Вопросы и задания для самопроверки 5 страница



Однако только многократного повторения явно недостаточно для отработки у умственно отсталых школьников навыка беглого чтения. Художественные тексты, помещенные в учебных книгах, хотя и доступны по содержанию, но не адаптированы с точки зре­ния языковых средств, поэтому учить беглому чтению детей специ­альной школы на этих текстах очень сложно.

Вот почему в 4—5-м классах можно вводить упражнения, ко­торые мы назвали «речевой разминкой». Данное название обус­ловлено тем, что, во-первых, чтение является одним из видов ре­чевой деятельности, поэтому сами упражнения можно считать речевыми. Во-вторых, тренировка в чтении специальных текс­тов, которые не связаны с основным произведением, изучаемым на уроке, проводится в начале занятия как разминка. В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточ­ках. Тексты могут быть одинаковыми для всего класса. Возмож-

161

ны и различные варианты для каждого ученика. Подбор текстов должен осуществляться с учетом нескольких требований:

• доступность содержания;

•            простота структуры слов и предложений, входящих в текст;

•     относительная занимательность сюжета;

•         объем, соответствующий возможностям ученика.

Как уже говорилось выше, «разминка» проводится в начале урока. Это помогает сохранению нужного настроя при чтении основного текста.

Примерная методика работы в период «разминки» может быть следующей:

1.                         Учащиеся читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух.

2.                    Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. Они обязательно должны выполнить установку, которую дал учитель.

3.                    По тексту каждого ученика всему классу задается один во­прос — либо учителем, либо читающим учеником.

4.     Ученики опенивают технику чтения своею товарища (мож­но с помощью «светофоров», например зеленый цвет — «5», желтый — «4», красный — «3»), комментируя свое суждение. Наи­более часто встречающаяся и аргументированная оценка выстав­ляется в журнал1.

Слабым чтецам предлагаются еще более упрощенные тек­сты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

Принимая во внимание, что у умственно отсталых учащихся и здесь проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочета­нию разных приемов чтения на одном и том же тексте. Для этого учитель заранее выделяет в тексте художественного произведения, с которым школьники должны работать в классе, те его части, ко­торые доступны для курсорного (синтетического) способа чтения. Весь остальной текст прочитывается дискурсшно (статорно, ана­литически), с разбором трудных слов, синтагм, предложений. По мере перехода учащихся из класса в класс объем текста, читаемого курсорно, увеличивают.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) можно использовать прием под-

1 Более подробно о «речевой разминке» и текстах к ней для 4 и 5-го классов см. в кн.: Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Подготовка детей с трудностями в обу­чении к овладению навыком беглого чтения. — М., 1987.

162

счета слов, прочитанных учениками за определенный промежу­ток времени. По команде учителя дети читают отрывок, предна­значенный для курсорного чтения, способом, который получил в методике название «жужжащего» чтения. Это не чтение про себя, когда очень трудно контролировать, читает ли ученик. «Жужжа­щее» чтение (его еще называют чтение «птичьим базаром») пред­полагает, что каждый школьник читает тихо, но вслух. По истече-нииГминуты школьники подсчитывают количество прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми результатами. Данный прием можно использовать в процессе «разминки» на специальных текстах или на некоторых абзацах текста основного произведения, являющегося темой урока. Следует только заме­тить, что введение замера скорости чтения, даже как тренировоч­ного упражнения, требует в условиях специальной (коррекцион-ной) школы предельной осторожности, чтобы не вызывать у детей негативной реакции, нарастания возбуждения и срывов.

Как уже говорилось выше, в формировании навыка беглого чтения большую роль играет смысловая догадка. Она не возникает сама собой. Умение прогнозировать отдельные слова, словосоче­тания, дальнейшее развитие сюжета формируется в результате обучения.

Специальная работа над развитием смысловой догадки очень важна, потому что у умственно отсталых детей любая ин­теллектуальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.

Для развития смысловой догадки следует по возможности (в зависимости от сложности текста) предлагать учащимся зада­ния типа:

—     Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе.

