Глава 6. Познавательные компетентности



Данная подпрограмма МЗО направлена на формирование широкого спектра познавательных компетентностей ребенка. Последовательность упражне­ний и логика организации этапов определяется нейропсихологическими зако­номерностями онтогенеза высших психических функций. В сводной таблице представлены основные направления психолого-педагогического сопровож­дения развития неречевых и речевых психических процессов. Как видно из содержания таблицы, они охватывают различные формы и уровни познава­тельных процессов. В данном модуле отсутствуют специальные разделы фор­мирования внимания и памяти. Это обусловлено очевидным присутствием (во всех без исключения упражнениях) больших нагрузок на эти процессы. Они также постоянно активны и востребованы при реализации всех подпрограмм МЗО. Некоторые из упражнений могут повторяться от этапа к этапу. Это обусловлено спецификой становления межфункциональных психологических систем в дошкольном возрасте. Вы, естественно, можете использовать данные когнитивные алгоритмы в процессе реализации традиционных программ ДОУ.

Здесь представлены базовые познавательные алгоритмы на конкретном примере. Эти алгоритмы должны воспроизводиться именно в такой форме. Но материал необходимо постоянно обновлять и расширять, используя раз­нообразные пособия из вашего профессионального арсенала. Например, сегодня вы «исследуете» цвет, запах, вес или фактуру лимона, а завтра — апельсина, яблока и т. п. Сегодня обсуждаете содержание картинки с изоб­ражением «летнего дня в лесу», а завтра — «новогоднего бала». Очевидно, что не составит большого труда подобрать из соответствующей литературы разнообразные пособия для работы над упражнениями из этого раздела.

Пожалуйста, не забудьте познакомить родителей с содержанием каждого этапа вашей работы. Если они будут дома развлекаться с ребенком по этим же правилам — все от этого только выиграют. Представленная в таблице информация служит хорошей опорой для получения целостной панорамы вашей работы и составления перспективного плана.

  Этап 1 Этап II Этап III Этап IV
  1. Определение и называ­ ние частей тела. 2. Повторение и воспроиз­ ведение по памяти позы тела. 3. «Покажи эмоцию». 4. Игры на восприятие тем­пературы и вкуса 1. Игры на восприятие веса, формы предмета и определение фактуры поверхности. 2. Рисунки на спине и ладонях. 3. Лепка форм, букв, цифр из глины, теста, пластилина Повтор первых этапов на мало­знакомом материале и большем объеме Повтор первых этапов на малознакомом материале и большем объеме
  1. Нанизывание бус. 2. Различные виды штри­ ховки. 3. Свободное рисование пальчиками (двумя руками). 4. Рисование на вертикаль­ ной поверхности правой, левой и двумя руками пря­ мых и волнообразных линий в одном и разных направлениях 1. Повторение и воспроизведение по памяти серии общих телесных дви­жений. 2. Знакомство с организацией после­ довательности в ряду. 3. Рисование на вертикальной поверх­ ности левой, правой, * двумя руками кругов, спиралей, орнаментов и вось­ мерок в одном и разных направле­ ниях. Рисование на листе бумаги левой, правой и * двумя руками прямых, волнообразных линий, спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направлениях Рисование на листе бумаги левой, правой и * двумя руками прямых, волнообразных линий, спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направлениях 1. Рисование на листе бумаги левой, пра­вой и * двумя руками прямых, волнооб­разных линий,спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направле­ниях (продолжение). 2. Обведение изображений по точкам. * Графические диктанты
  1. Рассматривание книг серии «Расскажи сказку». 2. Рассматривание изобра­жений с недостающими фрагментами и деталями. 3. Работа с разрезными картинками. 4. Рассматривание контуров изображений реальных и несуществующих предметов и животных, угадывание/ придумывание того, что это за изображение или на что оно похоже. 5. Игра «Найди отличие». 6. Игры на определение правильного расположения частей тела и предметов в пространстве: справа — слева, спереди - сзади, сверху — снизу 1. Нахождение деталей, не свойствен­ ных для изображенных предметов, животных, целых сюжетов. 2. Нахождение среди «разбросан­ ных» предметов и форм фигур опре­ деленного вида. 3. Работа с «зашумленными» изображениями. 4. «На что похожа буква?» 5. Упражнения на определение пра­вильного расположения частей тела и предметов в пространстве (закреп­ ление знаний, полученных на I этапе). 6. Определение правильного расположения частей тела относительно друг друга и предметов в пространстве с использованием простых предлогов: за, перед, над, под, между и др. 7. Игры на определение величины предметов: измерение длины, шири­ны, высоты, размера 1. Рисование замкнутых линий и контуров необычных животных, нахождение их на «зашумленном» фоне. 2. Дорисовывание незаконченных изображений. 3. «Найди букву» («зашумленные» и наложенные изображения). 4. Работа по освоению внешнего и внутреннего пространства; дви­гательные диктанты. 5. Освоение пространства листа. 6. «Лабиринты». Работы с простыми предлогами (продолжение) 1. Определение правого/левого распо­ложения предметов на картинке. 2. «Найди букву» (разный шрифт, стиль, правое/левое, верхнее/нижнее распо­ложение). 3. Работа со схемами: движение по плану- схеме, составление схемы движения. 4. «Правильное» и «неправильное» зеркало. 5. Конструирование предметов из задан­ных частей и отдельных элементов по схеме. 6. Работа с простыми и сложными пред­логами. Копирование
  Знакомство со звуками окружающего мира, звуча- нием различных музыкаль­ ных инструментов: прослу­ шивание и называние того, что прозвучало 1. Прослушивание звуков природы с называнием услышанного («Я слышу шум дождя... шелест листьев... весен­ нюю капель...» и т, д.). 2. Прослушивание голосов животных и птиц с называнием услышанного («Я слышу лай собаки... лошадиное ржание...» и т. д.). 3. Прослушивание различных мело­ дий с обсуждением характера, темпа, громкости. 4. Работа с ритмом и интонацией Работа с ритмом, рифмой, интона­цией Работа с ритмом и интонацией
  Работа по обогащению словарного запаса 1. Продолжать расширять словарный запас ребенка. 2. Работа с антонимами. 3. Составление описательных расска­ зов. 4. Знакомство со звуками и буквами. 5. Подбор слов на заданный звук 1. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. 2. Подбор слов на заданный звук, слог. Запоминание цепочек слов 1. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (продолже­ние). 2. Подбор слов на определенный звук, слог; * составление предложений из слов, начинающихся на один и тот же звук. 3. Повторение слов и стихов со словами, отличающимися одним звуком. ic «Собери слово» из заданных звуков
  1. «Что вижу — о том пою»: подробное проговаривание всего, что происходит вокруг. 2. Прослушивание и пере­ сказ текста. 3. Составление рассказа по картинке и серии картин 1. Формирование представлений о причинно-следственных отношениях. 2. Работа с последовательностью событий (что было сначала, что было потом и т. п.). 3. Ранжирование 1. Работа с незаконченными пред­ложениями. 2. Нахождение общего и различий в парах предметов. 3. Классификации предметов, подбор обобщающих понятий. Составление рассказа по кар­тинке и серии картин 1. Исключение лишнего предмета, при­знака. 2. Работа с общими и частными понятия­ми. 3. Работа с синонимами, антонимами. Работа с многозначными словами

 

§ 1. Этап 1(1-4 недели занятий)

Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела

• «Угадай часть тела и запомни ее название». Ребенок закрывает глаза. Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т. д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему всле­пую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок.

• Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (несколь­ких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения были задействованы все части тела, включая лицо, пальцы рук и ног, спину и т. д.

• «Угадай часть тела и назови-2». Взрослый касается двух точек на

теле ребенка сначала последовательно, затем одновременно. Задача ребен­ка — почувствовать, запомнить и показать обе точки.

• «Скульптор». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почув­ствовать ее, запомнить и воспроизвести.

