Проблема ответственности писателя



«Я лиру посвятил народу своему», - писал Н.Некрасов в одном из стихотворений. Служение народу было нравственной обязанностью русских писателей.

С.Довлатов размышляет  в своем тексте  над проблемой  высокой ответственности писателя перед соотечественниками.

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, автор знакомит нас с письмом, полученным из России писателем-эмигрантом. Это письмо заставило адресата задуматься о благородстве, о Родине, о своем долге перед соотечественниками.

По мнению С.Довлатова, долг писателя, вынужденно оказавшегося вдали от родины, – рассказать о своих соотечественниках, о том, чем живёт его страна.

Я согласен с авторской позицией. Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России». Все лучшие произведения, созданные Буниным в эмиграции были о России. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» он воссоздает прошлое России. Это произведение – одно из замечательных явлений русской литературы. Ив 1933 году писатель получает Нобелевскую премию за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы.

Родившиеся в России навсегда связаны со своей страной. Мы впитываем дух родной земли, ее истории, ее славных побед и горьких поражений. Помните, у Цветаевой: «Всяк дом мне чужд…» И только рябина у дороги дорога, потому что она связана с родиной.

 

Отцы и дети

«Проходит время, и солнце светит. Ах, как нежданно взрослеют дети!» –

писал Р. Рождественский.

Е.Кореневская ставит  в своем тексте проблему взаимоотношения отцов и детей.

Размышляя над этой актуальной проблемой, автор обращается к письму, полученному редакцией от пожилого москвича. Автор письма пишет о своем неприятии манер, культуры современных подростков, в том числе, и собственного внука. Считая проблему отцов и детей вечной, публицист напоминает нам о романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», обращает наше внимание на стремительные изменения, происходящие в современную эпоху, которые невольно приводят к тому, что различия в мыслях, образе жизни, интересах поколений становятся более заметными.

По мнению Е.Кореневской, отцы и дети должны научиться уважать взгляды и нравы друг друга, и тогда пропасть между поколениями исчезнет.

Я согласен с авторской позицией, потому что и сам часто сталкиваюсь с непониманием со стороны родителей. И музыку они слушали не такую, и одевались не так… Пытаясь избежать конфликтов, я предлагаю им послушать свои любимые мелодии. И оказывается, что они звучат не хуже, чем двадцать лет назад. В общем, я пытаюсь убедить родителей, что мои вкусы и манеры не противоречат тому, что было раньше. Мудрый Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» на примере семьи Болконских показывает нам, что все, заложенное родителями, перенимают дети. Если старый князь - деятельный, благородный человек, то и в сыне сумел воспитать чувство долго, понятие чести. В отличие от семьи Курагиных, где о нравственности не думали.

Родители и дети – единое целое. Любовь и взаимопонимание должны лежать в основе взаимоотношений.

 

Проблема любви и дружбы

Что такое истинная любовь и истинная дружба? Этот вопрос задает Е. Сикирич в прочитанном мною тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, публицист размышляет об истинной Любви и Дружбе как благословении, которое дается свыше. И дано оно будет тому, кто способен преодолевать свой эгоизм, кто прежде всего думает о любимом человеке.

По мнению Е.Сикирич, истинная Любовь и истинная Дружба – высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека.

Я согласен с авторской позицией. Мы читали стихотворение В.Высоцкого «Песня о друге». Лирический герой стихотворения предъявляет требования к настоящему другу, человеку, который не предаст в трудную минуту, выдержит все испытания, преодолеет с тобой вместе все препятствия, разделит радость победы.

Читая роман «Война и мир», мы видели, как развивались отношения Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Он уже знал, что любит ее, но не смел признаться в этом, потому что считал себя ее другом. А она в минуты отчаяния нуждалась в сочувствии, в дружеской поддержке. И она получила ее от того человека, с кем в будущем разделит судьбу.

По-моему, счастлив тот, кто способен дружить и любить..

 

Проблема бережного отношения к языку

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - такое завещание оставил нам великий русский писатель И.С.Тургенев в стихотворении «Русский язык».Проблема бережного отношения к русскому языку звучит в тексте С.Казначеева.

 Вопрос, волнующий автора, безусловно, актуален. В течение нескольких веков проблема развития и сохранения языка находится в центре внимания писателей, критиков, общественных деятелей - всех, кому небезразлична судьба родного языка, русской культуры, письменности. Публицист рассматривает данную проблему на примере вторжения в русские слова латинских и иных графических символов. Он приводит примеры присутствия чужеродных букв в обычных словах: «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и других.

По мнению С. Казначеева, «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, порче языка, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций.

Трудно не согласиться с мнением автора. Использование иноязычных элементов должно быть разумным, обоснованным, должно служить обогащению языка. Основу любого языка составляют исконные компоненты, но развитие и обогащение языка и культуры в целом происходит за счёт разных факторов, в том числе и за счёт заимствований. Я считаю, что использование иностранных слов в родном языке оправданно только в том случае, если нет эквивалента. С засорением русского языка заимствованиями боролись многие наши писатели. М.Горький указывал: «Затрудняет нашего читателя втыкание в русскую фразу иностранных слов». А.Ахматова в стихотворении «Мужество» дает клятву сберечь великого русское слово для внуков.

Однако не всегда замена заимствований исконными словами выигрышна для языка. Например, в пушкинскую эпоху иностранные слова были запрещены. Адмирал А.С.Шишков, занимавший какое-то время пост министра просвещения, предлагал заменить слово фонтан придуманным им неуклюжим синонимом – водомет. Упражняясь в словотворчестве, он изобретал замены заимствованных слов: предлагал говорить вместо аллея - просад, бильярд – шарокат, кий заменял шаротыком, а библиотеку называл книжницей. Для замены не понравившегося ему слова калоши он придумал другое – мокроступы. Такая забота о чистоте языка не может ничего вызвать, кроме смеха и раздражения современников.

