Раздел 3. Почему же столь долгое время посещение могил было запрещено?



Сказал имам ан-Науауи: «Посещение могил было запрещено из-за близости мусульман к временам невежества и язычества. Когда до Ислама они посещали могилы, то произносили у могил слова язычества. Когда же Ислам крепко утвердился и его постановления стали известны и понятны, пророк  разрешил людям посещение могил, но обговорил это своим словом: «но не говорите того, что может разгневить Аллаха».[166] [«аль-Мажму’» 5/285.]

Сказал имам Ибн аль-Кайим: «Первоначальный запрет был установлен для того, чтобы закрыть двери к язычеству и защитить основы единобожия, а также для того, чтобы удалить из сердец людей привязанность к умершим, возвеличиванию могил и поклонение им. Когда же единобожие крепко утвердилось в сердцах сподвижников, посланник Аллаха  разрешил мужчинам посещение могил в строго установленных рамках шариата. Это для того, чтобы их вера увеличилась, и чтобы они вспомнили следующую жизнь. Итак, запрет на посещение могил был установлен для пользы, также, как разрешение на их посещение пришло для пользы» .[167][ «Игасат уль-Ляхафан» 1/200, а также «Тахзиб ус-Сунан» 9/60.]

Ту же саму причину первоначального запрета на посещение могил назвали также и имамы ханафитского мазхаба.[168][ См. «Зиярат уль-Кубур» имама аль-Баркауи с.23-24; «Мажалис уль-абрар» имама Ахмада ар-Руми с.355-356; «Худжату Ллахи аль-Балига» имама Уалиуллаха ад-Дахляуи 2/38; «Фатх уль-Маннан» с. 489, 493.]

Раздел 4. Для чего шариат узаконил посещение могил, после запрета?

Сказал имам Ибн аль-Кайим: «Шариат узаконил посещение могил для достижения трех (3) целей:

1. Посещение могил напоминает о следующей жизни и является назиданием. Пророк  сказал: «Теперь же посещайте их, ведь это напоминает о следующей жизни».

2. В этом проявление внимания к умершему. Поэтому пророк  узаконил просить у Аллаха прощения, милости и снисходительности за умершего.[169][Обратите внимание на то, что пророк узаконил просить прощение за мертвого, а не у мертвого. А также пророк не узаконил просить у мертвого заступничества перед Аллахом, как делают это могилопоклонники. С кого же они берут в этом пример?!]

3. В посещении могил следование Сунне пророка  и соблюдение тех границ, которые он установил. Этим человек проявляет благо к себе».[170][«Игасат уль-Ляхафан» 1/188.]

Раздел 5. Что нужно делать во время посещения кладбища?

Поприветствовать умерших и попросить за них прощения

На этом сошлись представители всех четырех мазхабов, в том числе и ханафитского.[171][ См. «Фатх уль-Кадир» 2/150; «аль-Бахр ар-Раик» 2/210.]

Бурайда ибн аль-Хусайб рассказывал, что пророк  учил их говорить при посещении могил: «Мир вам верующие обитатели этих могил. Если соизволит Аллах, мы скоро к вам присоединимся. Прошу Аллаха к нам и к вам снисходительности».

(Хадис достоверный; Муслим 975; и др.).

Повернуться в сторону могил во время приветствия и произнесения этой мольбы.

Доводом на это является хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланник Аллаха проходил мимо кладбища Медины, повернулся к нему лицом и сказал: «Мир вам…».

(Хадис хороший из-за подкрепляющих его цепочек; Тирмизи 1053; Табарани в «аль-Кабир» 12613).

И это мнение принадлежит всем четырем мазхабам, в том числе и ханафитскому.[172][11]

Раздел 6. Разрешается ли отправляться в путь в другой населенный пункт для посещения кладбища?

При чтении этого раздела необходимо усвоить один важный момент, который заключается в том, что шариат установил разницу между посещением кладбища своего населенного пункта и совершением поездки в другой населенный пункт для посещения могил.

Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха  сказал: «Отправляться в путь можно только к трем мечетям – к Запретной мечети, к моей мечети[173][Т.е. мечеть пророка в Медине.] и мечети Илия[174][Т.е. мечеть аль-Акса в Иерусалиме.] ».

(Хадис достоверный; Муслим 1397).

