АНАЛИЗ ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



РАССКАЗ «СТУДЕНТ»(1894)

Написан в Ялте, опубликован в журнале «Русские ведомости» в апреле 1894 г. Относится к позднему периоду творчества Чехова

«Студент» был любимым произведением писателя

Сюжет и композиция

Ø В рассказе нет напряженного действия, внешней занимательности. Главную роль здесь играет внутренний сюжет — история духовного прозрения героя.

Ø Две сюжетные линии: встреча студента с вдовами и евангельская история об отречении Петра. В кульминации они пересекаются и, преломляясь в сознании героя, сливаются в одну

Ø Зеркальная композиция: совпадение ситуации в начале и в конце рассказа

Экспозиция Пейзаж определяет общую тональность повествования. «Погода вначале была хорошая, тихая», затем картина меняется — погода портится: «когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло». Студент духовной академии, сын дьячка Иван Великопольский в страстную пятницу возвращается с охоты в мрачном настроении: «студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше»
Рассказ студента. Завязка внутреннего сюжета Проходя огородами, Иван встречает двух вдов, Василису и ее дочь Лукерью, которые у костра моют посуду. Остановившись погреться, он вдруг вспоминает евангельские события, «происходившие в такую же холодную ночь во дворе иудейского первосвященника». Студент рассказывает женщинам историю о троекратном отречении Петра: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам <…> Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль»
Подготовка развязки внутреннего сюжета Студент продолжает свой путь. В его душе происходит напряженная работа — он понимает, что «то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему <…>. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок»
Кульминация и развязка внутреннего сюжета К Ивану приходит душевное озарение: «И радость вдруг заволновалась в его душе <...> Прошлое,думал он,связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи».Происходит преображение внутреннего состояния героя: он «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь, <…> всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; <…> и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевало им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла»

РАССКАЗ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ» (1898)

Первая часть «маленькой трилогии», посвященной теме «футлярности». Также в нее входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», объединенные образами охотников Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина

Образ «человека в футляре» стал нарицательным

Тематика и проблематика

Чехов показывает душевное оскудение, измельчание человека

«Футлярность» — стереотипность мышления, «улиточность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» — явление одновременно психологическое, социальное и философское

Рассказ приобретает общественно-политическое звучание. В нем есть приметы России эпохи правления Александра III: запрещающие циркуляры, полицейский сыск, доносы, «фискальство», страх

Проблемы выходят за пределы отдельной личности и эпохи, они имеют универсальный, вневременной характер

Композиция и сюжет

Особенности композиции

Композиция построена на приеме «рассказа в рассказе»: история Беликова рассказывается и комментируется охотниками на привале. Такая структура позволяет вскрыть универсальный смысл образа главного героя, избегая прямой оценки

Рамочный сюжет

В сарае старосты на краю села Мироносицкого расположились на ночлег охотники: ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Речь заходит о жене старосты Марфе, которая в последние десять лет даже на улицу выходит только по ночам. Это напоминает Буркину историю жизни своего сослуживца Беликова

История Беликова

Беликов был учителем греческого языка, «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь»

В гимназию, где работают Буркин и Беликов, назначают нового учителя географии, Михаила Саввича Коваленко. С ним приезжает и его тридцатилетняя сестра Варенька. Она хороша собой, весела, прекрасно поет. Варенька очаровывает всех, даже Беликова. Учителя решают женить их. Кто-то рисует карикатуру, изображая героя с зонтом под руку с Варенькой и с подписью «влюбленный антропос». На Беликова это производит тяжелое впечатление. Вскоре он встречает на улице Коваленок, катающихся на велосипеде. Он возмущен этим и отправляется к ним, чтобы высказать это. Коваленко спускает его с лестницы. Подошедшая Варенька, увидев в ситуации только комизм, смеется.

Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, приводит Беликова в такой ужас, что он, придя домой, «слег и через месяц умер»

Рамочный сюжет

По окончании рассказа Иван Иванович говорит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винтразве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздорразве это не футляр?»

Приятели устраиваются на ночлег в сарае и, засыпая, слышат шаги Марфы. Взволнованный Иван Иванович восклицает: «Нет, больше жить так невозможно!»

Оппозиция персонажей

Беликов

Варенька

Воплощение «заразы», ведущей к внутренней смерти

Воплощение вольной жизни, наполненной движением, радостью и смехом

Образ Беликова

Характеристика

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком <…>. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, <…> и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Власть Беликова

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге <…> и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни» человечек <...> держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! <...> Под влиянием таких людей <...> в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться помогать бедным, учить грамоте...»

Смерть Беликова

В гробу Беликов достиг своего идеала: «наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Символично, что все присутствующие на похоронах были в калошах и с зонтами (каждый по-своему «человек в футляре)». После смерти Беликова снова воцарилась «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»

       

 

РАССКАЗ «ИОНЫЧ» (1898)

Тема: произведение о смысле жизни, пошлости и мещанстве. История и исследование духовной деградации, разрушения личности под воздействием среды - «путь от Старцева к Ионычу».

Идея: найти противоядие пошлости и обывательщине, найти ответ на вопрос «Что делать?».

Герои:Дмитрий Ионыч Старцев - молодой врач, приехавший жить и работать в город С.

    Иван Петрович Туркин - отец гостеприимного семейства.

    Вера Иосифовна Туркина - «творческая личность», «писательница» и хорошая хозяйка.