Человек, заботящийся о сохранности языка, должен помнить слова А.Н.Толстого: «Там, где можно найти коренное русское слово, - нужно его находить»

Пути достижения цели.

Существует распространенное мнение: для достижения цели все средства хороши. Всегда ли эти средства и сама цель благородны, этичны? Передо мной размышления А.Сухотина на острую, животрепещущую тему. В данном тексте затронута очень серьёзная проблема: какой путь надо избрать для достижения своей цели?

Публицист рассматривает интересующий его вопрос на примере соотношения лженауки и истинной науки, лжеученых и подлинных ученых. Изучая проблему, публицист приходит к выводу, что на пути к истине, на пути достижения цели человек может заблуждаться, совершать ошибки, выдвигать гипотезы. Даже если этот человек не прав, его нельзя назвать псевдоученым. Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Она относится, прежде всего, к категории нравственных, этических проблем.

По мнению А.Сухотина, настоящий исследователь должен оставаться во что бы то ни стало честным, порядочным, а не поддаваться соблазну «дешёвой славы».

    Нельзя не согласиться с мнением А.Сухотина. Если человек для достижения цели избирает ложный путь, путь тщеславия, обмана, расчёта, эгоизма, то его дело, без сомнения, будет обречено на провал. Так, в 2005 году в средствах массовой информации часто сообщали об известном корейском учёном в области клонирования и медицины стволовых клеток Хване. Хван подделал результаты своих экспериментов и отчеты о них, опубликованные в журналах. Что руководило этим человеком? Желание сделать открытия в науке или всё же получить славу учёного, которому впервые успешно удалось клонировать собаку и стволовые клетки человеческих эмбрионов? Мы помним, как иронично относились мы к Алхимику, герою повести М.Горького «Детство».

 В конце прошлого, двадцатого века, на экранах телевизоров часто появлялись чудотворцы типа А.Чумака, А.Кашпировского. Разве не было в этом массового внедрения лженауки и, как следствие, массового одурманивания людей? Я думаю, что подобные медики, «психотерапевты» вряд ли руководствуются благородной целью. К сожалению, их так много, что эта проблема выросла до государственных масштабов. Несколько лет назад Российская академия наук организовала Комиссию по борьбе с лженаукой.

   В заключение хотелось бы отметить, что настоящий успех любой области знания, деятельности, любого вида искусства определяется всё-таки, на мой взгляд, нравственными принципами, этическими нормами людей.

 

Проблема связи поколений.

В прочитанном мною тексте В.П.Астафьев размышляет над  проблемой связи между поколениями.

Герой В.Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями. Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания. Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.

По мнению писателя, фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времен.

Я согласен с авторской позицией в том, что память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Вспомним героя повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Желткова. Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью.

У каждого человека должна быть сокровенная вещь из прошлого, которая поможет ему сохранить связь между поколениями и передать память своим детям и внукам.

Проблема потребности в доброте.

Какой смысл мы вкладываем в слова: «Дарите радость людям?»  Е.Кочнева в прочитанном мною тексте поставила  проблему потребности человека в животворящей силе добра и любви.

Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, публицист рассказывает о том, как детские впечатления могут повлиять на дальнейшую жизнь человека. Героиня Е.Кочневой, неуверенная школьница, испытывающая одиночество, поверила в себя, когда получила в подарок розу и открытку с трогательной надписью. Не подписавший послание человек совершил чудо. Эта проблема актуальна и потому, что нередко каждый из нас нуждается в такой поддержке.

По мнению публициста, «чудное мгновение» изменило жизнь героини, и эта перемена – красноречивое свидетельство могучей, поистине волшебной силы добра.

Не могу не согласиться с авторской позицией, так как среди моих сверстников есть люди, которые мечтают обрести друзей, но порой наталкиваются на равнодушие. В результате замыкаются в себе. Им трудно жить. Ведь каждому необходимо общение, доброе слово. Помню, в детстве я читал повесть Крапивина «Всадники на станции Роса». Её герои умели дарить радость людям. И я учился у них благородству, умению уважать людей, дружить.

  Сделать кого-то счастливым – это один из лучших способов сделать счастливым и свой день. Это может улучшить мир вокруг нас.

Проблема милосердия

"Упражняется ли милосердие в нашей жизни?" - задает нам вопрос Д.Гранин, с самого начала заявляя актуальную для него проблему и приглашая читателя задуматься: действительно, "есть ли постоянная принуда для этого чувства?".

  Писатель приводит в качестве примера цитату из стихотворения А.С. Пушкина "Памятник", в последней строке которого Д. Гранин видит "прямой призыв к милосердию". Автор утверждает, что именно Пушкин положил начало развитию темы "милости к падшим" в таких произведениях, как "Пир Петра Первого", "Капитанская дочка", "Выстрел", "Станционный смотритель", позднее же эта тема получила продолжение в творчестве "Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова".

Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе - "необходимость настоятельная, труднооценимая", он обращается к традициям русской классической литературы, чтобы проследить развитие темы милосердия и сострадания от Пушкина до наших дней.

  Я согласна с автором в том, что сегодняшняя литература должна осознать необходимость воспитания чувства сострадания, "возвращения к нему" в современном мире, ставшем более жестоким с течением времени. Чтение русской классической литературы - прекрасный способ эстетического и духовного воспитания, самосовершенствования человека как личности и как члена общества. Особое внимание, как мне кажется, необходимо уделять изучению русской литературы в школе, поскольку именно в детском, юношеском возрасте закладываются основы нравственности и морали и от этого зависит, каким человек будет в дальнейшем, какой жизненный путь он выберет.