• «Повтори позу». Ребенок повторяет за вами позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

• «Обезьянки». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и фотогра­фии людей в различном эмоциональном состоянии, определить их настрое­ние, рассказать, когда такое бывает, и постараться, как обезьянка, повто­рить эмоцию.

• «Восприятие температуры». Расскажите (вспомните вместе), что такое «холодно-горячо», что бывает холодным, горячим, теплым. Попросите ребенка дома и на улице потрогать предметы разной температуры: горячие, холодные, теплые. Сопровождайте показ объяснением того, как нужно осто­рожно дотрагиваться до горячего, покажите возможную эмоциональную реакцию от предметов разной температуры. После знакомства ребенка про­сят дать определение (он какой?) предмета, который называет (показывает на картинке) взрослый.

• Игры на восприятие вкуса. Цель игры — закрепить у ребенка пред­ставление о вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Обсудите вместе, что у нас бывает кислым, сладким и т. д. Покажите, как осторожно можно попробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как «прислушиваться» к своим ощущениям. Покажите свои ощуще­ния мимикой и жестами, описывая и сравнивая их с другими продуктами.

Кинетические процессы

• Нанизывание бус.

Взрослый учит ребенка смешивать краски и получать новые цвета и оттен­ки. Ребенок рисует пальчиками и обязательно обеими руками. Ему предла­гаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование очень полезно: оно поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.

Усложняя задание, попросите ребенка заполнить предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, волни­стыми линиями и дорожками из точек сначала одной рукой, потом другой, затем — двумя руками одновременно. Возможны варианты рисования одно­временно или по очереди обеими руками на одном листе (рис. 7).


 

 

Рис. 7. Рисование пальцами

• «Разноцветные бусы». Ребенок раскрашивает бусы, гирлянду в задан­ной последовательности. Более сложный вариант — штриховка бусинок вер­тикальными, горизонтальными, наклонными, волнистыми линиями; в клеточ­ку, в полосочку.

• Рисование на вертикальной поверхности. Упражнение выполняется стоя. Сначала ребенок обводит по контуру или точкам прямые и волнообраз­ные линии отдельно левой и правой рукой (рис. 8). По мере усвоения двига­тельной мелодии ребенок рисует те же фигуры без образца левой, правой, двумя руками одновременно в одном и разных направлениях. Здесь и в даль­нейшем рисование на вертикальной доске можно заменить рисованием в воз­духе, на воображаемой вертикальной поверхности.


 

 

Рис. 8. Рисование на вертикальной поверхности

Зрительное восприятие и пространственные представления

Рассматривание и обсуждение книг с большим количеством иллюстраций.

• «Разрезные картинки». Ребенку даются два одинаковых изображе­ния: целое (образец) и разрезанное на несколько (в зависимости от возрас­та) частей. Ребенок складывает изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов постепенно увеличивается, конфигурация частей усложняется.

• «Чего не хватает?». Внимательно рассмотрев изображение предмета с недостающими деталями, ребенок должен найти и исправить ошибки худож­ника. При затруднении ему показывают правильное изображение и проводят сравнение.

• «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рису­нок, орнамент и т. д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов.

• «Цветовое лото». Как в лото, детям раздаются карточки с различными цветами. Взрослый поднимает картинку с определенным цветом, а ребенок должен показать нужную карточку, если она у него есть. Аналогичную игру можно придумать по правилам игры в домино. Постепенно надо добавлять новые оттенки одного и того же цвета.

• «Загадочный контур». Взрослый рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) это похоже. Таким образом развивается образное мышление и вооб­ражение, стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия. Для работы с 3--4-летними детьми целесообразнее использовать контурные изображения известных им образов.

• «Найди отличия». Ребенку предлагают сравнить два похожих изображе­ния, в которых различаются только некоторые мелочи, и найти все отличия.

• «Что изменилось?». Аналогичное задание. Ребенку предлагают рас­смотреть картинку. Через некоторое время образец убирают и показывают ребенку такую же картинку, в которой изменены некоторые детали. Ребенок должен сказать, что изменилось. При необходимости следует положить рядом оба варианта.

• «Слева—справа». Напомнив еще раз, что «левая рука там, где красная тряпочка», взрослый предлагает ребенку показать свою правую ногу, пятку, плечо, левое ухо, глаз, локоть и т. п.; сказать, что находится у него справа, а что — слева. Следует заметить, что для ребенка вовсе не очевиден тот факт, что правая нога, щека, глаз и т. д. находятся с той же стороны, что и правая рука, и подводить его к пониманию этого необходимо путем специальных

упражнений. Наиболее занимательным является выполнение этих упражне­ний следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши пра­вой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д.».

Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных жи­вотных.

• «Выше—ниже; спереди—сзади». Упражнение выполняется перед зер­калом. Ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, не забывая о маркерах. Находят и называют: «что вверху, что внизу», «что выше, чем...», «что ниже, чем...», «спереди...», «сзади...». После освоения этого этапа упражнение повторяет­ся без зеркала; с закрытыми глазами.

• «Что находится слева?». Попросите ребенка внимательно рассмот­реть все в комнате, а затем, закрыв глаза и не поворачиваясь, перечислить то, что находится слева от него (с опорой на маркер на его руке). После этого ребенок поворачивается налево и еще раз перечисляет предметы, находя­щиеся слева от него. Аналогично отрабатываются направления справа, спе­реди, сзади.

• «Диспетчер и самолет». В игре ребенок представляет себя самолетом, а взрослый — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами: «Вперед, направо, повернуть, налево, налево и т. д.». Долетает до цели тот самолет, пилот которого правильно выполнял команды диспетчера.

Слуховое восприятие

• «Большие уши». Ребенок сидит с закрытыми глазами и прислушивает­ся к окружающим звукам 2 минуты. Затем рассказывает, что он услышал. Идеально для этого упражнения (и иных аналогичных) подобрать фонотеку с различными звуками: бытовыми, техническими, природными, разными человеческими голосами, пением и т. п. Хорошо также проводить его во время прогулки. Важно четко соотнести звук с его источником.

• «Что за шум?». Предложите ребенку послушать, как звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в коробочке или стакане, пошуршите пакетом, смятой бумагой, фольгой, пощелкайте ножницами, позвените ложечкой в стакане, постучите двумя деревянными ложками друг о друга, двумя металлическими ложками т. д.). Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой из предметов издает этот шум.

«Шумящие коробочки». Погремите с ребенком коробочками, запол­ненными различными материалами (песком, крупой, скрепками и т. д.), кото­рые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два оди­наковых набора коробочек: для себя и для ребенка. Взрослый «шумит» своей коробочкой и просит ребенка найти такую же у себя. Игра продолжа­ется до тех пор, пока для каждой коробочки не будет найдена пара.

• «Постучалки». Постучите деревянной палочкой, металлической ложкой и т. п. по любым предметам, находящимся вокруг. Привлеките внимание ре­бенка к этим звукам и попросите его их запомнить. Дайте ему те же «палоч­ки» и «озвучьте» вместе с ним стол, диван, стекло, траву, плитку и т. д.

• «Угадай, что за звук». Ребенку предлагается послушать, как звучат несколько детских музыкальных инструментов, а затем с закрытыми глаза­ми определить, какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из двух или трех инструментов.

Речевые процессы

• «Катание мяча с называнием». Эта игра аналогична игре «Я знаю пять имен». Разница лишь в том, что ребенок не ударяет по мячу, а катит мяч другому, называя свое имя, имена девочек, мальчиков, фрукты, овощи, игрушки и т. д.

• «Кто что делает?». С опорой на разные картинки и репродукции, пере­дачи про животных и мультфильмы наращиваем «глагольный» словарь.

• «Это что? Это какое?». Ребенку предлагается набор картинок. Ребенок должен показать и назвать, что на них кислое, сладкое, горячее и т. д. Затем взрослый показывает на картинку, а ребенок называет свойство. Хорошо, если это упражнение перекликается с материалом предыдущих игр на вос­приятие вкуса и температуры.