Также, Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха  сказал: «Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям – Запретная мечеть, мечеть посланника и мечеть аль-Акса».

(Хадис достоверный; Бухари 1189; Муслим 1397; Абу Дауд 2033; Насаи 699; Ибн Маджа 1409; и др.).

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха  сказал: «Не запрягайте животных, кроме как к трем мечетям – к этой моей мечети, к Запретной мечети и мечети аль-Акса».

(Хадис достоверный; Бухари 1197; Муслим 828; Тирмизи 326; Ахмад 45, 51).

В этих хадисах содержится ясное указание на запрет отправляться в путь из своего населенного пункта в другой для совершения поклонения, будь-то отправляться в мечеть или в какое-либо иное место.

Если же кто-то скажет: «Я хочу поехать в такую-то страну для получения шариатского знания. А требование знания является поклонением, но, исходя из этих слов, я не могу отправиться в путь для приобретения этого знания».

Ответ: это разрешается, так как хоть ты и хочешь поехать в эту страну для приобретения знания, а оно является поклонением, но тебе нужна не именно эта страна, как страна, но едешь ты в эту страну, потому что именно в этой стране есть ученые или нужный тебе университет. Если же ученый переедет в другую страну, или подобный университет откроют в другом государстве, то ты легко поменяешь свое направление, и вместо того, чтобы ехать в первую страну, поедешь во вторую. А запретным в этом хадисе является отправление в путь в другой населенный пункт по причине того, что именно в этой местности есть определенная мечеть, и человек желает совершить намаз или иное поклонение именно в этой мечети. Делать подобное не позволяется, так как мечеть твоего населенного пункта ничем не уступает мечети иного населенного пункта, так как все мечети земли равны друг другу, за исключением трех вышеупомянутых мечетей.

Именно мысль о том, что поклонение в Булгаре более велико по награде, толкает посетителей Булгара на поездку туда. Они считают, что постройки Булгара древние, священные, а, соответственно, и совершение намаза в этих местах достойнее. Многие же из этих посетителей имеют убеждение о достоинстве совершения поклонения в Булгаре из-за наличия там древних могил.

Что же касается поездок для торговли, навещения родственников и т.п., то во всем этом нет проблем, так как здесь не присутствует религиозный мотив. Человек едет к своим родственникам в определенный город не потому, что этот город священный, а просто потому, что именно в этом городе живут его родственники, и если бы они жили в другом городе, то он бы поехал в этот самый другой город.[175][ Общий смысл этого деления можно найти в «Мажму’ аль-Фатауа» 2/186.]

Сторонники поездок в Булгар отвечают на эти хадисы следующим:

«В этих хадисах речь идет о мечетях, а не о могилах , гробницах и священных землях».

Ответ:

1. Хадис Абу Басры аль-Гифари[176][ В «Фатх уль-Мажид» этот хадис приводится со слов Басры ибн Аби Басры аль-Гифари, что является ошибкой, о чем сказал имам Ибн Абдульбарр в «ат-Тамхид» 23/38 и в «аль-Исти’аб» 2/39.] о том, что, однажды, он встретил Абу Хурайру, возвращающимся с пути, и спросил его: «Откуда ты едешь?» Абу Хурайра ответил: «Еду с горы Тур[177] [ Священная гора, на которой Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой.]. Я ездил к ней, чтобы совершить в этом месте намаз». Тогда Абу Басра сказал: «Если бы я застал тебя до того, как ты выехал в путь, то не пустил бы тебя туда, потому что я слышал, как посланник Аллаха  сказал: ««Не запрягаются животные в путь, кроме как к трем мечетям – Запретная мечеть, эта моя мечеть и мечеть аль-Акса».

(Хадис достоверный; Насаи 1429; Малик в «Муатта» 1/108; Таялиси 1348; Ахмад 23848; имам Тирмизи назвал хадис достоверным № 491; а также шейх аль-Албани в «Ахкам уль-Джанаиз» с.287.).

2) Каз’а рассказывал: «Однажды, я собрался поехать на гору Тур, и попросил об этом совета у Ибн ‘Умара, на что он мне сказал: «Разве ты не знаешь, что пророк  сказал: «Не запрягаются животные, кроме как к трем мечетям – Запретная мечеть, мечеть пророка и мечеть аль-Акса», - оставь это и не езжай туда».