   Однако я не вполне принимаю гранинское прочтение образа Сонечки Мармеладовой, героини романа Достоевского "Преступление и наказание". Гранин представляет ее как одну из множества "сирых" и "убогих", включает в ряд персонажей, к которым в произведениях русских классиков проявляется сострадание. Но у разных авторов - разные взгляды и разные образы героев, и это надо учитывать. Если в "забитом ничтожнейшем чиновнике" - станционном смотрителе - мы, несомненно, видим "человека с душой благородной, достойной любви и уважения", то в образе Сони Мармеладовой, как мне кажется, читатель "открывает" прежде всего не "оскорбленную, сирую, убогую, несчастную" девушку, а человека удивительной души - щедрой, всепрощающей, способной к бескорыстной христианской любви, человека необычайно сильного духовно и безгранично верящего в добро и справедливость. Соне не нужно милосердия со стороны окружающих, ибо она сама - воплощение милосердия и любви к ближнему.
Итак, литература наша действительно не имеет права "отказаться от пушкинского завета", особенно сейчас, когда "век" вновь обещает быть "жестоким".

Роль музыки

 «Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

Передо мной фрагмент повести, в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека. На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…».

Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины. 

        В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.

Умение вести спор.

Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному. Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире.

Л.Павлова очень точно подмечает, что существует множество разновидностей вести спор и что каждый выбирает тот способ, который считает наиболее приемлемым для себя. К сожалению, не всегда это положительно сказывается на успехе обсуждения проблемы. Автор уважительно относится к полемистам, проявляющим внимание друг к другу, умеющим не только говорить, но и слушать. В то же время Павлова с иронией говорит о «горе-спорщиках», использующих якобы любые средства для того, чтобы доказать собственную правоту.

По мнению публициста, важно не только то, что ты говоришь, но и то, как ты говоришь! Спор – это то же искусство, и для того, чтобы ему научиться, требуется не меньше времени, чем, скажем, для изучения всех законов живописи или музыки.

Невозможно не согласиться с автором данного текста: проблема этики в споре – это проблема злободневная, от её решения зависит очень многое. Я знаю одного непревзойдённого оратора (да и кто его не знает!) Остап Бендер, герой «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, был авантюристом, но авантюристом высочайшей марки. Его способность убедить своего оппонента в чём угодно, не нарушая при этом правил этики, поражает наповал.

А вот пример абсолютно противоположного: недавно я стал свидетелем того, как спорили две подруги (предмет спора я сейчас даже не вспомню), начиналось всё с мирного разговора, а закончилось потасовкой. Причиной драки послужило произнесённое одной из девушек оскорбление, её подруга не захотела оставаться в долгу.

Оба приведенных мной аргумента ещё раз доказывают, как важно для оппонента проявлять в споре внимательное и уважительное отношение друг к другу. Только такой спор бывает плодотворным.

 

Проблема родительской любви

   Почему мы не всегда понимаем наших родителей? Почему стыдимся проявления их глубоких чувств к нам?

В своем тексте Н.Аксенова ставит  проблему непонимания детьми самоотверженной родительской любви.

  Автор с горечью отмечает, что очень часто дети проявляют душевную черствость, даже жестокость по отношению к самым родным и любящим людям. Героиня текста ведет себя "подчёркнуто холодно" со своим отцом, стыдится его. Самого близкого человека называет "этот нелепый человек с красным носом", "клоун с дурацкой гармошкой". Героиня, жалея саму себя, вынуждена нести "тяжкий крест отцовской несуразности". Силу отцовской любви девочка поняла, когда, рискуя жизнью, он предпринимает все возможное для спасения дочери.

  Н.Аксенова считает, что без осознания ценности родительской любви невозможно достичь понимания.

    Я полностью согласна с автором текста. Осознание родительской самоотверженной любви приходит иногда слишком поздно, когда уже нельзя попросить прощения и улыбнуться в ответ. Это чувство раскаяния испытано героиней текста: "Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать". И дети выросшей героини рассказа с недоумением смотрят на нее, не понимая свою мать. 

Память обычно сохраняет счастливые радостные моменты жизни. Мне приятно вспоминать улыбающиеся лица своих родителей, думать об этом, писать. Но я знаю, что мой отец не забудет резких слов, которые я говорил ему много раз, я знаю, что моя мама остро переживает из-за перепадов моего настроения. Мои родители любят меня всем сердцем, терпеливо перенося трудности моего взросления.

Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова "Старший сын", где автор показывает отношения детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку - отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку. "Вы все - мои самые лучшие дети", - растроганно говорит отец, обнимая и "старшего сына".

  Мы должны относиться к своим родителям так, чтобы на жалеть и не раскаиваться, как героиня текста, когда буде поздно. Для этого недостаточно послушания и уважения, для этого необходима наша бескорыстная и самоотверженная любовь.

 

 

О природе.

Кто-то из великих сказал: «Жизнь природы есть непрерывное творчество». И.Акимушкин поставил  в прочитанном мною тексте проблему величия природы.

  Вместе с публицистом мы сравниваем творения рук человека с тем, что создано природой. И понимаем: даже семь чудес света уступают разнообразию и неповторимости животного и растительного мира, таинственности природных явлений. Над вопросом о величии и могуществе природы размышляли М.В.Ломоносов, А.А.Фет, И.А.Бунин и многие другие поэты, ученые, мыслители.

По мнению И.Акимушкина, величие природы заключается в том, что она постоянно творит чудеса, способные поразить человека.

Трудно не согласиться с авторской позицией, ведь даже в мечтах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. Читая стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», мы соглашаемся с поэтом в том, что она способна говорить, что она обладает душой и языком, она свободна и величественна. Каждый из нас хотя бы один раз в жизни видел чудо природы. А чем еще можно считать радугу, раскинувшуюся коромыслом над городом после дождя?! Нерукотворный мост перекинулся с одного берега реки на другой и вызывает чувство восторга.

Мне кажется самое удивительное в том, что грандиозные вещи, создаваемые человеком, делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром.

 

 

О роли А.С.Пушкина.

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

свою раскованную речь,

свою пленительную участь -

как бы шаля, глаголом жечь, -

читаем мы в стихотворении Евгения Евтушенко. Эти строки созвучны проблеме, которую поставил  в прочитанном мною тексте И.А.Гончаров, - роли А.С.Пушкина в творчестве русских поэтов и писателей.

