Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 12 страница



ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ

Самые глубокие и сложные стороны человеческих отношений выражаются посредством слов.

По словам Ф. Ницше, наибольшую силу в разговорном языке представляют не сами слова, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми они произносятся, — короче говоря, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть все то, что не может быть выражено в письме.

Голос — весьма характерная черта впечатления, возникающего при общении. Средний человек, как правило, размышляет над содержанием своих слов, а не над способом, которым он их выражает. Поэтому голос следует относить к нефальсифицированным, первичным проявлениям человеческого естества. Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента человека, ее трудно искусственно изменять, в лучшем случае лишь на короткое время. Заметные колебания скорости речи типичны для легковозбудимых, неуверенных в себе или недостаточно уравновешенных людей.

Отчетливая артикуляция, то есть ясное и четкое произношение слов, окончаний и частиц, отличают внутренне дисциплинированных людей, которым присуща ясная жизненная позиция. Напротив, нечеткое, расплывчатое произношение выдает в человеке недостаток критического отношения к себе. Характерно для уступчивых, неуверенных людей с вялой волей, любовью к покою.

Манерное, форсированно-отчетливое произношение, с подчеркнутым ударением на первом слоге важных в смысловом отношении слов наблюдается при неосознанном желании продемонстрировать свою уверенность, силу и решительность.

Четкая, ясная артикуляция свойственна естественным и искренним, честным по натуре людям.

Тенденция к затруднению понимания речи наблюдается у скрытных, стремящихся к упрочению своего положения людей, избегающих однозначной позиции до тех пор, пока это возможно.

Речевая окраска зависит от степени смешивания «горловых» и «грудных» тонов. Их соотношение зависит от эмоционального участия. Если эта смесь гармонична, возникает приятно звучащий голос. Особое значение при этом имеют верхние и нижние тона и звучание гласных. Они определяют благозвучие и резонанс. Подмечено, что голос становится благозвучнее после того, как человек разрешит свою личную проблему.

Металлически звучащий голос говорит об энергии и твердости характера. Елейный голос происходит от лишь изображаемой дружественности. Нередко он соскальзывает к фальши. Обладатели консонантной речи (когда гласные отступают на второй план перед резко акцентированными согласными) чаще всего имеют ярко выраженный разум и волю, способность к анализу.

Если в разговоре высота голоса меняется в широких пределах, то это означает открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие интересов, богатство настроений при внутренней свободе. Падение высоты тона к концу предложения при остающейся неизменной силе голоса говорит о слабой воле, мягкости, склонности к депрессиям. Ритмические колебания звукового тона характерны для оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и духовному развитию.

Искусство убеждать людей, делать их своими сторонниками в немалой степени зависит от голоса человека. Но слова — это пустой звук, если за ними не стоит настоящая личность. Ей не нужны хитрости и уловки, поскольку они всегда остаются на поверхности. Голос является настолько же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке.

Умение говорить принадлежит к лучшим средствам понравиться. Нередко одна только манера разговора производит на окружающих такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Ясное изложение мыслей — неразлучный спутник разума, лучшее его украшение, и нет ни одной ценной мысли, которая бы не выиграла, будучи изложена толково и хорошо. Меткость и уместность сказанного слова часто имеют решающее значение для уяснения того понятия, которое им выражается.

Доброжелательность придает разговору особую солидность и прелесть. Самый блестящий ум, лишенный этого качества, не возбудит ничего, кроме холодной дани уважения и зависти, смешанной с затаенным желанием навредить говорящему. Разговор же, раскрывающий доброе сердце, непременно расположит окружающих в вашу пользу и возбудит в них самые дружеские чувства. Остроумие, как бы живо оно ни было, может иметь успех только в небольшом кругу слушателей. Лица, обладающие только одним умом, способны быть понятными собеседниками на несколько дней, тогда как люди сердца и чувства остаются в памяти на всю жизнь.

Тон и манера разговора имеют почти такое же важное значение, как и его содержание. На одного человека, оценивающего вас по существу высказываемых вами мыслей, можно насчитать по крайней мере двадцать, которые будут судить о вас по внешности и манере говорить. Взгляд, поза, жесты и сам голос имеют огромное убеждающее значение. Этими средствами никогда не следует пренебрегать. Спокойный, уверенный тон голоса непременно подкупает слушателей.

Многие люди при разговоре впадают в ошибку, стараясь первенствовать над собеседником. Они не любят благоговеть перед кем бы то ни было, а хотят, чтобы другие благоговели перед ними. Им нравится не столько учиться у других, сколько учить их и быть предметом удивления.

