как я сказал, заключается в том, что фараон просто проигнорировал незаконное царствование Усеркара и начал отсчет собственного царствования со смерти своего отца. Надпись, о которой идет речь, была обнаружена в каменоломне рядом с Тель-эль-Амарной, где добывали алебастр. В ней говорится о работах по добыче камня, проведенных в правление Пиопа Мерира, «в году 25-го раза [счета]», который одновременно является «годом первого раза юбилея». Эти «счеты», то есть перепись, при некоторых фараонах происходили ежегодно. Поэтому речь должна была идти о 26-м годе его царствования.

При этом на Синае и в Вади-Хаммамат были найдены надписи, описывающие экспедиции в эти районы во времена того же правления. Они датируются «годом после 18-го раза [счета]», который является одновременно годом «первого раза юбилея». Упоминание о царском юбилее в каждом случае доказывает, что год после 18-го «счета» в одной системе счисления совпадал с 25-м «счетом» в другой системе. Думаю, это доказывает, что Пиоп действительно считал себя законным правителем в течение всех 6 лет пребывания у власти его предшественника. И хотя некоторые официальные записи отсчитывают годы с момента его восшествия на престол, другие считают их со смерти его отца. Таким образом, юбилей фараона произошел в году, который одновременно был его 20-м или же 26-м годом царствования, в зависимости от того, какая система счисления применялась. В Туринском папирусе записаны 6 лет, в течение которых трон занимал узурпатор (хотя само число не сохранилось), и поэтому совершенно верно указано, что правление Пиопа длилось всего 20 лет. Фараон должен был отпраздновать юбилей по завершении 30-летнего периода с того момента, когда его объявили наследником престола. Это произошло примерно за 6 лет до смерти Тоти, когда Пиопу было всего 6 или 8 лет.

Взойдя на престол, он принял в качестве царя-Трост-ника и царя-Осы, то есть царя Верхнего и Нижнего Египта, имя Мерира, «Любимый [богом] Ра». Перед своим именем Пиоп он добавил титул «Сын солнечного бога [Ра]», так же как Тоти и его предшественники, расположив к себе благодаря этому жречество Гелиополя. В качестве царя-Сокола он принял имя Мери-тауи, «Любимый Обеими землями», а в качестве Господина Коршуна и Кобры он называл себя Мери-Хет, «Любимый обществом». «Великой царской супругой» была дама по имени Иамтес. Похоже, она была его первой женой, однако, как я сейчас расскажу, из-за семейного скандала ее отдали под суд. И хотя решение суда неизвестно, можно предположить, что она лишилась своего статуса. Второй супругой, видимо занявшей ее место, стала Мерира-анхнес или же Пиоп-анхнес[73]. Тот факт, что имя фараона Мерира и Пиопа образовывало часть ее имени, означает, что она родилась во времена его правления.

Включение царского имени в имена родившихся в его времена детей было обычным делом. Мерира-анхнес могла появиться на свет в 1-й или 2-й год после его восшествия на престол. Его супругой она стала, возможно, на 13-м или 14-м году его царствования, когда ей было примерно 12 или 13 лет – в этом возрасте девушки обычно выходили замуж в Древнем Египте. Ее отцом был князь Хуи, а матерью – госпожа Небет. У нее была сестра, и, возможно, они были двойняшками. По египетскому обычаю им дали одинаковые имена. Также у нее был брат Джау, который впоследствии стал визирем. Все эти сведения были написаны на стеле, обнаруженной в Абидосе, где также сказано, что семья происходила из Тинитского нома, в котором и располагался этот город. Молодая царица подарила фараону сына, названного Мехтиэмсуф[74].

Ему, должно быть, исполнилось 6 или 7 лет, когда умер его отец. Как мы скоро увидим, он взошел на трон, но через 4 года скончался в возрасте 11 лет. Царица Мерира-анхнес, вероятно, умерла вскоре после рождения сына, после чего фараон Мерира Пиоп женился на ее сестре, носившей такое же имя. Эта царица также подарила ему сына, названного Пиопом, которому было 2 года, когда умер его отец, и всего 6 лет, когда он унаследовал трон после смерти своего старшего сводного брата. Однако, как мы вскоре увидим, он дожил до глубокой старости (примерно до 96 лет). Он занимал престол 90 лет, и это было самое долгое царствование в египетской истории.