—      Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?

—   Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закон­чится рассказ?

—     Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено.

—    Закончите предложение.

—     Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.

—        Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.

Последние четыре типа заданий можно использовать на уро­ках русского языка в любом классе начиная с 3-го. Полезны тек-

163

сты, включенные в учебники по русскому языку и сопровождаю­щиеся грамматическим заданием. Чтобы сосредоточить внима­ние учащихся на смысловой стороне предложения, учитель про­сит сначала прочитать его про себя, а затем вслух с заполненны­ми пропусками, не делая остановок перед пропущенными слова­ми или словосочетаниями (Наступила дождливая ... . Дует холод­ный ....). Затем выполняется грамматическое или орфографичес­кое задание.

Упражнения подобного рода приучают детей прогнозировать одно-два слова, ориентируясь на контекст. При этом процесс чтения заметно убыстряется, так как ученик в момент произне­сения предыдущих слов мысленно успевает воссоздать последу­ющие слова. К сожалению, больших успехов в развитии смыс­ловой догадки у умственно отсталых учащихся ждать не прихо­дится, но при правильно организованной работе некоторые ре­зультаты вполне возможны.

Не менее важна для формирования навыка беглого чтения до­статочно развитая оперативная память. Она позволяет читающе­му помнить ранее прочитанные слова и весь контекст в целом. Умственно отсталые дети испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Ученики 1—2-го классов, про­читав второе слово предложения, могут забыть первое; записав одно слово из продиктованной фразы, не могут вспомнить ее ос­тальную часть. Последний недостаток характерен и для учащихся более старших классов.

Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографичес­кой грамотности полезны зрительные диктанты. Как вид рабо­ты их применяют на уроках грамматики и правописания в про­цессе орфографической пятиминутки. Этот прием, предложен­ный для формирования беглости чтения в массовой школе и не нашедший пока достаточного распространения, был апробирован несколькими учителями русского языка, работающими в специ­альных школах различных регионов России. Положительные результаты, выразившиеся в улучшении техники чтения и гра­мотности письма, позволили нам включить этот прием в мето­дику работы и сформулировать некоторые рекомендации:

1.                   Зрительные диктанты следует проводить регулярно на каждом уроке письма в течение двух-трех месяцев (можно повто­рять этот прием дважды).

2.                  Длительность этого вида работы не должна превышать 5 мин.

■",,■ ■_

164

3.                   В качестве речевого материала для диктанта следует ис­пользовать одно предложение, постепенно увеличивая общее ко­личество букв в нем1.

4.                    На начальном этапе работы объем предложения может составлять 8—14 букв (Падают снежинки) и постепенно увеличи­ваться, но не более чем до 40 букв (Лесная поляна покрыта пушис­тым снегом).

5.                   Предложение, написанное на доске (еще лучше — на карточке), прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени, которое отводится на открытую экспози­цию в начале работы, составляет 20—16 с, в конце ее — 12—8 с.

6.                   Предложение закрывается, а учащиеся проговаривают его по слогам перед записью.

7.                    Если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия.

8.                    Если некоторые учащиеся не запомнили речевой мате­риал, его предлагают для нового прочтения только им, но уже по индивидуальной карточке.

9.                     После окончания работы предложение на доске откры­вают, и школьники сверяют свои записи.    *

10.     Если многие дети не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложе­ние предъявляется вторично на следующем уроке.

11.     Речевой материал для зрительных диктантов подбирают, сообразуясь с изучаемыми и уже пройденными орфографически­ми правилами. Однако не следует бояться наличия слов с еще не­знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие слова и мо­торное его воспроизведение могут опережать изучение соответству­ющего орфографического правила и облегчать его усвоение.

12.    Наиболее оптимальные периоды для проведения серии та­ких диктантов — 4—5-й классы, когда осуществляется подготови­тельная работа к беглому чтению, а многие орфограммы уже пройдены. Так же, как при чтении на время, необходимо воздер­живаться от упреков в адрес детей, которые не могут уложиться в отведенный срок, отмечать даже минимальные успехи, использо-иать более короткие предложения, записанные на индивидуаль­ных карточках.

