Типичные ситуации подмены значения, приводящие к возникновению психологических проблем.



                        Подмена:

- собственных склонностей - общественными стандартами

- личных интересов – условностями (модой)

- милосердия –самоотверженностью

- любви – сексом

- любви - «благородными» длительными связями (трагическим романтизмом)

- любви- ложной жертвенностью

- духовной чистоты – «чистоплюйством»

- аскетизма -высокомерием

- здоровья – телесным удовольствием и расслаблением

- «первой старости» – «второй молодостью»

- духовности - душевностью

Далее мы попытались ответить на один из фундаментальних вопросов, возникающих в процессе анализа результатов произведения: «В чем заключается негативный аспект подмены?» Предварительный, но весьма важный вывод заключался в том, что абсолютно нейтральная (невинная), более того - возвышенная (позитивная) мысль (мыслеобраз) моментально становится деструктивной и способствует вначале целому ряду трансформаций внутри психической реальности, а затем - прорывается вовне и разрушает отношения человека с близкими, провоцирует конфликты и.т.д. 

Таким образом, проведенное исследование и анализ произведения позволили выделить и описать перспективу и потенциал возможностей и особенностей применения святоотеческого подхода в психологическом консультировании. 

Представленные выше теоретические положения дают возможность описания консультативно-психотерапевтических действий, стратегий, линий работы психолога-консультатнта представляющего святоотеческую традицию оказания психологической помощи. Перечисленные понятия и типология ситуаций искушения, в совокупности с типами личности пациентов и универсальными препятствиями и стимулами характеризующими основной предмет (страсть) в деятельности психотерапевта, являются своеобразной ориентировочной картой, помогающей психологу, работающему с проблемами зависимости. Это особенно важно для аккумуляции и развития амплифицированного, психотерапевтического опыта, создание условий для его приобретения и обучения таковому.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Неведомому чаду. Уроки духовной мудрости Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Родное слово», составление, 2010 «Н.Орiанда», макет, 2010. Симферпополь, 247 с.

2. Барт Р. Мифологии. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320с.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е испр и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

4. Из работ московского семиотического круга. – М.: «Языки русской культуры», 1997 . – 896 с.

5. Клайв Степлз Льюис. Письма баламута. QUOVADIS 2010. – 184 с.

6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семисофера-история. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.

7. Лоевская А.Ю. «Письма баламута» Рецензия. info@radovech.ru.

8. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Христианский взгляд на человека и образование. Вопросы психологии №2, 1993. С.2

9.Тиллих П. Систематическая теология. Т.1-2. М.; Спб.: Университетская книга, 1998, 463 с. 

10. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. – Спб., 2005. – 252с.

11. Шиманский Г.И. Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007. Изд. 2-е. – 672 с.

12. info@radovech.ru].

Глава 5.

Духовные аспекты в жизнедеятельности психолога-практика. Ответственность как результат разрешения духовного кризиса: попытка реконструкции сюжета кинематографического текста.

 

Обширная полисемантика понятия духовность, в первую очередь, свидетельствует обо всей сложности, как понимания, так и имеющихся попыток анализа этого феномена. Духовность и исходное по отношению к нему понятие – дух, наиболее неопределенные и абстрактные дефиниции с одной стороны и многократно упоминаемые, практически во всех типах научного дискурса - с другой. Отмечая последнее, К.Г. Юнг критично задается вопросом «Но действительно ли мы знаем – при всем знакомстве со словесным понятием, - что такое, собственно говоря, дух?» [20, 271-272]. В отечественных и зарубежных психологических и психоконсультативных теориях духовность часто рассматривается в контексте проблемы духовного кризиса. Последняя, следует отметить, также трактуется весьма широко и неоднозначно. Хорошо известны ставшие уже классическими, определения духовного кризиса экзистенциальными психологами: Э. Фроммом, В. Франклом, И. Яломом, и др. [1; 10; 12; 17; 18]. Имеются различные варианты теоретических подходов к анализу этого сложного явления в аналитической, гуманистической и даже трансперсональной психологии. В отечественной психологической традиции духовность, как уже неоднократно отмечалось в предыдущих главах, неизменно и по праву центральный предмет религиозно - философского направления [15] и соответственно святоотеческой школы в консультировании и психотерапии. На современном этапе развития психологии данная проблема в различном объеме и степени проработанности содержится в немногочисленных, но все же имеющихся результатах исследований психологических аспектов свободы, долга, смысла, выбора, морально – этических норм, справедливости, нравственности, совести, ответственности [2; 3; 4; 5; 6; 10; 13; 14; 16]. Перечисленные семантические единицы тесно взаимосвязаны между собой и по нашему мнению, составляют своеобразную «сеть» базовых понятий посредством которых раскрывается (описывается) специфика не только нравственно-духовной сферы личности, но и теоретико-методологические основы святоотеческой психотерапии и теореии и практики оказания психологической помощи. Амплификация этих понятий объединенных смысловым контекстом или (и) целенаправленное выделение любого из них в процессе психосемантической работы с текстом (в данном случае текстом является сюжет художественного фильма) позволяет раскрыть проблематику духовного кризиса - многогранного, сложного, требующего междисциплинарного подхода феномена.