В древней столице царей-Соколов Иераконполе господин Квибелл обнаружил великолепную статую первого Пи-опа, о правлении которого мы сейчас говорим. Она сделана из меди и некогда была 6 футов (1,83 м) высотой. Царь изображен стоящим, его левая нога выдвинута вперед, в правой руке он сжимает длинный посох. Вся его одежда состоит из обычного килта – юбки, опоясывающей его чресла. Изначально у него на голове была корона, однако в настоящее время она утрачена. Глаза сделаны из обсидиана и белого известняка и вставлены в глазницы.

Черты лица обнаруживают значительное сходство с чертами его отца Тоти на посмертной маске. Вместе с этой статуей была найдена небольшая фигурка обнаженного ребенка, которая, несомненно, является изображением старшего из двоих царских сыновей, Мехтиэмсуфа, когда ему было 6 или 7 лет. Иными словами, обе статуи были изготовлены на 20-м, то есть последнем, году царствования царя Пиопа, возможно в связи с его юбилеем.

Страна в этот период процветала, и повсюду строилось огромное количество сооружений. В Танисе и Бубастисе в Дельте были обнаружены остатки храмовых ворот, датируемых этим правлением. Плиний сообщает, что фараон установил обелиск в Оне. Царь восстановил храм в Абидосе, и здесь были обнаружены не только множество каменных блоков, но и сосуды, таблички и разные другие предметы. Он заново построил храм богини Хатхор в Дендере, если можно положиться на надпись, относящуюся к последующему периоду. В ней сообщается, что во времена его правления в царских архивах был обнаружен начертанный на шкуре план древнего, впоследствии разрушенного храма, некогда возведенного здесь. Благодаря ему царь Пиоп смог его отстроить в первозданном виде. В Коптосе фараон восстановил или же расширил храм местного бога Мина и, вероятно, провел разнообразные работы в Нехене (Иераконполе). На острове Элефантина чуть ниже первого порога Нила был обнаружен гранитный наос периода правления Пиопа. Мы уже упоминали о надписях в алебастровых каменоломнях Хатнуба, располагавшихся близ Тель-эль-Амарны в Среднем Египте, а также в Вади-Хаммамат в Восточной пустыне, где добывали самую красивую брекчию, и на Синае, откуда привозили медь и малахит. Также надписи были обнаружены в районе Нехеба (Эль-Каба) – там, где начиналась дорога к золотым копям, в Силсиле – священном месте, где Нил течет через узкое ущелье, на Элефантине, на острове Сехель, расположенном посреди бушующих вод первого порога, а также в Томасе в Нижней Нубии близ южного конца пути, идущего через пустыню от Элефантины. Таким образом, в те времена во всех частях Египта происходила бурная деятельность, причиной которой могло послужить возвышение в столицах разных номов могущественных знатных семей. Каждый номарх, являясь кем-то вроде вассала фараона, управлял своим номом и был лично заинтересован в его процветании, разрастании городов, расширении храмов и развитии различных производств. Действительно, время Шестой династии часто описывают как эпоху феодализма в Древнем Египте. Номархов сравнивают с влиятельными баронами нормандской

Англии, и эти параллели вполне уместны. При этом, конечно, следует помнить, что в Египте зависимость некоторых номархов от фараона и даже их раболепие носили гораздо более выраженный характер, чем когда-либо было в Англии, поскольку нормандский правитель был помазанником Божьим, в то время как фараон сам был богом и сыном солнечного бога.

Когда мы говорили о правлении первого царя Шестой династии, то упоминали об Уни – молодом человеке, которому было не больше 20 лет, когда умер Тоти. Через 6 лет, когда на престол вступил царь, о котором мы говорим сейчас, Уни должно было исполниться примерно 26 лет. В своей биографической надписи он рассказывает, что царь Пиоп назначил его одним из младших жрецов своей пирамиды. Эту должность Уни мог занять, только когда ему исполнилось 32 года или около того, поскольку раньше пирамида еще не была достроена и там не отправляли культ. Через несколько лет, возможно когда ему исполнилось сорок, фараон сделал его судьей, и вскоре Уни смог с гордостью заявить, что он был тем, кто «слышал» о самых личных делах царя, сидя рядом с визирем, поскольку фараон любил его больше других придворных. Позднее его назначили главным начальником царских слуг, и в этой должности, как он сообщает, Уни осуществлял все придворные функции, организовывал все путешествия фараона и выполнял все его приказы.