Есть также немало людей, перед которыми нужно держать себя несколько свысока и даже дать им почувствовать, что ваши силы и способности выше того, что они о них думают. Иначе, при излишней скромности с вашей стороны, такие люди не увидят ваших достоинств и будут судить о вас гораздо ниже того, что вы заслуживаете.

Следует избегать слишком резкого тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет гордость собеседника. Речь, представляемая в форме простых предположений, всегда будет оценена по достоинству. Впрочем, правда и то. что как бы верно человек ни излагал свои мысли, он всегда рискует, при разнообразии людских характеров и мнений, встретить лиц, которые будут считать его взгляды ложными уже вследствие присущего таким людям самолюбия, не допускающего мысли, чтобы кто-нибудь думал лучше их.

Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном, как бы они ни были справедливы. Умеренный тон всегда подкупает слушателей, тогда как грубость их отталкивает. Оказывая снисхождение к заблуждающемуся, вы показываете свой ум и сердце, и наоборот, упрямо восставая против того, кто прав, только доказываете свою неосведомленность. Соблюдение этого правила относится больше к мелочам, потому что в жизни встречаются случаи, когда умеренный тон речи и доброжелательное отношение обязательно для каждого порядочного человека.

Возбуждение легкого спора бывает иногда прекрасным средством оживления беседы и проникновения в тайну собеседника, которую он намеревался скрыть. Люди, приведенные в легкое волнение, очень часто высказывают то, о чем бы промолчали в минуты более хладнокровного душевного состояния.

Тот, кто старается мало говорить о себе, возбуждает подозрение. Это не всегда бывает целесообразно, поскольку вы не показываете себя в настоящем свете и в вашей личности окружающие со временем будут усматривать больше плохого, чем это есть в действительности. Так держать себя правильно в обстановке интриг и в окружении соперников, всегда готовых подхватить в ваших словах неосторожное слово и использовать его против вас же. Но в честной обыденной жизни такого рода поведение порождает между людьми только холодность, неприкрытую скуку и подозрение в желании скрыть отрицательные качества. Откровенней всего люди бывают в молодости, когда в сердце закипает потребность любить, делиться мыслями и поверять тайны. Сдержанность стариков, напротив, бывает скорее знаком слабости и разочарования, нежели благоразумия.

Напыщенность выражений служит знаком фальши, несостоятельности мыслей и готовности подчинить истину фразе. В превосходной степени чаще любят выражаться молодые люди и женщины. За трескучим эффектом фраз они порой пытаются скрыть свою несостоятельность. По их понятиям все на свете или несравненно хорошо, или несравненно плохо. Безделица может привести их в восторг или повергнуть в отчаяние. Такие люди забывают, что истинно высокие чувства или мысли всегда выражаются просто.

Умение слушать собеседника принадлежит к очень ценным качествам характера. Тот. кто слушает внимательно и молча чужие речи, обнаруживая свое к ним участие легким одобрением или удачно вставленным метким словом, часто нравится в обществе больше того, кто постоянно говорит, лаже если слова его и были весьма привлекательны. Невнимание к чьим-либо словам — личная обида для говорящего, а обиды обычно чувствуются гораздо сильнее, чем это думает тот. кто их наносит. Слушать кого-либо рассеянно все равно, что сказать ему в лицо: ваш разговор меня совсем не интересует.

Умение вовремя замолчать также относится к хорошим качествам. Люди, не обладающие даром красноречия, должны в особенности помнить это правило. Говоря реже, мы меньше рискуем и. сверх того, приобретаем репутацию осторожных, солидных людей. Этим средством мы также заставляем внимательнее относиться к нашим мыслям, когда сочтем нужным их высказать. Ошибается тот, кто воображает, что многословием можно скорее обратить на себя внимание, как и тот, кто во всяком разговоре является последним со своим запоздалым мнением.

Надо стремиться к тому, чтобы наша речь не была бессмысленна, молчание не имело вида интеллектуальной несостоятельности, а внимание к словам других не выражало нетерпения и скуки. Простой молчаливый жест или улыбка часто могут служить прекрасным ответом на вопрос, который затрудняет говорящего. Этим средством мы ни к чему себя не обязываем и в то же время снимаем подозрение собеседника, будто не можем решить поднимаемого вопроса. Выигрыш всегда будет на нашей стороне.

Старайтесь говорить чаще, но никогда не говорите долго. Даже если сказанное кому-то не понравится, вы по крайней мере не утомите своих слушателей. Краткость и сердцу любезна, и делу полезна: ею обретешь то, что из-за многословия упустишь. Нудного болтуна не слушают: отпугивает не предмет его речи, а форма. Кто вечно носится с одним делом, толкует про одно и то же. — тягостен для окружающих.