    Екатерина Ивановна Туркина (Котик) - будущая пианистка, романтическая натура.

Композиция: 5 структурных частей (внешняя композиция) и 3 части смысловых (внутренняя).

Проблема: причины духовной деградации (пошлость, бесцельность жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов, ограниченность будничным и малым), предрасположенность человека к обывательской жизни, отсутствие высоких жизненных идеалов и борьбы за них и как результат - омертвение души и деградация.

Цель автора: заставить задуматься читателя над своей жизнью и ценностями…

Произведение относится к позднему периоду творчества писателя

Рассказ написан в 1898 г. Как и все поздние произведения Чехова, пронизан щемящей грустью: в нём живёт мечта о недостижимой гармонии, которая резко контрастирует с убогой и нескладной жизнью, с той бездуховной атмосферой, которая убивает в молодых людях благородные порывы. Чехов заставляет задуматься о том, что же мешает людям жить насыщенно и полно, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал о гармоничном человеке, в котором «всё должно быть прекрасно».

Жанр — рассказ, близкий к повести (однолинейный сюжет, состоящий из эпизодов жизни героя; общественные проблемы раскрываются через детали повседневной жизни). Черты романа в рассказе: характер героя показан в развитии, на протяжении длительного времени

Сюжет

Невесёлая история молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева, подающего надежды специалиста, который из пылкого юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча, слившегося с той обывательской средой, в которую попал.

Особенности

Ø Краткость и роль детали

Чехов — мастер короткого рассказа. «Умею коротко говорить о длинных вещах». В течение многих лет работы в юмористических журналах писатель отточил мастерство рассказчика: в небольшой объём он вкладывает максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, длинные монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Образ или впечатление, важную мысль Чехов создаёт несколькими штрихами, мелкими деталями без подробных объяснений.

Ø Подтекст

Подтекст — особая чеховская деталь, которая открывает простор для воображения. Чехов приглашает читателя к соавторству. Он не даёт никаких нравственных характеристик или оценок, предоставляя читателю самому разобраться в предложенном материале. Отдельные эпизоды и, казалось бы, незначительные детали содержат большой «потаённый» смысл.

Тематика и проблематика

Постепенная духовная деградация личности, ее «дорога вниз». Чехову важно исследовать причины этого процесса, выяснить, кто виноват в духовном оскудении героя — окружение или он сам.

История героя дана на фоне картин жизни губернского города, пошлость и застой которого олицетворяет семья Туркиных

Деградация Дмитрия Старцева

В город С. приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он увлечен своей деятельностью, лечит бедняков; способен на искреннее чувство к Екатерине Ивановне (Котику), дочери Туркиных, «самых талантливых людей в городе» Старцев ходит пешком — своих лошадей у него еще нет
Постепенно частная практика становится главным его занятием, страсть к наживе — смыслом жизни У Старцева появляется пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (двойник Старцева). Герой думает о том, что ему не нужно полнеть
Через четыре года у Старцева уже большая практика. Он еще рассуждает о том, что «нужно трудиться...» У Старцева уже тройка с бубенчиками. Он пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон
Старцев окончательно деградирует. Любовь Екатерины Ивановны его не трогает. На слова Котика о высоком предназначении Старцев вспоминает свое любимое занятие — пересчитывать по вечерам деньги Спустя несколько лет Старцев еще больше пополнел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад

Семья Туркиных

Считается самой образованной и культурной семьёй в городе. Это радушные и открытые люди. У каждого из членов семьи есть свой талант. Только вот относиться к этим талантам можно лишь иронически. В каждом эпизоде есть деталь, разоблачающая «талантливость» этой семьи. Невольно автор восклицает, что если Туркины — самая талантливая семья в городе, что говорить об остальных. Перед нами пошлость жизни, обывательское «болото», в котором ничто не меняется даже в мелочах, но Старцев, несмотря ни на что, подпадает под обаяние атмосферы дома Туркиных, так как там «приятно и удобно». Семья Туркиных — это лучшие представители той среды, в которую попал Старцев.

В изображении семьи Туркиных Чехов прибегает к приёму повторяющихся описаний и деталей

В начале, в середине и в конце рассказа Чехов изображает одни и те же сцены в доме Туркиных — семейство изображено как нечто неподвижное, неизменное (исключение составляет лишь Котик)

О Туркиных Старцев думает, что «если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город»

Вера Иосифовна

Пишет романы и повести для себя и читает их вслух гостям. Её роман о том, чего не бывает в жизни. Интересна деталь: летним вечером она читает о том, что «мороз крепчал», а из окон доносится запах цветущей сирени

Иван Петрович

Играет в любительских спектаклях, показывает фокусы, острит. Те, кто приходят к ним в дом, каждый раз непременно слышат: «Здравствуйте, пожалуйста», а при расставании: «Прощайте, пожалуйста». Одни и те же остроты и шутки повторяются на протяжении многих лет.

Екатерина Ивановна

Миловидная девушка, которую в семье зовут Котик. Играет на рояле. Чехов не даёт оценку её игре — читатель может это сделать сам. Старцев, слушая эту игру, представлял «как с высокой горы сыплются камни, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться». Котик отказалась стать женой Старцева, вообразив себя блестящей пианисткой, и уехала из города. Когда убедилась, что у неё посредственные способности к музыке, стала жить надеждой на любовь Старцева (но это был уже совсем другой человек:«Хорошо, что я тогда не женился»).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!