Царь сделал его своим наперсником, и именно тогда мы слышим о скандале в царском гареме, о котором я уже упоминал. Уни выразился так: «Когда в гареме началось разбирательство без посторонних против великой царской супруги Иамтес, его величество дал мне войти и услышать [суть] дела одному. Ни главного судьи, ни визиря, ни князя не было там, а только я, потому что я был достоин, потому что я был приятен сердцу его величества, потому что его величество любил меня. Только я затем вел запись вместе с единственным судьей, хотя должность моя была лишь [должностью] главного начальника царских слуг. Никогда прежде человек моего положения не слышал о тайных делах царского гарема , но его величество дал мне услышать о них, ибо я для его величества был достойнее, чем любой другой чиновник, вельможа или придворный». К сожалению, это все, что нам известно о том скандале. Однако само упоминание о таком факте и то, что он не был старательно скрыт Уни, может означать, что он не был столь постыдным, каким могло бы его представить наше нескромное воображение. В действительности весьма возможно, что единственной виной этой дамы было то, что она не смогла родить фараону сына, вследствие чего понадобился развод. Как мы уже говорили, после он взял в жены другую женщину, и трон унаследовал сын, которого она ему родила.

Уни стал заслуживающим доверия слугой и другом фараона. С этого времени и до самой своей смерти Пиоп использовал его организаторские способности в ряде военных кампаний. Уни рассказывает: «Его величество воевал с азиатами-кочевниками, и его величество собрал армию из многих десятков тысяч на Юге [то есть в Верхнем Египте], до Абу [Элефантины] на юге и до Дебу [Афродитополя] на севере, а также на Севере [то есть в Нижнем Египте] в обеих частях [Дельты], и в «Крепости» [вероятно, имеется в виду некая крепость в восточной Дельте], и в крепостях среди племен Ирчет, племен Меджа, племен Иам [то есть нубийцев, два последних племени, вероятно, жили в районе выше второго порога Нила в Северном Судане], и среди племен Уауат, и племен Кау [то есть населения Нижней Нубии], и в земле Тема [то есть в западных оазисах]. Его величество отправил меня во главе этого войска. В то время как сановники, носители печати царя, вельможи дворца, местные князья, начальники крепостей Юга и Севера, друзья царя, начальники караванов, главные жрецы Юга и Севера и смотрители владений царя стояли каждый во главе отряда с Юга или с Севера, из крепостей или из городов, которыми они управляли, или из нубийцев тех стран, я был тем, кто сделал для них план [кампании], хотя должность моя была только [должностью] главного начальника царских слуг. [Благодаря моей хорошей организации] никто из них не спорил (?) со своим соседом, никто из них не отбирал у путника хлеб или сандалии, никто из них не отнимал еду ни в каком городе, никто из них не взял козу ни в каком селении».

Уни настолько гордится успехом своего управления, что начинает петь: «Войско это вернулось в целости, оно разбило страну жителей пустыни. Войско это вернулось в целости, оно разрушило страну жителей пустыни. Войско это вернулось в целости, оно разбило ее крепости. Войско это вернулось в целости, оно вырубило ее фиговые деревья и виноград. Войско это вернулось в целости, оно сожгло все ее дома. Войско это вернулось в целости, оно убило их солдат числом во многие десятки тысяч. Войско это вернулось в целости, оно привело с собой оттуда огромное множество живых пленников. Его величество хвалил меня за это больше, чем за что-либо еще». Затем Уни сообщает, что пять раз оставшиеся в живых «жители пустыни» предпринимали попытки восстать, и пять раз он отправлялся в их страну во главе армии, чтобы запугать и усмирить их. Это могло быть почти ежегодной демонстрацией силы, которая проводилась во время каждого прохладного сезона в течение всех лет до конца правления Пиопа. Перед самой смертью фараона племя, населявшее территорию к северу от страны «жителей пустыни», начало военные действия. Уни рассказывает: «Я переправился на кораблях с войском и поплыл по другую сторону высоких скал на север от жителей пустыни. Когда войско это высадилось [на берег], я пришел и побил врага, каждый воин среди них был убит». Эта кампания могла проходить в горном районе на юге Палестины или, возможно, в районе Акабы за пределами Синайского полуострова. Мы скоро продолжим читать биографию Уни, поскольку он жил и при следующем царе.

