Возможности, связанные с изменением выдержки



Урок 2: Свет в фотографии и экспозиция

Текст урока

В современном мире фотография стоит на трёх китах: техническое создание снимка, творческий подход и обработка. В нашем курсе мы подробно рассмотрим самого первого кита — процесс получения фотографий.

ВИДЕО 2.1

Слово «фотография» дословно переводится с греческого как «светопись». Действительно, если задуматься, без света не может быть фотографии. Именно свет, отражённый от различных поверхностей или идущий напрямую от источника, попадая через объектив на матрицу фотоаппарата, формирует изображение.

Чтобы изображение на фотографии не отличалось от того, что видит глаз, на матрицу должно попасть строго определённое количество света. И это количество света называют экспозицией. От неё зависит, будет ли ваш кадр нормальным, тёмным или засвеченным, а выражаясь терминами фотографии — хорошо экспонированным, недоэкспонированным или переэкспонированным.

Слева направо: пересвет, правильная экспозиция и недосвет

Многие начинающие фотографы считают вопрос об экспозиции слишком сложным, но стоит лишь разобраться с терминами и станет ясной суть создания фотографии, вы сможете понять причины появления смазанных, тёмных или слишком светлых кадров, а также научитесь их избегать.

За экспозицию отвечают три величины: выдержка, диафрагма и чувствительность. Именно эти параметры определяют, насколько тёмной или светлой будет фотография. Вы уже знаете, что чувствительность (ISO) — это мера того, насколько чувствительна матрица к количеству получаемого света. А само количество света, попадающего на матрицу, зависит от двух других параметров: относительного отверстия объектива (диафрагмы) и времени, в течение которого затвор камеры открыт и свет через объектив попадает на матрицу (выдержки).

Давайте рассмотрим принцип создания экспозиции на простом примере, проведя аналогию со стаканом воды. Нет, стакан нам нужен ни наполовину пустой, ни наполовину полный — необходимо полностью заполнить его водой. Стакан — это матрица фотоаппарата, а вода — количество света, которое на неё попадает. Открываем водопроводный кран — наполняем стакан водой, а свету позволяем попасть на матрицу. Если закрыть кран раньше чем нужно, стакан не будет наполнен водой полностью, а фотография окажется слишком тёмной. Если закрыть кран позже чем нужно, вода перельётся через край (слишком много воды), а фотография окажется засвеченной (слишком много света). Поэтому необходимо найти золотую середину, чтобы наполнить стакан, то есть получить хорошо проработанную фотографию.

Теперь давайте отдельно рассмотрим параметры, от которых зависит наполнение стакана водой и экспонирование снимка.

Выдержка — это время, за которое воображаемый стакан наполняется. Диафрагма — ширина отверстия, от которой зависит мощность струи из крана, наполняющей стакан.

Если материал урока пока кажется вам не очень понятным, обязательно посмотрите это видео с объяснением понятия экспозиции:

ВИДЕО 2.2

Выдержка и Режим приоритета выдержки (Tv)

Если обозначение выдержки в видоискателе или на дисплее начинает мигать, значит в условиях данной освещённости установленная вами выдержка не может быть обеспечена: света или слишком мало, или слишком много. Тогда необходимо задействовать дополнительный источник света или убавить мощность имеющегося, или же поменять значение выдержки.

 

Как мы уже говорили, выдержкой называют промежуток времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и пропускает свет на матрицу. Влияя на световой поток, который проходит через объектив, выдержка позволяет получать различные фотографические эффекты, о которых пойдёт речь ниже.

Чтобы сконцентрироваться исключительно на управлении этим параметром, удобно использовать режим приоритета выдержки. На кольце управления режимами он обозначен символом Tv. В этом режиме автоматика камеры сама подбирает значение диафрагмы и делает это на основе той выдержки, которую установите вы. А устанавливается она с помощью управляющего колеса камеры. Выдержка измеряется в долях секунды (например, 1/500 с) или в секундах (например, 5″).

 

Возможности, связанные с изменением выдержки

ВИДЕО 2.3

С помощью длинной выдержки можно сделать снимок светлей. Чем длиннее выдержка, тем фотография светлее, короче выдержка — темнее изображение. Если вы не пользуетесь вспышкой, длинные выдержки будут актуальны при съёмке в условиях недостаточной освещённости. Нужно отметить, что при съёмке на длинных выдержках вам может понадобиться штатив, чтобы предотвратить появление эффекта «шевелёнки».

Работы, сделанные с применением длинных выдержек

При съёмке с рук выдержка должна быть короче 1/30–1/60, в противном случае вы можете получить нерезкую, смазанную фотографию. При длинных выдержках держите фотоаппарат обеими руками, поза должна быть максимально устойчивой. Выдержки длиннее 1/60 с требуют использования штатива или какой-либо опоры для камеры.

 

С помощью длинной выдержки можно смазать движение. Если поставить камеру на штатив, направить её на ночное шоссе и сделать кадр с длинной выдержкой, то свет фар сольётся в один сплошной поток. В зависимости от желаемой степени этого эффекта может потребоваться выдержка от 2–3 до 30 секунд.

Вы наверняка видели впечатляющие снимки водопадов, где вода сливается в один смазанный поток, при этом окружающие её камни остаются в привычной глазу резкости? Здесь работает та же схема создания изображения — камера надёжно зафиксирована, установлена длинная выдержка. Чем она длиннее, тем сильнее эффект смазанных в движении потоков воды. А если начать сокращать выдержку, то постепенно можно прийти к тому, что станут различимы отдельные капли.

 

Остановить мгновение помогает короткая выдержка, но чем она короче, тем больше света требуется для того, чтобы хорошо проработать фотографию. И если вы хотите снять разлетающиеся капли воды так, чтобы казалось, будто они повисли в воздухе, это необходимо делать при достаточном освещении.

 

С помощью короткой выдержки можно «заморозить» движение. При съёмке детей, спортивных мероприятий, любых подвижных объектов для получения резких кадров короткие выдержки просто необходимы. И чем быстрее движется снимаемый вами объект, тем короче должна быть выдержка для того, чтобы его зафиксировать. При съёмке людей вам, как правило, потребуются скорости затвора от 1/125 до 1/250, а для съёмки более динамичных объектов (птиц, автомобилей и пр.) — выдержки от 1/500 и короче.

Мы разобрались в сути важнейшего для создания фотографии понятия — экспозиции. А также научились управлять одним из её параметров в режиме приоритета выдержки. Далее рассмотрим возможности управления диафрагмой.

 

Работы, сделанные с применением коротких выдержек


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!