Интеллектуальные процессы

• «Что вижу — о том пою». Обсуждение, подробное проговаривание с ребенком всего происходящего дома, на улице в магазине, в ДОУ. Вначале необходимо строить этот процесс в форме ответов и вопросов, внимательно следя за тем, чтобы ребенок как можно полнее выражал свою мысль, и под­сказывая ему, если он затрудняется. Например: «Что бы нам с тобой сегодня приготовить? Как ты думаешь? Давай приготовим... Давай посмотрим, что у нас есть в холодильнике... Что же нам надо еще купить в магазине?» А зайдя в магазин, спросить, не напомнит ли он, что вы собирались купить; потом выбрать, обсуждая каждую покупку. Дома вместе отложить все нужное, помыть, почистить, поставить воду... Обсудить, почему мы кладем все имен­но в таком порядке, и так далее, до дегустации блюда.

Постоянное обсуждение с ребенком ваших и его действий, событий, про­исходящих вокруг, абсолютно необходимо. Только так у него формируется определенная программа поведения, последовательность манипуляций, при­водящих к тому или иному результату. Сегодня в обиходе ребенка, как пра­вило, активна самая частая манипуляция взрослых: нажатие кнопки (на мик­ роволновке, на пульте телевизора, на телефоне и т. д.). Неудивительно, что постепенно он так свыкается с этим способом взаимодействия с миром, что ничего не хочет, кроме компьютера. Он ничего не хочет, потому что в его памяти мало других способов самореализации.

• «Прослушай и перескажи». Прослушивание (прочтение) рассказов с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого. На следующем этапе можно перейти к работе над пониманием пословиц и поговорок, мора­ли басен, идиоматических выражений и т. п.

• Составление рассказа по картинке или серии картинок. Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюжетом или серия картинок в правиль­ной смысловой последовательности, которые отражают определенное раз­вертывающееся событие. Ребенок должен воспроизвести заданный сюжет. Если он не может самостоятельно рассказать историю по данным картинкам, сделайте это за него, потом вместе с ним. После этого предложите ему отве­тить на вопросы по картинкам. И наконец, дайте это задание еще и еще раз на другой картинке со схожим сюжетом.

На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок кар­тинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка карти­нок (событий) коренным образом (вплоть до полного абсурда) меняет сюжет.

 

§ 2. Этап II (5-11 недели занятий)

Тактильно-кинестететическое восприятие и схема тела

• «Обезьянки» (см. этап I)

• Игры на восприятие веса. Ребенку предлагают поднимать и оценивать разнообразные по весу предметы с помощью следующих действий: подни­мать одной рукой, двумя руками; взвешивать на ладони и захватывая тремя пальцами; опуская, наблюдать, как предмет падает: медленно или быстро, со стуком или нет. Ребенку даются предметы из разных материалов, разного размера и объясняется, что тяжесть может не зависеть от величины.

• «Какой предмет самый тяжелый?». Покажите ребенку несколько предметов или картинок с предметами, различающимися по весу, и попроси­те его расположить их в порядке возрастания/убывания. После выполнения задания (если вы работали с предметами) дайте ребенку возможность срав­нить их по тяжести и убедиться в правильности своих ответов.

• «Волшебный мешочек». Положите в два непрозрачных мешочка раз­личные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т. д. Ребенок должен на ощупь (одной рукой) определить, какие предметы лежат в мешке. А после того как предмет угадан, ребенок находит такой же во втором мешочке сначала этой же, а потом — другой рукой.

• Работа со всевозможными вкладышами типа доски Сегена с открытыми и закрытыми глазами, правой и левой рукой.

• «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назови­те и дайте ребенку потрогать материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, затем левой и правой по очереди; найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала той же рукой, а затем — другой.

• «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но на игральных костях, например, справа — наждачная бумага, а слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т. п. Правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем подходящие игральные кости отыскиваются с закрытыми глазами; только правой, потом — только левой рукой. Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

• «Наведи порядок». Ребенок ощупывает с закрытыми глазами несколь­ко выложенных в ряд предметов. Взрослый меняет некоторые из них места­ми и предлагает ребенку вернуть каждое на свое место. Количество предме­тов меняется в зависимости от возраста детей.

• «Рисунки на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую линию (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделай­те сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

• В старшем дошкольном возрасте при изучении числового ряда и алфа­вита особенно полезно аналогичное «написание» букв и цифр с последую­щим их называнием и прописыванием в тетради.

• Лепка форм, букв, цифр из пластилина, теста, глины.

Кинетические процессы

• «Ожившая статуя». Взрослый показывает несколько движений (танце­вальных, гимнастических и т. д.). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее и в той же последовательности.

• «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоя­щий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюан­сы его настроения.

• «Лестница». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте вместе на ступеньках, например, матре­шек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.

•* Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к ...; чет­ные, нечетные числа и т. д.

• Рисование на вертикальной доске. Упражнение выполняется стоя. Ребенок рисует по заданному образцу круги, спирали, орнаменты и восьмер­ки левой, правой, * двумя руками в одном и разных направлениях (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Рисование на вертикальной доске

Зрительное восприятие и пространственные представления

• «Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. ребенок должен найти несвойственные им детали (у кошки — петушиный хвост, корова сидит на ветке дерева и т. п.) и объяснить, как исправить ошибки.

• «Что здесь изображено?» (перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения). Узнаем и обводим перечеркнутые и наложенные гео­метрические фигуры; контуры различных предметов, растений, животных, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого зада­ния легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

• «Найди такой же». Ребенку показывают образец и (не убирая его) предлагают найти среди нескольких похожих изображений то, которое точно повторяет его: такой же домик, флажок, куклу и т. д.

• «Найди все предметы». Ребенку дается листок, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометри­ческих фигур, букв, цифр. Нужно за определенное время найти и вычеркнуть изображения одного вида. Например, только круги. Побеждает тот, кто справится первым. Вариантом данного упражнения может быть поиск кон­кретных предметов, геометрических форм или персонажей на сюжетной картинке.

• * «Загадочные рисунки». Нужно рассмотреть, раскрасить и пересчи­тать «спрятанные» на рисунке фигуры (например, утку, лису, рыбу и птицу, образованных переплетением ветвей двух деревьев).

• «Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить несколько предметов. Потом эти предметы спрячут под шапку, а ребенок должен будет перечислить их по памяти.

• «Восстанови порядок». Приготовьте 5”" 10 игрушек (предметов), разло­жите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположе­ние (15—20 секунд). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первона­чальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд, а психолог меняет порядок в ряду. Это задание, как и предыдущее, может выполняться на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т. д.).

• «На что похожа буква?». Спросите ребенка, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее, чтобы получился названный предмет. В дру­гом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить букву, дорисовав ее. То же — с цифрами.

• «Найди свою левую руку». Ребенок и взрослый садятся друг против друга. Взрослый говорит: «Делай своей левой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю левой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты раз­ноименными частями тела: вытянуть левую руку, потом правую ногу, затем согнуть правую ногу, потом левую руку и т. д.

• «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом ко взрослому или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, а потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Затем роли меняются, и указания дает ребенок.

• Дети стоят лицом друг к другу. Один показывает на себе отдельные части тела, а другой их называет: «Это твое левое колено, правое ухо, левый глаз» и т. д.

• Взрослый встает рядом с ребенком лицом к зеркалу. Они вместе с прого- вариванием выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между глаза­ми» и т. д.

• «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложи­те ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь...»). Поиграйте, перекладывая карандаш под, в, за, слева от тетради, вынимая его из, из-под тетради. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его вни­мание на то, что в предложении меняется предлог.

* Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите ребенка просто называть соответствующий предлог. Зарисуйте рас­положение карандаша относительно тетради вместе с ребенком (рис. 10), предварительно показав соответствующее действие с помощью игрушки.

• «В походе». Отправляясь в поход или на прогулку, дайте детям задание измерить все на своем пути. Измерьте вместе с ребенком (детьми) длину и ширину стены, дорожки, ручейка и т. п. всеми возможными способами: шага­ми, размахом рук, палкой, веревочкой. Проговорите, сколько больших, средних и маленьких отрезков укладывается во всех измеряемых предметах. Проговорите, что (и относительно чего) длиннее, короче, шире, уже.

