Как меняется мода: сплетая нити



 

 

Напоминаем читателю, что мода состоит из изменений. Без движущей силы, которая направляет эти изменения, мода перестала бы существовать. Мы посвящаем эту книгу анализу теорий, формулирующих, что же заставляет моду эволюционировать и двигаться вперед. Необходимо помнить, что результаты этого развития сопровождают человека от самого рождения до последних дней жизни. Чем мы занимаемся, что мы есть и как выглядим в глазах окружающих — все пребывает в состоянии постоянной эволюции, направляемой скрытой силой, сущность которой необходимо понимать профессионалам, работающим в сфере моды. В книге мы подробно рассматриваем различные точки зрения, представляющие наибольший интерес для современной науки. Эти теории оказываются одинаково полезными как для теоретиков моды, так и для практиков, когда и те и другие сталкиваются с необходимостью анализа и прогнозирования модных процессов.

Обзор теоретических концепций, представленный в данной книге, позволяет посмотреть на процесс изменения моды под разными углами зрения. Наиболее яркой метафорой в данном случае может служить ограненный бриллиант: мы можем изучить каждую его сторону в отдельности, а можем взглянуть на него целиком — и в играющих всеми цветами радуги гранях увидим точку пересечения, в которой сходятся все рождающиеся в его глубине лучи. Нечто подобное происходит с каждой из концепций модных изменений. В сущности, большинство упомянутых нами теорий демонстрируют безукоризненную логику, если рассматривать их по отдельности. Но присмотревшись, увидим, что в основе лежат ключевые элементы, заимствованные из других теорий. В этой главе мы не ставим цель отобразить некую унифицированную теорию моды, хотя такие попытки предпринимались ранее другими авторами (Miller, 1993). Вместо этого мы пытаемся наметить среди множества различных представленных в книге теорий основные направления исследований, структура которых позволяет предположить наличие общей основы. Мы завершаем наш анализ теорий, описывающих природу модных изменений, перечислением наиболее выдающихся направлений, соединяющих множество работ и являющихся ключом к пониманию модного поведения. К ним можно отнести непрерывный поиск новизны, конфликт идентичности, свойственное человеку подражание и стремление заявить о своем статусе.

 

Бесконечный поиск обновления

В одной из глав данной книги, посвященной психологическим предпосылкам, направляющим модные изменения, мы знакомим читателя с фрейдистской теорией. Суть ее заключается в том, что подсознательная сексуальная энергия, которая заключена в Оно и называется либидо, составляет часть человеческой сущности и проявляется на практике в том, что вынуждает нас постоянно стремиться обновиться внешне. Думаем, читатель помнит утверждение Валери Стил о том, что в основе этого феномена лежит «желание рассматривать» (Steele, 1985). С точки зрения психологии именно поэтому человек испытывает неутолимую страсть к обновлению, стремясь быть всегда модным.

Наверняка заметно влияние фрейдистской теории и в той из глав, где мы говорим о моде, эволюционирующей под влиянием изменчивых отношений между пропорциями тела и костюмом. Валери Стил (Steele, 1997) выдвинула гипотезу, что скрытая сила, управляющая изменениями восприятия тела, является все тем же стремлением к поиску обновления, обусловленным либидо, о котором говорил Фрейд. Эти изменения впоследствии приводят к поиску дизайнерами новых конструкций одежды. Соглашаясь со Стил, Энн Холландер также называла сексуальность стимулом, под влиянием которого человек снова и снова пересматривает взаимоотношения между своим телом и костюмом (Hollander, 1975). Поиск других возможных связующих звеньев между фрейдистской теорией и теорией моды приводит нас к работам Кребера (Кгоеber, 1919). Проведя антропологический обзор развития цивилизации, он обнаружил таинственную периодичность смены стилей. Что вызывает медленное, но неуклонное развитие моды, если не бесконечное стремление к новизне? Несмотря на то что ученый никогда не утверждал это прямо, описанный им процесс развития стиля на протяжении десятилетий недвусмысленно говорит о продолжительной перестройке взаимоотношений между формами тела и дизайнерскими решениями. Кроме того, мы отмечаем, что многие из концепций, посвященных кратковременным модным циклам, например теория Робинсона (Robinson, 1975), рассматривают стремление к новизне как основополагающую силу зарождения, развития и упадка жизненных циклов модных продуктов. И наконец, нельзя не указать на взаимосвязь между стремлением к новизне и одним из важнейших явлений нового тысячелетия — Всемирной паутиной. Интернет предоставляет нам необъятное море свежих идей обновления облика, которые воздействуют на наше либидо, ускоряя развитие моды.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!