Личность В ЗЕРКАЛЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 1 страница



Сухарев В.А.

Психология добра и зла

 

 

Оглавление

От автора

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Лабиринты души

Глава первая. Истоки нравственности

Благородство

Гордость и самолюбие

Откровенность и сдержанность

Тактичность и деликатность

Снисходительность

Веселый нрав

Глава вторая. Человеческие страсти

Скупость

Зависть

Злословие

Высокомерие

Тщеславие

Склонность к вспыльчивости и гневу

Агрессивность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Личности в зеркале противоречий

Глава третья. Ступени самореализации

Энергия мысли

Сила воли

Сформированность характера

Стремление к творческому поиску

Способность к образному мышлению

Личный магнетизм

Искусство общения

Чувство юмора

Оптимизм

Самостоятельность принятия решений

Настойчивость

Готовность к избавлению от негативной информации

Желание победить

Религиозная вера

Глава четвертая. Феномены омраченности

Ощущение неполноценности

Застенчивость и робость

Нерешительность и тревожность

Страх

Скука, печаль и депрессия

Пессимизм

Предрасположенность к стрессам

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Мужчина и женщина: единство в противоположности

Глава пятая. Не похожие друг на друга

Физиологические и поведенческие различия

Психические и духовно-нравственные качества

Мужественные женщины и женственные мужчины

Мужчины-донжуаны

Глава шестая. Секреты притягательной силы

Гармония сексуальных и межличностных отношений

Пятьдесят штрихов к портретам мужчины и женщины, начертанных пером мудрых людей

 

Человеческая душа - это непознанная вселенная, в которой борятся два вечных начала - добро и зло. Можно ли противостоять стрессам и депрессии, победить зависть и злорадство, интриги и клевету, преодолеть страх и комплексы неполноценности, сковывающие душу и тело, не прибегая при этом к помощи знахарей и экстрасенсов?

Можно - отвечает В.А.Сухарев. Обратите взгляд внутрь себя, научитесь в себе искать причины собственных страданий и болей, поверьте в силу мысли, воли - и вы станете властелином своей судьбы.

В книге читатели найдут ответы на множество вопросов: почему женщины стареют раньше мужчин, а живут дольше, как избрать спутника жизни, достичь гармонии в сексуальных отношениях.

 

ОТ АВТОРА

Диапазон личностных качеств человека исключительно широк и многогранен. К лучшим качествам человеческой души принадлежат благородство, гордость, откровенность, самолюбие, справедливость, сдержанность, снисходительность (толерантность), тактичность и деликатность, веселый нрав, остроумие, энтузиазм, оптимизм, самостоятельность в принятии решений, настойчивость в достижении поставленных целей и т. д.

Однако так же. как со светом соседствует тень, благородные качества уравновешиваются их антиподами. Среди личностных качеств, нарушающих долг уважения к другим людям, следует назвать зависть и ненависть, злорадство и злословие, страсть к интригам, клевете и сплетням, высокомерие и надменность, скупость и скряжничество, склонность к вспыльчивости и гневу.

В соответствии с вышеназванными личностными качествами поступки и поведение людей закономерно вызывают уважение или антипатию окружающих. Одни чрезвычайно горды, другие излишне сентиментальны, третьи — Ленивы. Некоторые слывут высокомерными или слишком льстивыми. Одни чрезмерно распущены, другие ненавидят противоположный пол.

В основе всех поступков и деяний человеческих должны лежать принципы нравственности, то есть принципы, созданные людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом.

Основания нравственности — это неизменные истины, подобные аксиомам геометрии. Тем не менее из-за того, что они противоречат страстям или интересам, люди с удивительной легкостью выступают против них и нарушают их нередко вопреки здравому смыслу. Наглядным подтверждением этому может служить отношение людей к одному из главных законов человеческой нравственности, известному как закон психологического самосовершенствования: владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Кто прям сердцем, кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к самому себе, тот не должен уклоняться от этого закона, который по сути предписан человеку разумной природой.

Небезынтересно, как же этот закон реализуется в жизни. Статистика показывает, что в вопросе о положительных качествах большинство людей склоняются к уверенности, решительности, выдержке, силе воли, уравновешенности. На вопрос же о том, какие качества окружающих они бы приветствовали, чаще всего следует ответ: доброту, порядочность, человеческое участие, терпимость, альтруизм, щедрость.

Таким образом, правило психологического самосовершенствования: «Пожелай себе твердости в поведении, а окружающим мягкости», — звучит достаточно парадоксально, если не сказать коварно: от других мы ждем доброты, порядочности, а себе желаем прямо противоположного.