• «Измерь величину». Измерьте вместе с ребенком высоту и толщину разных предметов: обхватом рук, «локтями», наложением полосок бумаги или других предметов, веревочкой. Расскажите об общепринятых мерах длины. Проговорите, что и относительно чего выше, ниже, толще, тоньше.

Слуховое восприятие

• «Чудо-звуки». Послушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель и т. д.). Обсудите услы­шанные звуки (их сходство и различие, где их можно услышать). Сначала про­слушиваются хорошо отличающиеся друг от друга звуки, затем — сходные по звучанию.

• Пусть ребенок сам скажет: «Я слышу шум дождя», «А это шелест листьев» и т. д.

• «Подбери картинку». Прослушайте с ребенком записи голосов живот­ных; попросите сказать, что он услышал (ржание, мычание, рычание, хрю­канье, блеянье и т. д.), и подобрать к звукам соответствующие картинки.

• Прослушивание различных мелодий с обсуждением характера, темпа, громкости музыки, того, на что она похожа, какие чувства вызывает.

• Знакомство с интонацией. Проговаривание за взрослым рядов зву­ков, слогов или слов с вопросительной, восклицательной, повествователь­ной интонацией.

• «Ритм». Взрослый предлагает ребенку выбрать музыкальный инструмент и исполнить на нем любой ритм или прохлопать ритм в ладоши. На первом заня­тии чередуются «высказывания» взрослого и ребенка. При этом каждый внима­тельно выслушивает другого. Когда ребенок сыграет что-то достаточно струк­турированное, повторите. Продолжая игру, копируйте друг друга. Стремитесь к тому, чтобы ребенок отработал какой-нибудь из получившихся ритмов.

• «Ритм — ответ». Взрослый задает ритм, отмечает, что звук может быть долгим или коротким, громким или тихим. Ребенок отстукивает его левой и правой рукой, проигрывает на музыкальном инструменте. Во время демонст­рации ритма показывается его схема (рис. 11).


 

Рис. 10. Расположение карандаша относительно тетради

 

 


 

Рис. 11. Схема ритма

• «Перешифровки». Ребенок должен прохлопать или исполнить на музыкальном инструменте представленный на схеме ритм, зарисовать схему прослушанного ритма.

• «Подстройся под ритм». Дети садятся в круг. Взрослый начинает отстукивать ритм, через некоторое время к нему присоединяется один из детей, затем другой и т. д., пока не присоединятся все. Задача — синхронно отстукивать ритм, чтобы получилась общая мелодия.

• «Совместный ритм». Детям раздают разные музыкальные инструмен­ты. Взрослый задает определенный ритм. По команде дети начинают вос­производить его каждый на своем инструменте. По команде взрослого оста­навливаются.

Речевые процессы

• «Кто кем станет, кто кем был?». «Жил-был маленький щенок. /Он подрос, однако, /И теперь он не щенок, /А взрослая — (...). Жеребенок с каждым днем /Подрастал и стал — (...). Бык, могучий великан, /В детстве был — (...), /Толстый увалень баран — /Тоненьким — (...).» и т. д.

• «Это что? Это какое?» Ребенку предлагается закончить словосочета­ния, начатые взрослым: легкий, как ..., тяжелый, как ..., колючий, как..., шер­шавый, как... и т. д. (по пройденному материалу).

• «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой ре­бенок одновременно с каждым ударом по мячу называет по одному слову (а всего пять ударов — пять слов) (по пройденному материалу).

• «Все наоборот». Предложите ребенку подобрать подходящие опреде­ления с противоположным значением (по пройденному материалу):

Морковь сладкая и ..., а редька — ...

Зима холодная, а лето — ...

Сахар сладкий, а перец — ... и т. д.

• Предложите ребенку узнать по вашему описанию хорошо знакомый, а затем — плохо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т. д., по следующей схеме:

— Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т. д. еще может быть?

— Какого он размера, формы? Каким еще может быть?

— Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?

— На что похож? От чего отличается? Где встречается?

— Для чего его можно использовать?

— К какой группе относится? (животные, мебель, планеты и т. д.)

• В дальнейшем вы поменяетесь ролями: ребенок будет загадывать слово, а вы по его описанию отгадывать то, что он загадал.

• Подбор слов на заданный звук (с показом его графического изображе­ния). В 3—4 года начинать знакомство следует с гласных, отрабатывая по одному звуку в неделю.

Интеллектуальные процессы

• «Назови причину и следствие». Формирование понимания причинно- следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причи­на, то есть ответ на вопрос «Почему так бывает?». Очевидно, что сначала ему эти разные явления нужно показать по телевизору или обсудить во время про­гулки. Тщательно проговорите, например, почему на улице вчера были лужи, а сегодня вместо воды — лед. Попросите ребенка назвать (после демонстрации и подробного обсуждения) причину явлений: холодный суп стал горячим; голо­лед; почки распустились; птицы запели; насморк начался, а потом прошел; лампа горит — не горит; мама сердится, потому что.../мама радуется, потому что...; чай — сладкий чай; вода — соленая (горячая) вода и т. п. Проанализиро­вать (лучше продемонстрировать) вместе с ребенком, что произойдет с расте­нием, если его не поливать, или — почему вареное яйцо может быть «всмятку» или «вкрутую». А заодно обсудить с ним разницу между словами «жарить и варить», «шить и вязать» и т. д. Важно также показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события.

• «Расставь события по порядку». Обсудите с ребенком его распоря­док дня. В более старшем возрасте полезно завести собственный календарь, где ребенок сам изобразит свой распорядок дня. Можно придумать услов­ные обозначения для тех или иных событий в течение дня (завтрак — чашка с блюдцем, прогулка — дерево, занятия — звездочка и т. п.). Пусть календарь всегда будет у ребенка перед глазами. Так он привыкнет к тому, что всему — свое время. Также предложите ребенку (сначала в виде отдельных картинок) расставить по порядку хорошо известные ему события, постоянно происхо­дящие дома и в ДОУ:

Я ложусь спать, я обедаю, я иду в детский сад, я ужинаю, чищу зубы и т. д. Листья зеленеют, листья опадают, едем на дачу (на море), зарядили дожди, выпал снег и т. д.

Давно, вчера, послезавтра, три дня назад, сегодня и т. д.

• * «Подбери следующее». Попросите ребенка (соответственно его воз­расту) подобрать, например, в пирамидке кольцо, которое следует за указан­ным. У вас в наличии много такого рода игр для разных возрастов. А потом (после обсуждения) — слово, которое должно следовать за предложенным:

метель — ... лето — ... январь — ... зима — ... дождь - ... июль — ... седьмой — ...

завтрак — ... почка — ... молния — ... первый — ... цыпленок — ... гусеница — ...

Если решение позволяет предложить несколько ответов (например, за сло­вом «первый» может следовать слово «второй», а может — «десятый»), под­робно обсудите их все, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный.

• «Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирование. Это рас­положение различных объектов по определенному критерию: от маленького к большому, от светлого к темному и т. д. На самом деле ребенок знает, что это такое; ведь он уже складывал пирамидку. Попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае по своему) принципу: обувь всех членов семьи, палочки разной длины, более и менее жесткие (холодные, светлые пред­меты). Например, «больше-меньше»: горох—абрикос—арбуз—апельсин- вишня; пчела—воробей—бабочка—страус—сорока; «выше—ниже»: зуб—пятка- шея—бровь—нога; «тише—громче»: молчать—говорить—кричать—шептать и т. п.

Чем больше такого рода загадок вы придумаете, чем больше принципов ранжирования (по форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости, плавности и т. д.) и причинно-следственных связей наглядно (!) покажете ребенку, тем быстрее он забудет о своих проблемах в контактах с людьми и в учебе. А применять этот алгоритм удобно на том материале, который был освоен во время других упражнений.

