Сатана в иудаизме и христианстве 3 страница



 

Таким образом, традиционный сатанизм можно назвать компиляцией некоторых религиозно-мифологических идей, существовавших ранее. Но не только. Для начала, очистив факт, послуживший основанием для возникновения религиозных воззрений, от различного рода антропоморфно-культурной шелухи, мы пошли дальше, дав новое толкование этому факту. “Новое”, однако, в данном случае вовсе не означает, что мы отказались от сути основных, выраженных в факте идей, произвольно заменив их своими. Это - всего-навсего то, что мы развили эти идеи, представив их в новом свете. Поэтому можно утверждать, что нами создаётся религия нового типа, базирующаяся, тем не менее, на основных, фундаментальных религиозных воззрениях.

 

Какова же эта религия нового типа (нового, я подчёркиваю)? Попробую выделить несколько её характерных черт.

 

1. Религия без поклонения. Мы убеждены, что поклонение никоим образом несовместимо со свободным познанием Нечеловеческого. Религия понимается нами, прежде всего, как внутренняя связь, единение, сотрудничество с нечеловеческой сверхличностью.

 

2. Религия без раз и навсегда кодифицированной морали. Нам представляется самоочевидным, что единственным носителем каких-либо моральных норм в мире является исключительно человек. Соответственно, “нечто” ни в коей мере не может быть основой и носителем такой сугубо человеческой вещи, как мораль.

 

3. Религия, не противоречащая разумному. Мы полагаем, что коль скоро законы бытия во многом разумны и могут быть подвергнуты логическому анализу, “нечто” до некоторой степени доступно - в том числе, и разумному познанию. В то же время мы отдаём себе отчёт: разум как таковой является исключительно человеческим качеством: наше мышление несовершенно, не способно быть “мерой всех вещей” и потому не даёт полностью адекватного представления о действительности.

 

4. Религия, утверждающая объективные жизненные ценности. Это означает, что всё, являющееся реально-полезным, приносящим удовлетворение, способствующим выживанию и развитию, представляет собой наиболее значимое для человека - главную основу и цель. Сатанизм - религия без греха, признающая законность и необходимость всех человеческих желаний, а равно эмоций, без каких-либо исключений.

 

5. Религия, утверждающая сверхцели. Под ними, главным образом, понимаются те из целей, которые лежат вне сферы непосредственно-жизненных интересов. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть о традиционалистских идеях самообожествления, бесконечного пути развития личности и т.п.

 

6. Религия без догматики. В сатанизме не существует догм, однако имеются некоторые общие принципы, без которых сатанизм перестаёт быть собственно сатанизмом, превращаясь по факту в совершенно иное мировоззрение. Вместе с тем сатанизм, помимо прочего представляя собой процесс свободного познания “нечто”, не устанавливает каких-то рамок в этом познании. Мы не провозглашаем раз и навсегда чётко определённых “истин”, мы участвуем в процессе познания.

 

Учитывая всё вышесказанное, можно с уверенностью утверждать: говоря о сатанизме как о религии, мы подразумеваем под этим словом не совсем то, что обычно под ним подразумевается. Религию мы определяем, прежде всего, как связь с нечеловеческим, эволюционный выход за рамки чистой рациональности, основанной на чувственно-познаваемом факте. В то же время сатанизм обладает некоторыми классическими признаками религии, к которым, в частности, относятся следующие:

 

1. Гипотеза, которая допускает существование нечеловеческой личности, на порядок превосходящей личность человеческую. Речь здесь, прежде всего, конечно, идёт о Сатане. Является самоочевидным, что “сатанизм без Сатаны” утрачивает какой-либо смысл и основание, превращаясь в произвольное философствование вне какого-либо разумно-исторического контекста.

 

Не стоит забывать и о том, что “сатанинские принципы”, что бы ни подразумевалось под этим словосочетанием, в конечном счёте, всегда основываются либо на всё тех же мифологических представлениях о Сатане (Тёмном божестве), как о личности, либо же, в противном случае, не основываются вообще ни на чём, а представляют собой произвольно созданную догму класса “это так, потому что это так”.

 

2. Ритуальная практика, служащая одним из путей достижения определённых целей. Подробнее об этом мы поговорим несколько позже, пока же достаточно будет вспомнить известное: “Теория без практики мертва”. Любая идея должна иметь своё практическое воплощение, в противном случае она просто-напросто бесполезна.