Тот, кто много говорит, как правило, не приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова его не превзошли его дел. Искренние слова не часто бывают приятными, равно как и обратное: приятные слова не часто бывают искренними.

Если вам нанесли обиду словом, не придавайте этому слишком большого значения, а смотрите на это, как на мелочь. Если же у вас вырвались оскорбительные слова в адрес другого, постарайтесь сами или с помощью друзей склонить обиженного к полному извинению и совершенному примирению.

Не следует много и часто говорить о себе. Иначе придется либо себя хвалить — а это тщеславие, либо ругать, а это — малодушие. Этого следует избегать в кругу друзей, но особенно в публичном месте, где подобная слабость способна сделать вас всеобщим посмешищем. Неблагоразумно говорить и о присутствующих, ибо вам грозит опасность наскочить на один из двух рифов — лесть или оскорбление.

Никогда не нужно стыдиться или бояться задавать вопросы. Если вы при этом не забудете извиниться, то вас никогда не сочтут навязчивым. В повседневной жизни исключительно важно, как вопрошают и высказываются. Нет почти ничего такого, чего нельзя было бы высказать то ли с видимостью доверия, то ли с тонкой иронией, то ли найдя для этого остроумный предлог. Искусство состоит в том, когда, где и как используются эти разные манеры выражения слов.

Опыт общения с людьми можно приобрести, изучая своих близких и при этом обратив особое внимание на выдающиеся особенности их характера. Лучше стараться это делать втайне, чтобы быть более свободными в своих наблюдениях. При этом нельзя пренебрегать мелочами, ибо часто ничтожнейшие слова и поступки имеют важное значение в силу правила, что нет действия без причины. Часто случается, что сам по себе незначительный факт ведет к открытию и уяснению важных черт характера.

Выводы, сделанные из многих незначительных фактов, часто бывают гораздо ближе к истине, чем заключения, сделанные из двух-трех важных событий. В важных случаях жизни человек склонен притворяться, в мелочах же постоянное притворство невозможно. Более того, важные случаи редки. С тактом и умением можно иной раз очень много подметить и подслушать в тоне, в каком сказана типичная фраза, или в бегло брошенном взгляде, и узнать таким путем больше, чем в результате долговременного и внимательного изучения.

Этот метод изучения общего с помощью мелочей применим не только к отдельным личностям, но и в целом к нациям и народам. Национальные особенности внешности и звучание речи часто бывают достаточны, чтобы определить в общих чертах характер народа, точно так же как степень развития языка может служить верным показателем уровня народной образованности. В языке существует ритм и размер точно так же, как и в музыке. Глубокие чувства выражаются не только в словах, но и в манере произношения. Люди, знающие несколько языков, хорошо понимают, что о характере народа можно судить по его языку. Имея дело с отдельными личностями, старайтесь воспользоваться каждым случаем, чтобы заглянуть в их душу. Начинайте разговаривать с ними сами и предлагайте им разрешить различные вопросы и проблемы. Замечайте, каким образом они будут к этому относиться и какое впечатление ваши слова произведут на них. Хваля кого-нибудь в чужом присутствии, вы по одному выражению глаз вашего собеседника заметите, завистлив он или нет. Точно так же, заведя разговор о богатстве, почестях и карьере, вы легко увидите, насколько он скуп, горд или честолюбив. Замечая, кого ваши знакомые хвалят или ругают, вы сделаете верный вывод, что их собственные принципы сходятся с принципами первых и что будучи поставленными в одинаковые с ними обстоятельства, они будут действовать точно так же. По выражению лица человека, которому говорят о случаях великодушия и бескорыстия, можно легко угадать, насколько он сам обладает этими качествами. Вообще мысли и идеи не менее выдают характер, чем сами поступки.

Иногда полезным средством узнать чей-то характер могут служить разговор о воображаемых бедах и несчастьях и расспросы, как бы поступил ваш собеседник в том или ином случае. Понаблюдайте за его действительными поступками в аналогичных условиях и сделайте ваше заключение. Конечно, люди часто действуют так или иначе, повинуясь больше чувствам, чем рассудку. Поэтому делать окончательные суждения нужно на основании достаточно большого числа наблюдений. Но во всяком случае, если взяться за это дело как следует, то от вашей проницательности не сможет ускользнуть ни один хитрец. Всегда притворяться невозможно. Наступая с разных сторон, изменяя план атаки и постоянно озадачивая противника неожиданными приемами, вы в конце концов обязательно узнаете всю суть его характера и взглядов.

Если хотите узнать человека, постарайтесь открыть господствующую в нем страсть. Она обычно постоянна и не подвергается колебаниям. В разговоре об этом предмете хитрец и лгун делаются одинаково откровенными. Если найден коней нити, то весь клубок характера будет легко распутан.