• * «Я загадал число». Один из игроков загадывает число в определен­ном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». «Нет, мое число меньше», — говорит загадавший. «Два». «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли чисел наугад, а осознанно выбирали их из оговоренного числового ряда.

§ 3. Этап III (12-17 недели занятий)

Кинетические процессы

• «Рисунки двумя руками» (на горизонтальной поверхности). На пер­вом этапе предложите ребенку сначала левой, потом правой рукой (* затем двумя руками одновременно) нарисовать прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, волнообразные); позже — круги, спирали, узоры и восьмерки (см. рис. 9) в одном и в разных направлениях. Сначала ребенок обводит заданный раппорт, а по мере усвоения двигательной мело­дии рисует фигуры самостоятельно.

Зрительное восприятие и пространственные представления

• «Необычное животное». Взрослый заполняет весь лист непрерывной линией со множеством изгибов и петель. Затем ребенку предлагается уви­деть в этом рисунке какое-либо животное, запутавшееся в нитках. Его надо найти и спасти. Обнаружив животное, ребенок должен обвести только те линии, которые составляют контур и детали увиденной им фигуры.

• «Несуществующее животное». Придумывание и рисование необыч­ных животных не только активно вовлекает ребенка в графическую деятель­ность, но и развивает его творческие способности. Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, напри­мер «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нети­пичные для него части тела, дорисовывая одежду, а также какие-либо пред­меты и т. д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура.

• «Каляки-маляки». Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать «каляки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного обра­за, например котенка, играющего с клубком ниток.

«Незаконченные изображения». Ребенку предлагается недорисо­ванное (в различных вариантах) изображение (цветок, буква, цифра, слово) (рис. 12). Попросите его назвать и дорисовать то, что не закончил художник. Часть рисунков ребенок делает правой рукой, часть — левой. В старшем до­школьном возрасте вы добавляете узнавание и дорисовывание букв и (в за­висимости от уровня развития) слов.

 • * «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с перечеркнутыми, наложенными друг на друга буквами, цифрами (рис. 13). Он должен найти те, которые знает.

• «Найди отличия». Широко известная игра «Найди 5 (7) отличий» пред­ставлена в изобилии в различных журналах и пособиях. Ребенку предлагают рассмотреть две картинки, различающиеся несколькими деталями. Необхо­димо найти эти детали.

• «Мама, поверни направо». Эта игра подойдет и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в кварти­ре (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачи­ваю». Если ребенок еще не сообразил, как скомандовать, то должен остано­вить маму командой: «Стой!» Если поворачивать не надо, а на пути какое- либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

Рис. 12. Незаконченные изображения

 

 

Рис. 13. Найди букву

•  «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняюще­го команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т. д. Затем играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

• После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с услови­ем, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево пра­вой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги» и т. д.

• «Что? Где? Кто? Куда?». Попросите ребенка ответить на данные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т* д., рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т. д.

• «Капризный фотограф». Взрослый-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т. д. Фотограф все время недоволен и про­сит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

* Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становит­ся фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

• «Горячо — холодно». Ребенку предлагают найти спрятанный в комна­те предмет, корректируя его приближение к предмету/удаление от него сло­вами «горячо» или «холодно».

• «Поставь фигуру в угол». Опираясь на маркеры, объясните ребенку, как поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры на листе бумаги в левом нижнем углу, правом верхнем и т. д. Определите, какие углы еще не заполнены. Пусть ребенок выполнит задание с комментарием: «Нарисую месяц в левом верхнем углу».

• * «План-схема». Научите ребенка рисовать схемы известных ему помещений и территорий (дача, дорога в парк или магазин и т. д.). Затем намеренно ошибитесь и попросите его выбрать из имеющихся схем ту, кото­рая соответствует действительности. В дальнейшем ребенок сам может зарисовать план-схему своей комнаты, группы, детской площадки.

«Полянки-1». Ребенку предлагается рисунок полянки и зашифрован­ное рисуночное письмо-схема, помогающая найти нужный домик. Используя схему (рис. 14), он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помо­гла ему найти путь.

 • * «Полянки-2». Ребенку предлагается рисунок полянки, на которой, например, растут длинными рядами цветы. Каждый цветок соответствует одному шагу. Ребенок должен «собрать букет», продвигаясь по этим рядам, следуя инструкциям взрослого. Взрослый диктует: «Шаг вверх, два направо, направо вниз, налево вниз» и т. п.

Как вариант: нарисовать в разных местах листа в клеточку несколько предметов. Ребенок должен догадаться, к какому предмету (из одной стар­товой точки) ведет дорожка, по которой его «ведет» взрослый: «одна кле­точка вниз, три — влево, две вниз» и т. д.

• Прохождение всевозможных лабиринтов.

• * «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка — под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жиль­цов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

• Предложив ребенку картинку или проиграв соответствующую ситуацию с предметом, проговорите с ним предложения с предлогами под, над, за, перед.

 

Рис. 14. Письмо-схема.

 

 

Слуховое восприятие

• «Азбука Морзе». Дети стоят друг за другом или сидят кружком. Один отстукивает ритм по телу соседа, тот, в свою очередь, передает ритм своему соседу и так по кругу. Последний ребенок отстукивает ритм в ладоши.

* Дети стоят друг за другом или сидят кружком. Первый ребенок отбива­ет ритм, отстукивая его по телу соседа, второй — хлопая в ладоши, третий — проигрывая на музыкальном инструменте, четвертый — проговаривая и т. д. по кругу.

• «Динамический ритм». Дети двигаются по кругу под ритм, заданный взрослым, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т. п. Ритм постепенно усложняется.

• «Громко — тихо». Пропевание гласных звуков или коротких слов гром­ко/тихо, отрывисто/протяжно, низким/высоким голосом.

• «Добавлялки». Детям читаются стихотворные строки, в которых отсут­ствует последнее слово. Дети должны догадаться и назвать его. Детям 3—4 лет можно сначала прочитать стихотворение целиком, а при втором прочтении попросить подсказать пропущенные слова. Например:

Я захотел устроить бал,

И я друзей к себе ... (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости ... (не идут).

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ... (откусил).

Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек ... (не нашли).

(Д. Хармс)

• «Подбери рифму». Детям предлагается набор картинок, которые можно рифмовать по парам. Ребенок должен собрать эти пары. Например: лопух — петух, фантик — бантик, мостик — хвостик, белки — стрелки и т. д.

Более легким вариантом игры является выбор картинки с рифмующимся словом в ответ на слово, предложенное взрослым.

Материал может быть предложен и в стихотворной форме:

— Кто живет под потолком? — Гном.

— У него есть борода? — Да.

— И рубашка и жилет? — Нет.

— Как встает он по утрам? — Сам.

— Кто с утра с ним кофе пьет? — Кот.

— Кто с ним бегает вдоль крыш? — Мышь.

— И давно он там живет? — Год.

— Ну, а как его зовут? — Скрут.

— Он капризничает, да? — Ни-ког-да!

(С. Черный)

Речевые процессы

• «Поймай звук». Попросите ребенка запомнить определенный звук, который вы произнесете, например «в», и хлопать в ладоши, как только он услышит этот звук. Далее произнесите следующие звуки: а, т, к, у, в, л, м, ф, о, в, д. Звуки следует четко артикулировать.

• * «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Например, ком — марка — апельсин — нос и т. д.

• «Посчитай слова». Детям читается текст и дается задание посчитать, сколько раз указанное слово встречается в тексте. Для младших дошкольни­ков может быть задано какое-то определенное слово, для старших — слово на определенный звук.

• *Придумывание слов на заданный слог.

• «Снежный ком». Дети по очереди называют не связанные между собой слова. Каждый следующий называет новое слово и повторяет все, названные до него. Игра заканчивается, когда никто не может повторить весь «снежный ком».