Далее предлагается описание элементов психосемиотического анализа ответственности как интегративной составляющей личности в ее взаимосвязи с понятиями, составляющими духовно – нравственную сферу личности героев х\ф «Солярис» (реж. А.А. Тарковский).

Цель статьи – описание процесса сложных внутриличностных преобразований, затрагивающего духовно-нравственную сферу личности главных героев кинофильма «Солярис».

Центральная задача данной статьи – осуществить анализ динамики психологических изменений предшествующих актуализации и интеграции ответственности, личностью переживающей духовный кризис (на примере главных персонажей х/ф «Солярис»).

Выбор этого произведения обусловлен многими причинами, укажем из них лишь две основные: просмотр и анализ студентами-психологами именно этой кинокартины вызвал максимальный интерес у последних и в целом, способствовал эффекту «повышения тенденции результативности» при реализации нами многокомпонентной психолого-педагогической программы по формированию морально-этической ответственности будущих практических психологов [16]. Вторая причина выбора обусловлена тематикой и спецификой содержания х/ф «Солярис» - основной «сюжетный текст» [8] которого раскрывает проблему личной ответственности ученого - профессионального психолога. Тезис о том, что выбранная для анализа кинокартина раскрывает проблему ответственности, подтверждается результатами проведенного нами теоретического анализа. Согласно последнему, в 23-х (из 25-ти) публикациях кинокритиков (в число которых входили философы и психологи) посвященных данному произведению искусства, содержатся утверждения о том, что основная тематика кинофильма идентична проблеме данной статьи - проблеме ответственности. Кроме того, важно вспомнить, что любое произведение искусства – это текст. Основные элементы текста – значения, как указывает об этом в своих работах по семиотике кино М.Ю. Лотман «Все, что в фильме принадлежит искусству, имеет значение, несет ту или иную информацию» [8, 320]. В данном случае ключевые лингвосемиотические единицы художественного фильма, как текста - понятия в целом составляющие предмет нашего исследования: ответственность, нравственность, долг, выбор, совесть, забота, духовность, свобода. Приведем для примера лишь несколько высказываний одного из известнейших киноведов и биографов режиссера киноленты А. Тарковского, - Е. Левина. «Космос и продукт деятельности человечества, ответственность перед ним очеловеченной Вселенной и за вселенское Человечество – таково содержание этого образа» [7, 103], «Космос един. И он хрупок. Отсюда – долг, вина, ответственность, раскаяние, искупление» [там же 104], «Познание мира есть самопознание, ответственность перед очеловеченным космосом начинается и заканчивается ответственностью перед собой и перед близкими…» [7, 106 ].

