Во всем ли можно верить летописям?



В чем уникальность Ростовской истории?

нашей исторической науке сложились два основополагающих понятия: была Русь Новгородская, затем ей на смену пришла Киевская Русь, а уж затем началось все остальное. Но существует и другое представление о начальной русской истории: что ее корни находятся на Ростовской земле, потому с такой настойчивостью русские князья стремились в Ростов, в город своих предков, основанный росами-русами и навечно оставившими название своего племени в названии города. Здесь просматривается неразрывная связь слов и понятий: Русь – Ростов – Россия.

Именно по этой причине Ростов Великий стал первой столицей русского княжества в центре будущей России, позднее она была перенесена в Суздаль, затем – во Владимир и только потом – в Москву. Ростовское княжество – Ростово-Суздальское – Владимиро-Суздальское – Великое Московское княжество – вот история становления и образования России. Но этому, на мой взгляд, предшествовал еще один, начальный этап отечественной истории – Русь Ростовская. В «Повести временных лет» Ростов, как уже существующий город, упомянут в записи за 862 год, поэтому естественно предположить, что он гораздо старше своего официально заявленного возраста. Исследователи не пришли к единому мнению, откуда пошло название города, но можно предположить, что оно образовалось от названия основавшего его племени рус или рос – первую форму употребляли арабские авторы, вторую – византийцы.

В этой связи уместно вспомнить изданную в 1944 году работу академика Н.С.Державина «Происхождение русского народа» и напечатанную в журнале «Русь» в 1997 году статью Г.Молоканова «Кто такие русские», в которой автор в частности писал:

«К предшественникам славян и в особенности его русской ветви Державин относит этрусков, из языка которых были заимствованы такие слова как конь, солнце, луна, река, лес, бог, названия Днепр, Ростов. Этруски, как известно, проживали на Аппенинском полуострове и оказали огромное влияние на культуру Древнего Рима. Державин анализирует логику возникновения норманнской теории и показывает, что это не более чем предположение, не имеющее под собой ни одного достаточно убедительного факта. Русь, как он считает, существовала задолго до появления варягов и занимала обширные земли юго-восточной Европы. Крупные судоходные реки, их берега и стали, как мы считаем, той «ничейной» территорией, через которую проходил путь переселенческих отрядов. Местные же народы – а древнейшим населением Европы являются кельты – должны были называть их как-то по-особому, скажем, люди большой воды. Но «вода» по-древнекельтски называется «рось». В древности крупные европейские реки – Днепр, Дунай и даже Волгу – называли «рось». Не отсюда ли ведет происхождение слово «рось» применительно к славянским первопроходцам?»

Продолжая эту мысль, зададимся вопросом: не был ли Ростов одним из первых русских городов, построенным славянскими первопроходцами на территории будущей России? Не отсюда ли пошло их дальнейшее переселение к Новгороду (т.е. Новому городу) и Киеву?

Известный русский художник Борис Кустодиев называл Ростовский край «Иль-де-Франсом» России. Иль-де-Франс – эта маленькая область в течении Сены, которая дала название Франции. Писатель и журналист Константин Случевский писал в конце XIX века о Ростове Великом: «Здесь родилось и окрепло великорусское племя». Так, может, они правы – отсюда ведет начало история русского народа и его государства? Доказательством этой версии может служить хотя бы то обстоятельство, что на территории Ярославской области и вообще центра России Ростовский район выделяется как наиболее богатый археологическими памятниками. Вместе с тем их изучение весьма ограничено двумя объективными (а может, и роковыми) трудностями: большой влажностью земли из-за близости озера Неро и застройкой городом эпицентра наиболее интересного, как считают археологи, района.

Явно противоречат общепринятой истории Ростовского края и несколько археологических находок, назовем только три из них. Первая была сделана еще в XIX веке, когда в селе Угодичи под Ростовом, при рытье канавы для бута под сельскую Богоявленскую церковь, была найдена монета римского императора Домициана, правившего с 81 по 96 год.

Вторая находка была сделана уже в наши дни – это железная пряжка пятого-шестого веков, обнаруженная в слое десятого, «мерянского» века. Материал, внешний вид, способ изготовления – все указывает на то, что история этой пряжки уходит корнями в эпоху так называемого Великого переселения народов!