Ясно, что дождаться от других желанной мягкости не помогут ни выстраданная нами решительность, ни питом добытая целеустремленность. Любовь и понимание силой не вырвать. Иногда их можно получить как подарок — от людей, добрых по натуре. Но поскольку природа не всегда щедра, лучше следовать одному из правил психологической культуры: желай себе Того же, чего желаешь другим. Если чувствуешь дефицит доброты в окружающих, значит, нужно быть добрее самому. Если тебя плохо понимают, постарайся сам лучше понимать других. Ощущаешь вокруг недостаток честности — стань честнее сам.

Нравственное начало в человеке гораздо менее совершенно, чем физическое. Полная чистота так же недоступна слабой человеческой природе, как и безусловная жестокость без всяких проблесков доброты.

Человек является существом противоречивым. Он скорее слаб, чем зол; суетен, чем невежествен; любит много рассуждать, но в поступках редко бывает рассудителен; использует почти всегда идеи других, но упорно считает их своими. Всегда ошибаясь, он думает, что один познал истину. Герой утром, он является олицетворением робости вечером. Вечно томимый каким-то смутным беспокойством, он не сознается в этом из гордости, но обнаруживает свою тоску на каждом шагу. Жизнь кажется человеку чересчур короткой, а между тем он всю ее проводит в изыскании способов, как убить время.

Боясь смерти более всего, он тем не менее готов каждую минуту ринуться ей навстречу из-за ничтожнейшей причины, ради удовлетворения самолюбия, из жадности или мести.

Юноше кажется смешным детство, а зрелому мужчине точно так же смешна юность, старому — годы возмужалости, но меж тем во всяком возрасте человек тратит время исключительно на пустяки, недостаточно заботясь о действительно важном. Всегда недовольный настоящим, он рее чего-то ждет от будущего и постоянно витает в облаках несбыточных надежд. Личный интерес служит единственным стимулом человеческой деятельности.

Но если намерения человека всегда чисты, поступки прямы; если окружающие судят его поверхностно и он имеет достаточно храбрости, чтобы пренебречь этим: если презрение делает его гордым, а похвала — скромным; если просьба трогает, угроза возмущает, а чужие страдания мучают; если неудачи укрепляют, опасность возвышает, а счастье умеряет желания, — тогда он истинно достойный и великодушный человек. Он любит добро ради него самого, а не для собственной славы.

Часть первая

ЛАБИРИНТЫ ДУШИ

 

Глава первая

ИСТОКИ НРАВСТВЕННОСТИ

БЛАГОРОДСТВО

Благородство так тесно бывает связано с бескорыстием, что эти два качества личности нередко трудно отличить друг от друга. Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не заявляющем громко о своем подвиге и не требующем ответной благодарности. В другом случае благородство принимает вид особого внимания к несчастным и отверженным. Оно же побуждает прощать нанесенные обиды, отвечать добром на зло и отказываться в пользу других от своих прав.

Благородство состоит из добродушия и избытка доверия. Люди мнимо благородные скрывают свои недостатки и от других, и от себя. Люди же истинно благородные прекрасно их сознают и открыто о них заявляют. По-настоящему благородный человек легко прощает заблуждения людей.

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается честолюбием, которое. презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным. Благородство души не всегда сопровождается благородством манер.

Порядочный человек не будет злословить в адрес отсутствующих и говорить о людях за глаза то, чего нельзя сказать им прямо в лицо. Благородный человек никогда не позволит себе грубого обращения с лицами, с которыми ему пришлось разойтись вследствие идейных убеждений. Он деликатно оберегает и самолюбие своих врагов, удерживается от причинения им вреда и неприятностей; доверяет иной раз недостойным доверия людям; наконец, все то же чувство благородства удерживает его в границах умеренности наслаждений и удовольствий.

Великодушным человеком следует признать того, кто несмотря на веские основания быть недовольным своими ближними остается расположенным к ним и даже жертвует собой для их блага.

Благородство иной раз способно проявиться в форме гордости, хотя это не всегда принимается окружающими. История знает немало тому примеров. Так, Сципион, будучи бездоказательно обвиненным Римским сенатом в лихоимстве, разорвал свой оправдательный вердикт в знак того, что считал ниже своего достоинства быть заподозренным в подобном поступке.

