Комбинаторные модификации фонем



Вопросы к экзамену по фонетике

Фонетика, графика, орфография современного русского языка

 

Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук.

Основными единицами фонетики являются звук и фонема.

Речь – язык действий.

· Фонема – нечто идеально, абстрактное. Фонема – это (греч. phonema — звук) кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем. Так, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы <а>, <о>, <у>. Качественное многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу общих их типов — фонем, которые, противополагаясь другим типам, участвуют в смысловой, дифференциации слов или в различении морфологических форм.

· Звук – то, что произносится в определенных фонетических условиях. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук. Звук и фонема – линейные, сегментные (имеют форму, их можно измерить).

· Слог – группировка звуков вокруг наиболее сильных. В физиологическом отношении (со стороны образования) звук иди несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. В акустическом отношении (со стороны звучности) отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Слог безударный. Слог ударный. Слог предударный. Слое заударный. Слог закрытый. Слог открытый.

· Слово – группа слогов, объединённая вокруг ударения. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах и отношениях действительности.

· Синтагма – группа фонетических слов, объединённых интонацией не конца предложения. Семантико-синтаксическая единица речи, образуемая группой слов в составе предложения, объединенных в смысловом и ритмомелодическом отношениях. Всегдашние занятия Троекурова / состояли в разъездах/ около пространных его владений (Пушкин) (три синтагмы). Шум походил на то, /как бы вся комната 1 наполнялась змеями (Гоголь) (три синтагмы). Любишь кататься — / люби и саночки возить (пословица) (две синтагмы). Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма). Синтагма может совпадать или не совпадать со словосочетанием, но между ними сохраняются существенные различия: синтагма выделяется в предложении, является результатом его членения и существует только в нем, тогда как словосочетание не только выделяется в предложении, но наряду со словом служит готовым “строительным материалом” для предложения и является результатом не разложения на элементы, а синтеза элементов. Деление одного и того же предложения на синтагмы может быть различным в зависимости от контекста, ситуации, экспрессивной окраски, придаваемой высказыванию говорящим, разного осмысления содержания предложения и т. д. Этой подвижности синтагматического членения, являющегося объектом рассмотрения стилистического синтаксиса, противостоит устойчивое, основанное на определенных моделях построение словосочетаний.

· Речевой такт – такой отрезок, который мы можем произнести за одно выдыхательное движение. Часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами.

· Фраза – группа синтагм, объединённых интонацией конца предложения. Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. Самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц.

 

Позиционные и комбинаторные чередования фонем в потоке речи. Случаи обязательного и факультативного ассимилятивного смягчения согласных.

В потоке речи происходят изменения звукового и фонемного состава слова и значимых его частей.

Для гласных эти изменения обусловлены позицией по отношению к ударению.

Изменения, зависящие только от позиции, называют позиционными, а изменения, связанные с влиянием одного звука на другой называются комбинаторными.

И те и другие изменения часто приводят к чередованию фонем.

Позиционные изменения фонем

Фонема в живой речи представлена звуком.

Позиционные изменения – прежде всего затрагивают гласные. Они зависят от ударения.

В ударном положении гласные имеют стандартный участок произношения и представлены отчетливыми звуками. Ударная позиция – позиция максимальной дифференциации гласных.

Под ударением произносятся основные оттенки фонем. При этом следует обратить внимание на то, что основной оттенок фонемы может соседствовать только с твёрдой согласной.

Как только ударная гласная попадает в соседство с мягкой согласной, она становится оттенком, близким к основному.

В безударной позиции время звучания гласного сокращается. Сокращение времени звучания – редукция.

Редуцированный гласный более слабый, неотчетливый, его невозможно произнести изолированно.

Различают 2 степени редукции:

· Слабая (I степени)

· Сильная (II степени)

Слабая редукция дает слабо-напряженные, краткие, неотчетливые звуки. Наблюдается в трех фонетических положениях:

· 1-й предударный слог

· Абсолютное безударное начало слова (слог, который начинается с гласного звука, слово начинается с безударной гласной)

· Абсолютный безударный конец (слово оканчивается безударным гласным)

Комбинаторные модификации фонем

В рамках комбинаторных изменений существуют 2 процесса:

[ Прогрессивный процесс – процесс, когда последующий звук влияет на предыдущий.

Регрессивный процесс – процесс, когда предыдущий звук влияет на последующий. ]

 

1) Аккомодация процесс влияния артикуляций звуков разных категорий (влияние гласных на согласные и наоборот)

· Прогрессивная аккомодация

а) наиболее ярко проявляется в столкновении мягкого согласного с последующим гласным в ударном слоге. В этом случае произносятся оттенки гласных, близкие к основному. Дополнительная артикуляция влияет на гласную.

б) носовые согласные с сочетанием последующих гласных. Артикуляция влияет на гласную. (мак, нет, низко, нужно, мыло)

· Регрессивная аккомодация

а) прежде всего, проявляется при влиянии последующего гласного на предшествующий согласный. Услышать его можно, если встречаются твердый согласный и лабиализованный гласный (суп, гул, топ, дом).

2)   Ассимиляция – процесс влияния артикуляций звуков одной категории (гласный на гласный, согласный на согласный).

· Прогрессивная ассимиляция – исключительно редкое явление в языке. В случае, когда сонорный согласный оказывается после глухого согласного в конце слова (воПЛь, киломеТР, соПЛи)

· Регрессивная ассимиляция – самая распространённая. Последующий влияет на предшествующий (прежде всего, речь идёт о согласных). Она приводит к чередованию фонем.

а) в стечениях согласных с последующим сонорным носовым предшествующий согласный назализуется (ДНём, оБМан)

б) комбинаторные сочетания аффрикат (ц,ч) со звонкими согласными дают озвончённые значения аффрикат (ШпиЦБерген, переЦ Горошком [дзг] )

в) в стечении двух согласных предыдущий произносится так, как последующий (как по глухости/звонкости, так и по твёрдости/мягкости )

Влияние гласных друг на друга:русские гласные в потоке речи практически не влияют друг на друга. Исключениями являются стечения редуцированных гласных, при которых степень отчетливости одного из них возрастает (дОУчить (О достигает первой степени редукции), дОИсторический (И достигает первой степени редукции), созвездИИ (предпоследняя И достигает первой степени редукции))

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!