Интеллектуальные процессы

• «Закончи предложение». Ребенку предлагаются незаконченные предложения. Инструкция: «Вспомним и расскажем, что такое зима. Зимой всегда бывает... Никогда не бывает... Вспомнили? Отлично! Теперь я буду показывать картинки, а вы будете мне отвечать: бывает это зимой или нет?» В старшем возрасте можно добавить: «Иногда бывает, а иногда нет», а кар­тинки заменить называнием слов. Итак, продолжим предложение «Зимой всегда бывает (снег, холодно, Новый год, солнце, зеленая трава, вечером светло и т. д.)...», выбрав наиболее подходящие картинки и слова.

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, крылья).

У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка, рукав).

У платья всегда есть... (подошва, карманы, рукава, пуговицы).

У кошки всегда есть...

За обедом всегда...

В младшем возрасте это упражнение выполняется сначала раздельно:

1) только «всегда бывает», 2) только «никогда не бывает» и только потом: 3) «бывает — не бывает». И конечно, вначале проделывать все это надо, стоя перед конкретным деревом или картиной, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).

• «Найди различия. Найди различия и сходство». Ребенку для анали­за предлагаются пары предметов (картинок, слов), в которых он должен отметить все различия, а впоследствии — не только разное, но и общее.

Например: соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, береза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т. д.

• «Классификация по зрительному образцу». Для данного упражне­ния можно использовать детское лото. И изготовить самим такое лото с раз­ным содержанием: предметы, цвета, растения и животные, разные эмоции и т. п.

Разложите картинки на столе и предложите ребенку выбрать все картин­ки, подходящие к заданной теме. Например, к яблоку ребенок должен будет подобрать все картинки, на которых изображены фрукты (ягоды, овощи — в зависимости от задания). Затем попросите ребенка назвать каждую кар­тинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи и чем отли­чаются эти предметы. Можно выбирать любые картинки с предметами по определенному, заданному общему признаку, например по форме (цвету, фактуре, температуре, звучанию) или функциональному признаку (для чего нам это; что с этим делают и что этим делают?).

• «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое количество предметных изображений, которые он должен разложить по обобщенным группам: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

• «Классификация предметов по обобщающему слову». По заданно­му обобщенному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы, сделанные из железа и т. д.) ребенок должен выбрать из общего набора кар­тинок (реальных предметов) те, которые будут соответствовать заданному понятию. В старшем возрасте можно постепенно вводить то же упражнение, но с опорой на слова.

• «Подбери общее понятие». Предложите ребенку дополнить ряд и на­звать одним словом следующие понятия:

яблоко, груша — ... стул, шкаф — ... роза, одуванчик — ... март, сентябрь — ... дуб, береза — ... фонарь, лампа — ... дождь, снег — ... день, ночь — ... озеро, море — ... пчела, жук — ... цветок, дерево — ... окунь, щука — ... огурец, капуста — ... ботинок, сапог — ... нога, рука — ... кошка, слон — ... кукла, мячик — ... чашка, тарелка — ...

• Составление рассказа по картинке и серии картинок.

§ 4. Этап IV (18-21 недели занятий)

 

Кинетические процессы

• Продолжать рисование левой, правой, двумя руками одновременно волнистых линий, спиралей и петелек (см. этап ///(рис. 9).

• Обведение по точкам. Перед ребенком кладется картинка, нарисован­ная точками; часть нужно обвести левой рукой, часть — правой (рис. 15);

"* обводить одновременно обеими руками симметричные изображения (рис. 16).

Рис. 15. Обведение по точкам

 

• Рисование по точкам, клеточкам и т. п. Ребенку предлагается нарисовать картинку, соединяя точки в определенной последовательности; дорисовать незаконченное изображение по клеточкам с опорой на образец.

• * «Графические диктанты» выполняются по клеточкам следующим об­разом:

1) ребенок выполняет команды взрослого (одна клеточка вверх, две — влево, одна — вниз и т. д.) сначала левой рукой, а затем — правой рукой;

2) ребенок рисует в направлении, противоположном тому, которое назы­вает взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз); этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;

3) по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть — в противоположном направлении, затем — снова в заданном направлении и т. д.

Взрослый диктует: «Начиная с третьей клетки: одну клетку вправо,... две — вниз, ... одну — влево» и т. д. Более сложный вариант — движение по диаго­нальным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну — налево вниз». Фигуры для диктантов должны быть сначала простыми, постепенно все более усложняясь.

Можно самостоятельно нарисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т. п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой.

Обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический дик­тант вам или другим детям, а потом проверить работу.

Зрительное восприятие и пространственные представления

* «Конструирование предметов из заданных частей». Ребенку дает­ся основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений) — и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой; например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т. п. Тоже — с фигурой человека или животного, растения и т. п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?»

• «Я — конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выло­жить печатную букву.

• * «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми (рис. 17). Он должен найти те, которые знает.

 

Рис. 16. Обведение симметричных изображений

Рис. 17.

• «Правильное зеркало». Стоя или сидя друг напротив друга, взрослый и ребенок отрабатывают схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если взрослый переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движе­ния вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

• «Неправильное зеркало». Взрослый: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)». Отрабатываются одноручные движения с перешифровкой.

• «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый пер­сонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется прово­дить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также прово­дить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.

• «Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала

под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее. Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая.

Затем — зарисовать предлоги, предварительно показав соответствую­щее действие с помощью машинки.

• «Найди клад». Взрослый диктует траекторию движения (два шага впе­ред, повернуться налево, три шага вперед и т. д.), по которой можно найти нужный предмет (клад) в комнате или здании. Затем дети совместно со взрослым составляют карту и зарисовывают свой план движения.

• «Расположение предметов». Предложите ребенку определить и на­звать расположение предметов на картинке. Задавайте вопросы типа: «Ли­нейка под ластиком или ластик под линейкой? Что между часами и вазой? Жук справа или слева от ножа? Кто выше? Кто ниже?»

• Предложите ребенку подобрать пропущенные наречия и предлоги: справа от... слева за... и т. п.

• Копирование различных изображений с помощью кальки или копиро­вальной бумаги (данный прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр).

• Самостоятельное копирование:

1) различных простых фигур (рис. 18);

2) сложных фигур и изображений (рис. 19).

Сначала фигура анализируется совместно взрослым и ребенком: она раз­бивается на части, обсуждается удобная последовательность ее воспроизве­дения. Далее ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования.

Рис. 18. Самостоятельное копирование простых фигур

 

Рис, 19. Самостоятельное копирование сложных фигур

Слуховое восприятие

• «Динамический ритм-2». Дети двигаются по кругу под ритм, заданный взрослым, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т. д. с прого- вариванием и прохлопыванием слов (ба-ра-бан) / предложений («А-ты- ба-ты-шли-сол-да-ты... А-ты-ба-ты-на-ба-зар...). Много образцов таких лого­ритмических упражнений дано в программе «Логоритм» (глава 7).

• «Шум». Один ребенок или несколько детей отхлопывают ритм, задан­ный взрослым, а один им мешает (звуком, другим ритмом, движением). Задача — удержать ритм и не сбиться.

• «Узнай свой голос». Записать на магнитофон голоса знакомых, домо­чадцев, самого ребенка, а потом вместе прослушать кассету, чтобы он узнал свой голос или голоса своих товарищей, знакомых взрослых людей. Слышать собственный живой голос и свой голос на кассете — не одно и то же, так как восприятие собственного голоса идет через призму своих внут­ренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации.

Понятно, что здесь можно обсудить с ребенком и нарисовать на бумаге, например над текстом, «кривую» своих или его собственных интонаций, мелодию выразительного литературного произведения или речи его люби­мого киногероя. Таким образом, наглядно ощутима «чувственная ткань» человеческой речи, изменение ее значение в зависимости от тона и инто­нации.

Речевые процессы

• «Поймай звук». Попросите ребенка запомнить звук, который вы про­изнесете. Произнесите несколько слогов, слов подряд. Услышав требуемый звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

* Услышав соответствующий звук в начале, в середине или в конце слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши определенное количество раз.