Благородство — неотъемлемое качество многих великих людей. Вот как описывает голландский писатель Тейн де Фрис благородство художника Рембрандта по отношению к своему коллеге:

«Рембрандт повернулся к художнику и увидел, что тот сидит, положив локти на стол и печально опустив голову. Неожиданно гость всхлипнул и разрыдался. Седая голова упала на руки; в этих слезах вылилось все отчаяние забитого человека, доведенного сильными мира сего до сумы. Рембрандт был потрясен. В нём словно что-то надломилось. Куда девались его уверенность и спокойствие! Сострадание кричало в нем. Кровь бросилась ему в голову, в припадке ярости он стукнул кулаком по столу. Потом оглянулся на художника, схватил его за руки и пронзительно крикнул: Кровопийцы! Мы еще постоим за себя!

Мастер переводил взор с одного ценного предмета на другой, останавливался перед канделябрами, вазами, тканями, расшитыми шелком. Вдруг он сорвал со стены небольшой персидский ковер, расстелил его на полу и начал бросать в него все. что попадалось под руку и представляло собой какую-нибудь ценность. Открыв шкаф, он достал оттуда кувшины для вина, кубки тончайшей чеканки и бросил их к ногам перепуганного художника. Затем побежал в соседнюю комнату, вспомнив вдруг, что там у него спрятана еще целая тысяча дукатов наличными. Надо отомстить, отомстить во имя чести затравленного собрата, во имя всех преследуемых и гонимых... И он швырял и швырял ценные вещи на ковер. Тяжело дыша, он приговаривал:

— Бери! Забери все! И все обрати в деньги. Купи себе дом. Потом как-нибудь разочтемся с тобой. Купи дом в городе, только получше. И берись за работу как ни в чем не бывало. Только не сдавайся!»

К чести женщин нужно сказать, что, будучи совершенно равными с мужчинами в великодушии, они превосходят их в утонченности проявления этого качества. Женское предупредительное внимание и такт, как правило, бывают недоступны для мужчин. Женское благородство проявляется даже в манере поведения: спокойствие души выражается веселостью, а чистота души — искренностью тона, свидетельствующим о том, что нечего скрывать или чего-либо бояться. Симпатии и привязанности сами себя выдают нежностью и лаской во взглядах и жестах, а вся. внешность женщины непременно приводит к заключению о благородстве души, причем заключение это редко бывает ошибочным.

ГОРДОСТЬ И САМОЛЮБИЕ

Природа в достаточной мере наделила большинство людей способностью считать себя выше других. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на своих сослуживцев, знакомых и близких: мы непременно увидим, что каждый из них ценит себя выше того, чего стоит в действительности. Это непременно приводит к мысли о том, что и мы сами не свободны от этого недостатка. Однако не следует приходить в отчаяние от столь неутешительного вывода, а, напротив, мобилизовать себя на то, чтобы завоевывать уважение истинными заслугами.

Если считать гордость прямым следствием слишком высокого мнения о себе, то едва ли найдется хоть один человек, кто не был бы заражен ею. Каждый из нас непременно смотрит на себя как на замечательного в каком-то смысле человека. При этом предмет собственного почитания могут составлять как черты характера, поведения, образа жизни, так и деловые или профессиональные качества, которые отличают или выделяют нас. Как бы много не было на свете людей ничтожных или глупых, ни один из них наверняка добровольно не признает себя таковым. Заносчивый часто отличается от скромного только тем, что говорит вслух то, о чем тот думает, и выставляет напоказ то, что скромный скрывает.

Гордость лишена одного из характерных качеств всех пороков — она не способна скрываться. Все остальные пороки служат противовесом соответствующих достоинств, одна лишь гордость соприкасается с ними.

Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание же является к нам вместе со скромностью. Нередко мы гордимся тем, чего у нас нет в действительности.

Гордость часто побуждает людей к зависти, но, с другой стороны, помогает им и умерить ее.

Гордость — утешительница слабых. Нередко она служит препятствием и к истинному величию. На низшем уровне гордецов ожидают высокомерие и тщеславие.

В отличие от надменности гордость не является слепой по отношению к собственным недостаткам. В соединении с силой она облагораживает, а в соединении со слабостью принижает человека.

Есть гордость, которой дают название благородной. Гордые в этом смысле люди ставят выше всяких похвал внутреннее сознание исполненного долга, тогда как люди пустые гонятся за похвалами окружающих. Первые хотят, чтобы их дела и поступки действительно заслуживали похвалы, вторые же довольствуются тем, чтобы они только казались заслуживающими похвалы; первые стараются проявить себя в чем-то действительно достойном, вторые в мелочах.

