Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 8 страница



Те вещи, которые трактуются как приятные, являются такими же испытаниями для характера, как и те, от которых мы отворачиваемся. Богатство столь же опасно, как и нищета, а умение поддерживать здоровье не менее трудно, чем борьба с болезнью. У человека должна быть вера в жизнь. Препятствия на пути к успеху в большей части существуют внутри нас самих.

Помимо фундамента важной частью любого строения являются стены. Последние должны отличаться двумя важными качествами: чтобы обладать одновременно высотой и устойчивостью, стенам необходима абсолютная прямизна и надежность, а материал для них должен быть высокого качества, без изъянов.

Роль стен сильного характера должна играть правдивость. Чтобы здание характера было высоким и крепким, его стены должны отличаться прямотой и непоколебимостью совершенной истины. Ум не нуждается в слишком большом количестве знаний, однако то знание, которым он обладает, должно быть точным. Человек обязан сделать свои мысли ясно очерченными и определенными и следить за тем, чтобы они не искажались личными желаниями.

Чтобы обеспечить успех этой работы, нужно желать истины прежде всего. А это значит быть готовым познавать вещи в точности такими, каковы они есть, а не искаженными нашим желанием видеть их иными. Желание же без решимости становится причиной большой слабости.

Может случиться, что возведенные нами стены окажутся ненадежными, что здесь или там в мелочах жизни мы искривили их или ослабили своей нечестностью, лицемерием, либо вложили в них негодный материал самообольщения, сделавший их слишком высокими. Каждый вложенный в стены плохой кирпич, каждый момент небрежности в нашей работе грозит опасностью всему зданию и наверняка принесет нам много испытаний и борьбы в будущем. В переводе на привычный язык это означает, что каждое обольщение самого себя или других вызовет одну ложь за другой в мыслях, словах и действиях, пока все здание не рухнет.

Работа по формированию сильного характера чрезвычайно трудна, поскольку вполне возможно, что вы принадлежите к одной из двух категории несчастных людей: тех, которые привыкли переоценивать свои силы, или тех, кто недооценивает их. В первом случае вы будете приписывать лучшее значение своим мыслям и делам, во втором — худшее. Существует только один путь, способный вывести из этих затруднений: вы должны приводить себя в состояние, известное у йогов под названием «самадхи» (то есть «оторванность»). Это значит, что ум не окрашивается и не возбуждается личными желаниями, обусловленными его привязанностями к удовольствию или боязнью страдания. На время самоанализа человек должен откладывать в сторону все свои желания, так чтобы его суждения о себе были столь же объективны, как и суждения о посторонних людях.

Необходимо положить начало общей привычке к честности по отношению к самому себе. Многие люди ради собственного самоудовлетворения склонны переоценивать то, что принадлежит им самим, и недооценивать то, чем обладают другие. Так, молодой влюбленный считает, что его возлюбленная — самое прелестное создание на земле; чувство молодой матери шепчет ей, что нет ничего чудеснее ее ребенка; всякий верующий считает свою религию лучше религий других народов, не имея ни малейших оснований для такого убеждения. Одни люди гордятся тем, что они — профессионалы, другие — тем, что они бизнесмены. Неправда в отношении самого себя не способна надолго увеличить счастье.

Еще одна форма приверженности к истине выражается в отношении к свой работе. Всякий раз, когда вы делаете что-то лучше, чем раньше, — вы тренируете глаза, руки, нервы и мозг и развиваете некоторую добавочную силу самообладания и воли. Но если вы выполняете эту работу тысячи раз одним и тем же способом, безо всякого усилия сделать лучше, — вы приобретаете лишь легкость исполнения, выработанную привычкой. Легкость не представляет большой ценности для души, хотя имеет свои преимущества в жизни, и она способна даже повести кого-то по ложному пути, как, например, в случае, когда легкость речи соблазняет говорить слишком много без достаточного запаса мыслей.

Критика со стороны окружающих также очень полезна при воспитании характера. Вместо того, чтобы принимать ее с неудовольствием и раздражительностью из-за тех препятствий, какие она, вероятно, создает для вашей внешней жизни, лучше было бы разобраться в ней ради зерна истины, которое критика почти всегда несет в себе.

Весьма важен вопрос и об истине в отношении других. Обман не только развращает характер того, кто прибегает к нему, но подтачивает благополучие всего общества. Если кого-то обманули однажды, у него появляется склонность видеть обман и в другом месте. У людей формируются недоверие и подозрительность, грозящие расстроить социальный прогресс. Тот, кто ложью развращает общество, может быть уверен, что встретит, как воздаяние, презрение со стороны окружающих. Обман допустим лишь в редких случаях, а лучше всего — никогда.