Будущий писатель вспоминает, какое яркое впечатление произвела на него встреча с А.С.Пушкиным на лекции по русской литературе в университете. Споры о древнерусской литературе как истоке поэзии и прозы русской классики формировали мастерство студентов факультета словесности, заставляли задуматься о о бережном отношении к тому, что создано предшественниками. Тем более, что уникальность произведений эпоса поддерживалась великим русским поэтом. О влиянии А.С.Пушкина на последующую литературу писали Н.В.Гоголь, А.Т.Твардовский и многие другие мастера слова.

    По мнению И.А.Гончарова, Творчество А.С.Пушкина во многом повлияло на литературное и эстетическое образование писателей и поэтов.

  Трудно не согласиться с авторской позицией, прочитав воспоминания о поэте, написанные его современниками и литераторами двадцатого века. Пророком назвал поэта Ф.М.Достоевский в своей знаменитой речи, произнесенной на заседании Общества любителей российской словесности. Его стихами восхищались лицейские друзья, к его творчеству обращались поэты Серебряного века.

Зеркалом русской стихии, отразившим душу России, назвал его Николай Рубцов. И очень дороги нам строки из стихотворения А.Дементьева «А мне приснился сон». И в этом сне Пушкина спасают его друг Соболевский, Натали и Данзас.

  Я думаю, что на протяжении многих столетий у Пушкина будут учиться поэты и писатели.

 

Проблема истинного и ложного патриотизма.

  Как различить истинный и ложный патриотизм? Над этим вопросом размышляет Л.Н.Толстой в прочитанном мною отрывке из романа «Война и мир».

  Чтобы привлечь внимание к анализируемой проблеме, Толстой противопоставляет капитана Тушина, вежливого, стеснительного, но храброго офицера, Долохову, для которого очень важны личные заслуги и желание, чтобы его заметили. Французы захватили Смоленск, и жители не желают оставлять «добро» врагу. Крестьяне создают партизанские отряды. А в светском салоне Петербурга все по-прежнему: те же приемы и вечера, пустые разговоры о том, что Отечество в опасности. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны. Актуальность проблемы можно подтвердить тем, что её поднимали на страницах своих произведений многие писатели, историки, публицисты, среди которых А.С.Пушкин, К.М.Симонов, Д.Волкогонов.

По мнению Л.Н.Толстого, истинный патриотизм есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.

     Я согласен с авторской позицией, потому что гражданские чувства побуждают людей совершать поступки, направленные на улучшение жизни в обществе, на помощь другим людям. Так было в годы войны, так происходит и в наше время. Из публикаций, телепередач мы узнаем о деятельности волонтерских отрядов, которые оказывают помощь престарелым и детям-сиротам, инвалидам. Деятельное сочувствие и сострадание и есть истинный патриотизм. Роман Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место. События романа разворачиваются под Сталинградом. В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров. От народа-патриота зависит судьба Сталинграда и всей России.

Я думаю, что патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. 

 

Роль личности в истории.

Какую роль играет личность в истории? Над этим вопросом размышляет Л.Н.Толстой в прочитанном мною отрывке из романа «Война и мир».

Вместе с писателем мы становимся свидетелями исторического и судьбоносного Бородинского сражения и наблюдаем за поведением командующих армиями: М.И.Кутузова и Наполеона. Писатель подчеркивает отрицательные черты французского императора: его равнодушие к судьбе солдат, его самолюбование и излишнюю самоуверенность. И, наоборот, в образе Кутузова мы видим веру в армию, в солдат, боль полководца, понимающего всю трагедию происходящего. Актуальность проблемы можно подтвердить тем, что её поднимали на страницах своих произведений многие писатели, историки, публицисты, среди которых А.С.Пушкин, К.М.Симонов, Д.Волкогонов.

По мнению Л.Н.Толстого, на ход исторических событий способна влиять личность, которая понимает дух войска, верит в свою армию, в свой народ.

Я согласен с авторской позицией, потому что, изучая героические страницы истории России, мы видели, как самоотверженно защищали нашу землю во все времена русские воины. Достаточно вспомнить дружину Дмитрия Донского, ополчение под предводительством Минина и Пожарского. Исторические деятели вели за собой народные массы. В романе В.Карпова «Маршал Жуков» показан великий полководец, сыгравший огромную роль в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне. Гениальность его в том, что он оценил силу и мощь народа, который жизни не пожалеет для освобождения Отечества. 

  Фильмы и книги о войне, написанные писателями-участниками боевых сражений, ещё ярче подтверждают мысли Л.Н.Толстого.

 

Любовь к Родине

  Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты ощущать себя защищенным, нужным. Над проблемой патриотизма русского народа размышляет Е. Воробьев.

    Автор рассказывает о телефонисте Федосееве, который никогда не видел Москву. Но после того как ему удалось побывать в этом удивительном городе, Федосеева охватило чувство гордости за то, что он защищает такую столицу.

      По мнению Е.Воробьева, любой русский человек готов встать на защиту нашей Родины. «Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!» – пишет Воробьев.

Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что русские люди – патриоты. Во время войны солдаты готовы были пожертвовать свей жизнью, лишь бы сохранить независимость России.

    Данная проблема нашла отражение в творчестве Л.Н. Толстого. Главная тема романа «Война и мир» – подвиг русского народа в войне 1812 года. Русские люди грудью встали на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, крестьян и лучшую часть дворянства. Так, Пьер Безухов на свои средства снарядил тысячу ополченцев, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона или погибнуть самому. Чувство родины, патриотизма пронизывает весь цикл «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит главные черты, составляющие силу русского народа. Толстой воспевает стойкость и мужественность простых людей, готовых отдать свою жизнь ради независимости родной земли.

      Таким образом, я пришла к выводу о том, что патриотизм – это самое благородное и возвышенное чувство.

 

Проблема нравственной ответственности человека за свои поступки и слова.