 

Я уже упоминал о том, что далеко не все цели сатаниста являются непосредственно жизненными. Существуют и такие, которые лежат вне чувственно-познаваемого бытия. Для их достижения необходимы соответствующие средства.

 

3. Онтологическая модель, принятая нами на вооружение, ни в коей мере не противоречит современным научным взглядам, в то же время не являясь материалистической в строгом смысле этого слова. Основание данной модели взято нами из всё той же переосмысленной в новом ключе мифологии. В следующей главе я постараюсь подробнейшим образом изложить как наши взгляды по данному вопросу, так и те основания, на которых они базируются.

 

4. Наконец, основной и, пожалуй, наиважнейший признак любой религии - наличие веры. Под верой мы понимаем не противоречащую известным фактам и логике убеждённость в существовании сверхчувственного, до некоторой степени доступного постижению как разумом, так и непосредственно личным религиозным опытом. Подобная вера ни в коем случае не может быть названа “слепой” и т.п. - именно в силу своей непротиворечивости чувственно-постижимым фактам. Более того, многое из составляющего предмет веры такого рода, выведено путём абстрагирования уже известных нам и в полной мере чувственно-постижимых фактов, а также, существующих отношений миропорядка.

 

По большому счёту, мы выдвигаем некую гипотезу, которая, хотя и не доказана, тем не менее, достаточно удовлетворительно объясняет известные нам факты миропорядка, и к тому же подтверждена субъективным опытом. Коль скоро, несмотря на это, ложность данной гипотезы будет доказана со всей очевидностью, мы легко откажемся от неё. Но коль скоро субъективно данная гипотеза подтверждается, а объективно не только не противоречит фактам, но и с достаточной степенью надёжности объясняет их, мы не видим никаких причин, чтобы относиться к этой гипотезе с недоверием. Мы убеждены в её правильности до тех пор, пока не будет доказано обратное.

 

Заканчивая эту главу, вкратце повторю те идеи, которые будут важны для адекватного понимания дальнейшего.

 

1. Появление различных религий было вызвано, с одной стороны, наличием реального факта существования “нечто”, а с другой - эволюционным процессом, на определённой ступени которого сделалось частично возможным познание этого факта существования.

 

2. “Нечто” является носителем определённых принципов, которые также до некоторой степени доступны познанию.

 

3. Эти принципы выражены в религиозной мифологии. Используя метод сравнительно-мифологического анализа, можно выделить и переосмыслить их.

 

4. Традиционный сатанизм представляет собой систему вышеупомянутых принципов, но не всех без исключения, а только схожих и непротиворечивых по своей сути принципов определённой направленности.

 

Вот, пожалуй, и всё. Переходя к следующей главе, хочу сказать ещё вот о чём. Говоря о сатанизме, я периодически буду вводить новые термины, а используемые мной общепринятые термины могут приобрести несколько иное звучание. Естественно, каждый раз я буду давать по возможности чёткое и краткое определение. Вызвано это тем, что, на мой взгляд, сатанизм не нуждается так сильно ни в чём другом, как в самостоятельной, ясной, конкретной терминологии.

 

Глава II

Космогония и дуализм

 

Приступая к исследованию и сравнению различных мифологических систем, для начала отметим: схожесть космогонических идей чётко прослеживается практически в каждой религии, за исключением религий определённой направленности, о которых мы поговорим особо. Практически в любой мифологической модели мира вселенная творится из хаоса - бесформенного, неупорядоченного состояния материи. Стоит подчеркнуть, что именно материи - существующей изначально, вечной, неуничтожимой, преобразовываемой сознательной волей божеств в упорядоченный космос. Несмотря на то, что Хаос представляли различно (в виде водной стихии, Бездны, предначальной Тьмы и т.п.), общий смысл от этого не меняется. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим различные религиозные представления и сравним их между собой.

 

“Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании, все бездвижное, тихое, и пространство неба было пусто. Это - первый рассказ, первое повествование. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов, существовало только небо. Поверхность земли тогда еще не появилась. Было только холодное море и великое пространство небес. Не было еще ничего соединенного, ничто не могло произвести шума, не было ничего, что могло бы двигаться или дрожать или шуметь в небе. Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование, была только лишь холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не существовало ничего. В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание” (“Пополь Вух”).

 

В данном случае хаотичную материю символизирует водная стихия со всеми свойственными таковой атрибутами: бесконечностью, необозримостью, изменчивостью, неупорядоченностью. Эту же стихию олицетворяет собой и египетская Нун, и аккадская Тиамат:

 

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила.