После 20 лет царствования Пиоп умер. В тот момент ему было не больше сорока лет. Пирамида, которую он строил для себя, находится в Саккаре, в пустыне рядом с Мемфисом. Она называлась Мен-нефер, «Хорошо установленная» (или иногда «Мерира хорошо установлен»), и такое же название носил город Мемфис. Открытым остается вопрос, назывался ли город именно так («Хорошо основанный город») с момента основания во времена Первой династии, а пирамида была названа в его честь («Хорошо установленная пирамида»), или же пирамида с окружающими ее сооружениями сама по себе стала местом такой важности, что в конце концов ее название было использовано для обозначения всего города. Пирамида относится к тому же типу, что и пирамиды Унноса и Тоти, однако длина каждой стороны ее основания, согласно Перрингу, составляет 240 футов (73,15 м), а это намного больше, чем у двух других. Стены внутренних помещений были покрыты религиозными текстами, подобными текстам в пирамидах Унноса и Тоти. Грабители проникли в царскую усыпальницу еще в древности, они открыли саркофаг из черного базальта и разрушили мумию фараона. Когда в 1881 году пирамиду расчищали, было найдено только несколько фрагментов тела. В погребальной камере был обнаружен ящик из розового гранита, в котором хранились алебастровые канопы.

Помимо тех источников, о которых мы уже упомянули, сохранилось несколько скарабеев, цилиндрических печатей, сосудов с надписями и два или три небольших предмета. В Библе (городе на Сирийском побережье) были найдены сосуды с именами этого царя, а также второго фараона, которого также звали Пиопом.

 

VI династия, 4. Метусуф: Меренра Мехтиэмсуф[75]

Годы до н. э

 

Царевич Мехтиэмсуф унаследовал трон отца в возрасте примерно 7 лет. Однако, как это часто происходит на Востоке с первенцем у матери, которая сама еще, по существу, является ребенком, мальчик, вероятно, был очень болезненным. Его имя, означающее «Бог Мехти – его защита», Манефон передает в форме Метусуф(ис). Взойдя на трон царя-Тростника и – Осы, он принял имя Меренра и добавил уже ставший привычным титул «Сын солнечного бога» перед своим именем Мехтиэмсуф. В качестве царя-Сокола, а также Господина Коршуна и Кобры его звали Анх-хау,  «Живущий в своем восшествии». Это имя было построено по тому же принципу, что и имена Дадкара Исеси и нескольких других правителей Пятой династии. Данный факт может свидетельствовать, что через свою мать или бабушку по отцовской линии он был потомком тех царей. И в Сак-карском, и в Абидосском списках его имя Меренра появляется после имени Пиопа.

Энергичного вельможу Уни, о деятельности которого во времена предыдущего правления мы уже прочли, юный царь сделал подателем скамеечки для ног и носителем сандалий. Кроме того, Уни стал управлять южной частью страны от Дебу (Афродитополя) в Среднем Египте до Абу (Элефантины) в районе первого порога, то есть всем Южным Египтом. Как он рассказывает, «его величество хвалил меня за внимание и осторожность, которые я показал в зале приемов, [поставив меня] над каждым своим чиновником, над каждым своим вельможей, над каждым своим советником… Как управитель Верхнего Египта я действовал к его удовольствию, и не было там никого, кто спорил бы с соседом. Я выполнял все работы [порученные мне], я подсчитывал все, что должно быть подсчитано для двора, дважды [то есть дважды проводил перепись].»

