Соотношение понятий в СМИ и СМК. Их место в рекламе и PR



 

Исходя из словарного определения, информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — это сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.); с сер. 20 в. общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Приходим к выводу, что информация может быть двух видов: социальной и генетической. Социальная информация необходима человеку для адаптации и функционирования во всех сферах общества. В отличие от второго типа не передается по наследству, а приобретается; Генетическая - находится в хромосомах организмов и передается по наследству. Так как личность - это социальная сущность человека, то информация формирует индивида, отражает все аспекты его деятельности. Информация, как социальная, так и генетическая, есть необходимая основа жизни. Объектом деятельности СМИ является социальная информация, а значит и для нас представляет интерес. СМИ ориентируются на большие массы людей, следовательно, имеет дело с массовой информацией.

В федеральном законом РФ № 2124-I (ст. 2) «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г. под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

Массовой информация — любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла, оперирует масса. Таким образом:

— это информация, которая рождается в массовой аудитории, или

— это информация, которая распространяется по массовым каналам, или

— это информация, которая потребляется массовой аудиторией.

Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвычайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, — прозрачны. Многие страны поднимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но — тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М. Маклюэна, превратился в глобальную деревню [1].

Из вышеприведенного анализа определений следует, что СМИ характеризуются односторонней связью, заключающейся в передаче различных форм информации большому количеству людей.

Аналогично рассмотрим и проанализируем понятие «средства массовой коммуникации». Коммуникация понятие более емкое, используется как научное понятие в разных научных областях. В социологии под коммуникацией подразумевают передачу социальной информации. Американский социолог Чарлз Хортон Кули определяет коммуникацию как средство актуализации «органически целого мира человеческой мысли» [2]. В психологии коммуникацию понимают как «процессы обмена продуктами психической деятельности». В философии коммуникация – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. В кибернетике – обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать [3:186].

В английском языке communication есть ни что иное как общение. В русском же языке не представляется возможным поставить знак равенства между коммуникацией и общением. И коммуникация и общение – это некий обмен, но если коммуникация рассматривается как обмен информацией, то общение, помимо информационного обмена, предполагает обмен деятельностью, навыками, умениями, опытом. В отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми. Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что коммуникация – это разновидность общения, его информационный аспект.

Итак, коммуникации – это процесс обмена информацией, причем обмен может быть как личностным, так и медиатезированным; ориентироваться как на конкретного индивида, так и на массовую аудиторию. Таким образом, процесс обмена информацией с помощью технических средств на большие массы людей есть массовая коммуникация.

Массовая коммуникация определяется в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия (2003) как «систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

На наш взгляд, такой подход к определению данного понятия предполагает тоталитарность государства, основанного на полном господстве правительства над всеми сторонами жизни общества, что является неприемлемым для демократических форм правления. Массовая коммуникация рассматривается только лишь как средство манипуляции и контроля над обществом. Личность лишена возможности выбора, создания собственного мнения и оценки. Данное определение нам кажется однобоким, неполным, т.к. коммуникация предполагает процесс взаимодействия, который здесь не учтен.

А.В.Шариков определяет массовую коммуникацию как «социокультурный феномен, состоящий в формировании и поддержании социальной общности путем массового тиражирования и распространения социально значимой информации и установления между «распространителями» и «получателями» этой информации обратной связи, которая носит, как правило, отсроченный характер» [4:3]. Автор данного определения делает акцент на коммуникативную и осведомительную функции явления, подчеркивает взаимосвязь аудитории с СМК.

Массовая коммуникация подразделяется исходя из канала распространения информации на формальную и неформальную. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного технического канала МК. Вторая - это, в основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла [5]. Нельзя не согласиться, что для полноценного функционирования личности в обществе необходима как профессиональная, так и бытовая коммуникация. Формальная не всегда соответствует интересам человека, и может, протекает вынуждено в соответствии с долгом или необходимостью, неформальная более приветствуема, несмотря на низкий уровень достоверности информации, как правило, используется в качестве развлекательной деятельности, отдыха. Массовая коммуникация дает возможность расширить круг общения, независимо от расстояния.

Б. Фирсов рассматривает массовую коммуникацию как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории» и выделяет в процессе коммуникации три фазы: докоммуникативную, коммуникативную и послекоммуникативную. В первой фазе сосредоточены запросы и ожидания аудитории. Во второй происходит реализация этих запросов. В третьей реализуется полученная информация [6:15]. Следует отметить, что существует четкая взаимосвязь предложенных фаз, которая обеспечивает целостность коммуникации и является необходимым условием, чтобы процесс коммуникации состоялся.

Из вышеприведенного анализа понятий массовой информации и массовой коммуникации со всей очевидностью следует, что спектр средств массовой коммуникации гораздо шире средств массовой информации. В современном обществе используется большое количество разнообразных СМК, максимальное развитие которых пришлось на XX в. под воздействием технического прогресса. Сегодня трудно представить жизнь без СМК, без виртуального общения, ставшего неотъемлемой частью культуры человечества.

Е.В. Руденский рассматривает средства массовой коммуникации как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на числено большие, рассредоточенные аудитории» [7:190]. Автор указывает на процесс, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие, предполагает актуализацию информации при помощи коммуникативных средств; очень точно отражает характер поглощения понятий «коммуникация» и «информация», где второе является составляющей первого и имеет более узкое значение; подчеркивает «массовую», социально ориентированную природу явления и инструментальную функцию, заключающуюся в передаче различных данных от обучения и информирования до внушения и манипуляции.

В теории массовой коммуникации выделяется два подхода:

Человеко-ориентированный подход, который заключается в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.