(Хадис достоверный; аль-Азракий в «Ахбар Макка» с.304; Хайсами в «аль-Мужма’» 4/4 и Табарани в «аль-Кабир» 13283).

Прочитав эти два сообщения от сподвижников, становится понятным, что запрет на совершение поездок для поклонения не ограничивается лишь мечетями, потому что гора Тур не является мечетью. Несмотря на это, сподвижники запрещали ездить к этой горе для совершения на ней поклонения Аллаху.

Если же они скажут: «В этих хадисах речь идет о мечетях и священных горах и местах, но нет в них запрета на посещение могил и гробниц», то на это мы скажем:

Ответ:

1. Сказал шейх уль-ислам: «В первые века Ислама на могилах не возводились мечети или гробницы. Впервые такое появилось в государстве Бану Буэйх[178] [ В Багдаде.], когда появилась секта каррамитов[179] [ Последователи философов-персов. Больше всего их было среди рафидитов (см. «Бидая уан-Нихая» 11/66).] на востоке и на западе, среди которых множество неверующих безбожников. Их цель состояла в том, чтобы заменить религию Ислам».[180] [ «Мажму’ аль-Фатауа» 27/167, 384.]

Также он сказал: «Первыми, кто начал выдумывать хадисы о достоинстве отправления в путь к могилам и гробницам над ними, были нововведенцы из рафидитов и им подобных».[181] [ «Мажму’ аль-Фатауа» 27/191.]

Также он сказал: «Во времена сподвижников не было могилы, к которой бы люди проделывали путь, или направлялись к ней, чтобы молить Аллаха около нее, или же искать у нее благодати и посредничества. Более того, если сподвижники обнаруживали где-либо могилы пророков, над которыми были возведены постройки, то не оставляли ни одной из этих построек, кроме как сравнивали их с землей. Это потому что эти постройки могли ввести людей в смуту. Даже могилу нашего пророка  они скрыли в его комнате и удалили от нее людей».[182] [ «Мажму’ аль-Фатауа» 27/271.]

2. Также одним из доводов на то, что запрет этих хадисов охватывает не только мечети, но и гробницы и мавзолеи, является то, что это является обычаем времен невежества, обычаем многобожников-курайшитов.

Сказал один из имамов ханафитского мазхаба – имам ад-Дахляуи: «Во времена джахилии люди стремились отправиться к «почетным», как они думали, местам, посещали их, искали от них благодати и совершали на этих местах столько ереси и греха, как это известно. А наш пророк  закрыл двери этому греху, чтобы не смешалось узаконенное поклонение с неузаконенным, а также, чтобы это не стало той причиной, которая приведет к поклонению кому-либо, кроме Аллаха. И истиной является то, что чья-либо могила, или место где поклонялся какой-либо из праведников, а также гора Тур, все эти места одинаковы в том, что запрещено ехать туда для поклонения»[183][«Худжату Ллахи аль-Балига» 1/192.].

Именно поэтому это является мнением имама Малика и его последователей, а также некоторых ханафитов[184][ См. «Худжату Ллахи аль-Балига» 1/543.], шафиитов и ханбалитов.

Сказал один из имамов ханафитского мазхаба – имам аль-Баркауи (981 г/х): «А что касается отправления в путь к местам захоронений, испытывая при этом тяжести пути, и совершая при этом великий грех, то большинство ученых сказало: «Отправление в путь для посещения могил пророков и праведников является нововведением. Подобное не совершали ни сподвижники, ни их последователи. Также этого не приказывал посланник Господа миров , также как это не считал желательным никто из имамов мусульман. Поэтому тот, кто будет иметь убеждение, что данные поездки являются подчинением Аллаху и благим деянием, тот противоречит единогласному мнению мусульман. Тот же, кто имея это убеждение, еще и отправится в путь к этим могилам, то совершит запретное (харам) по единогласному мнению мусульман».[185] [ «Зиярат уль-кубур» с. 18-22.]

Слова этого ханафитского имама говорят о том, что поездки в места, подобные Булгару, являются грехом и запретным деянием.

3. Если является запретным отправляться в путь с целью совершения поклонения в какую-либо конкретную мечеть, кроме трех мечетей, то отправляться в путь к могилам запрещено тем более. Это потому что могилы не имеют никакого преимущества в поклонении над мечетями, более того, мечети имеют в этом преимущество.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!