ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО ВРЕМЕНИ В ПЬЕСЕ



♦ Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои - последние представители вырождающегося дворянства, У них нет будущего.

♦ А. М. Горький тонко отмечает, что Раневская и ее брат - это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА РАНЕВСКАЯ

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги. Её не было в России около 6 лет (уехала после того, как утонул сын и умер муж). Вернулась из Парижа, где её обобрал и бросил любимый мужчина. На первый взгляд кажется, что перед нами очень лёгкий и добрый человек. Она обаятельна внешне, искренняя, доверчивая. Мы узнаём, что ещё девушкой она заступилась за 15-летнего Ермолая Лопахина, которого отец-лавочник ударил по лицу. Видим, что она щедра не только к человеку, который её обманул, но и к случайному прохожему (она даёт золотой нищему, а в доме экономят — кормят всех молочным супом и горохом). Слугу Фирса она называет «мой старичок», а уезжая, осведомляется, отправлен ли он в больницу (но всё-таки забывает про него). Вероятнее всего, за внешним благодушием душевная пустота и безразличие ко всему, что выходит за пределы личного благополучия. Это не лёгкость, а легкомыслие и неумение жить самостоятельно (а воспитано это крепостными, которые когда-то трудились в её вишнёвом саду). Она привыкла сорить деньгами и продолжает проявлять свою барскую беспечность во всём. Отличительные черты героини: ♦  Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить. ♦  В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. ♦  Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия. Отношение к вишнёвому саду. Говорит, что жить не может без России, без вишнёвого сада. Но сад продан, а она даёт нелепый бал и уезжает в Париж. Благородство её в том, что она никого не винит в постигшем её несчастье. И никто не упрекает её в том, что она фактически привела к краху своё имение. Любовь в её жизни оказалась важнее вишнёвого сада. Сначала она уверяла, что с Парижем покончено навсегда (рвала, не читая, письма и телеграммы). Но когда тётушка прислала деньги, оказалось, что их не хватает на спасение сада. Зато вполне достаточно, чтобы вернуться в Париж.
Ø Лопахин: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал» Ø Раневская о себе: «Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского», «я полюбила другого, сошлась», «он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днем, ни ночью», «обобрал меня, бросил, сошелся с другой». «Так глупо, так стыдно... И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей... » Ø Раневская не может спасти единственное, что ей дорого, — вишневый сад. Она непрактична, предается воспоминаниям о прошлом. Уезжая в Париж, не думает о том, что оставляет дочерей нищими. При этом Раневская тонко чувствует происходящее.
ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ ГАЕВ, БРАТ РАНЕВСКОЙ
Ему 50 лет, но перед нами великовозрастный и беспомощный младенец.Безвольный, никчемным, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.Старый лакей Фирс раздевает его на ночь. Он привык к праздной жизни за счёт других и не умеет трудиться. В нём отчетливо проявляются беспомощность, никчёмность, бестактность, барская спесь и пренебрежение к людям («Отойди... от тебя курицей пахнет», — говорит он Яше). Он часто выглядит смешным. Можно сказать, что он является пародией на образованного дворянина, потому что ничтожен и жалок, но имеет огромное самомнение. У Гаева две страсти: он любит произносить речи и играть в бильярд. Он к месту и не к месту вставляет слова из бильярдного лексикона («Дуплет в угол...Круазе в середину»). Часто он с увлечением произносит длинные пафосные речи (например, обращаясь к шкафу) или читает слуге лекцию о декадентах. Перед нами жалкий аристократ, который сам признаётся, что «проел состояние на леденцах».
Отношение к вишнёвому саду. Вишнёвый сад для него и сестры — это их родовое гнездо, малая родина. В начале пьесы Гаев клянётся честью, что вишнёвый сад не будет продан. Но сад продан, и никто даже не вспоминает его пустых клятв. И он, и сестра единодушно отвергли спасительный вариант Лопахина. И дело не только в непрактичности и легкомыслии разорившихся дворян. Дворянство утратило не только экономическое, но и общественное положение — оно не способно, как прежде, определять пути развития страны. Их обострённое чувство прекрасного не позволяет сделать из поэтического вишнёвого сада доходное коммерческое предприятие.