Важная черта характера — умение видеть и ожидать добро и величие во всех людских начинаниях. Мы никогда не знаем, откуда придет та сила, которая способна вызвать в мире поворот к добру. В истории часто повторяется одно и то же: все великое и доброе возникает в мире в наиболее безвестных уголках, там, где менее всего можно было бы ожидать его появление. Но это исходит именно от людей с подлинным характером — сильной волей, глубокой верой и любовью к ближним.

Когда человек приступает к формированию собственного сильного характера, он должен прежде всего следить за тем, чтобы его мотивы не были себялюбивы, то есть, чтобы они не направляли его к целям, определенно вредным для других или имеющим в виду низведение их на более низкий уровень. Каждый человек нуждается в свободе для развития своих сил, поэтому недопустимо даже малейшее стремление к власти над людьми. Лучше всегда помогать другим не проявлением над ними своей воли, а пробуждая их собственные силы и способности.

Созидание характера во многом предполагает воспитание своих эмоций. Каждая из них, родственная гневу, ненависти, бессердечной гордости или себялюбивому страху, должна быть превращена в эмоцию доброжелательства и благосклонности, так чтобы она не могла причинить никакого вреда другому человеку.

Есть ключ, один поворот которого способен превратить всякую недобрую или лишенную любви эмоцию в ей противоположную, укрепляя таким образом вас самих и улучшая ваши отношения с окружающими.

Для поворота этого ключа требуется, контролируя свою мысль, совершить акт доброй воли. Вы должны перестать думать о ваших собственных чувствах, а вместо этого подумать о лице, пробудившем в вас нежелательную эмоцию. Если, например, вы внезапно почувствуете горделивое презрение к кому-либо, кто, быть может, стоит на более низкой ступени, чем вы, то достаточно только перестать созерцать с самоудовлетворением ваше собственное превосходство, и вы перенесете центр вашего сознания в душу того человека и почувствуете, до некоторой степени, о чем он думает и что переживает. Тогда ваше презрение превратится в сострадание и желание возвысить этого человека.

Если ваш друг в минуту гнева сказал вам что-то оскорбительное, то, «повернув ключ», вы поймете, в каком виде представляется ему мир в тот момент, с сочувствием отнесетесь к той заботе, которая растревожила его душу, и ответите ему с полным благожелательством вместо гнева.                                                                                                                                

Если ваш начальник как-то особенно недружелюбно встретил вас, то вместо того, чтобы удалиться со страхом и чувством жалости к себе, вы подумайте, что какой-то случай, не имеющий к вам никакого отношения, вывел его из душевного равновесия.

Как правило, ничто в человеке не является только хорошим или только плохим. Это касается и эмоций. Недостатки характера — это оборотная сторона его достоинств: яркие достоинства чаще всего уравновешиваются не менее яркими чертами, которые к достоинствам никак не отнесешь. Поэтому при знакомстве с человеком, при общении с ним нужно быть готовым к тому, что сначала мы в нем чего-то не замечаем, но, возможно, позже обнаружим кое-что, не очень нам приятное.

Черты характера, которые мы называем эмоциональными пороками (например, себялюбие, легкомыслие, леность), часто являются следствием чрезмерного развития каких-то положительных качеств. Так, сильный и мужественный человек нередко бывает эгоистичным. Ему нужно обратить внимание на развитие в себе чувства любви и сострадания к людям.

Деловых успехов можно достигнуть, обладая известными качествами ума, характера и темперамента. Человек с помощью силы мысли и силы воли способен настолько развить свой характер, насколько этого требуют интересы дела.

Необходимые качества характера — решительность, мужество, уверенность, настойчивость, терпение, энергия, честолюбие, осторожность — у каждого человека присутствуют в той или иной степени. И каждый знает, каких именно качеств ему недостает. Чаще всего он не скажет об этом, но осознание того, что именно данных качеств ему не хватает, глубоко таится в глубине души.

Нет никакого сомнения в том, что если бы человек знал, как изменить свой характер к лучшему, он, безусловно, действовал бы в этом направлении. Но часто у него нет уверенности и настойчивости мысли и воли для достижения этой цели, нет желания утруждать себя.

Не существует чудесного лекарства, которое могло бы оказать воздействие на ваш характер. Желаемого результата достигают только благодаря применению закона духовного превосходства.

Следует помнить, что мы и в физическом, и в духовном смысле результат собственных привычек. Характер во многом обусловлен системой определенного мышления, отчасти наследственными факторами. Но главное в том, что мы неизменно двигаемся по линии наименьшего сопротивления, у нас не хватает силы воли, решимости и настойчивости для того, чтобы переделать себя.