Особенностью предлагаемого нами далее анализа феномена ответственности личности является амплификация вышеперечисленных понятий, неразрывно взаимосвязанных с основным, базовым, из данного кино текста понятием – ответственность. Под процедурой амплификации в данном случае понимается с одной стороны, сознательное вычленение, «изъятие» из главной сюжетной линии произведения ключевой единицы текста (слово-как элементарный знак) и анализ и раскрытие его значения, с другой - проекция анализируемого значения обратно в «смысловую цепочку» сюжета. Указывая на особенности амплификации как особого способа анализа понятий М.М. Мамардашвили писал «… амплификация, что означает усиление, но к сожалению в русском языке это слово лишено дополнительного, пространственного оттенка» - и далее – «… существует даже такое техническое изобретение, как «усилитель». Но я предпочитаю называть его амплификатором (хотя это ненужный романизм в русском языке) просто потому, что это слово дает представление о своего рода пространственном резонаторе, благодаря которому не только усиливается, но и расширяется. Слово «амплификатор» Содержит этот смысл». [9, 217-218].

Повторимся, что реконструкция элементов сюжета осуществлялась в центральном «целевом ракурсе» исследования - в предметной плоскости анализируемого феномена ответственности и конкретнее в прояснении содержания этапов психической динамики личности главных героев в период переживания ими духовного кризиса, обусловленного необходимостью принятия решения в ситуации нравственного выбора. Именно нравственные диллемы, обусловленные, как правило общим экзистенциальным и духовным кризисом являются теми типичными жизненными проблемами, с которыми довольно часто обращаются к психологу-консультанту. Не секрет и то, что в числе таковых, довольно часто оказываются и сами психологи. При решении таких проблем необходимо, прояснять сложные преобразования, затрагивающие динамику душевной жизни человека: особенности их психических состояний, формирование установок, трансформацию психологических защитных механизмов сознания, изменения системы ценностно-смысловых ориентаций и.т.д.

Все это и представлено ниже, на примере материала кинофильма в анализе духовной сферы личности его главных героев. 

Основу предложенного фильма составляет сюжет, драматически изображающий встречу с собственной совестью четырех ученых - космонавтов, отличающихся друг от друга исповедуемыми ценностями и соответственно научными установками, как по отношению к исследуемому объекту (в данном случае – космической станции «Солярис») так и в целом в понимании предназначения человека. Именно индивидуальные различия в трактовке целей науки, как человеческой деятельности, ее общего и конечного смысла ярко актуализировались и проявились у главных героев в кризисный момент их встречи с бессознательным (совестью), они же послужили отправной точкой их межличностного и внутриличностного конфликта. Причем последний длился до самого последнего момента их пребывания на космической станции, и в свою очередь способствовал возникновению весьма конструктивных дискуссий, эффективных споров, посредством которых двое из членов экипажа (психолог Кельвин и космонавт Снаут) коренным образом психологически преображаются. Указанные личностные трансформации стали возможны только благодаря осознанию ответственности,в данном случае ответственности как центральной, смысложизненной категории пронизывающей и затронувшей все плоскости и ракурсы существования героев фильма, их смысложизненные мотивы и ценности. Здесь ответственность представляется возможным трактовать как, некое реально свершившееся событие, как овеществившееся на какое то время личное бытие каждого из присутствующих рядом с «океаном» совести. Так один из прибывших на космическую орбиту - Гибарян, сталкиваясь с неизвестными ему ранее (вытесненными) и материализовавшимися на станции (опредмеченными) продуктами собственной совести, не выдерживает подавляющей, нуминозной инвазии последних и решается на суицид. Последними словами, окончательно запутавшегося в лабиринтах собственной души и уставшего от нравственных мучений ученого были - «Я не сумасшедший, здесь что-то с совестью».

Исходя из постулата К.Г. Юнга о компенсаторной роли бессознательного, можно предположить, что покончивший жизнь самоубийством, не в состоянии ассимилировать актуализированный бессознательный материал, и безвозвратно теряет самоконтроль (крушение регуляторно-оценочной функции психики). Алгоритм динамики психической деятельности в данном случае можно выразить в виде следующей цепи сменяющих друг друга состояний: инвазия бессознательных содержаний, возникновение чувства вины, подавленность, депрессия (деперсонализация?). Произошло то, что К.Г. Юнг называл неадекватным расширением сферы претерпевания [21; 22].Данный пример демонстрирует один из вариантов решения конфликта с совестью, который заканчивается тем, что люди пребывающая в нем « …в конце концов, отказываются от какой бы то ни было ответственности за себя, будучи подавлены знанием бессилия Я перед судьбой, проявляющей свою силу через бессознательное» [22, 193].