- ■

1 Материал дня зрительных диктантов опубликован в ранее названном посо­бии А.К. Аксеновой и Н.Г. Галунчиковой.

165

 

Выразительность чтения

•i

Выразительность чтения — это такое качество чтения, при кото­ром с помощью различных средств интонации наиболее полно пере­дается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Лингвисты определяют интонацию как «совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмо­ционально-волевую стороны и проявляющихся в последова­тельных изменениях высоты тона..., ритма речи..., темпа речи..., силы звучания..., внутрифразовых пауз... и общего тембра выска­зывания»1.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в кни­гах для чтения, так и на основе специально подобранных уп­ражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.

Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

1.      Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скорого­ворок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в 1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции и правильного дыхания.

Для того чтобы эти упражнения бьши эффективны, учитель должен придерживаться утрированно четкой артикуляции одно­го изучаемого звука или оппозиционных фонем. При этом ис­ключается скандированное чтение:

Репка выросла на грядке — Значит, все у нас в порядке. Засела в грядке редка Крепко-крепко.

2.      Хоровое чтение — для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя. Материалом для упражнений подобного рода могут служить предложения из читаемого текста или четверостишия, использу­емые на физкультминутках. Так, для формирования умения ре­гулировать силу голоса в соответствии со смыслом произносимого текста дети заучивают стихотворение, произнося его во время пауз на уроках чтения и сопровождая движениями.

1 : V

1 Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. — М., 1984. — С. 143.

166

Например, дети изображают мышей, произносят слова почти шепотом, складьшают ладошки,, прижимают их к груди и приседа­ют все ниже и ниже:                                                                                                                                                                                                                                                                                          .    ■. . ,

Тише, тише, тише, тише! ™"M?«^«I» оып Наш усатый кот на крыше! ""Т** ^'^Р

В другом случае школьники имитируют поезд: двигают руками, как сцеплениями колес, гудят, поднося полусжатые кулачки ко рту, и громко приговаривают, то замедляя, то убыстряя темп речи:

л ■ • Так-так-так, так-так-так,  ' ■ : ■ ■. ■.

>. ■ ■■ 1 Все колесики стучат.                                                                                                                • * '■■ ■ ■

Т.

|i4i'-''W-rv-rv-rv-rv-rv-rv:4O!"irci:ff 1!CjHI'"^H ^эои^эр ' ■ ■    Белку встретим мы в лесу.

Хоровое воспроизведение интонаций учителя закладывает уже с начала обучения ребенка в школе ту основу, опираясь на кото­рую, в дальнейшем можно на более осознанном уровне работать над выразительностью чтения.

3. Подражание образцу выразительного чтения. Данный прием в младших классах специальной школы является веду­щим. При этом образец выразительного чтения дает в первую очередь сам учитель. Как показали исследования студентов МГОПУ, чтение учителя не может быть равноценно заменено грамзаписью с исполнением произведения даже известным чте­цом. Умственно отсталым детям важно не только слушать текст, но видеть мимику, жесты читающего. Прослушивание грамза­писи оказывает влияние на выразительность чтения школьников только тогда, когда произведение разобрано и дети предпринима­ли попытки выразительно прочитать его. В этом случае сравнение чтения текста артистом и самими школьниками помогает им глуб­же понять, образнее представить смысл произведения и вырази-тельнее передать его.

Уже первые предложения в букваре становятся материалом для тренировки учащихся в выразительном произнесении фра­зы. Поскольку по слогам нельзя читать выразительно, учитель обращается к хоровому или индивидуальному воспроизведению фраз, когда дети отраженно, вслед за взрослым, произносят пред­ложения текста. Нас. 3] букваря' первоклассники читают: «Мама, мама! Оса!» После неоднократного прочтения по слогам, опираясь

 

.