«Кто много говорит, тот мало делает». — это известная истина. Если вы будете говорить больше, чем слушать, то. во-первых, меньше узнаете полезного, а во-вторых, неизбежно выболтаете свои планы людям, которые с истинным наслаждением воспользуются этим, чтобы посадить вас в лужу: ведь люди в большей части — завистливы.

Если вы много говорите в присутствии действительно умного человека, с которым хотите иметь дело, то он очень быстро определит истинный уровень ваших знаний или их недостаток. Значит, и в этом случае лучше придерживаться старого правила: молчание и сдержанность.

Когда вы делитесь своими замыслами слишком щедро, не удивляйтесь, если кто-то из слушающих опередит вас в осуществлении вашего, теперь уже бывшего, плана. Итак, в большинстве случаев вашим первым решением должно быть: ухо востро, а рот — на замке.

Психическая деятельность человека таит в себе много неразгаданных тайн. Одна из них — механизмы формирования и проявления подсознательных процессов в головном мозгу. В раскрытии тайн такого рода известно несколько подходов. Один из них — насильственное вторжение в подсознательное с помощью гипноза. Психологам давно уже было известно, что человек знает о себе больше, чем он сознательно признает перед самим собой и другими, но они не знали, как подступиться к выявлению подсознательного. Только месмеризм показал впервые, что в состоянии гипнотического сна из человека нередко можно извлечь больше, чем в состоянии бодрствования. Тот, чья воля парализована, кто пребывает в трансе, не знает, что говорит в присутствии других. Он полагает, что находится в мировом пространстве наедине с собой, и выбалтывает, не смущаясь, сокровеннейшие свои желания и тайны. По понятным соображениям такой метод является неэтичным, да и не всегда продуктивным.

Другой подход состоит в том, чтобы путем различных' сопоставлений угадать скрытое, пользуясь короткими мгновениями, когда смутный абрис тайны на секунду всплывает из мглы. На этом пути 3. Фрейд обнаружил поразительные следы, обусловленные так называемыми «ошибочными действиями», которые исподволь проявляются в человеческой речи. На первый взгляд сущий пустяк — человек оговаривается, произносит или пишет одно слово вместо другого. Однако на всем пространстве психики нет ничего бессмысленного и случайного. В каждом ошибочном действии, во всем якобы неправильно проделанном выражается какое-нибудь неосознанное тайное намерение. Когда, например, профессор говорит на конгрессе о работе своего товарища: «Мы не в состоянии дать достаточно низкой оценки этому открытию», то сознательным его намерением было сказать «высокой», но в глубине своей души он думал иначе. Это ошибочное действие выдает его истинную установку, он, к своему ужасу, выбалтывает тайну, состоящую в том, что он охотнее бы недооценил работу своего товарища, нежели переоценил ее. При обмолвке высказывают то, что собственно не хотели сказать, но что думали в действительности. Таким образом, ошибочное действие почти всегда означает признание и улику против самого себя.

ЧУВСТВО ЮМОРА

Хотя юмор и остроумие являются разными психическими качествами, они имеют одно общее проявление — служат пусковым механизмом смеха.

Чувство юмора проявляется в способности найти смешную черту там, где, казалось бы, нет ничего смешного. Это умение найти смешное в несмешном, комическое в серьезном не у всех развито одинаково, хотя смешное и трагическое часто не только соседствуют, но бывают просто неразделимы.

Предпосылка остроумия — способность обнаруживать закономерности и связи в кажущемся хаосе и алогичности, то есть там, где, на первый взгляд, таких связей нет.

Остроумие возникает там и тогда, где и когда привычный взгляд на вещи вдруг сменяется другим, новым и неожиданным взглядом. В большинстве случаев остроумная мысль возникает как неожиданное сопоставление двух или нескольких далеких явлений. понятий или идей. Остроумной может быть не только шутка, но и решение трудной проблемы, научная идея или гипотеза.

Остроумное решение научной задачи часто тоже связано с неожиданным сопоставлением отдаленных явлении, внешне ничем не связанных, причем термин остроумный» относится не к оценке истинности наумного результата, а к оценке способа, которым он получен.

Всякий, кто обладает достаточно развитым чувством юмора, гораздо лучше понимает и природу творческого мышления.

Чувству юмора и остроумию принадлежит важная роль в межличностном общении и формировании характера. Ни в чем так не проявляется характер человека, как в том. что он находит смешным. Здоровый смех беззлобно казнит дурное, исправляет нравы. Ничто так не сближает людей, не укрепляет отношения между ними, как хороший, безобидный смех.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!