Работа над пирамидой царя, названной Ха-нефер («[Меренра] сияет и прекрасен»), – началась сразу после его восшествия на престол. Уни сообщает: «Его величество отправил меня в Ибхат [каменоломню, вероятно, рядом с Асуаном], чтобы доставить [царский] саркофаг, [который назывался] „Ларец живущего“, вместе с крышкой его, [а также] ценный и прекрасный пирамидион [то есть верхушку, которая должна была увенчать пирамиду] для пирамиды «[Меренра] сияет и прекрасен» и [другие предметы для гробницы] царицы. Затем послал меня его величество в [каменоломни] Элефантины, дабы привезти ложную дверь из гранита вместе с ее жертвенником и частями ее из гранита, а также чтобы доставить двери и жертвенники из гранита для верхней камеры пирамиды царицы. Затем я плыл вниз по течению к пирамиде с 6 грузовыми судами, 3 лодками на буксире, 3 другими лодками и только одним военным судном, [хотя] никогда прежде не посещали Ибхат и Абу [Элефантину] только с одним военным судном ни при каком царе. Но все, что его Величество приказывал мне, я выполнял так, как его Величество приказывал мне». Уни подразумевает, что гранитные каменоломни в районе первого порога обычно считались областью, открытой для нападений с юга. Однако теперь благодаря его эффективному руководству Верхним Египтом не было необходимости иметь серьезную охрану. Царица, о которой упоминает Уни, вне всяких сомнений, – мать фараона Мерира-анх-нес, поскольку царь был слишком юн, чтобы жениться. Ее небольшая пирамида, возможно, находилась рядом с пирамидой ее сына, которая была гораздо большего размера.

Уни продолжает: «Потом его Величество послал меня в [алебастровые каменоломни] Хатнуба [рядом с современной Тель-эль-Амарной], чтобы доставить большой алтарь из прочного камня. Я спустил этот алтарь для него [от каменоломен к берегу Нила] после [того, как прошло] всего 17 дней [с тех пор], как его добыли в каменоломне в Хат-нубе. И я дал, чтобы отвезли его вниз по течению на этом грузовом судне [описанном ниже]. Я построил для него это судно из акации 60 локтей в длину и 30 локтей в ширину. Было оно построено всего за [те же] 17 дней в 3-м месяце 3-го сезона. И хотя не было воды паводка на полях (?), я прибыл благополучно к пирамиде. Все дело было осуществлено моей рукою в соответствии с повелениями, которые Величество моего господина дал мне». Как я уже объяснил, вышеупомянутый сезон соответствовал в тот период нашему февралю, когда конечно же на полях не было паводковой воды, по которой можно было доставить груз. Следовательно, его, скорее всего, тащили волоком по земле. Уни рассказывает: «Затем его Величество послал меня выкопать пять каналов [то есть судоходных каналов через порог Нила] на юге и построить 3 грузовых судна и 4 буксирных судна из акации [страны] Уауат [части Нижней Нубии]. И нубийские вожди Ирчет, Уауат, Иам и Меджа принесли дерево для этого. Я выполнил все дело только за один год, суда были спущены [на воду] и нагружены очень большими блоками гранита для пирамиды».

Гробница самого Уни находилась в пустыне недалеко от городов-близнецов Абджу (Абидоса) и Чени (Тиниса) – родины древнейших царей Египта. Эта биография была написана на стене в часовне, где ее могли прочесть посетители некрополя. Его саркофаг, ложная дверь, жертвенник и другие предметы из усыпальницы, необходимые для достойного погребения, были пожалованы ему, как он сообщает, покойным царем Пиопом в знак его любви и уважения. Они были изготовлены из белоснежного известняка, специально добытого в скалах на восточном берегу Нила напротив Мемфиса и перевезенного в Абидос «на большом корабле, принадлежащем двору». Вне всяких сомнений, гробница была завершена в конце правления Пиопа, а биографическая надпись добавлена в конце короткого правления Меренра. Уни должно было быть около пятидесяти, однако невозможно сказать, умер ли он вскоре после этого или же продолжал жить и наслаждался почестями, которые оказывал ему следующий фараон. Его гробница была готова, и, как это обычно бывало в Древнем Египте, где приготовление достойной гробницы являлось первой привилегией успешного человека, запись о его жизни на этом заканчивается.

Однако Уни не был единственным придворным того времени, кто оставил запись о своих поступках. Образованный жрец по имени Хуфхор, живший со своим отцом – жрецом Ири – в городе на острове Элефантина чуть ниже первого порога Нила, где проходила южная гробница Египта, также был начальником каравана. Позднее этот Хуфхор стал правителем Юга, возможно заняв эту должность после Уни. Он был похоронен на склоне пустынного холма на берегу Нила напротив Элефантины в вырубленной в скале гробнице, где велел высечь свою биографию. Он начинает с рассказа о своих хороших качествах, который, вероятно, должен был произвести впечатление на посетителей гробницы и побудить их прочесть молитву о его душе и в то же время отпугнуть любого нечестивца, желающего использовать его усыпальницу для собственных похорон – о такой опасности знал каждый египтянин. Тело умершего подвергалось опасности, когда он сам и его родственники исчезали из людской памяти.