■...■■

1 Воронкоеа В.В., Коломыткина KB, Букварь для вспомогательной школы. — М,, 1992.

167

на образец, они имитируют мелодику восклицательного предло­жения (в данном случае — восходящая интонация), выделяют го­лосом, так же как учитель, два логических центра: один — громко­стью произнесения («Мама, мама!»), другой — громкостью и дли­тельностью звучания («Оса!»), соблюдают смысловую паузу между логическими центрами:

■-, Мама, | мама! ]| Оса!

4.   Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения. Данный прием используется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать доста­точно бегло.

В процессе подготовительной работы внимание школьников обращают также на то, что внутри диалога могут быть слова ав­тора и что читать их должен ученик, исполняющий эту роль. По­скольку выделение слов автора для умственно отсталых детей — дело достаточно трудное, начинать эту работу можно в 3-м классе с чтения диалогов из учебника, либо напечатанных на индивиду­альных карточках, либо написанных на доске. Слова каждого действующего лица в этом случае пишут разным цветом. Такого же цвета полоски получают ученики, которые будут исполнять определенные роли. После первого чтения сильными учащимися полоски передают другим детям; обращается внимание на недо­статки, которые присутствовали в первом чтении, и диалог вос­производится еще раз. Когда будет достигнута ориентация в тек­сте и ученики не станут прочитывать авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь привлекают к книге. Школьни­ки отыскивают авторские слова в том же диалоге, но напечатан­ном в учебнике, и прочитывают его по ролям еще раз. Эти при­емы используются до тех пор, пока ученики не научатся сразу ориентироваться по книге. Для создания реальности обстановки, в которой происходит диалог действующих лиц, желательно ис­пользовать некоторые элементы сценического реквизита: детали одежды, мебели, полумаски зверей и др.

5.      Специальные упражнения на формирование умения со­знательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств. Методика их проведения подробно описана М.Ф. Гнез-диловым (см. список литературы в конце главы). Следует заме­тить, что подготовка детей к выразительному чтению должна на-

168

чинаться с 1-го класса, несмотря на то что в этот период они чи­тают по слогам. При систематической работе первоклассники к концу года могут научиться вполне осознанно соблюдать син­таксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно. Ряд других интонационных компонентов отрабатывается при ответах на вопросы. Детей можно тренировать в воспроизведении тона голоса в зависимо­сти от цели высказывания. Так, после чтения рассказа «Гуси» по букварю дети по заданию учителя выражают интонацией приказание или просьбу в предложении «Миша, гони их с луга!», недовольство, обиду, возмущение гусей в предложении «Гуси: га-га-га».

Во 2-м классе школьники могут, следуя за интонацией учителя, содержащейся в его вопросе, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром. Это не чначит, что уже на данном этапе обучения дети сознательно работают над логическим ударением. Данное умение формируется постепенно, в процессе специальных упражнений. Внимание детей заостряют на том слове, в котором заключен ответ на вопрос. Например, работая над статьей Г.А. Скребицкого и U.B. Чаплиной «Лес осенью»1, можно провести часть урока сле­дующим образом:

— Когда лес был зеленый? Ответьте одним словом.

—  Летом.

—    Правильно. А теперь ответьте полным предложением, вы­делив голосом слово летом. Послушайте еще раз, как я спраши-иаю: когда лес был зеленый?

— Летом лес был зеленый. (Лес был зеленый летом.)

Если у школьников не получается правильное интонирование, учитель произносит предложение сам, а дети повторяют. Затем ра­бота продолжается:

—     Когда березки и клены были желтые? Как вы ответите од­ним словом?

—    Осенью.

—     Повторите ответ на вопрос полным предложением. Не за­будьте выделить слово осенью. Когда березки и клены были жел­тые?

—   Осенью березки и клены были желтые.

—     Посмотрите, какое слово употреблено в рассказе вместо слова осенью.

.1_____

1 См.: Барская Н.М., Ильина СЮ. Книга для чтения: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. — М., 1993. — С. 19.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!