Но наиболее интересная находка последних лет, явно противоречащая общепринятой истории Ростовского края, – раковина каури, родина которой – южная часть Индийского и Тихого океанов. На этой удивительной находке следует остановиться подробней...

В качестве денег морские раковины каури использовались еще пять тысяч лет назад. Добывали их в основном у Лаккадивских и Мальдивских островов, расположенных к юго-западу от Индии, и у восточного побережья Африки. В Африке они получили наибольшее распространение, в частности ими расплачивались при работорговле. В Египте раковины каури использовались в качестве денег до XVI века, а в Мали ее изображение и сейчас украшает здание государственного банка. Больше того, раковины каури до сих пор используются в торговых операциях у некоторых африканских племен.

Видимо, ограниченные запасы каури и трудности их добычи послужили причиной превращения раковин каури в валюту в Европе. Сохранилась фреска 1395 года, на которой изображены два итальянских банкира, или производящие взаиморасчет, или подсчитывающие свои барыши. На столе перед ними рассыпаны раковины каури.

Для удобства использования каури в качестве денег в спинке раковины делали отверстия и связывали их по несколько штук. Именно такую раковину величиной с лесной орех несколько лет назад обнаружила экспедиция Института археологии Российской Академии наук под руководством А.Е.Леонтьева на месте нынешнего Ростова – бывшего мерянского поселения X века. Отверстие в «ростовской каури» неоспоримо свидетельствует, что она появилась здесь в качестве денежной единицы. Но каким образом она попала в археологический слой угро-финского племени меря, занимавшегося сельским хозяйством, охотой и рыболовством?

Всего три маленькие археологические находки – и вся официальная история Ростовского края трещит по швам, как бы ни пытаться ее залатать, отреставрировать. Но ведь эти же самые находки удивительным образом подтверждают другую версию заселения этого края, которая изложена выше! Именно племя росов-первопроходцев, прошедшее всю Европу, могло принести сюда и монету императора Домициана, и пряжку эпохи Великого переселения народов, и раковину каури. Что же касается племени меря, то сами археологи, ведущие раскопки на Ростовской земле, удивляются, что мерянский культурный слой оказался таким тонюсеньким – всего тридцать сантиметров почти черной, а значит, не столь уж «культурной» земли. И это за несколько веков существования здесь меря?!

Таким образом, несмотря на тщательный труд нескольких поколений археологов, иcториков, краеведов, занимавшихся местной иcторией, можно сказать, что древний русский град Ростов Великий появился на свет «при невыясненных обстоятельствах». Больше того, до сих пор остается неразгаданным, утраченным, потаенным целый этап его начальной истории, когда здесь, на плодородном берегу светлого озера Неро начало образовываться наше Отечество, наша государственность.

Не трудно представить, как возмутится, прочитав последнюю фразу, какой-нибудь ортодоксальный историк, для которого «Повесть временных лет», начинающая русскую историю с призвания в Новгород варягов, – чуть ли не библия, каждое сообщение которой не подлежит сомнению и пересмотру. Что ж, если эта «Повесть» такой авторитетный источник, к нему и обратимся.

Во всем ли можно верить летописям?

овестью временных лет» называется древнейший летописный свод, который является составной частью большинства дошедших до нас летописей (а всего их сохранилось около 1500). «Повесть» охватывает события до 1113 года, но самый ранний ее список был сделан в 1377 году монахом Лаврентием и его помощниками по указанию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Неизвестно, где была написана эта летопиcь, по имени создателя получившая название Лаврентьевской: то ли в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода, то ли в Рождественском монастыре Владимира. На наш взгляд, второй вариант выглядит убедительней, и не только потому, что из Ростова cтолица Северо-Восточной Руси переместилась именно во Владимир.

Во владимирском Рождественском монастыре, как считают многие специалисты, появились на свет Троицкая и Воскресенская летописи, епископ этого монастыря Симон был одним из авторов замечательного произведения древнерусской литературы «Киево-Печерского патерика» – сборника рассказов о жизни и подвигах первых русских монахов.