Он пишет: «В мое время я вышел из [этого] города моего [Элефантины]. Я вел род (?) от [людей из этой] моей области. [Именно здесь] построил я свой дом и установил его двери. Выкопал я пруд [в своем саду] и посадил деревья [вокруг него]. Царь хвалил меня, отец мой сделал завещание в мою пользу. Я был достойным человеком, [любимым] своим отцом, благословляемым своей матерью, тем, кого любят все его братья. Я давал хлеб голодному, одежду нагому, я переправлял [через реку] того, у кого нет лодки». Последнюю добродетель и в наши дни, как и в древности, весьма ценят бедняки, живущие на этом острове и желающие переплыть реку, чтобы попасть к старинному торговому городу Асуану на восточном берегу Нила. «О вы, живущие, кто на земле, вы, кто проходит мимо этой гробницы в своем путешествии вниз по течению или вверх по течению, кто произнесет [молитву]: „Пусть тысяча хлебов и тысяча кувшинов пива [будут даны] владельцу этой гробницы [в мире духов]“. Я буду просить за вас на небе, я достойный и сведущий дух, [некогда] ученый жрец, чьи уста [потому] знают, [как заступиться за вас]. Что касается любого человека, кто [по прошествии лет] войдет в эту гробницу, [чтобы использовать ее] в качестве своей гробницы, то я обрушусь на него, как на птицу, и судить его будет за это великий Бог, ибо я тот, кто говорил приятные вещи и повторял [только то], что радостно [Богу]. Никогда не говорил я человеку, [имеющему] власть, что-либо злое против других людей, не говорил ничего, чтобы сына лишили наследства его отца, ибо желал я, дабы было мне хорошо [в день суда] в присутствии Бога великого».

После вступления Хуфхор рассказывает о некоторых знаменательных событиях своей жизни. «Величество [царя] Меренра, господин мой, послал меня вместе с моим отцом в страну Иам [то есть далеко на юг в район второго порога Нила], чтобы проложить путь [сквозь пустыню] в страну эту. Сделал я это всего за семь месяцев, и привез я назад все [возможные] дары из [тех областей], за что был я хвалим весьма. Затем его Величество послал меня во второй раз, одного. Отправился я по элефантинской дороге [сквозь пустыню], и вернулся я [по долине Нила] сквозь Ирчет, Мехер, Теререс и Ирчеч за восемь месяцев, привезя из этой области дары в очень большом количестве. Никогда прежде подобное не привозили в страну эту [Египет]. Я вернулся через [то] место, [где] живет владыка Сечу и Ир-чета после того, как открыл я эти страны. Никогда никакой чиновник или начальник каравана, который совершал путешествие в Иам, не делал этого прежде». Иными словами, ранее через пустыню египтяне двигались по караванным путям и избегали городов и селений по берегам Нила, где жили нубийцы, считавшиеся враждебными. «И послал меня его Величество в третий раз в страну Иам, и я отправился в путь по дороге Оазиса». Эта дорога вела к маленькому оазису Куркур в Западной пустыне, а там разделялась на две: в северо-западном направлении путь шел в большой оазис Харга, а в южном – в Нижнюю Нубию и к верхним изгибам Нила. «[В Куркуре] обнаружил я, что владыка страны Иам отправляется в землю чемеху [то есть в оазис Харга], чтобы побить чемеху, [как он говорил], до западной опоры небес». Иначе говоря, он собирался стереть их с лица земли. Хуфхор продолжает: «Тогда последовал я за ним в страну чемеху и умиротворял его, пока не восславил он всех богов за царя». Очевидно, что не в египетских интересах было позволить этому нубийскому владыке завоевать оазис. Поэтому мудрым шагом стало пообещать ему некую компенсацию, благодаря которой он мог чувствовать себя очень умным, а также убедить его вернуться назад в Иам. К слову сказать, едва ли эта область находилась дальше второго порога, раз вооруженные отряды оттуда могли атаковать население оазиса. Если бы страна Иам располагалась дальше к югу на территории Судана, как обычно думают, то между ее населением и жителями оазиса вряд ли шла бы борьба, а военные действия и вовсе стали бы невозможными. Гонец был послан, чтобы «известить Величество Меренра, моего господина, что я пошел следом за владыкой [страны] Иам. Когда умиротворил я того владыку Иама, [я спустился с ним к реке] ниже Ирчет и выше Сечу, где встретил я владыку Ирчет, Сечу и Уауат, [и мы отправились на юг к стране Иам]. Я вернулся [из Иама] с 300 ослами, нагруженными благовониями, черным деревом, зерном, шкурами леопардов, слоновой костью и всякими ценными товарами. Когда владыка Ирчет, Сечу и

