Среднеязычный сонант, особенности его произношения в различных фонетических позициях. Смягчение согласных перед среднеязычным сонантом.
Среднеязычный краткий сонант. Немного напоминает русский звук [й] в словах йод, мой. Но английский [j] очень слабый звук, произносится без напряжения, а спинка языка не поднимается так высоко.
1 При произнесении [j] средняя часть языка поднимается к твердому небу, образуя относительно широкую щель, шире, чем при русском [й]. Края языка прижаты к верхним зубам, и воздух проходит вдоль середины языка. Звук [j] всегда предшествует гласному и представляет собой скольжение к нему. Звук очень краткий и слабый, язык мгновенно принимает положение, необходимое для произнесения последующего гласного: yes [jes] да,yet [jet] все ещё,young [jAN] молодой, year [jW] год, use [jHs]польза, new [njH] новый.
2 После глухих согласных звуков, особенно после произносимых с аспирацией (придыханием), фонема [j] оглушается, иначе такие звуки, как [p, t, k] быть восприняты как [b, d, g]: pure [pjuq] чистый, tube [tjHb] труба, cure [kjuq] лечение, super ['sjHpq]сверх, humid ['hjHmId] влажный.
ЙОТ [ёт], -а, м. В языкознании: согласный звук, изображаемый в латинском алфавите буквой й, в русском — буквой "й" в конце слога (например, бой, бойкот), а также открывающий собой слог, который начинается буквами "е", "ё", "ю>, "я" (например, ель, боец, ёлка, маёвка, юг, союз, яма, сиять).
йот. Среднеязычный звонкий щелевой согласный tj], примыкающий к последующему гласному, с которым он образует йотированный звук. Яблоко [j + а], ель [j + э], район [j + о], вью [в’j + у]. Ср.: “и” неслоговое.
|
|
йота. Буква греческого алфавита, обозначающая звук [и].
йотация. Появление звука [j] перед гласным звуком в начале слова или между гласными. Старославянское оунъ > древнерусское юнъ.
йотированные (йотованные)гласные. Гласные, имеющие перед собой звук [j]. Е [j + э], е [j + о], ю [j + у], я [j + а].
Фонетические упрощения групп согласных. Диереза.
Диэрезы (или выкидки) имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: например, в слове бывает - основа бывай, с переходом в некоторых русских диалектах в бываат; или выкидка мгновенных согласных т и д, например, в таких словах, как честный, счастливый; или же устранение тех же т и д в группах стк, здк, например, в словах поездка, повестка, то что в школьных грамматиках называется непроизносимыми согласными.
Но бывают диэрезы и на диссимилятивной основе, что проявляется особенно ярко в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например траги/ко/комедия - трагикомедия, минера/ло/логия - минералогия.
Диереза – это (от греч. diairesis — разрыв, разделение) выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции. Гру[сн]ый из грустный, пра[зн)ый из праздный, чу-[ств]о из чувство, знаме[но]сец из знаменоносец п т. п.
|
|
Диэрeзы (или выкидки) чаще всего имеют ассимилятивную основу, например устранение йота между гласными, которые стремятся уподобиться друг другу и слиться в один звук: бывает (основа [бываj-] и окончание [-от] в северновеликорусских диалектах) с переходом вбываат и далее [быва:т]; или выкидка мгновенных согласных [т], [д] между двумя длительными, например честный [чэсн@и7], праздный [празн@и7], счастливый [щиэс'л'ив@и7]; или же устранение тех же [т], [д] в группахстк, здк: повестка [пLв'эскL], поездка (пLjэскL] (просторечие).
Но бывают выкидки и на диссимилятивной основе, таковы случаи произношения [шт], [шн] вместочт, чн, например что [што], скучно [скушнΛ] и т. п. Здесь должны подряд следовать две смычные [ч] и [т] или [н]; чтобы избежать повторения одинаковой смычки, первая смычка опускается, а «остаток» [ч] существует в виде фрикативного небного [ш]; итак, основа процесса здесь – расподобление.
Особенно ярко это проявляется в гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов, например знаменосец (вместо знаменоносец), близорукий (из близоркий вместо близозоркий), минералогия (вместо минералология), трагикомедия (вместотрагикокомедия), стипендия (вместо стипепендия) и т. п.
|
|
Особенности русского словесного ударения. Свободное и подвижное ударение.
Акцентология – система акцентных средств языка; учение об акцентных средствах языка.
Ударение (в широком смысле) – любое выделение в потоке звучащей речи той или иной её части.
(в узком смысле) – словесное ударение.
По объекту выделения:
o Слоговое – выделение определённого звука в составе слога
o Словесное – выделение одного слога в составе слова (для объединения слогов в одно фонетическое слово)
Имеет качественные и количественные характеристики.
Характеристики русского словесного ударения:
· Выдыхательное
· Динамическое
· Длительное
Функции:
· Словоформирующая (ударение служит фонетическому объединению слова). Некоторые (сложные) слова могут иметь побочное ударение: сельскохозяйственный и т.п.
· Дифференцирующая (словоразличительная)
o Синтагматическое (тактовое) – выделение одного слова в синтагме путем усиления словесного ударения (обычно падает на последнее слово в синтагме)
|
|
o Фразовое - выделение одного из слов во фразе (законченный смысл, последнее слово во фразе). Наряду с традиционным фразовым ударением выделяется логическое (наиболее важное) ударение.
o Эпиграфическое ударение (выразительное, эмоциональное) – выделение части слова с помощью фонетических средств (для подчеркивания эмоциональной стороны)
Специфика русского ударения в целом:
· ударение отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку’хонный, экспе’ртный, проходно’й);
· подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача’ть, на’чал, начала’, на’чало);
· кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво’рог итворо’г, ба’ржа и баржа’ и др.;
· Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного,побочное (или второстепенное) ударение,условно обозначаемое знаком гравис ( ‘ ). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова):кля‘твопреступле’ние, о‘колозе’мный, ви‘це-президе’нт.
Обычно существует несколько вариантов произношенияв зависимости от сферы употребления:
· литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);
· основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).
Например, глагол заня’ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся’ — основной вариант, заня’лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за’нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.
Постановка ударения может зависеть от значения слова:
заброни’ровать место в гостинице — забронирова’ть новое орудие;
приво’д в милицию — при’вод в механизме;
осенняя сырость и мокрота’— кашель с мокро’той;
языково’й барьер — языко’вая колбаса;
занято’й человек — за’нятое место;
ша’баш ведьм — шаба’ш работе.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!