Воды свои воедино мешали…

(“Энума Элиш”)

 

Здесь стоит отметить, что изначальный Хаос в представлении древних ассоциировался не только с водной стихией, но и одновременно с Тьмой, ночью и Бездной:

 

“А место разрушения и тьмы - это то, что называют “бесконечная тьма”. Между ними была пустота, то есть то, что называют “воздух” в котором теперь смешались друг с другом два духовных начала, ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют “бесконечный свет”, и бездна - “бесконечная тьма” (“Бундахишн”).

 

Заметим, что “безграничным духовным началом” в данном отрывке именуется именно “бесконечная тьма”, в то время как “бесконечный свет” представляется ограниченным. Принимая во внимание то, что “свет” в данном случае выступает в качестве организующего начала, порядка, можно сделать вывод об ограниченности упорядоченного, а равно - о бесконечности, абсолютности Тьмы.

 

Безграничная, предвечная бездна Тьмы, существовавшая до появления упорядоченного космоса - идея, свойственная большинству мифологических систем. Различные, никак не связанные друг с другом народы имели аналогичные представления об этой бездне:

 

В начале времен,

когда жил Имир,

не было в мире

ни песка, ни моря,

земли ещё не было

и небосвода,

бездна зияла…

(“Старшая Эдда”)

 

В скандинавской мифологии мировая Бездна, Гинунгагап, выражает ту же идею, что и Тиамат - воплощение Хаоса, изначальной Тьмы. Эта идея наличествует даже в славяно-христианской мифологии - в той её части, которая не утратила внутренней связи с древним язычеством:

 

“Не бысть тогда неба, ни земли, ни моря, ни ангел, ни архангел, ни херувим, ни серафим, ни рек, ни езер, ни кладезеи, не источник, ни человек, ни гор, ни облак, ни звезд, ни свету, ни звереи, ни птиц, ни вертеп, ни зареи. Тогда была тма, и бездны, и темнота” (апокриф “О Тивериадском море”).

 

Понятно, что наименование моря “Тивериадским” вызвано влиянием христианства, первоначально же в легенде, послужившей основой апокрифа, давался всё тот же всеобщий образ безграничной водной стихии, Хаоса, Тьмы.

 

Или же, в болгарской рукописи “Слово сказаніе от Битиа”, читаем следующее:

 

“В неделю повеле Господь и сотвори небо и земля от пеня морска. В понеделник сотвори сльньце и месець. Сльнце есть лопата Божия. И вь [в]торникь насади раи. Вь среде настави вода вь мори. Вь четьвертокь повеле и создаша се вси скоти, и гади, и птици. И вь петакь сазьдаде Адама. И вь суботу даде му душа”.

 

Мы видим, что стандартная на первый взгляд христианская легенда о сотворении мира содержит всё ту же языческую идею и образ - творенье упорядоченного не “из ничего”, а из морской пены. Образ бесконечной водной стихии, Хаоса, Бездны, Тьмы находит здесь своё отражение, как и во многих иных мифологических представлениях.

 

Это же видим и в Греции:

 

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший - Эрос.

Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

(“Теогония”)

 

Впрочем, и в библии данные взгляды нашли своё отражение - стоит вспомнить хотя бы известное место, где говорится: “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:2). “Бездна” на иврите звучит как “Теом” - слово, родственное аккадскому “Тиамат”. Однако же в белосветных религиях мир сотворяется волей творца, в то время как в языческих космогониях мир спонтанно самозарождается из первичной бездны, или же Хаоса. Иными словами, Тьма существовала как до появления божества, так и до начала собственно бытия.

 

Не следует думать, что подобные воззрения свойственны исключительно высокоразвитому язычеству. Они встречаются и у некоторых примитивных племён - типичным примером являются племена маори, мифология которых созвучна аккадской. Наличие докосмического периода тьмы По, борьба Тане против чудовищного осьминога Атеа перекликаются как с аккадскими представлениями о борьбе Мардука против Тиамат, так и с греческими мифами о борьбе божественных поколений.

 

Теперь, когда, как мне кажется, мы в достаточной мере показали как само наличие, так и всеобщность подобных воззрений, перейдём к выводам, следующим из таковых:

 

1. Упорядоченная вселенная возникает из особой формы материи: бесконечной, хаотичной и вечной.