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В ПЬЕСЕ

ЕРМОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛОПАХИН

Лопахин — бывший крепостной Гаевых (его предков даже на порог в этот дом не пускали). Сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Умный, предприимчивый купец, обладает огромной энергией. В нём много привлекательных черт: он помнит добро Раневской по отношению к себе, лишён агрессивности, скупости, зависти и ненависти по отношению к недавним «хозяевам жизни», не бездействует и не плачет, как его бывшие хозяева, а встаёт «в положенном часу утра» и трудится до вечера. Трудолюбие и настойчивость были сформированы в этом герое тяжёлыми условиями жизни, которые закалили его и научили стойко бороться с трудностями. При всём при том он человек с деловой хваткой — своего не упустит. Его деловитость вытравила в нём духовность (Чеховым отмечена хищническая природа капитала). В модно одетом преуспевающем коммерсанте отсутствует подлинная культура, он часто чувствует себя ущербным и неуверенным в себе. Он живёт сегодняшним днём. Его идеи умны и практичны. Он правильно оценивает положение владельцев вишнёвого сада и даёт им практический совет, который позволил бы спасти усадьбу (разбить вишнёвый сад и землю на реке на дачные участки). Отличительные черты героя: ♦  Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются. ♦  Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!» Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»
Отношение к вишнёвому саду. Лопахин покупает имение, созданное руками его предков. Он ликует: «Если бы отец мой и дед встали из фобов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!». На месте вишнёвого сада он хочет настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь. Она видится ему как торжество собственников, вырубающих старый вишнёвый сад, при котором «вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным». Способствуя экономическому прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки общества, как нищета, несправедливость и бескультурье, потому что они прежде всего руководствуются личными интересами наживы и выгоды. Лопахин понимает, что он не хозяин сада, а лишь владелец земли. Поэтому он и говорит: «Скорей бы». Стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А будущее станет зримым, когда новое поколение посадит новый сад.
Герой о себе: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие». «Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, <...> купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете»
Лопахин искренне хочет помочь Раневской и осуждает ее за бездеятельность. Он способен на искренние душевные порывы («Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»), однако не способен понять, в чем ценность сада. Лопахин — очень грамотный делец с практичным разумом, выбившийся своим трудом из «мужиков» в богачи

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ В ПЬЕСЕ

ПЕТЯ ТРОФИМОВ

Бедный студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь, когда-то был учителем сына Раневской. Жизненный путь его складывается нелегко. Его уже два раза увольняли из университета, поэтому все называют «вечным студентом». Он всегда голодный, больной, неухоженный, тем не менее это гордый человек с чувством собственного достоинства. Он бескорыстен и трогателен, живёт трудом, образован и умён. Он отрицает прошлое (видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии), даёт во многом верную оценку буржуазии (отмечает её прогрессивную роль в развитии экономики России, но предрекает её временность и отказывает ей в роли творца) и верит в новую жизнь, в светлое будущее: «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!» Его мысли о будущем России во многом совпадают с чеховскими. В мечтах Трофимов обогнал время, но на деле беспомощен не меньше Раневской. В своих монологах он смело заглядывает в будущее, но не совершает никаких конкретных поступков. Его образ дан в противоречии: с одной стороны, справедливый обличитель, а с другой — «недотёпа», «облезлый барин», «вечный студент» (как видим, образ сильно снижен). Чехов не может доверить ему будущее. Отличительные черты героя: ♦  Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства. ♦  Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой. Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен. Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.
Прозорлив, но переходит на пустые пафосные речи: «Мы выше любви!» Больше говорит, чем делает
«Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом»
О себе: «Да, я облезлый барин и горжусь этим!» Аня, влюбленная в «вечного студента», говорит: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде»
АНЯ
Дочь Раневской, получившая обычное дворянское образование. Ей всего 17 лет, и она полна надежд, мечтаний и жизненных сил. Но в ней, конечно, много неопытности и детства и она ещё не сталкивалась с реальностью. Она выражает готовность следовать за Петей Трофимовым, увлечена его демократическими идеями. Именно в Пете и Ане Чехов воплотил черты молодёжи своего времени. Но пока неизвестно, хватит ли ей духовных сил и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий и лишений. Сумеет ли эта девочка сохранить свою веру в прекрасное будущее? Смогут ли они с Петей вырастить новый вишнёвый сад? На эти вопросы Чехов ответов не даёт.