 

  В прочитанном мною тексте И.Серков ставит  проблему нравственной ответственности человека за свои поступки и слова.

   Автор, анализируя статью в журнале, в которой говорилось о том, что россияне избавились от предрассудков и ханжества, заостряет внимание на том, что в современном обществе страшны не сами предрассудки и ханжество, а то, что мы остаемся равнодушными к их проявлениям. Публицист заостряет внимание на том, что мы привыкли говорить красивые, высокие слова, но далеко не всегда воплощаем в жизнь свои благородные помыслы. Он предлагает нам подумать над тем, как мы воспринимаем эти понятия и приводит отрывок из письма А.С.Пушкина Чаадаеву. И мы вдруг узнаем, что великий поэт под предрассудками понимал «рассудок», «рассудочность», возможность разумом оценивать поступки людей. Да и ханжество может быть положительным качеством, если побуждает человека совершать добрые дела. Автор статьи озабочен тем, что высокие понятия долга и чести, совести и служения народу не укореняются в нашем обществе. Он считает, что нужно бороться не с ханжеством, а с откровенным пренебрежением к проблемам общества. Именно это он называет «предрассудками». Ведь проще всего объявить, что «благородных помыслов и честности не существует в природе», и заботиться только о своей выгоде. Говоря о ханжестве, И.Серков противопоставляет различное понимание «благородных дел» у нас в России и на Западе, где общественное мнение настолько высоко, настолько действенно, что богатому человеку просто нельзя не заниматься благотворительностью.

   По мнению И.Серкова, человек без предрассудков – «сверхчеловек» - гораздо опаснее ханжи.

    Я согласен с авторской позицией, ведь предрассудки и ханжество заставляют человека считаться с общественным мнением, заниматься благотворительностью, совершать благородные поступки. Правда, в русской литературе мы сталкивались с ханжеством как проявлением дикости и лицемерия. Изучая драму А.Н.Островского «Гроза», мы отмечали как отрицательную черту Кабановой ее ханжество. Кулибин говорит о Кабановой, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Значит, ханжой управляет желание казаться лучше, чем он есть на самом деле. Однако понятно, что ханжество не является общественной проблемой, потому что рано или поздно неискренность человека обернется против него самого. А истинной проблемой современного общества является отсутствие у граждан «благородных дел и честных решений» и бездушное отношение к людям. Мы безразличны к окружающим нас людям. «Моя хата с краю…» - сейчас так говорят редко, но поступают именно так, не желая ни о чем думать, кроме собственных проблем. В романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит о москвичах, что они такие же, как и те, кто жил две тысячи лет назад, только «квартирный вопрос» их испортил.

   Я думаю, что человек должен стремиться проявлять свои лучшие качества.

Как избавить мир от пакости.

Как избавить мир от пакости? Над этим вопросом размышляет В.П.Астафьев в прочитанном мною тексте.

Вместе с писателем мы пытаемся определить, какое место пакостники занимают в нашей жизни и насколько они портят окружающий мир. А кого мы называем пакостниками? Ответ на вопрос находим в словаре В.И.Даля и ещё раз убеждаемся в том, что такие люди в нашем обществе есть. Самое обидное, что они чувствуют себя вольно и раскованно. Им доставляет удовольствие разрушать чью-то жизнь. Мы можем не видеть их, но грязные подъезды, разрушенные цветочные клумбы, детские горки и песочницы напоминают о них ежедневно. Они, как гайдаровский Мальчиш-Плохиш, радуются следам своих мерзостных деяний. Актуальность проблемы подтверждается тем, что её поднимают на страницах своих произведений писатели и публицисты разных эпох: Н.В.Гоголь, М.Горький, Д.Гранин.

По мнению В.П.Астафьева, избавить мир от пакости может власть и народная сила.

Я поддерживаю позицию автора и также думаю, что от каждого из нас зависит, в каком мире мы будем жить. Культура поведения окружающих во многом зависит от менталитета. Дали отпор человеку, который оскорбляет всех употреблением ненормативной лексики, напомнили молодому человеку в транспорте о необходимости уступать место пожилым людям, заставили посадить цветы того, кто затоптал их, - и нарушитель задумается над своим поведением. А если замечание получило одобрение (а не равнодушие) окружающих, то «пакостнику» и деваться некуда. Я вспомнил удивительную сказку А.Экзюпери «Маленький принц». Помните твердое правило героя сказки? Встал утром рано, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету. Мне кажется, что правило это должно стать нормой жизни для каждого жителя Земли, от рядового до руководителя, от ребенка до старика. И тогда не придется страдать от зла, разорения, всякой другой «пакости», как жителям города Глупова, который показал в «Истории одного города» русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.

  В.П.Астафьев еще раз заставил задуматься над тем, что люди должны считаться со всеми, кто живёт рядом, уважать друг друга, не разрушать красоту, не причинять зла. А к тем, кто не хочет соблюдать этические нормы, необходимо применять нормы законодательные.

 

Проблема потребности человека в красоте.

   

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», - утверждал русский писатель А.П.Чехов. В прочитанном мною тексте В.Солоухин поднимает проблему потребности человека в красоте.

    Вместе с публицистом мы сравниваем обычный забор с решёткой Летнего сада, архитектурные сооружения европейских и азиатских государств, любуемся величественной красотой, созданной природой. Писателя беспокоит, что современные экономисты и политики, от деятельности которых во многом зависит облик российских городов, не до конца понимают свою роль в сохранении красоты. А ведь многие писатели, художники и архитекторы: К.Г.Паустовский, А.Щусев, Н.Рерих – писали об этом в своих работах.

      По мнению В. Солоухина, потребность человека в красоте связана с его духовным началом и стремлением обрести гармонию.

      Я согласен с авторской позицией, потому что древние философы считали красоту проявлением мирового закона, связывали её с обретением энергии, свободы. «Как прекрасен этот мир, посмотри», - призывает поэт, и мы любуемся рождением зари, наслаждаемся пением птиц, шелестом листвы, журчанием ручья, колокольным звоном.

