РАССКАЗ «ДАМА С СОБАЧКОЙ» (1899)



Ø Последнее прозаическое произведение Чехова о любви

Ø Время создания рассказа совпадает с началом увлечения Чехова О. Л. Книппер, будущей женой писателя. Крымские пейзажи, Ореанда, водопад, ялтинская кондитерская Берне и японский магазин на набережной описаны Чеховым по непосредственным впечатлениям

Сюжет и композиция

Первая половина рассказа (главы I-II). Курортный роман

Дмитрий Дмитриевич Гуров приезжает отдыхать в Ялту, среди курортников он замечает одинокую даму с белым шпицем и решает завести с ней курортный роман. Он уже давно женат на женщине, которую не любит, у него трое детей. Женщин считает «низшей расой». Анна Сергеевна (дама с собачкой) родом из Петербурга, живет с мужем в городе С. Мужа не уважает, считает его лакеем (по натуре, а не по службе). Гуров привык изменять жене, Анна Сергеевна же решается на это, потому что ей страстно «хотелось пожить». Они возвращаются домой

Вторая половина рассказа (главы III-IV). Истинная любовь

Московская жизнь захватывает Гурова. Он забывает о ялтинском романе, но вдруг образ Анны Сергеевны начинает его волновать, воспоминания о ней приходят все чаще. Гуров понимает, что его чувство к Анне Сергеевне намного глубже простого влечения. Он решает ехать в город С. Там он встречает Анну Сергеевну в театре. Она умоляет Гурова уехать и обещает сама приехать к нему. Гуров понимает, что его чувство взаимно. Анна Сергеевна лжет мужу, что едет посоветоваться о своем здоровье, и раз в два-три месяца встречается с Гуровым в Москве. Любовь приводит Гурова его к переосмыслению жизни. «...им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Рассказ, не имея сюжетного завершения, заканчивается словами о том, что «самое сложное и трудное только начинается»

Две жизни Дмитрия Гурова

Внешняя (проявленная жизнь)

Внутренняя (тайная, духовная жизнь)

Официальный брак, быт, служба, привычные занятия: чтение газет, посещение клубов, игра в карты — все, что делает его жизнь устойчивой и подобной жизни окружающих

Анна Сергеевна «по вечерам глядела на него из книжного шкафа, из камина, из угла, он слышал ее дыхание...».
 
     

ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД» (1903)

Создание

Это последняя пьеса А. П. Чехова. Он обдумывал пьесу с 1896 по 1903 гг., писал с марта по октябрь 1903 г . Она была закончена в 1903 г. в Ялте, в начале нового века, когда шла переоценка веками устоявшихся ценностей. Дворянство разорялось и расслаивалось. Это был класс, обречённый на гибель. На смену ему шла новая могучая сила — буржуазия. Основой пьесы и стало умирание дворянства как класса и приход капитализма в Россию. Эту пьесу часто называют пьесой о настоящем, прошлом и будущем России.

Поставлена 17 января 1904 г. в Московском художественном театре. Автор принимал активное участие в подготовке спектакля

Сюжет

В центре сюжета — продажа вишнёвого сада, владельцами которого являются дворяне Раневская и Гаев, брат и сестра. Они больше не в состоянии содержать сад — у них нет денег. Продажа сада — единственная возможность получить средства к существованию. Новым владельцем сада становится купец Лопахин (внук крепостного в прошлом, а теперь представитель зарождающейся в России буржуазии). Молодое поколение в пьесе представляют Петя Трофимов и Аня. Они мечтают о прекрасном будущем, но равнодушны к продаже сада. В пьесе есть особенный персонаж — слуга Фирс, который помнит ещё крепостное право на Руси. В финале, занятые своими делами и переживаниями, все забывают об этом старике и запирают его в опустевшем доме.

