Конфликт идентичностей как причина модных изменений



Центральное место среди факторов, оказывающих влияние на модные изменения, занимает конфликт идентичностей. Концепция идентичности лежит в основе почти всех базовых теорий моды. Согласно ей идентичность находится в состоянии постоянной трансформации. Это ее качество зачастую применяют для объяснения и исследования скрытых сил, посредством которых новая мода движется вперед. Нестабильность идентичностей, о которой мы говорим во вводной главе, сегодня представляет собой острую мировую проблему. Наша идентичность — это не застывшая бетонная конструкция, ее можно сформировать заново, реконструировать, и зачастую именно мода становится строительным материалом. Все это разнообразие идентичностей, которые смешиваются, принимают ту или иную форму, подражают друг другу или вступают в конфликт, приводит к ускорению социальной трансформации, усиливая влияние модных изменений, играющих важную роль в процессе создания новой идентичности.

Чаще всего конфликт идентичностей наблюдается в момент проблемы выбора из абсолютных противоположностей. Юнг, рассматривавший задачу с психологической точки зрения, утверждал, что одежда одновременно выполняет две одинаково важные функции (Young, 1956). С одной стороны, она стоит на страже нашей целомудренности, а с другой — порождает сексуальность и эротизм. Что еще может точнее охарактеризовать человеческую натуру, чем конфликт между моралью, призывающей к скромности, и нашим ощущением собственной сексуальности? Какой тип поведения мы выбираем в каждый конкретный момент времени и как используем моду, чтобы продемонстрировать свой выбор?

Из главы, посвященной антропологическим теориям моды, читатель узнал о том, что амбивалентность идентичностей — обычное явление в мире, где нестабильные и подвижные культурные категории вынуждают нас постоянно пересматривать значение собственной идентичности. Эксперименты с новой идентичностью, которые мы наблюдаем повсеместно, как правило, являются откликом или реакцией на внешнее давление. Это происходит потому, что модные изменения часто заполняют пустоты, которые образовались из-за конфликта идентичностей, опирающегося на антропологию. Аналогичным образом историки и теоретики перформанса говорят о нестабильных идентичностях, объясняя их существование повышенным давлением, которое ощущается внутри тендерной, ролевой, классовой и статусной конструкций. Результат такого давления — изменения моды. Теория моды как одно из направлений науки о коллективном поведении также называет в числе основных причин развития моды конфликт идентичностей. Центральное место в этой теории отводится колебаниям между стремлением сохранить индивидуальность и не менее сильной тягой быть частью желаемой группы. Модная одежда зачастую выполняет двойственную роль, заполняя разрыв между конфликтующими желаниями — присоединения и отделения.

 

Модой управляет битва за статус

Конкуренция из-за статуса веками была доминирующей и устойчивой моделью поведения в западной культуре. Человек стремится во всеуслышание заявить о статусе, которого, по его мнению, он достоин, или продемонстрировать более высокий уровень, позволяющий удовлетворить представления личности о соответствующем общественном положении и материальном благополучии.

Борьба за статус — это конфликт, который происходит между людьми, находящимися на разных ступеньках социальной лестницы. Чаще всего он проявляется в тех случаях, когда группа людей, уже достигших желаемого уровня статуса, демонстрирует негативную реакцию на вторжение в их границы индивидуумов из более низкого социального слоя. Между теми, кто только добивается какого-либо статуса, и теми, кто уже его добился и старается удержаться на завоеванных позициях, возникает напряженность. Борьба прогрессирует, и это выражается в том, что представители высшего класса все быстрее изобретают новые символы своего статуса, чтобы при их помощи выделиться из массы людей, старающихся их догнать.

Из-за увеличивающегося экономического разрыва между богатыми и бедными мы наблюдаем, что борьба за статус принимает более острые формы, приобретая масштаб глобальной проблемы. Презентация новых моделей модной одежды и других форм демонстративного потребления, таких как чрезмерно дорогие модели часов, разжигает борьбу (вспомните концепцию «ястребов» и «голубей»), что в свою очередь служит толчком к развитию модных изменений. Борьба за статус чаще всего проявляется в социально-экономическом разрезе, однако в исключительных случаях может выходить за его рамки. Например, конфликт социальных статусов заметен в отношениях между теми, кто занимает более высокое положение, и теми, кто чувствует себя дискриминированными или «чужаками». В таких случаях доминирующая группа, как правило, будет яростно защищать свой социальный статус. Это явление подробно описано в работе Таллоч (Tulloch, 1992). Автор анализирует социальное положение темнокожих выходцев из Вест-Индии, которые долгие годы безуспешно боролись за то, чтобы стать полноправными членами британского общества, насквозь пропитанного расовыми стереотипами.

Классики теории коллективного поведения, такие как Таллоч, пришли к выводу, что мода, одежда и другие средства самовыражения, с одной стороны, используются дискриминируемыми чужаками для выражения социального отчуждения, а с другой — напротив, призваны сохранить статус-кво. Подобно бихевиористам, изучающим коллективное поведение, теоретики перформанса, а также антропологи исследуют изменяющиеся типы идентичности и трансформацию культурных категорий. Эти процессы, как правило, приводят к новому позиционированию статуса, последующему разрушению статусных барьеров и новым конфликтам.

Аналогично теоретики кратковременных циклов почти единогласно называют борьбу за статус причиной периодичности и цикличности моделей принятия моды, имеющих выраженные начало, середину и конец. Основу циклической теории Песендорфера составляет идея о том, что люди используют моду, когда стремятся объявить другим индивидуумам, существующим в том же социальном пространстве, о своей принадлежности к определенной социальной группе (Pesendorfer, 1995), Коэльо и Макклюр в свою очередь говорили о том, что мода — это базовая форма маркировки статуса (Coelho, 1993). И разумеется, мы не можем не упомянуть здесь экономиста Веблена, который в своей работе о праздном поведении привилегированных классов утверждал, что мода служит дифференцирующим признаком, подчеркивающим классовые различия (Veblen, 1899).

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!