Наука и философия. Основные исторические типы отношения науки и философии.



Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленной на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и имеющей непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению; наука есть социокультурная деятельность, а не только «чистое знание».

Наука – это система знания, состоящая из элементов. Взаимосвязь элементов – структура.

Научное знание должно быть истинным. Истина – знание о том или ином предмете, которое соответствует действительности (реальности). Критерии истинности: практика (эксперимент), логическое подтверждение.

Наука имеет цель, конечный продукт (знание, связанное с выявлением объективных законов природы), методыи средства его получения; направлена на некоторые объекты, выявляя в них свои предметы; представляет собой деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов.

Основные стороны бытия науки:1) сложный, противоречивый процесс получения нового знания (форма познавательной деятельности); 2) результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему (система дисциплинарных знаний); 3) социальный институт со всей своей инфраструктурой; 4) особая область человеческой деятельности и важнейший элемент (сторона) культуры.

Наука предстает (Дж. Бернал): 1) как институт; 2) метод; 3) накопление традиций знаний; 4) фактор развития производства; 5) наиб.сильный фактор формирования убеждений и отношения чел-ка к миру.

Важнейшие черты науки, отличающие её от всех остальных видов знания: 1) практическая направленность; 2) патологическое (генетическое) стремление к самообновлению. При этом наука призвана совершенствовать как внешние условия человеческой жизни, так и сами духовные качества личности. В ХХ веке наука превратилась в самое эффективное орудие человеческого познания и совершенствования человеческой природы.

Социальные формы организации науки: научно-исслед. институты, академии наук, университеты, кафедры, лаборатории и т.п. Формы научного общения: дискуссии, конференции, издания, монографии, учебники, лекции и т.п.

Этос науки – совокупность моральных императивов (требований), норм, ценностей, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Элементы научной деятельности:

1) законы – объективные связи, существующие независимо от сознания; им характерна повторяемость.

2) методы – это способы получения знания. (1. Эмпирические (основывается на фактах) и теоретические (основ. на категориях-наиболее общих понятиях науки). 2. Общие и частные/конкретные).

Форма научного знания – факт, гипотеза, идея.

Характерные черты научного знания:

1. Систематичность.Наличие единого принципа организации научного знания. При этом само понятие системы имеет исторически конкретный характер, и может употребляться в разных смыслах. Для классической науки – наука как закрытая система, для современной – открытая (возможность обмениваться знаниями с внешним миром). Неправильно применять системность в современном понимании как черту античной науки или Средневековья. Понятие системности зависит от исторического контекста. Наука направлена в будущее (как проект) и никогда не может обладать систематичностью как чем­то завершенным. В Средние века структура не возможна, потому что не было развития. Тем более их не было у греков. Системность в нашем понимании появляется только в Новом времени, 17в, это следует из требования универсальности.

2. Воспроизводимость. Отмечается еще Аристотелем. Возможность повторения результатов научного исследования при тех же условиях опыта (узкое понятие). Аристотель также выделяет такую черту, как обучаемость. Однако он считает, что философии обучить нельзя, в отличие от других наук.

3. Выводимость. Внутренняя логическая связность предложений науки, т.е. выводимость их из предпосылок. Это требование напрямую связано с систематичностью. При этом предпосылки не могут быть получены логическим путем. Откуда брать предпосылки? По Декарту: принцип очевидности. А что такое очевидность? Вокруг этого понятия споры до сих пор идут. Пересмотр этого понятия приводит к кризису, но и к новым открытиям. Соображения про очевидность от Аристотеля:

a. Вывод может быть не только логическим, но и математическим.

b. Выводимость предполагает наличие предпосылок или аксиом. В чистом виде не всякая наука строится на аксиомах. Описательные (дескриптивные) науки, например, история или география. Предпосылки, которые лежат в основе системы, невозможно доказать в рамках самой системы.

c. Говоря о выводимости, не всегда нужно сводить науку к дедуктивному методу, иногда можно использовать и индукцию (об этом говорил Бэкон).

4. Доступность для обобщений и предсказаний. Система научного знания организована так, чтобы было возможно расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено. «Предсказание» понимается не только во временном смысле, а предельно широко, т.е. как выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Под обобщением же понимается распространение данного результата на все явления соответствующей предметной области.

5. Проблемность. Решение научной проблемы позволяет формулировать новые проблемы.

6. Проверяемость. 1. предполагаемой проверке мы касаемся самого существа того явления, к которому относится проверяемое утверждение. 2. Утверждение признается принципиально проверяемым, если вполне выяснено, как соответствующий опыт (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) можно было бы осуществить. 3. Утверждение должно быть доступным для опровержения. Утверждение, которое может быть согласовано с любым исходом опыта и которое вследствие этого, очевидно, нельзя проверить, не является научным.