Реакцию на встречу с неведомыми (ужасными) продуктами совести другого члена экипажа, Сарториуса, - можно выразить словами М. М.Бахтина «создать себе алиби». Он не чувствуeт себя причастным к происходящему, вытесняет и рационализирует собственные внутренние сомнения, так же как и критику в свой адрес со стороны давно умершей (и внезапно появившейся на космическом корабле) бывшей жены третьего ученого – психолога Кельвина. Ему неведомы душевные волнения и конфликт с совестью, семиотически представленной фигурой этой женщины пытающейся в диалоге с ним «пробиться» к его нравственным чувствам. Трудно не заметить возникающих с Сарториусом аллюзий с типичными представителями «объективной» науки (репрессивной психиатрии, например), в ее худшем варианте. Динамика психической деятельности не испытывающего сомнений Сарториуса при встрече с объективированной совестью предположительно выглядит как: инвазия-актуализация бессознательного (совести), вытеснение, рационализация-преуменьшение-подавление-интеллектуализация (включение других механизмов психологической защиты). Такая жесткая оппозиция голосу совести возможна за счет опоры на всеобщую мораль (этику коллективного паллиатива), являющуюся вариантом рационализации актуализирующегося чувства вины, и одновременной интроекцией общественных моральных принципов. Последнее часто субъективно переживается личностью как взятие на себя ответственности. На самом деле происходит то, что в глубинной психологии называется «инфляцией психики», главный механизм которой - малоосознаваемая личностью идентификация с коллективной (социальной) психикой. «И в той степени, в какой он морально «вписывается» в свое окружение, даже величайшее проклятье его социальности не помешает ему только потому, что большинство его ближних верует в высокую нравственность своих общественных организаций» [22, 211-212].

Чего же не хватает самоуверенному ученому Сарториусу, для подлинного принятия ответственности при встрече с совестью?

Вероятно, это-то, к чему пришли два других героя А.Тарковского - Кельвин и Снаут. Последний претерпел онтологический страх и пережил сильнейшую экзистенциальную тревогу, которые лишили его на долгое время сна, - результат сильнейших потрясений свидетельствующих о серьезных преобразованиях, как в структуре нравственного самосознания, так и личности в целом. Семантика «невроза бессонницы» в данном случае является символом (движущейся метафорой) настоятельной необходимости пребывания человека в сознании и рефлексии как непременного условия принятия личностной ответственности (как известно «сон разума» - порождает чудовищ). Затем он утратил на некоторое время индивидуальные ценностно-смысловые ориентиры. Однако после честного признания и, что, вероятно, важнее - исповедания перед собой - другим (М.М. Бахтин) собственных заблуждений, он признался: «Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!». Осознанный, выстраданный не только психологически, но и физически выбор, дал ему возможность принять ответственное решение и в конечном итоге ответственность за человечество и обрести долгожданный покой. Снаут говорит - «Нам нужно зеркало» - осознавая необходимость рефлексии посредством другого и для другого. Важнейшие нравственные ценности, составляющие духовность как «…качество (уровень) сознания человека» [3, 39], утерял в своем прагматичном бытии Сарториус.

В то время как психолог Кельвин герой обрел мужество признания (искренностьисповеди) ведущие к мучительному и в той же мере целительному переосмыслению прежней системы ценностно-целевых установок и ориентиров. Актуализация ответственности явилась в данном случае стимулом для глубинной трансформации личностного «Я», что является, в свою очередь, конечной целью психотерапевтического воздействия [2]. Именно обретенные нравственные ценности позволили изжить прошлый травматический опыт, в целом способствовали воссоединению «Я» социального (профессионального) и «Я» личностного. Ему, однако, пришлось пережить глубокую регрессию в детство (встречу с матерью), тяжелейшие угрызения совести за совершенные в прошлом безнравственные поступки, долгие мучения и рефлексивные сомнения в отношении собственного предназначения в жизни.

Таким образом, представленная реконструкция психологических аспектов главной сюжетной линии кинофильма позволила эксплицировать особенности внутренней динамики душевной жизни предшествующие интеграции ответственности в структуру профессионального самосознания психолога.