      Одно из «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачёва так и называется – «Уметь заметить красоту наших городов и сёл». В нём учёный пишет о том, что очень трудно заметить идеальный образ в облике городов и сёл. Он создавался веками, впитывая национальные традиции, эстетические воззрения строителей. Оказывается, ещё в тринадцатом веке был утверждён «Закон градский», в соответствии с которым строительство должно было вестись во взаимосвязи построек друг с другом и с природой.                                          

         Таким образом, прав автор текста: человек, в душе которого живёт красота, должен думать о том, как сохранить её для потомков.

 

Проблема совести, ответственности за свои поступки.

  Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто причинил боль другому человеку? Над этим вопросом размышляет В.Дроганов в данном тексте.

  Вместе с писателем мы становимся свидетелями грубого и циничного поступка, который совершает подросток. Он разрушает веру в людей, в доброту, когда резким презрительным окриком требует от одноклассника положить книгу на место. Книгу, которую Колька Бабушкин наивно и доверчиво принимает за подарок в день рождения. Много лет уже взрослый человек не может простить себе того, что предал искреннее дружелюбие и доверие. Но исправить ничего нельзя: через два года после окончания школы Бабушкин погиб в Афганистане. 

   По мнению В.Дроганова, предательство дружбы, доверия приводит к саморазрушению личности.

    Трудно не согласиться с автором, так как примеры, подтверждающие его точку зрения, мы находим в жизни, в публицистике, художественной литературе. По-моему, А.Алексин призывал нас спешить с добром, иначе оно может остаться без адресата. Героиня повести «Третий в пятом ряду», бывшая учительница, через много лет узнает, что один из учеников, одноклассник и друг её сына, не совершал поступков, в которых его обвиняли, а брал на себя вину своих друзей. Пожилая женщина решила найти его, чтобы попросить прощения, и с горечью узнала, что он погиб в годы войны.

Об этом напоминает нам и публицист В.М.Надыршин в рассказе про новенького. Мальчишки-одноклассники решили, следуя традиции, «прописать» новичка: избить его. И не смогли простить того, что он сумел постоять за себя. Только вот для мести избрали бесчестный метод: обманом вызвали его на пустырь. И тот, кто совершил подлость, много лет мечтает о прощении. Только их «жизненные пути все никак не могут пересечься».

    Таким образом, голос совести невозможно заглушить, а поэтому нельзя совершать поступки, за которые будешь испытывать стыд.

 

 Проблема выбора.

В русских народных сказках и былинах на пути героя лежит камень, на котором высечены слова: «Направо пойдёшь – …, налево пойдёшь – …, прямо пойдёшь – …». Какую дорогу выбрать? Какой путь будет правильным? Над этим вопросом размышляет В.А.Захаров в прочитанном мною тексте.

Чтобы заинтересовать читателя, публицист рассказывает о поступке И.Анненского, русского поэта, инспектора учебного округа. Во время проверки гимназии поэта заинтересовал перевод талантливого гимназиста, которому грозило исключение за неуспеваемость по математике. И тогда И.Анненский, нарушая правила, просит поставить учащемуся удовлетворительную оценку. Он переживает за судьбу гимназиста: отчисление может стать трагедией, способной уничтожить талант. Проблему выбора поднимали многие писатели и публицисты: Ф.М.Достоевский, М.Горький, Ю.Бондарев.

По мнению В.А.Захарова, человек, осуществляя выбор, должен исходить из собственных нравственных побуждений.

Я согласен с авторской позицией, потому что примеры, подтверждающие этот вывод, можно найти в произведениях литературы. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» командующему русской армией М.И.Кутузову предстоит принять важное решение: отдать приказ оставить Москву. Он знает, что его могут упрекать в трусости и измене. Но полководец уверен, что необходимо сохранить армию, сберечь силы для решающего сражения, которое станет началом изгнания французов из России.

Читая роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы познакомились с молодым дворянином Петром Гринёвым. Он, рискуя жизнью, отказывается переходить на сторону Пугачёва, потому что не может нарушить присягу. Честь и долг для него превыше всего. Противник по достоинству оценил благородство офицера и отпустил его.

Таким образом, каждый человек, осуществляя выбор, должен помнить, что его дорога должна быть дорогой добра, чести и правды.

 

 

Тема войны.

  В чем драматизм и трагизм войны? Почему через десятилетия мы вспоминаем о военных событиях? Эти вопросы волнуют Ю.В.Бондарева.

  Писатель, размышляя над проблемой исторической памяти, считает участниками истории Людей и Время и противопоставляет исторические документы воспоминаниям участников событий, в которых мы можем увидеть боль и страдания. Герой вспоминает свою военную молодость, жестокие сражения, погибших товарищей. Молодые солдаты, повзрослевшие за четыре года на двадцать лет, мечтали о мирной жизни, о победе. Фронтовые дороги заставили пересмотреть жизненные ценности. Сегодня выжившие в суровых сороковых бережно хранят в памяти страницы прошлого. Теме войны посвящены произведения В.Быкова, К.Симонова, Д.Гранина и многих других писателей и поэтов.

  По мнению Ю.Бондарева, картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение опасности меняют человека внутренне и в то же время укрепляют мужество и веру в победу. Сегодня мы учимся у военного поколения силе духа, патриотизму, прочности человеческих отношений.

     Трудно не согласиться с авторской позицией, так как ее подтверждают фильмы о войне, воспоминания фронтовиков, произведения литературы. Повесть Б.Васильева «В списках не значился» рассказывает о самых первых и драматических месяцах войны, но вместе с тем и о героическом времени, высветившем лучшие черты советского человека: стойкость, патриотизм, верность долгу, желание до последнего служить Родине. Лейтенант Плужников не уйдет из Бреста, когда появится возможность, станет «русским солдатом», до конца отстаивающим порученный ему рубеж.