7. Критичность. Всякое научное утверждение время от времени – по мере появления новых фактов и построения новых теорий – пересматривается. При этом «пересмотр» вовсе не означает полного «забвения» данного результата. Фактически уточняются области его применимости. Так, с появлением теории относительности Эйнштейна физическая теория Ньютона не перестала использоваться для объяснения тех случаев движения, когда скорость тел на много порядков меньше скорости света.

8. Ориентация на практику. Практика в науке – это ее основа и цель.

Наука и философия. Основные исторические типы отношения науки и философии.

Наука– особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию, система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Философия – особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Специфика науки: 1. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике... Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. 2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо от человечества. 3. Выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальным последствиям его открытия. 4. Представители наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. 5. Главная функция - выработка и систематизация объективных знаний о действительности, направленные на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. 6. Цель связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. 7. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. 8. В развитии чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции), приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации. 9. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. 10. Языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. 11. Критерии научности: повторяемость наблюдений; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. 12. Практическая зависимость.

Специфика философии: 1. Философию интересует мир в целом. Поэтому определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах" - справедливо. 2. Философы изучают многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. 3. Формирование новых идеалов, норм и культурных ценностей. 4. Стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. 5. Стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. 6. Основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. 7. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика + философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, философия религии, науки... 8. Тенденции развития связаны с осмыслением проблем мира и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык. 9. Отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей, недоступных чувственному познанию. 10. Язык философии - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. 11. Отсутствие научности из-за обилия авторизованных концепций и стремления к самовыражению в поиске всеобщего. 12. Нет практического применения.

Взаимосвязь Н и Ф. Философия – не наука, но в ней господствуют понятийность, идея причинности, ориентация на объективность и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, обладают статусом всеобщности и необходимости. Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Однако философия несет ответственность за науку перед человечеством. Положительная задача философии состоит в оценке совокупности результатов науки в их гуманистической перспективе, в движении согласно логике развития научных исследований до рубежей, этико-мировоззренческих проблем.

Концепции взаимосвязи философии и науки: 1) метафизическая (трансценденталистская), 2) позитивистская, 3) антиинтеракционистская, 4) диалектическая

Метафизическая (трансценденталистская) концепция соотношения философии и науки — исторически первая, прошедшая длительную эволюцию от античности до нашего времени. До середины XIX в. она занимала монопольное положение в культуре; в ней обосновывается гносеологический и социокультурный приоритет философии («метафизики», «натурфилософии») по отношению к частным наукам. Сущность этой концепции выражается ее адептами в виде формул: «Философия — наука наук» или «Философия — царица наук». На практике это часто приводило к навязыванию частным наукам
умозрительных философских схем бытия и познания. Уже к середине XIX в. это стало существенным фактором, тормозящим развитие науки. Наиболее яркими выразителями трансценденталистской концепции соотношения философии и науки были Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.И. Шеллинг, Н. Уайтхед, Тейяр де Шарден и др.

Позитивистская концепция соотношения философии и науки возникла в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.Ст. Милль и др.) и получила в последующем широкое распространение среди философов и ученых. Она состояла в утверждении приоритета конкретно-научного познания для общества и его развития по сравнению с традиционной философией. Последняя объявлялась позитивистами псевдознанием, умозрительным теоретизированием, которое не только не имеет для современной науки никакого позитивного значения, но и препятствует ее развитию. «Наука сама по себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики» (И. Ньютон) — вот сущность позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Позитивисты выдвинули программу построения научной философии в качестве одной из конкретных наук, отличающейся от других наук только своим специфическим предметом (научная система мира — Г. Спенсер, методология науки — Дж.Ст. Милль, психология научной деятельности — Э. Мах, логико-математический анализ языка науки— М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания — К. Поппер, лингвистический анализ языка науки). Однако все эти попытки оказались несостоятельными: любая наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязанностью всех его когнитивных структур.

Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки утверждает, что философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания, считают антиинтеракционисты, развивается по своей внутренней логике, и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука — не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.

Диалектическая концепция соотношения философии и науки рассматривает философию и науку, с одной стороны, как качественно различные по многим параметрам виды знания, но с другой — как взаимосвязанные между собой и активно использующие когнитивные ресурсы друг друга в процессе функционирования и развития каждого из них. Это доказывается всей историей их развития. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных научных теорий и использование частно-научного знания в философской аргументации и философских концепциях. Философия выполняет по отношению к частным наукам интерпретативную, оценочную и общекультурную адаптивную функции. Это связано не только с тем, что наука есть органическая часть культуры, но и с тем, что именно в философии культура рефлектирует себя как единое целое. Другим конкретным проявлением взаимосвязи философии и науки является существование философских проблем науки, а также разработка такой области знания, как «философия науки».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!