Горд не тот, кто хочет казаться таковым: последний, пожалуй, может достичь своей цели, но он скоро выйдет из этой роли. Ибо лишь прочное внутреннее неколебимое убеждение в своих превосходных качествах и своей особенной ценности делает человека действительно гордым. Даже если убеждение это ошибочно и основано на чисто внешних и условных преимуществах, —-это не вредит гордости, если она существует в действительности и серьезно.

Злейшим врагом гордости является тщеславие, которому нужно добиться одобрения других, чтобы основать на нем собственное высокое мнение о себе. Гордость часто вызывает осуждение, исходящее от тех, у кого нет ничего, чем бы они могли гордиться.

Человек, обладающий достоинствами, поступает правильно, сохраняя их на виду, чтобы не давать им прийти в полное забвение. Ибо тот. кто простодушно игнорирует свои достоинства, рискует получить аналогичное же отношение к себе со стороны окружающих. Недаром арабская пословица гласит: «Пошути с рабом, и он скоро покажет тебе зад». Нужно помнить слова Горация: «Являй гордость, заслуженно добытую».

Известен ряд внешних признаков, по которым можно отличить гордого человека. Так. горбинка на носу свидетельствует о гордости, независимости человека, полагающегося только на себя и не терпящего ограничений в чем бы то ни было. Такие люди обладают большой способностью к самозащите, будут стоять на своем даже если весь мир ополчится против них.

Круглые глаза черного цвета с желтоватым блеском также нередко свидетельствуют об излишней гордости. Лоб с горизонтальными морщинами, близко расположенными к линии волос — признак жестокосердия и гордыни. Люди, имеющие привычку выставлять вперед подбородок, весьма горделивы и высокомерны: они не снизойдут до общения с человеком, которого не считают равным себе по интеллекту, положению в обществе или каким-либо иным признакам. Иногда удлиненный округлый подбородок может говорить о самоуверенности и горделивости. Привычка откидывать назад голову при ходьбе — признак тщеславия.

Самолюбие является источником всех человеческих страстей. Оно рождается вместе с нами и не покидает нас до последней минуты жизни. Это личностное качество подобно воздушному шару: стоит только уколоть, — и из него вырывается буря.

Самолюбие принадлежит к числу тех черт характера, которые нуждаются лишь в хорошем направлении, но отнюдь не в искоренении. Думать о себе и о своих делах больше, чем они этого заслуживают, полезно и в том смысле, что тем самым поддерживается энергия деятельности и стремление к достижению цели. Всякий новый вид деятельности вызывается, как правило, горячей верой в то. что будет получено нечто лучшее в сравнении с уже существующим. Твердая уверенность в своих силах служит вернейшим залогом успеха в новом начинании.

Самолюбие не следует путать с себялюбием и самовлюбленностью. Если самолюбие бывает услужливым и сострадательным, то себялюбие — это качество иного рода, не знающее ни человечности, ни справедливости, не имеющее ни границ, ни основания. Себялюбие — это большой человеческий порок, для избавления от которого не существует никаких лекарств.

Вера в себя особенно похвальна в юности. «Если успеха могли добиться другие, то почему этого не могу сделать я?» — таково правило, которого следует придерживаться каждому. Мы должны подражать стрелку, который, дабы попасть в цель, целится обязательно чуть выше.

Самолюбие и уверенность могут быть залогом многих хороших качеств, если только они не доминируют над теми достоинствами, которыми человек обладает в действительности. В противном случае они способны сделать его только смешным в глазах окружающих. Что же касается внутреннего влияния, то самолюбие, развитое выше присущих нам достоинств, превращается во вредоносный яд, подтачивающий наши душевные силы.

Человек, считающий себя выше того, чем он есть в действительности и потому ожидающий от других гораздо большей благодарности и больше знаков уважения, чем их получает, проводит всю свою жизнь среди терзаний и беспокойств. Противоречия и неудачи мучают его гораздо сильнее, чем обычного человека, поскольку каждая допущенная в отношении него несправедливость кажется ему имеющей гораздо большее значение.

Самолюбие и гордость, существующие без подкрепляющих достоинств, должны рассматриваться как пороки. Даже если эти черты сочетаются с другими положительными качествами, окружающие терпят их неохотно в силу того, что каждый человек, тайно или явно, непременно обладает собственным самолюбием и потому не очень-то склонен к признанию хороших качеств в других. Что касается самолюбия, развивающегося на базе занимаемого, более или менее высокого, официального положения, то нередко бывает, что это самолюбие переходит в глупое высокомерие, причем тем чаще, чем сомнительнее достоинства человека. Если же кто-то пользуется своим высоким положением для притеснения подчиненных, то такого человека нужно признать общественно вредным.

Сколько ни сделано открытий в стране самолюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!