Тем не менее существует очень простой и практичный способ достичь этой цели. Мы уже говорили, что человеческий разум обладает активной и пассивной функцией. Пассивная функция, хотя и не обладает свойствами активной, все же правит нами, если мы не умеем с ней обращаться. Она является функцией привычек. На нее легко влиять благодаря тому, что она не обладает устойчивостью. Внушайте ей постоянно что-либо, чего бы вы хотели добиться, и она согласится, привяжется к этой мысли так, как уже была привязана к другим. В этом заключается секрет уничтожения мыслительных привычек, а через них — и привычек действия, настроения, характера.

Внушение, под руководством которого действует пассивная функция, может исходить от вашего активного разума или от разума окружающих. Для уничтожения старых мыслительных привычек и замены их новыми годятся несколько способов. Одни из них достигают цели с помощью прямого усилия воли; другие — при помощи внушения опытного гипнотизера; третьи — при помощи самовнушения, исходящего от вашего активного разума; четвертые — при помощи особого приема, называемого «поглощением мысли».

Уничтожить мыслительные привычки при помощи прямого усилия воли — тяжелая вещь. Этот способ может принести успех только сильным духом, между тем как слабые приходят в уныние, испытывают отчаяние. Здесь успех достигается при помощи укрепления активной функции разума вашей волей.

Такой же результат достижим с помощью гипнотического внушения. Но здесь нельзя доверяться шарлатанам, а лишь профессиональным гипнотизерам, осведомленным о методах устранения ненужных мыслительных привычек. Решаясь на гипнотическое воздействие, нужно соблюдать большую осторожность.

Наиболее эффективным следует считать метод самовнушений, особенно если он сопровождается поглощением мысли. В этом случае вы повторяете пассивному разуму, что у вас существуют новые привычки (не обращая внимания на старые), и пассивный разум, несмотря на то, что вначале оказывает сопротивление, в конце концов примет то, что вы навязываете ему как истину. Он усвоит новые мыслительные привычки как свои собственные мысли, подобно тому, как поступают многие люди в подобных обстоятельствах.

Способ поглощения мыслей заключается в том, что вы приводите себя в пассивное состояние и напряженно сосредоточиваетесь на идее, что новая мыслительная привычка существует. Представляйте себя с помощью своего воображения человеком, который уже обладает желаемым качеством. Вы должны постоянно сохранять эту мысль, всегда представлять себя тем, кто обладает данной привычкой, — в каждый свободный момент, днем и ночью, стараясь при этом всеми способами укреплять себя в этом убеждении. Комбинация поглощения мыслей с самовнушением является идеальным средством формирования новых черт характера. Воображаемые вещи превращаются в реальные в самый короткий срок. Вот некоторые упражнения, которые окажут помощь в занятиях по поглощению мысли:

Упражнение 1.

Сядьте, примите удобное положение, расслабьте мышцы, устраните нервное напряжение и всякое беспокойство. Делайте медленные и глубокие вдохи, немного задерживая дыхание перед выдохом, до тех пор, пока у вас не наступит полнейшее спокойствие. Все внимание сосредоточьте на самом себе, устранив все внешние раздражители.

Упражнение 2.

Твердо, спокойно и упорно сосредоточьте свою мысль на слове, выражающем то качество, которым вы хотите обладать. Запечатлейте его в вашем сознании. Отдайтесь этой мысли целиком и полностью. Одновременно думайте об этом качестве, о характере человека, который им обладает.

Упражнение 3.

Представьте свой образ, но такой, будто вы уже на самом деле обладаете желаемым качеством. Повторяйте про себя: «Я способен обладать этим качеством». Это удвоит вашу силу и уверенность в достижении цели.

Повторяйте эти упражнения как можно чаще. Они подобны капле, которая в конце концов способна пробить камень. Часто повторяемые мысли как бы увеличиваются в размере. Полезно проделывать эти упражнения перед сном, когда вы впадаете в дремотное состояние и даже во время бессонницы.

Рассмотрим конкретный пример. Проанализировав свой характер, выберите наиболее существенный его недостаток. Затем спросите себя, каково противоположное качество, добродетель, составляющая его антитезу. Положим, вы страдаете излишней раздражительностью. В таком случае выбирайте «терпение».

Во время упражнений на самовнушение и поглощение мысли постоянно думайте об этом качестве, о его значении, красоте, как оно проявляется во время враждебного вызова. Продумывайте эту черту характера с такой полнотой, на какую вы только способны, возвращая мысль каждый раз, как только она будет отвлекаться в сторону. Думайте о себе как о совершенстве терпения, как об образце терпеливой выдержанности. Заканчивайте упражнения всякий раз внутренним решением: «Такое терпение я буду проявлять всегда».