Медиа-ориентированный подход, который основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. [8:126]. Действительно, современная аудитория делится на два типа реципиентов: люди неподверженные манипуляции СМК, которые имеют свою точку зрения и мнение на полученную информацию, а также способны анализировать и адекватно оценивать сведения и люди, которые поддаются манипуляции и даже, в некой степени, зомбированию со стороны СМК, для подобных реципиентов СМК является способом восприятия мира, порой единственным. Возникает постоянная потребность, а впоследствии и зависимость от СМК. Как отмечают психологи, человеко-ориентированный подход массовой коммуникации характерен для высокообразованных, интеллектуально развитых людей. Медиа-ориентированный подход встречается чаще, так же свойственен детям.

Одной из основных разновидностью СМК современного компьютеризированного общества является Интернет, который обеспечивает человека качественно новым способом общения. Глобальная сеть предполагает неограниченные возможности медиатизированной коммуникации, максимально приближенной к межличностному общению, обеспечивающая, при необходимости, аудиовизуальной поддержкой или наоборот сохраняя анонимность. Сетевое общение дает все возможные виды коммуникации: массовую, групповую, межличностную, которые в свою очередь могут объединяться и давать уникальную возможность пользователю одновременно участвовать во всех видах всемирного общения. Например, электронная почта (e-mail) представляет сбой межличностное общение (переписка двух пользователей), групповое – рассылка сообщений группе пользователей, массовой – спам. Данная характеристика Интернета превосходит его над другими распространенными СМК, такими как, телефон, радио, которые аналогично предоставляют потребителю разные известные виды общения, но не умеют совмещать их. Например, телефон: разговор по телефону двух абонентов является, пожалуй, основной межличностной формой опосредованного общения. Конференции, проводимые внутри организации, предполагающие участие трех и более абонентов является групповой коммуникацией. Трансляция новостей корреспондентом по телефону – массовой. Радио: передача информации по рации – межличностное; использование определенной частоты внутри структуры – групповая; массовое вещание – массовое. Не представляется возможным скомбинировать и одновременно использовать все перечисленные формы коммуникации, в отличие от Интернета.

Общественная значимость средств массовой коммуникации определяется функциями, которые они реализуют. Основной функцией СМК является обеспечение всех слоев населения достоверной, оперативной, актуальной информацией, распространение духовных и культурных ценностей.

Французские исследователи А. Катля и А. Каде выделяют пять основных функций средств массовой коммуникации:

Функция антенны: предоставление обществу разнообразной информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран) и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляет обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. Как сами поднимаемые вопросы, так и формы подачи материала приводят к смещению стилей жизни. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.

Функция усилителя: функция антенны, выполняемая средствами массовой коммуникации, вызывает нарушение баланса различных сторон жизни общества, и у индивида все более возрастает ощущение «непригодности его схем поведения»; функция «усилителя» обостряет и распространяет названный дисбаланс, пока это явление не охватит все общество. Выполняя функцию усилителя, средства массовой коммуникации драматизируют и преувеличивают факты и события местного значения.

Функция призмы: «так же как призма преломляет свет, каждое средство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую, доступную Форму с атрибутами повседневной жизни каждого индивидуума, и предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные к новой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов выполняется специализированной прессой и ее бесчисленными Разновидностями (журналами для домохозяек; журналами мод; секс-направленными изданиями; журналами для мужчин, женщин, юношества; специализированными техническими журналами)».

Функция эхо: функция защиты и сохранения определенной социальной структуры, социального порядка. Эти средства информации противостоят инновациям, выступают против иностранной модели. Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, эти средства информации стараются примириться с ними и способствуют их натурализации. Они начинают говорить о становлении «новых тенденций». К таким средствам массовой коммуникации относятся афиши, газеты, издания для детей и семейного чтения, «женские» журналы.

Т. Петерсон выделяет в свободном обществе семь функций печати: служить политической системе; обсуждать общественные дела; просвещать публику, с тем, чтобы сделать ее способной к самоуправлению; ограждать права личности от правительства; служить экономической системе, соединяя покупателя и продавца товаров с помощью средств рекламы; обеспечивать развлечения; поддерживать свою собственную финансовую независимость.

Мы полагаем, что предложенные системы функций отражают реальную действительность, решают общественные задачи, могут быть реализованы в обществе, а значит, имеют право на существование.

Изучение понятийной и семантической сущности рассматриваемых понятий показало, что «средства массовой коммуникации» – понятие более широкое и емкое, включающее в себя всю систему средств; кроме привычных радио, телевидения и прессы, на полном основании охватывает кино, театр, почту, телефон, телеграф, информационные службы, а также аудио и видеозаписи, фотографию, афиши, рекламу и др. Исходя из дефиниции слова «коммуникация – путь сообщения, линии связи, способствующие расширению человеческих контактов, общественной интеграции.», к СМК можно отнести воздушные, водные, подземные коммуникации, т.е. авиалинии, железную дорогу, метро и т.д. Общим признаком и СМК и СМИ является возможность массового тиражирования информации, т.е. распространение большого числа экземпляров. СМИ занимается сбором, анализом, переработкой, хранением и распространением актуальной, социально-значимой информации. Тогда как СМК осуществляет общение социума, рассредоточенной аудитории на основе информации, а не только производство и передачу информации. Коммуникация не существует без информации. Из чего следует что, СМИ может рассматриваться как основная составляющая СМК, а не его тождеством. Синонимичным термином СМК можно считать термин «масс-медиа», общеупотребимый в зарубежных источниках («mass media»).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!