Пример построения профиля индивидных психодинамических свойств человека по параметру реактивности



 

Ниже приводится пример построения профиля результатов исследования психодинамических свойств (темперамента) отдельного испытуемого по параметру реактивности (шкала 20-80, округление до целых чисел). При этом следует учесть, что понятия «активность» и «реактивность» как психодинамические свойства не совпадают со смыслом понятий «активность» и «реактивность» как параметров личности, характеризующих меру ее включенности в деятельность. Разночтения вызваны отсутствием единства терминологии в психологических и в психофизиологических исследованиях, проводимых как физиологами, так и психологами.

 

* Понятия «активность» и «реактивность» как психодинамические свойства не совпадают со смыслом понятий «активность» и «реактивность» как параметров личности, характеризующих меру ее включенности в деятельность. Разночтения вызваны отсутствием единства терминологии в психологических и в психофизиологических исследованиях, проводимых как физиологами, так и психологами.

Схема 1. Профиль психодинамических свойств отдельного испытуемого по параметру реактивности

 

Построение профиля осуществляется на основе универсальной шкалы, для чего по ходу изложения содержания методик следует в каждом отдельном случае воспользоваться формулой:

 

 

Например, для методики «Опросник Я. Стреляу» эта формула будет выглядеть (с учетом, что 94 балла приблизительно равны 90 баллам) следующим образом:

 

или:

 

 

Раздел III. Характер как мера развитияи эволюции индивидуальных психологических свойств личности

Глава 13.Взаимоотношение типов темперамента и характера по параметрам реактивности и активности

 

Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии

 

Уже в начале становления современной психологии и физиологии В. Вундт развивал синтетические представления о типологии душевных движений. Он утверждал, что темперамент и характер необходимо рассматривать как единство аффективной и волевой наклонностей человека, представленное им следующей таблицей:

Темпераменты по скорости чередования душевных движений

Темпераменты по силе аффектов (чувств)

Сильные Слабые
Быстрые Холерический Сангвинический
Медленные Меланхолический Флегматический

 

Далее В. Вундт указывает на сложные динамические отношения типов темперамента и характера, по существу исключающие неизменное статическое их соответствие друг другу. Важно и то, что вся его таблица построена по признакам единых душевных движений и чувств (аффектов), относящихся одновременно и к темпераменту, и к характеру [22, 73-740].

Пример, приведенный В. Вундтом, показывает, что связь темперамента не может быть понята как простое взаимоодназначное совпадение их типов, - прежде необходимо разделение сущностей тех и других. Когда же в динамике сопоставления типов и возникает их классическое наложение, то оно будет восприниматься уже как частный случай психической недействительности. Понятно, что идеальное совпадение может быть, например, основанием для учебной модели течения процессов реактивности и активности, но не для «подтверждения» симметричности психики, асимметричной уже по своему негэнтропийному предназначению. Здесь следует заметить, что и вообще темперамент ориентирован скорее на приспособительные цели (и поэтому более ярко выражен у млекопитающих животных), а характер обращен на конструктивное изменение ситуаций, выхода за их пределы. Темперамент может быть более отнесен к специальным способностям человека, а характер — к его общим, общечеловеческим способностям. Взаимоотношение темперамента и характера может быть представлено в различных наглядных моделях, отражающих, в частности, и следствия применения причинно-типологического подхода. При этом возникает необходимость конкретного определения и наименования четырех типов характера.

Наиболее выпуклые образы типов характера даны И. П. Павловым, который, как и другие крупные ученые, исходил из естественнонаучных синтетических представлений о психике человека: «Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается... величайшая редкость в человечестве — соединение в одном лице великого художника и великого мыслителя. В подавляющем большинстве они представлены отдельными индивидами. Конечно, в массе имеются средние положения.

Мне думается, что есть некоторые, пусть пока не очень убедительные, крепкие основания физиологически это понять так. У одних, художников, деятельность больших полушарий, протекая во всей их массе, затрагивает всего меньше лобные их доли и сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у мыслителей, наоборот, — преимущественно в первых» [81, 213-214]. Здесь И. П. Павлов не предлагает названий для срединных, наиболее массово представленных типов характера. Но по смыслу обозначенных им тенденций, имеющих физиологическое обоснование, следует обозначить и указанные типы как «практик-мыслитель» и «практик-художник».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!