Возможно, что в последующие дни вы будете по-прежнему проявлять нетерпение и выказывать прежнюю раздражительность. И все же продолжайте каждый день ту же медитацию. Через некоторое время вы заметите, что при вспышке раздражения в вашем уме возникает непрошенная мысль: «Следует быть терпеливее». Еще позже мысль о терпении начнет возникать одновременно с побуждением к раздражительности, и тогда внешнее проявление последней может быть своевременно остановлено. Если вы не остановитесь на этом и будете медитировать дальше, то импульсы к раздражению будут становиться все слабее и слабее, пока вы не убедитесь, что ваша раздражительность исчезла вовсе и терпеливое отношение к всевозможным неприятностям сделалось для вас нормой.

Такого рода опыт каждый способен провести на себе и убедиться в незыблемости закона духовного превосходства. Вы можете воспользоваться этим законом и строить таким же способом одно качество за другим, пока не создадите идеальный характер силой мысли.

СТРЕМЛЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ ПОИСКУ

Известно несколько психологических аспектов, которые объясняют стремление людей заниматься научным творчеством. Наиболее далекий духу науки аспект, присущий определенному контингенту людей, желающих стать «учеными», — это карьеризм и желание извлечь материальную выгоду. Следующую ступеньку занимает желание самоутвердиться, доказать себе и другим, что ты «кое на что» способен в науке. Третий аспект — стремление к самовыражению, то есть к наиболее полному проявлению своих индивидуальных особенностей. Но наиболее ценным побуждающим мотивом к занятиям наукой следует считать любопытство, желание узнать, как устроена природа.

Если у человека главный стимул научной активности — стремление к самоутверждению, но сам он не обладает безупречной добросовестностью, то в конечном итоге это стремление почти неизбежно превращается в погоню за эффектными результатами и нередко приводит к невольной подтасовке научных фактов. Из-за этого недостатка наука постоянно теряет большое число способных ученых.

Настоящий ученый никогда не руководствуется в своей работе стремлением сделать открытие или совершить переворот в науке: его задача состоит в глубоком и всестороннем исследовании интересующей его области знаний. Движущей силой научного творчества должна служить любознательность, способность удивляться и радоваться каждой малой удаче, ощущать красоту науки. Открытие может возникнуть только как побочный продукт исследования. Желание сделать открытие, разумеется, присутствует, но на втором плане, причем оно ни в коей мере не должно влиять на характер исследований.

Психологическая особенность научной работы состоит в том. что ее нельзя сделать без ясного понимания, но ясное понимание появляется обычно только при ее завершении. Стремление сначала понять все до конца, а потом уже работать частая причина неудач в науке.

Многие люди по своему складу не способны блуждать в потемках, не способны работать без полного понимания. Недостаток, противоположный стремлению к исчерпывающему предварительному пониманию, — это желание «схватить на лету», то есть предугадать результат, минуя понимание всей последовательности явления или процесса. Этого следует избегать, рискуя сбиться с правильного пути.

В противоположность искусству, где упрощение всякого произведения искажает его смысл, в науке очень эффективно стремление к упрощению всякой глубокой работы. Представление научных трудов в упрощенной форме требует таких же творческих усилий, как и сама научная работа. Поэтому многие научно-популярные книги известных ученых дают не меньший толчок развитию науки, чем их оригинальные работы.

Еще одна психологическая черта, которая является помехой в научной работе, — это вера в собственную непогрешимость. Конечно, нельзя сделать ничего серьезного без веры в свои силы, но вера в непогрешимость приводит только к тому, что ученый, выбрав сначала неверное направление, будет ему упорно следовать. По словам Клода Бернара, «тот, кто непомерно верит в свои идеи, плохо вооружен, чтобы делать открытия». Должна быть найдена правильная мера уверенности и сомнения, непреклонности и колебаний, гибкости и несгибаемости.

В научном творчестве не должно быть спешки и суеты, но вместе с тем недостаточно активная работа малоэффективна.

Имеется безусловный критерий, позволяющий отделить научные вопросы от вненаучных. Вненаучными являются все те утверждения, которые не допускают принципиальной проверки. Имеется в виду не обязательно реальная, а хотя бы мысленная вероятность проверки. Объектом изучения может быть какая-либо теория, возможно, и не описывающая наш мир, но логически допустимая (например, геометрия Лобачевского). Теория является научной, если ее следствие можно проверить мысленно, делая мысленные опыты в том воображаемом мире, который она описывает.

Интерес к психологической стороне творческого мышления не случаен. Он позволяет проследить, как возникают всплески мысли или озарения, какие приемы облегчают поиски решения.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!