В свою очередь, интеграция ответственности в структуру профессионального самосознания психолога опосредована динамикой преобразований психической организации (субъективной психической реальности) личности, качественное своеобразие которой предполагается возможным описать через раскрытие содержания этапов предшествующих данной интеграции. Ответственность представляется как многокомпонентное полифункциональное психологическое образование.

В целом под содержанием этапов психической организации понимаются сложные (системные) преобразования, затрагивающие психическую деятельность личности: уровень психических состояний, формирование духовных установок, динамку психологических защитных механизмов сознания, изменения системы ценностно-смысловых ориентаций и нравственных установок личности.

В свою очередь, специфика внутренней динамики психической деятельности предшествующай интеграции ответственности личностью представлена следующими этапами:

1. Актуализация бессознательных содержаний психики (в том числе духовных и нравственно-этических потребностей, мотивов, желаний, и т. д.).

2. Честное признание, рефлексия собственных безнравственных поступков совершенных в жизни (покаяние).

3. Чувство вины и, (в соответствии с наличием религиозных аспектов самосознания) греховности, осознание собственного несовершенства. Понимание необходимости духовного и нравственного развития как предпосылки, перспективы и «ближайшей зоны личного и профессионального совершенствования».

4. Ретроспективная рефлексия и осознание личностью ответственности смысложизненных событий прошлого являются необходимой предпосылкой возможности выбора и амплификации духовных ценностей, определяющих экзистенциальный событийный ряд настоящего и будущего.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бинсвангер Л. Бытие в мире. - Киев, 1999 - 333с.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001.- 336с.

3. Бондаренко А.Ф. Понятийный тезаурус этического персонализма как русской традиции в психотерапии // Журнал практикующего психолога. – 2005.- Вып. 11.- С. 39-49.

4. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. – 1993. - № 1, - С. – 6-13.

5. Леонтьев Д.А, Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии 1995. - №1 – С. – 97-111.

6. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: феномен ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ Серия 14. 1996 - № 4. - С – 35-44., 1997 - № 1. – С. – 20-27.

7. Левин Е. «Хрупкий космос или Евангелие от Андрея» // Журнал «Искусство кино», 1995. - № 9. – С.- 103-114.

8. Лотман Ю.М. Об искусстве. – Санкт-Петербург: «Искусство – СПб», 2005. – 704с., ил.

9. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – Второе изд. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. – 352с.

11. Маноха И.П. Человек и потенциал его бытия. - Киев, 1995г. - 270с.

12. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М., 1995г. - 216с.

13. Муздыбаев К. К. Психология ответственности. - М., 1982г. - 320с.

14. Психология и этика: опыт построения дискуссии // сост. Братусь Б.С. //. - Самара, 1999г. – 128 с.

15. Психологическая наука в России ХХ – столетия: проблемы теории и истории. Под. ред. А.В. Брушлинского. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 576 с.

16. Тимощук И.Г. Формирование морально-этической ответственности будущих практических психологов: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев – 2003. – 20 с.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990г. - 284с.

18. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993г. - 447с.

19. Чепелева Н.В. Особистiсна подготовка психолога - практика. // Персонал. -№ 5 - 2000.- С.- 17-19.

20. Юнг. К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994г. - 336с.

21. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. – М. : Мартис, 1995. – 320с. – (Классики зарубежной психологии).

22. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1994. – 320с. – (История психологической мысли в памятниках).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЕ К ДИСЦИПЛИНЕ«Психологическое консультирование»: духовные и нравственно-этические аспекты в практике оказания психологической помощи) 

 

1.Профессиональная помощь человеку в поиске решения проблемной жизненной ситуаций это:

а) психологическое консультирование;

б) психологическая коррекция;

в) психотерапия;

Г) психиатрическая помощь.

 

2. Консультирование это, чаще всего:

а) особый вид отношений;

б) репертуар возможных перспективных действий;

в) диалог по поводу проблемы одного из участников;

г) все ответы верны.

 

3. Приверженцами рассмотрения психологического консультирования как особого вида отношения помощи являются, прежде всего, специалисты предпочитающие теорию и практику:

 а) психоанализа;

б) бихевиоризма;


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!