• «Все на один звук». По очереди с ребенком придумывайте слова на заданную букву. Выигрывает тот, кто назвал слово последним. Например, стол — соль — сарай — смола и т. д.

* Придумайте вместе с ребенком предложение (рассказ), в котором все слова, кроме предлогов и союзов, содержат или начинаются с одной буквы. Например: «Сегодня Саша сорвал сирень и сыграл на скрипке».

* Придумывание слов на заданный слог.

* «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего слова. Например: ком — мерка — апельсин — нос и т. д.

Затем усложните задание, попросив ребенка придумывать слова на тре­тью букву от конца вашего слова (полка — лампа — макароны), на предпо­следнюю букву (солнце — цапля — лак) и т. д.

• Повторение слов и стихов со словами, отличающимися одним звуком. Например: лук — жук — сук — бук; сук — сок — сом — сон — сын; мыл — был; дудка — будка; дачка — качка — пачка — тачка — точка — почка — бочка — мочка — дочка — ночка — кочка — кучка — ручка — тучка — щучка — щечка — щетка — тетка и т. д.;

Зазеленели в парке ветки,

И на прогулку вышли детки.

Самолет гудит, поет,

Собирается в полет.

Малыш был очень мил,

Он руки с мылом мыл.

Есть у нас из липы люлька,

Сладко спит в ней наша Юлька.

В лесу летают летом мошки.

Охотятся на мышек кошки.

И т. д.

• * «Собери слово». Назовите ребенку несколько звуков и попросите «собрать» из них слово.

Интеллектуальные процессы

• «Уберем лишнее». Рассмотрев набор картинок, ребенок должен отве­тить на вопросы: «Что здесь лишнее? Почему?» В старшем возрасте то же самое делаем со словами (прочитанными или услышанными). Например:

тарелка, чашка, стол, чайник; береза, осина, сосна, дуб; диван, стол, кресло, дерево; карандаш, мел, пенал, кукла; землетрясение, тайфун, гора, смерч; круг, треугольник, волна, квадрат.

• «Исключи лишний признак». Ребенку предлагается выделить при­знак, который не подходит ко всем остальным, и назвать фактор, обобщаю­щий оставшиеся слова. Например:

зимний, летний, осенний, июньский, весенний;

красный, синий, красивый, желтый, серый;

деревянный, стеклянный, железный, легкий, пластмассовый;

старый, высокий, молодой, пожилой, юный;

сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

* «Частное и общее». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать ябло­ки, апельсины, груши и т. п. Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (и большие, и маленькие, зеленые, красные и др.). Наконец, у каждого яблока есть «имя»: антоновка, ранет и т. д. А теперь попросите ребенка подобрать общие понятия к частно­му. Можно в помощь ему сделать набор карточек с соответствующими изоб­ражениями. Понятно, что небесполезно придумать упражнения и «от обще­го к частному», и «от частного к общему». То есть «прогуляться» в обе стороны по маршрутам: фрукты — яблоки — антоновка; люди — женщины — девочки — Катя; животные — птицы — большие птицы — страус; животные — звери — млекопитающие — кошка — Мурка.

• * «Чего больше?». Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладо­стей?»

• Вспомните вместе с детьми, что такое синонимы и антонимы, и приду­майте вместе с ними как можно больше таких пар. Это надо делать с суще­ствительными, глаголами, прилагательными и т. д.

• Многозначность слов. Сыграйте в игру «Посмотри, как интересно!». Назвав любое слово (существительное, прилагательное, глагол), посорев­нуйтесь, кто больше придумает ситуаций и предложений, в которых «уча­ствует» это слово. Например: «летать» можно во сне, на самолете и на дель­таплане; как птица (орел и стриж) и как снег (или лист); высоко, низко, стремительно и т. д. Равно как и знакомство с синонимами и антонимами, это упражнение значительно расширяет словарный запас и доступно для детей дошкольного возраста.

Раздел 2. «Птица-говорун».

Углубленная профилактика и коррекция речевого развития

 

Глава 7. Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи

В данной главе собраны всевозможные стихотворения, прибаутки, потеш­ки, сочетаемые с общей, мелкой и артикуляционной моторикой и представлен­ные в виде физкультминуток и пальчиковых игр. Использование данного мето­дического материала дано в усредненном виде и может быть использовано для детей от 3 до 6 лет на фронтальных, индивидуальных занятиях, в рамках домашнего задания.

Физкультминутки

Физкультминутка «Утро»

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! ИП — встать на носочки; поднять руки вверх и потянуться.
Травка зашептала: — Мне пора расти! ИП — стоя, наклониться вниз; потянуться руками к носочкам ног.
Пчелы загудели: — Мед пора собрать! ИП — стоя; наклон туловища вперед, руки за спи­ной в замке поднимать вверх 3 раза.
Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. ИП — стоя; опускать и поднимать руки, как крылья птицы. В. Данько

Физкультминутка «Зарядка»

Дили-дили-дияи-дили Соню-совушку будили... ИП — стоя. Ходьба на месте.
— Ох! — заохала сова. — Разболелась голова. ИП — стоя. Руками обхватить голову. Наклоны головы вправо-влево.
Шумный день, Светлый день, ИП — стоя. Руками обхватить голову. Наклоны головы вперед-назад.
А кругом топают, ИП — стоя. Топать ногами на месте.
Крылышками хлопают. ИП — стоя. Поднимать и опускать руки (крылья) через стороны.
А вокруг прыгают, ИП — стоя. Прыгать на месте.
Усиками двигают. ИП — стоя. Помахать кистями рук (усы).
Лапки вверх — потянись. ИП — стоя. Потянуться вверх.
Лапки вниз — наклонись. ИП — стоя. Наклон вниз.
Потянуться, ИП — стоя. Потянуться вверх.
Повернуться, ИП — стоя. Повернуться вокруг себя.
Кувыркнуться, ИП — стоя. Прыжок на месте.
Улыбнуться! ИП — стоя. Улыбнуться.
Раз — два! Раз — два! Спит сейчас одна сова. Встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. В. Данько

 

 

Физкультминутка «Барашки»

Барашеньки — крутороженьки, По горам ходят, ИП — стоя. Ходьба на месте. Руки на поясе.
В дудочку играют, Деток потешают. ИП — то же. Имитация игры на дудочке.
Вот совища из лесища Глазами-то хлоп-хлоп. ИП — то же. Поморгать.
А лисица из норищи Носом-то нюх-нюх. ИП — то же. Сделать вдохи носом.
А сомище из водищи Ртом-то ам-ам. ИП — то же. Открывать и закрывать рот, хлопать губами.
А волчище из-под елки Зубищами щелк-щелк. ИП — то же. Пощелкать зубами.

Физкультминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! ИП — шаг на месте, руки произвольно.
Топай правою ногою, ИП — стоя на левой ноге, топать правой ногой, руки на поясе.
Топай левою ногой, ИП — стоя на правой ноге, топать левой ногой, руки на поясе.
Снова — правою ногой, По аналогии.
Снова — левою ногой, По аналогии.
После — правою ногой, По аналогии.
После — левою ногой. По аналогии.
Вот тогда придешь домой! ИП — стоя, руки в замке над головой, как крыша домика. И. Токмакова

Физкультминутка «Коза»

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, ИП — стоя. Ходьба на месте.
Ножками топ-топ, ИП — стоя. Потопать ногами.
Глазками хлоп-хлоп, ИП — стоя. Поморгать.
Забодает, Забодает, Забодает! ИП — стоя. Указательный и средний пальцы одной руки смотрят вверх, остальные пальцы собраны в кулак. Указательным и средним паль­цем имитировать бодание козы.