Остается только гадать, каким по счету списком с древнего текста была Лаврентьевская летопись, сколько в нее было дописано того, чего не было в первоначальном тексте, и сколько потерь она понесла, – ведь каждый заказчик новой летописи норовил приспособить ее под свои интересы и опорочить противников, что в условиях феодальной раздробленности и княжеской вражды было вполне закономерно. Самый значительный пробел приходится на 898–922 годы. События «Повести временных лет» продолжены в этой летописи событиями Владимиро-Суздальской Руси до 1305 года, но пропуски есть и тут: с 1263 по 1283 год и с 1288 по 1294-й.

Другая известная летопись – Ипатьевская – названа так по Ипатьевскому монастырю в Костроме, где ее обнаружил наш замечательный историк Н.М.Карамзин. Знаменательно, что она нашлась опять неподалеку от Ростова, который наряду с Киевом и Новгородом считается крупнейшим центром древнего русского летописания. Ипатьевская летопись моложе Лаврентьевской – написана в 20-е годы XV столетия и кроме «Повести временных лет» включает в себя записи о событиях в Киевской Руси и Галицко-Волынской Руси.

Еще одна летопись, на которую стоит обратить внимание, – Радзивилловская, принадлежавшая сначала литовскому князю Радзивиллу, потом поступившая в Кенигсбергскую библиотеку и при Петре Первом, наконец, в Россию. Она представляет собой копию XV века с более древнего списка XIII столетия и рассказывает о событиях русской истории от расселения славян до 1206 года. Относится к владимиро-суздальским летописям, по духу близка Лаврентьевской, но гораздо богаче оформлена – в ней 617 иллюстраций. Их называют ценным источником «для изучения материальной культуры, политической символики и искусства Древней Руси». Причем некоторые миниатюры весьма загадочны – они не соответствуют тексту, однако, как считают исследователи, больше соответствуют исторической действительности. На этом основании было сделано предположение, что иллюстрации Радзивилловской летописи сделаны с другой, более достоверной летописи, не подверженной исправлениям переписчиков. Но на этом загадочном обстоятельстве мы еще остановимся.

Теперь о принятом в древности летосчислении. Во-первых, надо запомнить, что раньше новый год начинался и 1 сентября, и 1 марта, и только при Петре Первом, с 1700 года, – 1 января. Во-вторых, летосчисление велось от библейского сотворения мира, которое произошло раньше рождества Христова на 5507, 5508, 5509 лет – в зависимости от того, в каком году, мартовском или сентябрьском, произошло данное событие, и в каком месяце: до 1 марта или до 1 сентября. Перевод древнего летосчисления на современное – дело трудоемкое, поэтому были составлены специальные таблицы, которыми и пользуются историки.

Принято считать, что летописные погодные записи начинаются в «Повести временных лет» с 6360 года от сотворения мира, то есть с 852 года от рождества Христова. В переводе на современный язык это сообщение звучит так: «В лето 6360, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры почнем и числа положим».

Таким образом, летописец, по сути дела, устанавливал этой фразой год образования Руси, что само по себе представляется очень сомнительной натяжкой. Больше того, отталкиваясь от этой даты, он называет и ряд других начальных дат летописи, в том числе, в записи за 862 год, впервые упоминает Ростов. Но соответствует ли первая летописная дата истине? Каким образом летописец пришел к ней? Может, воспользовался какой-нибудь византийской хроникой, в которой это событие упоминается?

Действительно, византийские хроники зафиксировали поход Руси на Константинополь при императоре Михаиле Третьем, но дату этого события не называют. Чтобы вывести ее, русский летописец не поленился привести следующий расчет: «От Адама до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 лет и 1 год, а от Давида до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра Македонского 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до вышеупомянутого Михаила 542 года».

Казалось бы, этот расчет выглядит до того солидно, что проверять его – пустая трата времени. Однако историки не поленились – сложили названные летописцем цифры и получили не 6360-й, а 6314 год! Ошибка в сорок четыре года, в результате чего получается, что Русь ходила на Византию в 806 году. Но известно, что Михаил Третий стал императором в 842 году. Вот и ломай голову, где же ошибка: или в математическом расчете, или имелся в виду другой, более ранний поход Руси на Византию? Но в любом случае понятно, что использовать «Повесть временных лет» в качестве достоверного источника при описании начальной истории Руси нельзя. И дело не только в явно ошибочной хронологии. «Повесть временных лет» давно заслуживает того, чтобы посмотреть на нее критически. И некоторые самостоятельно мыслящие исследователи уже работают в этом направлении. Так, в журнале «Русь» (№ 3-97) был опубликован очерк К.Воротного «Кто и когда создал «Повесть временных лет?», в котором защитникам ее незыблемости задаются очень неудобные вопросы, приводятся сведения, ставящие под сомнение ее «общепризнанную» достоверность. Назовем только несколько таких примеров...

