Церковная филология (гомилетика, риторика, древние и современные языки) как область богословской науки: общая характеристика(история, предмет, объект, структура и методы)



Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве[.

Гомилетика — (греч. homileo — общаться, беседовать с кем-либо), раздел богословия, посвященный подготовке и произнесению проповедей. Формальная гомилетика изучает принципы риторики применительно к пастырской проповеди. Темы проповедей чаще всего заимствуются из Св. Писания, а проповеди подразделяются на вероучительные и нравственные, огласительные и пастырские (адресованные верующим), тематические и текстуальные, объяснительные и произносимые по особым случаям. В современную эпоху к гомилетике подходят скорее с эстетических, а не богословских позиций. Изучается психология слушателей, роль художественной образности проповеди, особое значение придается ее самостоятельности и оригинальности. Современные проповеди обычно бывают библейскими по теме и риторическими по форме. В идеале же освоение гомилетики должно сочетаться с изучением истории церкви и образцов проповедей знаменитых проповедников.

Риторика — (от греч. rhetorike) ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества, общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функционировала как предшественница педагогики и соперница философии. Последняя часто выступала в форме риторики. Риторика, возникшая, очевидно, на Сицилии, была приведена в стройную систему софистами. Известно о существовании (утерянного) учебника по риторике софиста Горгия, против которого в одноименном диалоге выступает Платон, не соглашаясь с ним и в понимании риторики. Аристотель занимался риторикой с логической, а также с политической точки зрения и оставил соч. на эту тему. Стоики также уделяли внимание риторике, занявшей наконец прочное место в учебных планах высшей школы и существовавшей в качестве специальной дисциплины вплоть до 19 в. Последний расцвет античная риторика пережила в т. н. второй софистике, примерно в нач. 2 в.

На Земле насчитывается более 7 тыс. языков.

Исторически у многих народов существовало поверье, что язык — это божественный дар. Наиболее известное утверждение мы находим в Книге Бытия 2:20, где рассказывается о том, как Адам давал названия всем божьим тварям. Эта теория наводит на мысль о том, что люди с самого начала были созданы с врожденной способностью к языку.

Языки эволюционируют вместе с человечеством. Для того, чтобы узнать, насколько совершенными и развитыми стали языки, необходимо изучить древнейшие в мире языки. Это та база, которая послужила основой для современных языков. Важное значение греческого и латинского языков в том, что они принадлежат двум народам древности, от которых ведет свое начало образованность новых европейских народов.

Самые древние языки в мире

Шумерский язык Первое письменное свидетельство относится к 3200 г до н.э. Шумерский был языком древних шумеров, появление которого относят к 4-му тысячелетию до н.э.

Аккадский язык Первые упоминания об аккадском языке относятся к 2800 г. до н.э. На этом языке говорили в древней Месопотамии, теперь же он считается мертвым. Свое название язык получил от имени города Аккад, крупного центра месопотамской цивилизации того времени. Аккадский язык служил средством общения между двумя народами, жившими в древности на территории современного Ближнего Востока. Язык стал угасать в 8-м в. до н.э.

Египетский язык Коренной язык Египта относится к афро-азиатской языковой семье. До конца 7-го века н.э. этот язык существовал в форме коптского языка. Современная версия языка известна как египетский арабский, который вытеснил коптский язык, после завоевания мусульманами Египта. Тем не менее, коптский язык существует и поныне в виде языка богослужения Коптской Церкви.

Семитский язык, ныне мертвый , эблаитский когда-то был господствующим, начиная с 2400 г.до н.э. На нем говорили в 3-м тысячелетии до н.э. в древнем городе Эбла, между Алеппо и Хама, ныне — в Западной Сирии. Рассматриваемый в качестве второго древнейшего письменного семитского языка после аккадского, в настоящее время язык считается мертвым.