  В.Кондратьев в повести «Сашка» рассказывает о неимоверно трудном повседневном быте войны. Он писал для будущего, чтобы дети и внуки сегодняшние знали и помнили тех, кто сложил свои головы во имя жизни, во имя мирного труда. «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской», — писал К. Симонов. Жить достойно завещали нам такие люди, как герой Кондратьева, поступать по совести и не считать, что совершается что-то необыкновенное. Поэт Юрий Визбор призывал нас помнить войну, потому что нельзя не помнить того, что касается всех.

Таким образом, память о прошлом священна. Она позволяет нам не допускать трагических ошибок в настоящем и будущем, бережно относиться к подвигу дедов и прадедов. Память воспитывает в нас гуманное отношение к человеку, способность ценить жизнь.

 

 

 Проблема чести и достоинства.

 Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей? Над этими вопросами размышляет Т.М.Джафарли.

Раскрывая проблему, автор обращается к событиям 1837 года: дуэли, на которой был смертельно ранен А.С.Пушкин, и стихотворению М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» - гневному отклику на гибель русского гения. Публицист подводит нас к мысли о том, что великие русские поэты погибли, защищая честь. Его беспокоит, что в наше время люди забыли о чести и совести, разучились отстаивать свое достоинство. Пример с безобразным поведением пассажира в электричке, которого никто не остановил, кроме пожилого писателя, ещё раз подтверждает, что люди привыкли к оскорблениям и унижению. А это недопустимо, так как моральные ценности говорят о добропорядочности личности.

По мнению Т.М.Джафарли, чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остаются важнейшими характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь.

Я согласен с авторской позицией: честь, совесть, достоинство – вечные и незыблемые понятия. Они вне времени и пространства. Подтверждение своей точке зрения я нахожу в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Отправляя сына на службу, Андрей Петрович Гринёв, сам участник суворовских походов, дает отеческий наказ беречь «честь смолоду». И сын следует совету отца: защищает Машу Миронову от посягательств Швабрина; рискуя жизнью, отказывается нарушить присягу, перейти на сторону Пугачёва.

Читая текст Т.М.Джафарли, я вспомнил стихотворение Булата Окуджавы, в котором поэт называет совесть, благородство, достоинство «святым воинством», за которое не страшно пойти в огонь. Автор уверен, что эти качества должны быть присущи каждому. Стоит вспомнить определение В.И.Даля, который синонимами чести считал такие понятия, как внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и совесть.

Таким образом, честь и достоинство – это истинные ценности, которые утверждаются нравственными поступками.

 

Что помогает выжить?

 

Что помогает человеку в экстремальной ситуации преодолеть внутренние слабости, страх, одиночество? Над этим вопросом размышляет Л.А.Кассиль.

Автор рассказывает о том, как во время войны техник-интендант Тарасников заботится и беспокоится о веточке, которая пустила зеленый росток из потолка землянки. Занимаясь целыми днями канцелярской работой, он не забывает поддерживать температуру, при которой побег будет расти. Герой готов мерзнуть сам, лишь бы ростку было хорошо, чтобы вырос он и дотянулся до солнца. Герой не думает о том, что снаряд может обрушиться на землянку и похоронить его заживо. Писатель хочет, чтобы мы, читатели, осознали: забота о веточке – это тот нравственный ориентир, который помогает Тарасникову не бояться смерти.

По мнению Л.А.Кассиля, в экстремальных обстоятельствах человек может растеряться, проявить слабость, но нравственные ориентиры, которые можно найти в окружающем мире, помогают человеку вести себя достойно. 

Я согласен с авторской позицией. Мне кажется, что у каждого из нас есть своя «зелёная веточка», способная помочь преодолеть все трудности и невзгоды. В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы познакомились с русским солдатом Андреем Соколовым. Он потерял в годы войны всех близких, испытал на себе ужасы концлагеря. Встреча с мальчиком-сиротой стала для героя рассказа тем стержнем, который помог выстоять, стать крепче, подарил веру в жизнь.

Мне кажется, что с рассказом Л.А.Кассиля перекликается стихотворение К.М.Симонова «Родина». Поэт утверждает, что можно преодолеть зной, грозу и морозы, голод. Можно идти на смерть. Но нельзя никому отдать при жизни три березы, связывающие с родным домом, с детством.

Таким образом, можно сделать вывод, что у каждого из нас в жизни бывают трудные периоды, но не надо теряться, проявлять слабость, а необходимо отыскивать ту «зеленую веточку», которая сможет помочь преодолеть любые испытания.

 

     В чем проявляется материнская любовь?

 

 

В чем проявляется материнская любовь? Над этим вопросом размышляет Л.Г.Матрос в отрывке из своего произведения.

Писатель рассказывает нам о взаимоотношениях своей героини Анны Викторовны с сыном. С первых строк текста мы убеждаемся в безграничной любви и преданности матери к своему долгожданному ребенку. Ради него она пожертвовала своей научной карьерой. Главное для женщины – быть рядом, стать для мальчика лучшим другом, всегда прийти на помощь, дать полезный и нужный совет, поддержать в трудные и важные моменты жизни. В сыне были воплощены все её помыслы и мечты. Образ матери воспевался Н.А.Некрасовым, Л.Н.Толстым, А.Дементьевым, В.А.Сухомлинским и многими другими поэтами, писателями, публицистами.

По мнению Л.Г.Матрос, материнская любовь проявляется прежде всего в стремлении стать своему ребёнку мудрым и надежным другом.

Я согласен с авторской позицией, потому что мама имеет великое значение в жизни каждого из нас. С нею связано у нас понимание всеобъемлющей любви и доброты, ласки и заботы, терпения и силы. Источник материнской любви неиссякаем. Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери». Её одну он называет своей помощью и отрадой, «несказанным светом». Вместе с Э.Асадовым мы обращаемся к маме, убеждая её в том, что мы уже взрослые и не нуждаемся в постоянной опеке. Только пусть мама верит в то, что всё вложенное в детей не исчезнет. Уроки доброты, уважения к старшим, выбора правильной жизненной дороги остаются в детях. А если встанет на пути беда, к маме всегда можно обратиться за советом.