«Новая драма» Чехова

А. П. Чехов — основоположник «новой драмы», представителями которой в мировой литературе являются Ибсен, Гауптман, Стриндберг

Меняет принцип организации сюжета. Нет ключевого события и «сквозного действия», мало внешних событий. Пьесы Чехова «бессюжетны». «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» (А. П. Чехов)

В «Вишневом саде» Чехов выносит за сцену главные события — продажу сада с аукциона, вырубку вишен. Зритель видит только реакции героев на происходящее, слышит «стук топора по дереву»

Чехов изображает в драмах повседневность, быт, само течение жизни. «В бытовом течении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершающуюся драму жизни» (А. П. Скафтымов)

Эпизоды в «Вишневом саду» заполнены повседневностью, бытовыми мелочами, деталями, бесконечными разговорами как бы ни о чем, но на самом деле всегда о главном

Чехов отказывается от внешней интриги. Внешний конфликт изначально неразрешим. Стержнем действия становится внутренний конфликт

Все персонажи «Вишневого сада» хорошо относятся к Раневской, разорение ее семейства не является итогом чьих-либо намеренных действий

В драмах отсутствует четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных

В «Вишневом саду» нет по- настоящему отрицательных героев (кроме Яши)

В драмах Чехова смыслы слов размыты. Часто под одним подразумевается иное. Важен скрытый подтекст, непроизносимое, мысли, движения души героев. От этого сами персонажи зачастую не слышат друг друга

Например: «Любовь Андреевна (задумчиво). Епиходов идет... Аня (задумчиво). Епиходов идет... Гаев. Солнце село, господа. Трофимов. Да».

Вопрос жанра

Свою пьесу А. П. Чехов назвал комедией «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». «Он был искренне убеждён, что это была весёлая комедия, почти водевиль», — писал Станиславский. Сегодня мы относим пьесу к жанру лирической комедии, где смешное переплетается с грустным, комическое с трагическим, как и в реальной жизни. В пьесе много слёз, но Чехов говорил, что это несерьёзные слёзы, над которыми скорее можно посмеяться.

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией, однако режиссёры часто ставили пьесу как лирическую драму

К. С. Станиславский: «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина.»

Чехов не отделял смешного от серьезного, потому что в жизни нет такого деления: «В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое с смешным»

З. С. Паперный: «жанр чеховских пьес <...> родился на границе понятий “комедия” и “драма”, как бы на самом лезвии, и не соскакивает окончательно ни в одну, ни в другую сторону».

Композиция и сюжет

Действие первое (экспозиция, завязка)

В мае, когда цветут вишни, в разоренное имение с вишневым садом возвращается из Парижа Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней.

Их встречают Лопахин, друг семьи, Гаев, брат Раневской («все состояние проевший на леденцах») и ее приемная дочь Варя. Все вспоминают прошлое. Узнают, что торги (продажа вишневого сада) назначены на август

Действие второе (развитие действия)

Решается судьба вишнёвого сада и имения Раневской. Время действия — заход солнца.

Лопахин предлагает продать сад под дачные участки. Петя Трофимов, «вечный студент», рассуждает о «гордом человеке». Герои слышат «звук лопнувшей струны», предвещающей несчастья

Действие третье (кульминация)

Раневские зовут в дом музыкантов и устраивают бал. Все ждут приезда Гаева с торгов. Раневская переживает: «Сегодня судьба моя решается, судьба...» Вишневый сад покупает Лопахин

Действие четвертое (развязка)

В октябре все выезжают из имения: Лопахин — на время в Харьков, Петя — в Москву, Раневская — в Париж к любовнику. Аня собирается работать, мечтает о будущем. Лопахин так и не делает предложения Варе. Любовь Андреевна прощается с садом: «О мой милый, мой нежный прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..» Хозяева забывают в закрытом доме больного доброго Фирса. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву»

     

Система персонажей

Любовь Андреевна Раневская, Леонид Андреевич Гаев, Варя, Фирс — представители уходящей эпохи Аня, Петя Трофимов — «молодое поколение». Стремятся к неопределенному «прекрасному» и бесплотному «будущему», прочь от былых ценностей
Ермолай Алексеевич Лопахин — герой-деятель, энергичный, активный, реалист-прагматик Фирс, Яша, Симеонов-Пищик, Шарлотта, Епиходов, Дуняша — вспомогательные персонажи

Несмотря на разобщенность и различия во взглядах, герои любят друг друга, готовы прийти на помощь


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!