История костюма в новом тысячелетии



Современная история костюма стала объектом разностороннего исследования, в котором задействованы теория и методы других наук. Ее предметом стали не только стили, актуальные в прошлом, но сама сущность процесса модных изменений. На смену существовавшим ранее различным подходам — анализу артефактов, которым оперировали музейные кураторы, и изучению социально-экономического развития, к которому обращались в научном сообществе, — пришли детальные исследования. Они посвящены изучению интегрированной роли стиля и костюма, которая заключается в том, чтобы служить проводником, а нередко и инициатором социальной и культурной трансформации. Образцы методологических и теоретических подходов, представленных в этой главе, не следует воспринимать как источник исчерпывающей информации, поскольку они выступают скорее в качестве отправного пункта, позволяя понять, в каком направлении следует работать с историей костюма в новом тысячелетии. Основные позиции этих теорий в кратком изложении читатель найдет ниже. 

 

Краткий обзор теоретических подходов к истории костюма

Материальная культура

Материальные подходы к истории костюма предполагают систематический подход, который начинается с подробного описания объекта материальной культуры и его исследования. Затем следует аналитическая стадия, в ходе которой физические характеристики артефакта при помощи дедуктивного метода связываются с образом мышления человека. Завершается этот подход интерпретацией костюмного артефакта, когда определяются заключенные в нем фундаментальные образцы убеждений и ценностей, актуальные для того временного периода и той культурной среды, когда данный артефакт был впервые изготовлен и где жил его первый владелец. Такой подход к истории костюма базируется на предположении о том, что объекты, изготовленные человеком, выполняют метафорическую функцию, выражая осознанную и бессознательную модель организации реальности и мира идей.

 

Культурная идентификация

Концепция культурной идентификации представляет собой систематический подход к пониманию того, каким образом направления стиля, текстиль и отделка, а также целые детали костюма одной культуры адаптируются к эстетике и образцам костюма другой. Изначально метод основывался на четырехступенчатой поступательной модели, разработанной Ирекосимой в соавторстве с Эйчер (Erekosima, 1981). Впоследствии эта модель была протестирована и переработана, в результате чего на свет появилась более гибкая методика, сохранившая базовую концепцию о постепенной интеграции внешнего влияния в существующую традицию костюма. Данный процесс требует времени, при этом имеет место творческая переработка, которой подвергаются как существовавшая ранее традиция костюма, так и новая тенденция, пришедшая извне.

 

От функциональности к моде

Функциональная одежда, созданная для специфической работы или предназначенная для отдыха, часто выходит за рамки своей утилитарности и становится модной. Понимание этого процесса и прогнозирование тенденций такого рода подразумевают осознание значимости функциональной одежды как для тех, кто занимается тем или иным видом работ или спорта, так и для тех, кто выступает в качестве зрительской аудитории. При этом отметим взаимное влияние: по мере того как функциональная одежда входит в моду, мода начинает оказывать влияние на дизайн функциональной одежды, и наоборот. Например, с тех пор как удлиненные шорты для занятий баскетболом превратились в модный тренд, шорты, входящие в комплект униформы для профессиональных и любительских баскетбольных команд, также претерпели изменения. Это же произошло и с ковбойской одеждой, которую мы также рассматривали в данной главе: с тех пор как бутафорский наряд стал более ярким, костюм рабочего ковбоя также пополнился декоративными элементами.

 

Ролевая, или статусная, двойственность

Данный подход к истории костюма основывается на социологической предпосылке, выдвинутой Фредом Дэвисом (Davis, 1992). Эта предпосылка заключается в том, что модные изменения имеют непосредственное отношение к амбивалентности понятий и ощущению двусмысленности относительно действительной или желаемой роли. В таком социальном контексте модные средства выражения становятся средством осознания пока еще не определенной или не сформировавшейся роли или статуса, где более быстрые стилевые изменения костюма ассоциируются с теми социальными идентичностями, которые пребывают в состоянии трансформации или являются объектом полемики.

 

Зтноистория

Данный подход к истории костюма, по существу, вносит вклад в методологию исследований. Он подчеркивает необходимость использования инструментария одновременно исторического и этнографического подходов. Основанный на мультидисциплинарных методах, а также включенном наблюдении, исследовании исторических документов и артефактов и этнографическом интервью, этот подход применяется историками костюма для реконструкции культурно-исторического контекста модных изменений в различных сообществах.

 

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!