Уауат увидел, как силен и многочислен отряд [людей] Иама, который возвращался со мной ко двору, и мои собственные воины, что были посланы вместе со мной, остановил меня этот властитель, дал мне [в подарок] быков и мелкий скот и проводил меня по дорогам сквозь пустынные холмы Ир-чет, ибо [понял, что] я влиятельнее и решительнее, чем любой вельможа или начальник каравана, которого посылали в Иам прежде. И вот, когда я возвращался ко двору, фараон отправил [людей во главе со] своим начальником купальни [по имени] Хуни вверх по течению [навстречу мне] с кораблем, груженным финиковым вином, лепешками, хлебом и пивом». Это было сделано, так как у экспедиции к тому времени должно было остаться мало провизии. Таким образом, опасное предприятие увенчалось успехом.

Экспедиции под руководством Уни и Хуфхора настолько поразили жителей Нижней Нубии, что казалось, мудро будет, если царь-мальчик Меренра посетит Асуан и южную границу Египта, дабы явиться вождям тех районов во всем блеске. Фараон предпринял путешествие на юг зимой 2549 года до н. э. Вожди нубийцев собрались на восточном берегу в месте, где был слышен шум воды первого порога Нила. Здесь на скале были высечены две надписи, описывающие эту встречу, и изображен царь, опирающийся на посох и принимающий этих властителей. Первая надпись гласит: «Прибытие царя самого, стояние за холмами пустыни, пока владыки Меджа, Ирчет и Уауат кланялись и громко произносили свои хвалы». Вторая надпись сообщает: «Прибытие царя самого, появление за холмами пустыни, чтобы он мог увидеть [все] то, что среди тех холмов». Фараон здесь назван «Любимым богом Хнумом, господином порога». Указана и дата – «год 5, второй месяц третьего сезона, день 28», что в 2549 году до н. э. соответствовало 22 января – самому прохладному времени года, когда можно было посетить этот залитый солнцем район. Однако Меренра, которому исполнилось примерно 11 лет, был болезненным ребенком, и, похоже, тяготы такого путешествия имели для него роковые последствия. Пятый год его правления должен был закончиться в день, соответствующий 4 марта, однако царь не дожил до его конца. Думаю, он умер на обратном пути в Мемфис, и поэтому Туринский папирус сообщает, что он царствовал четыре полных года, хотя, как мы видим, на самом деле его 5-й год был на исходе, когда он сильно ослабел и скончался. Его пирамида, разоренная грабителями еще в древности, была открыта в 1880 году. Внутри был обнаружен саркофаг из черного гранита – тот самый, названный «Ларцом живущего», который Уни привез из каменоломни Ибхат близ Асуана, о чем и рассказал в своей упомянутой выше биографической надписи. В погребальной камере была найдена мумия фараона, лишенная грабителями всех погребальных пелен, но довольно хорошо сохранившаяся [только нижняя челюсть была оторвана]. Это тело, которое в настоящее время хранится в Каирском музее, принадлежит мальчику. У него на голове сбоку все еще видна прядь волос, являвшаяся отличительным признаком юноши, еще не достигшего зрелости.

Среди других источников периода правления этого фараона назовем надпись на скале в районе Асуана, датированную 4-м годом его царствования, еще одну надпись из Вади-Хаммамат, подтверждающую, что в его времена в каменоломнях велись работы, фрагмент из храма Осириса в Абидосе, указывающий, что Меренра восстановил или же расширил это сооружение, несколько сосудов, ларец из слоновой кости и канопы из его усыпальницы.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 301; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!