Физкультминутка «Воробей»

Воробей по лужице Прыгает и кружится. ИП — прыжки на месте, руки на поясе.
Перышки взъерошил он, ИП — стоя, помахать руками, как крыльями.
Хвостик распушил. ИП — стоя, потрясти «хвостиком» (тряска в тазо­бедренном суставе).
Погода хорошая! ИП — стоя на носочках, потянуть руки вверх.
Чил-чив-чил! ИП — прыжки на месте, помахать руками, как крыльями. А Барто

 

 

Физкультминутка «Совушка-сова »

Ах ты, совушка-сова, Ты, большая голова! ИП — стоя, руки на поясе, наклон головы то к левому, то к правому плечу.
Ты на дереве сидела, Головою ты вертела, ИП — то же, поворот головы то влево, то вправо.
Во траву свалилася, В ямку покатилася! ИП — стоя, наклон головы вперед, назад. Русская народная потешка

Физкультминутка «Сонный слон»

Динь-дон. Динь-дон. ИП — сидя за партами, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза (по ритму стихотворения).
В переулке ходит слон, ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Старый, серый, сонный слон. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза.
Стало в комнате темно: ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Заслоняет слон окно. ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Или это снится сон? ИП — то же, 3 тихих хлопка в ладоши, 1 громкий.
Динь-дон. Динь-дон. ИП — то же, хлопок в ладоши, хлопок об парту — 2 раза. И. Токмакова

Физкультминутка «Ручей»

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал... ИП — бег на месте, руки произвольно.
Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал... ИП — сидя на корточках, руки произвольно.
То снова он помчался вскачь, ИП — прыжки на месте, руки произвольно.
То будто бы уснул... ИП — стоя, руки под голову, как будто спят.
Увидел речку — прыг туда ИП - то же, руки изображают плавание — 2 раза, 1 прыжок на месте.
И сразу утонул! ИП — сидя на корточках, руки произвольно. И. Токмакова

Физкультминутка «Птички»

Пой-ка, подпевай-ка, Десять птичек — стайка, ИП — шагая на месте, кисти руки сжимать в кулак и разжимать на уровне груди.
Эта птичка — соловей, ИП — стоя, сгибать и разгибать большой палец правой руки, левая рука на поясе.
Эта птичка — воробей, ИП — то же, но с указательным пальцем.
Эта птичка — совушка, Сонная головушка; ИП — то же, но со средним пальцем.
Эта птичка — свиристель, ИП — то же, но с безымянным пальцем.
Эта птичка — коростель, ИП — то же, но с мизинцем.
Эта птичка — скворушка, Серенькое перышко; ИП — стоя, сгибать и разгибать большой палец левой руки, правая рука на поясе.
Эта — зяблик, ИП — то же, но с указательным пальцем.
Эта — стриж, ИП — то же, но со средним пальцем.
Эта — развеселый чиж... ИП — то же, но с безымянным пальцем.
Ну, а эта — злой орлан. ИП — то же, но с мизинцем.
Птички, птички — по домам! ИП — шагая на месте, кисти руки сжимать в кулак и разжимать, затем соединить пальцы рук в замок. И. Токмакова

Примечание. Пальчики можно сгибать, делать ими волнообразные дви­жения и др.

 

Пальчиковые игры

Зайки

За опушкой, на лужайке Прыгают две зайки.

ИП — указательный и средний пальцы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы в фалангах, как уши у зайки.

Прыг, скок, прыг, скок! Спрятались под кусток.

ИП — то же, собрать все пальцы в кулак.

Корова

На зеленом, на лугу Говорит корова: — Мууу. Мууу-мууу, му-му-му. Молока вам принесу.

ИП — указательный палец и мизинец смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Двигать указательным пальцем и мизинцем вверх-вниз, как будто корова бодается.

Коза

А коза кричит: — Меее! Травы не дали мне. Меее-меее, ме-ме-ме. Шерсти дам к зиме.

ИП — указательный и средний палецы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Двигать указательным и средним пальцами вверх — вниз, как будто коза бодается.

Птенчики

Птенчики в гнезде сидят, Только клювики торчат. Твит-твит-твит. Твит-твит-твит.

ИП — большой палец соединяется с четырьмя остальными пальцами, прижатыми плотно друг к другу. Разъединять и соединять большой палец с остальными пальцами, как будто клювик откры­вается — закрывается.

Волны

Волны по реке бегут,

К морю синему плывут.

Буль-буль-буль.

Буль-буль-буль.

ИП — большой палец отогнут в сторону, четыре остальных пальца прижаты плотно друг к другу. Сгибать в фалангах четыре пальца, как волну.
     

Аист

Аист рыбу ловил, Ноги длинные скрестил. Раз, два, три, четыре, Пальцы накрест, Пальцы шире. ИП — указательный и средний пальцы смотрят вверх, остальные пальцы зажаты в кулак. Скрещивать указательный и средний пальцы.

Ежики

По тропинке, не спеша, шли колючих два ежа. Топ-топ-топ. Топ-топ-топ. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторо­нами, развести пальцы в стороны, согнуть пальцы, то есть пальцы правой руки сгибаются и зажимают кисть левой руки, а пальцы левой руки сгибаются и зажимают кисть правой руки. Поднимать и опус­кать пальцы вверх-вниз, как колючки у ежа.

Сердечки

Испеклись в печке Вкусные сердечки. Всем сейчас их дам, Ам-ам-ам. ИП — ладони внутренними сторонами смотрят друг на друга, находятся на небольшом расстоянии, пальцы прижать плотно друг к другу, согнуть в фалангах. Соединить кончики пальцев левой и правой рук. Соединить основание внутренних сторон ладоней. Получается сердечко. То выпрям­лять пальчики вверх, то сгибать их снова в форму сердечка.

Петушок

Вот Петя-петушок, Распустил свой гребешок. Сидит гордо на суку И кричит ку-ка-ре-ку. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторонами. Разводить сложенные вместе пальцы в стороны и сводить их в исходное положение, как гребешок у петуха.

Большой пальчик

Большой пальчик ~ малышок! Спрятался в кулачок. ИП — ладонь раскрыта. Собрать ладонь в кулак, большой палец зажат внутри кулака.
А как стал подрастать, На кулак смог залезать. ИП — большой палец внутри кулака. Вытащить большой палец и положить его на кулак.
Раз, два, раз, два! Вот и вся игра. Попеременное выполнение действий с боль­шим пальцем.

Кулачок

Захвачу я кулачок Правою ладошкой, ИП — ладони напротив друг друга. Захватить правой ладонью левый кулак.
А потом наоборот, Правая в кулак идет. ИП — то же. Захватить левой ладонью правый кулак.
Так, так, так, Работает кулак. Попеременное выполнение действий с кулаком и ладонью.

Молодец

Большой палец — молодец! ИП — ладони напротив друг друга. Захватить правой рукой большой палец левой руки.
Хитрый ловкий удалец! ИП — ладони напротив друг друга. Захватить левой рукой большой палец правой руки.
Так, так, так, Не поймать его никак. Попеременное выполнение действий.

Воробей

Воробей Скок, скок, скок Клювом Щелк, щелк, щелк. ИП — пальцы собраны в щепотку. Стучать, собранны­ ми в щепотку пальцами по столу, продвигаясь вперед, как будто воробей скачет.

Сова

На суку сова сидит, Головой своей вертит. ИП — ладони сложить вместе внутренними сторонами, развести пальцы в стороны, согнуть пальцы, то есть пальцы правой руки сгибаются и зажимают кисть.
Посмотрела вправо, Посмотрела влево, ИП — то же. Поворачивать «голову совы» вправо-влево, то есть сгибать в запястном суставе кисти рук в стороны
Посмотрела вверх, Посмотрела вниз, ИП — то же. Поднимать «голову совы» вверх-вниз, то есть сгибать в запястном суставе кисти рук вперед- назад
И пустилась В высь, высь, высь. ИП — то же. Локти сгибать вверх-вниз, как будто крылья совы машут

Конь

Конь бежит в лесок, А копыта цок да цок. Цок, цок, цок. ИП — руки лежат на столе. Стучать пальчиками по столу, как будто конь копытами

Медведь

Медведь по лесу идет, Г розно песню ревет. у-у-у, у-у-у» У-у-у, у-у-у- ИП — руки лежат на столе. Стучать ладонями по столу, как будто медведь тяжелыми лапами ступает по лесу.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!