 

Применительно к традиционному сатанизму сказанное означает следующее. Мы принимаем традиционную, общераспространённую, отражённую в мифологических представлениях самых различных народов, интуитивно понятую идею, согласно которой бытие основывается на Предвечной Тьме - бесконечной, неуничтожимой, хаотичной форме материи, или, вернее будет сказать, сверхматерии, то есть материи особого состояния. Иными словами, Тьма в нашем понимании - это некая первичная сверхсубстанция, на определённом этапе выразившая себя в видимо-существующем.

 

2. Следующий сделанный нам вывод основан на представлении о Тьме, бесконечной материи Хаоса, как о “божественной плоти”. Так, олицетворяющая хаос Тиамат служит “материалом творения”:

 

К Тиамат, что он одолел, он снова вернулся.

На ноги Тиамат наступил Владыка.

Булавой беспощадной рассек ей череп.

Он разрезал ей вены, и поток ее крови

Северный ветер погнал по местам потаенным,

Смотрели отцы, ликовали в веселье.

Дары заздравные ему послали.

Усмирился Владыка, оглядел ее тело.

Рассек ее тушу, хитроумное создал.

(“Энума Элиш”)

 

Сходный мотив присутствует и в скандинавской мифологии:

 

“Дай первый ответ,

если светел твой ум

и все знаешь, Вафтруднир:

как создали землю,

как небо возникло,

стун, открой мне?”

“Имира плоть

стала землей,

стали кости горами,

небом стал череп

холодного турса,

а кровь его морем”.

(“Старшая Эдда”, “Речи Вафтруднира”)

 

Упорядочивание Хаоса, выраженного образом мифологического чудовища, победа над ним является типичным представлением древних:

 

Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:

Те первые, что совершил громовержец,

Он убил змея, он просверлил [русла] вод,

Он рассек недра гор.

Он убил, змея, покоившегося на горе.

Тваштар ему выточил шумную дубину.

Как мычащие коровы, устремившись [к телятам],

Прямо к морю сбегают воды.

Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому,

Он напился [сомы], выжатого в трех сосудах.

Щедрый схватил метательный снаряд - ваджру.

Он убил его, перворожденного из змеев.

Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев

И перехитрил хитрости хитрецов,

И породил солнце, небо, утреннюю зарю,

С тех пор ты уже в самом деле не находил противника…

…он не выдержал натиска его оружия:

Безликий от пролома, он раздавлен - тот, кому Индра враг.

Безногий, безрукий боролся он против Индры.

Тот ударил его дубиной по спине.

Вол, хотевший стать противником быка,

Вритра лежал, разбросанный по разным местам.

Через [него], безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,

Текут, вздымаясь воды Ману.

[Те], кого Вритра [некогда] с силой сковывал,

У их ног лежал теперь змей.

(“Ригведа”)

 

Каковы идеи, выраженные в этих мифах? Прежде всего, это идея происхождения порядка из Хаоса. Естественные процессы, происходящие в развивающейся вселенной, были соответствующим образом отражены в древней мифологии. В результате мы приходим к парадоксальной, на первый взгляд, мысли: Хаос является не противоположностью, а основой порядка, поскольку без первого невозможен и второй.

 

Другая, имеющая наиважнейшее для нас значение идея заключается в утверждении единоприродности мира и божества, а как следствие, человека и божества. Далеко не случайно всё материальное считалось созданным из божественной плоти. Признание этого означает, по сути, признание божественности материального мира, то есть отсутствия сущностного различия, принципиального разрыва между человеческим и божественным. Сущность бога - это сущность материи. А значит, человеческая сущность в основе своей также божественна. Именно отсутствие этого принципиального отличия человека от высшего существа, а равно, и всего мира, делает обоснованными некоторые другие наши идеи, в частности, идею самообожествления. Но об этом - несколько позже.

 

Теперь стоит поговорить о дуализме, идея которого тоже свойственна самым различным мифологическим системам. Стоит отметить, что идея эта выражена двояко. С одной стороны, в мифологии наличествует “сексуальный дуализм”, то есть разделение мужского и женского начал. Эти начала, собственно, и составляют Хаотичность, Тьму, пребывая в “священном браке” и будучи, в конце концов, разделены божеством-демиургом.

 

Второй вид дуализма - это “дуализм противостояния”. В тех же маорийских легендах, например, борьба божественных братьев против своих родителей (аналог борьбы поколений греческих богов), оканчивается ссорой между братьями. В мифологии эвенков рассказывается, что вначале существовала только вода (что типично) и двое братьев. После того, как один из братьев достал со дна моря немного земли, а второй - создал из неё мир, они начали акт творения, причём младший брат создавал полезные вещи и полезных животных, а старший брат - вредных.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!