Почему о призвании варягов на Русь – таком важном историческом событии – нет сведений в европейских хрониках, где на этом факте обязательно бы заострили внимание? Еще Н.И.Костомаров отметил другой загадочный факт: ни в одной дошедшей до нас летописи нет упоминания о борьбе Руси с Литвой в двенадцатом веке – но об этом ясно сказано в «Слове о полку Игореве». Почему промолчали наши летописи? Логично предположить, что в свое время они были значительно отредактированы.

В этом отношении весьма характерна судьба «Истории Российской с древнейших времен» В.Н.Татищева. Имеется целый ряд доказательств, что после смерти историка она была значительно подправлена одним из основателей норманнской теории Г.Ф.Миллером, при странных обстоятельствах исчезли древние летописи, которыми пользовался Татищев. Позднее были найдены его черновики, в которых есть такая фраза: «О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведом был». Одна эта фраза заставляет по-новому посмотреть на «Повесть временных лет», положенную в основу большинства дошедших до нас летописей. Все ли в ней подлинно, достоверно, не умышленно ли уничтожали те летописи, которые противоречили норманнской теории? Настоящая история Древней Руси нам до сих пор не известна, ее приходится восстанавливать буквально по крупицам.

Итальянский историк Мавро Орбини в своей книге «Славянское царство», вышедшей в свет еще в 1601 году, писал:

«Славянский род старше пирамид и столь многочисленен, что населил полмира». Это утверждение находится в явном противоречии с историей славян, изложенной в «Повести временных лет».

В работе над своей книгой Орбини использовал почти триста источников, из которых нам известно не более двадцати – остальные исчезли, пропали, а может, были умышленно уничтожены как подрывающие основы норманнской теории и ставящие под сомнение «Повесть временных лет». В числе других использованных им источников Орбини упоминает недошедшую до нас летописную историю Руси, написанную русским историком тринадцатого века Иеремией. Исчезли и многие другие ранние летописи и произведения нашей начальной литературы, которые помогли бы ответить, откуда есть–пошла Русская земля.

Несколько лет назад впервые в России вышло в свет историческое исследование «Сакральное Руси» Юрия Петровича Миролюбова – русского историка-эмигранта, умершего в 1970 году. Он первым обратил внимание на «доски Изенбека» с текстом знаменитой теперь Влесовой книги. В своей работе Миролюбов приводит наблюдение другого эмигранта – генерала Куренкова, нашедшего в одной английской хронике такую фразу: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет... И пошли они за море к чужеземцам». То есть, почти дословное совпадение с фразой из «Повести временных лет»!

Ю.П.Миролюбов высказал очень убедительное предположение, что эта фраза попала в нашу летопись во время княжения Владимира Мономаха, женатого на дочери последнего англо-саксонского короля Гаральда, армия которого была разбита Вильгельмом Завоевателем. Этой фразой из английской хроники, через жену попавшую к нему в руки, как считал Миролюбов, и воспользовался Владимир Мономах, чтобы обосновать свои притязания на великокняжеский престол. Придворный летописец Сильвестр соответственно «поправил» русскую летопись, заложив в историю норманнской теории первый камень. С той самой поры, возможно, все в русской истории, что противоречило «призванию варягов», уничтожалось, преследовалось, пряталось в недоступных тайниках.

Теперь обратимся непосредственно к летописной записи за 862 год, в которой сообщается о «призвании варягов» и впервые упоминается Ростов, что само по себе представляется нам знаменательным:

«В лето 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Именно из этой записи проросла норманнская теория происхождения Руси, унижающая достоинство руcского народа. Но вчитаемся в нее внимательно. Ведь получается несуразица: изгнали новгородцы варягов за море, не дали им дани – и тут же обращаются к ним с просьбой владеть ими!

Где логика?

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!