МОТИВЫ

Неизменности героев Любовь Андреевна: «Ты все такая же, Варя», «Ты все такой же, Леня». Варя: «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась». Яша: «А вы, Леонид Андреич, все такой же, как были» и т. д.
Изменяемости жизни Почти все персонажи имеют свою основную тему, о которой все время говорят. Раневская вспоминает о Париже, Пищик ищет деньги, Епиходов жалуется на несчастья, Петя пытается все обличать и т. д.
Детства Жизнь вокруг застывших героев меняется, проходит. Персонажи вспоминают о прошлом и сравнивают его с настоящим
Времени Идиллическое время, утерянный рай
Разрушения Персонажи все время куда-то спешат. Они постоянно беспокоятся, смотрят на часы: «Который час?», «Через 20 минут на станцию ехать», «До поезда осталось всего сорок шесть минут» и т. д.
Смерти Роковой оказывается дата «22 августа». Герои живут в ожидании ее. «Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит» Гибель предвещает лопнувшая струна: «Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». На сруб обречен и вишневый сад — вся живая жизнь, прекрасное прошлое
Непонимания Персонажи не слышат друг друга и даже не пытаются понять, каждый говорит о своем: «Лопахин. Охмелия, иди в монастырь... Гаев. А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде. Лопахин. Охмелия, онимфа, помяни меня в твоих молитвах! Любовь Андреевна. Идемте, господа. Скоро ужинать. Варя. Напугал он меня. Сердце так и стучит. Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..»

Вишневый сад

Вишнёвый сад выведен в название произведения, т. е. он является центральным персонажем. Всё действие пьесы происходит на фоне этого сада. Он всё время присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нём спорят, о нём мечтают, его вспоминают. Центральный образ пьесы объединяет все персонажи.

Сад уже в замысле комедии оказался на первом месте. А. П. Чехов 5 февраля 1903 г. пишет: «В голове она у меня уже готова. Называется “Вишневый сад”, четыре акта, в первом акте в окна видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях»

Сад — это:

• символ жизни;

• детство, потерянный рай;

• красота, духовность, счастье;

• прошлое России, обреченное на гибель;

• место снов, надежд, воспоминаний и т. д.

Сад — олицетворение природы, которая всегда оказывала влияние на души людей. Нежная, тонкая красота цветущих вишнёвых деревьев не только оставляет неизгладимый след в душе, но и подчёркивает мелочность человеческих отношений, несовершенство людей перед лицом прекрасной природы.

Сад — это укромный уголок природы, он красив той тихой уютной красотой, которая так притягивает человека к родному дому. Для Раневской и Гаева вишнёвый сад — это их родовое гнездо, где они выросли, где прошли их детство и юность. Такие места становятся частью самого человека.

Сад — это символ уходящего. Продажа вишнёвого сада символизирует уход класса дворян из жизни России, конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, умные и образованные, не в силах сохранить свой сад, лучшую часть своей жизни.

«Вся Россия — наш сад». Эти слова Трофимова — символ будущего, прекрасной новой жизни России. Но сумеют ли люди молодого поколения вырастить новый цветущий сад? Этот вопрос остаётся в пьесе открытым.

Первые монологи (лирические признания) действующих лиц обращены к цветущему саду

Сад весь в белом. Белый цвет — символ чистоты, непорочности. Однако актриса А. Демидова говорила о белом саде так: «Белый цвет. Беспечность. Легкие белые платья. Озноб. Цвет цветущей вишни — символ жизни, и цвет белых платьев, как саванов, — символ смерти. Круг замыкается»

Б. Зингерман: «Место действия чеховских пьес — дом с садом — соотнесено с прошлым и будущим, с огромными, беспредельно расстилающимися пространствами»

Вишневый сад

Пространство действия

Главный герой

Виден из окон дома. Его решают вырубить, а на его месте разбить дачные участки

Живой: его жалеют, желают, любят, от него отрекаются, его предают, убивают

Отношение героев к саду

Раневская, Гаев

Страстно любят сад. Это их прошлое, их детство, вся их жизнь. Но они предают этот потерянный рай, отдавая сад на сруб

Аня, Петя

Сад у них ассоциируется с необыкновенным, прекрасным, фантастическим будущим, но для этого будущего герои ничего не делают. Мечтая о небывалом, отрекаются от существующего

Лопахин

Всю жизнь мечтает овладеть садом, спасти его, усовершенствовать. В итоге убивает

Влияние «Вишневого сада» на литературу XX и XXI вв.

Драматургия Чехова оказала огромное влияние на всю литературу XX и XXI вв. Комедия «Вишневый сад» стала одним из наиболее популярных источников интертекста в творчестве модернистов и постмодернистов (В. Набокова, И. Бродского, Ю. Левитанского, А. Вознесенского, В. Сорокина, Л. Улицкой, А. Слаповского и др.)

     

 

Чехов не наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и деятельно участвовать в ее преображении.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!