Греческий язык считается одним из древнейших письменных живых языков в мире. Имея 34-х вековую письменную историю, этот язык обладает самой долгой историей письменности среди всех индоевропейских языков. Греческий язык — родной язык народов, населявших Балканский полуостров. Сегодня на греческом языке говорят примерно 13 миллионов людей.

Китайский язык Первые письменные свидетельства на китайском языке относятся к 11 в. до н.э. На китайском сегодня говорит свыше 1 млрд.человек — это один из самых распространенных языков в мире.

Изначально, уже при самом своем возникновении, будучи связана с экзегетикой священных текстов, филология существовала именно как philologia sacra, т. е. по сути как религиозная филология. Десакрализация филологического знания начинается с эпохи Ренессанса, и данный процесс только нарастает с приходом Нового времени — эпохи Просвещения и, далее, эры позитивизма и господства позитивистской методологии. Но и в Новое время филологическая наука (речь идет только о национальной традиции русского литературоведения) большое внимание уделяла проблеме религиозности классической литературы.

Методология «богословско-догматического» направления — философско-культурологического порядка, предусматривающая установление верности писателя основополагающим церковно-религиозным догматам, выявление чистоты его конфессионального сознания. Суть данного подхода М. М. Дунаев выразил таким образом: «Вообще-то самостоятельное сопоставление любого художественного материала с вероучительными истинами Православия мы должны проводить всегда, какие бы идеи ни пытался внушить нам автор, однако его помощь нам в том мы должны принимать с благодарностью». В приведенной цитате особенно акцентируется выражение «самостоятельное сопоставление», которое следует понимать не только в значении «оригинальное, проводимое самим литературоведом», но и в смысле «автономное исследование, не зависимое от указаний и помощи самого автора». Тем самым исследование начинает приобретать прикладное значение (нравственно-философское, «религиозно-пропагандистское», миссионерское), заключающееся в том, что оно может «подарить каждому неленивому душою читателю драгоценный опыт стремления от безверия к вере (независимо от того, к какому итогу подвел писателя его собственный жизненный путь)».

Нельзя сказать, что богословско-догматический подход располагается совершенно вне филологического рассмотрения текста, относясь лишь к сфере нравственно-философской критики. Близость к религиозной философии просматривается здесь особенно наглядно — с той лишь разницей, что философский подход исходит из автономности эстетического объекта, неповторимой индивидуальности воплощенного в нем духовного опыта, а богословская интерпретация в обязательном порядке соотносит индивидуально-авторский текст с системой церковно-религиозных догматов, духом и буквой святоотеческой традиции. Однако установление важнейших параллелей художественного произведения с текстами Священного Писания, акцентировка существенной для автора системы ценностей, определение направленности и иерархии духовного пути художника — все это тот исключительный материал, который дает филологу богословско-догматический подход для дальнейшего анализа и интерпретации, даже если сам этот междисциплинарный подход располагается за границами чистого литературоведения.

Методологией здесь продолжает оставаться система привычных и испытанных методов классической филологии, прежде всего исторической и практической поэтики, взятой в ее этноконфессиональной проекции. Контекстуальный и интертекстуальный анализ, мифопоэтика, мотивный и архетипический анализ, концепт-анализ, нарратологические и жанрологические исследования — вот тот набор традиционных филологических методов, которых должен придерживаться современный представитель религиозной филологии, если он действительно намерен оставаться в границах строгой научности. Что же привносит нового в понимание художественной литературы, в частности отечественной классической словесности, обозначенный выше религиозный подход? Он призван расширить духовно-ментальный кругозор самого исследователя, установить спектр адекватности в понимании антропологической концепции изучаемого автора, системы ценностных координат его художественной картины мира.

У религиозной филологии открывается большое и несомненное преимущество — прежде всего герменевтического порядка, гарантирующее осмысление классической словесности при помощи инструментария и методологии, адекватных отечественной духовно-религиозной традиции, православному «коду» русской литературы.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 634; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!