Взаимодействие педагога и ученика в ходе подготовки школьного мероприятия



Важная роль в развитии творческих способностей учащихся принадлежит педагогу. Всем известно, что в школах работают настоящие энтузиасты своего дела, способные расшевелить учеников, вселить в них уверенность, раскрыть таланты и организовать блистательную «школьную фабрику звезд». В детях таится неиссякаемый потенциал фантазии и творчества. Все ребята любят играть и быть артистами, однако в силу своего характера некоторые из них не проявляют активности. Задача педагога – выявить и развить потенциальные способности ребенка в доступной и интересной детям деятельности, создать такую творческую среду, которая позволила бы ребенку развиваться свободно в соответствии с личностными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями. Развить способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Педагог должен быть руководителем, а также активным участником творческого процесса, являться инициатором идей и поощрять инициативу детей.

Педагогическое взаимодействие учителя и ученика проявляется в совместном переживании эстетических эмоций, совместном познании через радость открытий, совместном предметно-физическом труде по оформлению мероприятия, совместном труде общения. Гуманистическая функция образования состоит в том, чтобы создать среду, в которой учитываются предпочитаемые ребенком способы и формы деятельности. Такой формой является игра – с нее начинается развитие творческих способностей детей через различные виды детского искусства. Театральная игра, в которой можно примеривать разные роли, естественно переходя от воображаемой жизни к действительной, наиболее близка ребенку. Театральное искусство с давних пор используется школой в педагогических целях.

Учитывая детскую психологию, «перед» ребенком надо поставить понятную и посильную ему задачу – не «стать предметом», а «изобразить предмет», не «перевоплотиться», а «представить». [9] Нельзя требовать от ребенка уже готового набора качеств, необходимых для участия его в мероприятиях и представлениях. Важно помочь развить такие качества, которые дадут возможность проявить себя в самых разных видах деятельности и окажутся необходимыми в будущем – наблюдательность, внимание, эмоциональную отзывчивость, фантазию, память и др. В процессе подготовки мероприятия ребенок включается в активную, увлекательную для него деятельность, где он сталкивается с трудностями и учится их преодолевать, решая жизненно важные задачи. Творческая среда стимулирует развитие творческих способностей, формирует технические навыки. В то же время вся работа в ходе подготовки мероприятия и участие в нем требует от ребенка немало усилий. Способность видеть и слышать, произвольное внимание, работа над пластикой и речью, оформление мероприятия и т.д. – не просто забава, а труд духовный и физический. Этот труд протекает в условиях совместной творческой деятельности коллектива. Понимание общей задачи воспитывает личную ответственность за общее дело, уважение к личности другого.

Нельзя изначально деятельность и роли делить на главные и второстепенные, выделять детей за актерские способности. Каждый ребенок должен чувствовать свою значимость и важность, и понимать значимость и важность каждого участника. «Такой подход сделает возможным развитие индивидуальности ребенка в рамках сотрудничества в коллективе, познание посредством диалога, воспитает уважение к публике».[10]

При подготовке к мероприятию педагог объясняет участникам авторский текст, показывает приемы, свойственные тому или иному действующему лицу. Организовать и провести театрализованное представление – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения мероприятия:

1)  наличие у педагога определенных знаний и умений;

2)  составление сценария, способного увлечь и заинтересовать детей;

3)  необходимость участия педагога в подготовке мероприятия;

4)  средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей;

5) между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

6)  использование наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

Любое мероприятие или театрализованное представление – итог масштабной подготовительной работы всех участников, а не только непосредственно выступающих на сцене. Это действие, в котором проявляется множество накопленных в процессе совместной работы переживаний, знаний, деятельности, а не просто выразительно прочитанный текст с отрепетированными мизансценами. Ценность детского творчества заключается не столько в результате, сколько в самом процессе подготовки мероприятия. В творческом процессе происходит самосозидание личности. «Это есть постоянная борьба с множественностью ложных «я» в человеке».[11]

Педагог может помочь проникнуть в психологию персонажа, доступную пониманию ребенка, даст возможность выхода чувствам и направит их развитие. «Учитель должен наблюдать за тем, чтобы не требовать от ученика невозможного. Его дело – давать им импульсы, наиболее соответствующие данному моменту их развития. Ученик – дитя природы, а учитель – заботы и исследования. Ученик не должен ощущать границы искусства, а учитель никогда не должен упускать их из вида».[12] Задача руководителя – помочь ребенку сохранить непосредственность и открытость восприятия, преодолеть возрастные трудности с тем, чтобы область игры как естественного проживания жизни в атмосфере публичности не превратилась в комплекс ограничений, ложного стеснения, закрытости, зажатости, который будет мешать им в будущем в любой сфере деятельности. Постоянный поиск и собственные открытия делают для детей само участие в театрализованных мероприятиях интересным. Педагог, работающий с детьми, помогает создать в коллективе атмосферу дружбы и доброжелательности. Должен быть учтен весь комплекс условий, необходимый творческому процессу: признание безусловной ценности ребенка, отсутствие внешних оценок (прямых и косвенных) его деятельности, понимание его трудностей, психологическая свобода. «Не навязывание своих вкусов и интересов должно лежать в совместной деятельности с детьми, а внимательное и бережное отношение к самобытности детского творчества». [13]

С.И. Гессен писал: «… художественное образование должно не прививать образовываемым нашего художественного вкуса и определенного художественного стиля, но вовлечь их в поток художественного творчества, причастность к которому только и может привести к созданию нового искусства, подлинного искусства будущего».[14]

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!