Проблема духовности (по С. Соловейчику)



«Величие души должно быть свойством всех людей», - утверждал римский философ-стоик Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье ставит  проблему истинного содержания понятия духовности.

Раскрывая суть этого понятия, публицист вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой.   Духовность  – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. Подлинное  духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни.

По мнению С.Соловейчика, жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.    

Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике.  Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.

Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иванович из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.

Любовь к родине.

  «Родительский дом – начало начал», - слышим мы слова знакомой песни, и пытаемся понять, что в них вложено. А. Лиханов ставит  в тексте проблему любви к родине.

  Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой проблеме, писатель обращается к стихам Пушкина, в которых великий русский поэт утверждает: в любви к родному дому заключается залог величия человека. Автор противопоставляет людей, любящих отчий дом, родную природу, людям, лишенным способности любить, мелким и ничтожным.

По мнению А.Лиханова, счастлив и духовно богат тот человек, в котором живет любовь к отчему дому.

Я согласен с авторской позицией, потому что с детства мы связываем воедино родной дом и ласковое слово мамы, улицу, где учились дружить, где радовались солнечному дню, любовались первыми весенними цветами, дорогу, по которой пошли в школу.

Я вспоминаю одно из «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачева. Обращаясь к молодежи, ученый писал, что любовь к семье, своему дому, впечатлениям детства, своему городу, своей стране необходима для нравственной оседлости человека.

  И мы вдруг понимаем смысл поступка Григория Мелехова, героя романа Шолохова «Тихий Дон»: не боясь наказания, он возвращается в свою станицу, где родной дом, родная земля помогут преодолеть все трудности и начать новую жизнь.

 

Проблема сострадания

Кто-то из мудрых сказал, что сострадание – чувство естественное, и оно способствует сохранению всего рода. С.Львов поставил  в своем тексте проблему сочувствия и сострадания. 

Чтобы привлечь внимание читателей к актуальной анализируемой проблеме, публицист противопоставляет людей, способных сочувствовать, приходить на помощь, людям равнодушным, бесчувственным. Он подчеркивает, что люди, которые проходят мимо чужой беды, обречены на одиночество.

  По мнению С.Львова, сострадание – одна из форм человеческого существования и каждый человек нуждается в нем.

   Я согласен с авторской позицией, потому что сам не раз оказывался в ситуации, когда нуждался в поддержке, добром слове. И если рядом оказывался человек, способный протянуть руку, жить становилось легче и все проблемы решались сами собой. Мне кажется, мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам. Сострадание является синонимом великодушия. Пьер Безухов, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляет сострадание к Наташе Ростовой, когда она, замкнувшись в своем горе, переживает разрыв с Андреем Болконским. И мы, читая страницы романа, начинаем по-настоящему уважать этого неуклюжего, но доброго человека.

Вспомним стихи Тютчева: «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Ничто не может быть важнее сочувствия к страданиям других. Ничто — ни карьера, ни богатство, ни ум, ни положение в обществе. Если мы хотим выжить, мы должны сочувствовать друг другу.

 

Отношение к пожилым людям

 «Чтоб стать самим богаче, дарите радость людям», - эти слова детской песни я вспомнил, прочитав текст А.Алексина. Писатель поставил  проблему отношения к пожилым людям.

   Чтобы привлечь внимание читателей к анализируемой актуальной в наше время проблеме, автор представляет нам воспоминания своего героя о бабушке, которой уже нет. И мы становимся свидетелями взаимоотношений трех поколений одной семьи, сочувствуем пожилой женщине, которая ощущала себя одинокой, потому что у её детей была своя жизнь, свои заботы. И они порой проявляли равнодушие к своей матери, не замечая, что письма и поздравления не заменяют живого общения. Одиночество бабушки мы видим глазами внука-подростка. И именно он дарит родному человеку счастливые мгновения, когда приглашает её в театр на спектакль.

   По мнению А.Алексина, ощущение счастья пожилой человек, как и человек в любом возрасте, испытывает тогда, когда его любят, понимают, заботятся о нём.

   Я согласен с авторской позицией, потому что мы сами часто не замечаем, как важно наше внимание, наше доброе слово бабушкам и дедушкам. Наверное, молодости свойствен эгоизм. Про добрые дела мы вспоминаем, когда уже не для кого их делать. Мы осуждали героиню рассказа Паустовского «Телеграмма», которая обрекла свою мать на одинокое существование и даже не поняла, какое отношение имеет к ней телеграмма о болезни «какой-то Катерины». В то же время мы сочувствуем молодой девушке: ведь она лишена способности любить и заботиться о самом близком человеке.

   «Чтобы стало в этом мире Завтра лучше, чем Вчера», надо уметь сделать кого-то счастливым.                       

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!