Я думаю, что в жизни поддерживает нас, подрастающих детей, святая, трепетная материнская вера.

   

Проблема взросления на войне.

 

Почему на войне быстрее происходило взросление мальчишек и юношей? Я задумался над этим вопросом, прочитав отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес».

Раскрывая проблему, писатель знакомит нас с письмом солдата с фронта. В нем молодой парнишка рассказывает о чувствах, охвативших его во время отступления Красной Армии. Вместе с девушками, читающими солдатскую весточку, мы чувствуем все переживания героя, видим, как горько принимать ему полевые цветы от маленькой девочки, которая верит, что бойцы обязательно защитят мирных жителей, не отдадут их немцам. Именно в этот момент юноша осознал, что цена этого букетика – целая жизнь. О взрослении на войне писали К.Симонов, Ю.Бондарев, К.Воробьев и многие другие писатели-фронтовики.

По мнению Л.Леонова, на войне взрослели быстрее потому, что слишком велика была ответственность за то, что происходило на фронте.

Я согласен с авторской позицией, потому что именно на войне молодые солдаты чувствовали, что от каждого их шага зависит будущее и жителей деревень, и судьба этой маленькой девочки и всех детей войны. О таких солдатах писал в своем стихотворении «Мальчики» И.Карпов. Безусые мальчишки уходили с песнями на фронт, повидали Волгу и Шпрею, погибали в степях. Они не хотели поддаваться страху, поднимались в атаку по свистку . Они не продавали совести и чести, поэтому сумели победить.

Война сделала взрослым и героя повести В.Богомолова «Иван». Уже в первые дни войны судьба жестоко распорядилась с Иваном: отец убит на границе, полуторагодовалая сестрёнка погибла у него на глазах. И герой принял решение — мстить врагу, стать полезным нашей армии. Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Юный разведчик выполнял задания, которые порой были не под силу взрослым.      Таким образом, взросление на войне – это обретение готовности отвечать за свои поступки, принимать на себя ответственность за жизнь других людей.

 

Отцы и дети.

   Умеем ли мы любить родителей и быть им благодарными? Каким становится человек, которому в детстве во всём потакали? Над этими вопросами размышляет Л. И. Русанова в прочитанном мною тексте.

    Писательница рассказывает о пожилой женщине, посвятившей свою жизнь сыну. Окружённый материнской любовью и заботой, роскошью, он в свои сорок лет не может найти себя ни в работе, ни в семейной жизни. Привыкнув к собственной исключительности, этот стареющий эгоист не видит, что теперь мать нуждается в сыновней помощи, сочувствии. А на вопрос, заданный публицистом в последнем предложении, мы можем ответить. Мария Алексеевна вдруг поняла, что не может опереться на сына, потому и квартиру на него не переделывает. Слепая материнская любовь… О ней писали Л.Н.Толстой, Я.Корчак, С.Соловейчик и многие другие писатели, педагоги.

   По мнению Л.И.Русановой, изнеженные, равнодушные люди вырастают тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость – радость потребления.

  Я согласен с авторской позицией, так как её подтверждение мы находим и в жизни, и в литературе. Вспомним комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Мать, стараясь обеспечить Митрофану беззаботное будущее, решила женить его на богатой жене. Если кто-либо обижал ее сына, Простакова сразу шла на защиту. Митрофанушка был единственным ее утешением. Фонвизин показывает неразумность ее слепой, животной любви, которая, в сущности, губит ее сына.

    Если наши дети неблагодарны, кто же виноват? Может быть, мы сами? Если мы никогда не учили их выражать благодарность другим, как можем мы ожидать от них благодарности по отношению к нам? Эти вопросы задает американский писатель Д.Карнеги, и мы понимаем, что проблема воспитания в детях ответственности и благодарности не имеет временных и пространственных ограничений. Известный российский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Воспитать человека» утверждал, что высшим проявлением человеческой сущности, проверкой на зрелость ребёнка выступает его любовь к родителям, бережная забота о них. Именно в семье человек учится творить добро.

     Таким образом, добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботе о близких.   Народная мудрость гласит: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши будущие слёзы».

 

Проблема жестокости.

 

Что мы понимаем под жестокостью? Над этим вопросом размышляет Б.Васильев в прочитанном мною тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает нам о школьниках, которые собирают фронтовые реликвии для музея. Но это благородное дело было перечеркнуто всего лишь одним поступком: ребята украли письма – самое дорогое, что осталось у матери от сына, погибшего на войне. Перечитывая письма, она словно разговаривала со своим мальчиком, а теперь он «погиб навсегда». Жестокие дети не могли понять, почему старая женщина предлагает им копии писем, а не подлинники. Пользуясь слепотой и немощью старого человека, они разбили ей сердце. Актуальность проблемы жестокости можно подтвердить тем, что над нею размышляют на страницах своих произведений А.Алексин, Д.Гранин, А.Солженицын и многие другие писатели и публицисты.

По мнению Б.Васильева, жестоким мы называем поступок, который причиняет боль и страдания другим людям.

Трудно не согласиться с авторской позицией, потому что мы порой не задумываемся, какие последствия может иметь необдуманное слово или дело. Вспомним рассказ Паустовского «Телеграмма». Писатель рассказывает о матери, вырастившей дочь и на старости лет живущей в одиночестве. А дочь не навещала родного ей человека и опоздала на похороны. И только тогда поняла, что лишилась самого дорогого в жизни. Помню, как мы возмущались жестокостью фашистов по отношению к раненым и детям, когда смотрели фильм «Брестская крепость.» Но ведь жестоко проходить мимо человека, нуждающегося в помощи. А это присутствует в нашей повседневной жизни.

Мне кажется, что призыв идти дорогой добра в равной степени относится к каждому из н

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2420; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!